ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки Дело А61-60/2018
20 августа 2018 года
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2018 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2018 года
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Афанасьевой Л.В., Белова Д.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пучиновой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: <...>, апелляционную жалобу акционерного общества энергетики и электрификации «Севкавказэнерго» на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия – Алания от 04.06.2018 года по делу № А61-60/2018 (судья Сидакова З.К.),
по заявлению акционерного общества энергетики и электрификации «Севкавказэнерго» (ОГРН <***>, ИНН <***>, РСО-Алания, <...>)
к Службе государственного жилищного и архитектурно-строительного надзора РСО-Алания (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании от Службы государственного жилищного и архитектурно-строительного надзора РСО-Алания - ФИО1 по доверенности от 23.03.2018,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «энергетики и электрификации «Севкавказэнерго» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд РСО-Алания с заявлением к Службе государственного жилищного и архитектурно-строительного надзора РСО-Алания (далее – служба), о признании незаконным и отмене постановления от 19.12.2017 за №133/7 о привлечении к административной ответственности по ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Арбитражный суд РСО-Алания в удовлетворении заявления общества, отказал.
Судебный акт мотивирован тем, что общество нарушило порядок ограничения и приостановления предоставления коммунальной услуги по электроснабжению, установленный подп. «а» и «в» пункта 119 Правил № 354, что является нарушением режима обеспечения потребителя коммунальными услугами.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя. В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что ненадлежащее вручение уведомления об ограничении электрической энергии произошло по вине сотрудников отделения ФГУП «Почта России», в связи с чем общество не может быть признано виновным в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу служба просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апеллянт одновременно ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. В обоснование ходатайства апеллянт ссылается на позднюю публикацию обжалуемого решения в сети интернет.
Согласно части 3, 4 статьи 113 АПК РФ процессуальные сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни. Течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало процессуального срока.
В соответствии с приказом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.06.2011 № 66 (далее – Приказ № 66) тексты судебных актов в полном объеме должны быть размещены в информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел» через 24 часа с момента их подписания и передачи из систем автоматизации судопроизводства.
Несвоевременное размещение судом первой (апелляционной) инстанции судебного акта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не продлевает срока на апелляционное (кассационное) обжалование, но при наличии соответствующего ходатайства заявителя является основанием для восстановления пропущенного срока.
Для обжалования данного решения ст. 211 Кодекса предусмотрен десятидневный срок со дня вынесения решения в полном объеме.
Обжалуемый судебный акт в полном объеме изготовлен 04.06.2018 и опубликован в информационно-коммуникационной сети интернет 09.06.2018.
Таким образом, десятидневный срок подачи апелляционной жалобы с момента опубликования обжалуемого решения в сети интернет и с учетом выходных дней истекал 25.06.2018. Как видно из штампа суда на апелляционной жалобе она поступила в суд первой инстанции 25.06.2018, то есть в последний день истечения срока подачи жалобы с момента опубликования обжалуемого решения в сети интернет.
Исследовав материалы дела с учетом того, что апеллянтом не пропущен шестимесячный срок, предусмотренный ст. 259 АПК РФ, в целях реализации права на обращение в арбитражный суд, обеспечения доступности правосудия и равноправия сторон, суд считает необходимым восстановить пропущенный по уважительной причине срок на подачу апелляционной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, о месте и времени проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в судебное заседание не явились, представителей не направили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, на основании распоряжения от 14.11.2017 № 397 по обращению ФИО2 службой проведена проверка соблюдения обществом обязательных требований к предоставлению жилищно-коммунальных услуг гражданам.
В ходе проверки установлено, что предоставление коммунальной услуги электроснабжения потребителю ФИО2, проживающей в квартире №33, доме № 275 по улице Леваневского в городе Владикавказе, приостановлено без вручения письменного предупреждения (уведомления) потребителю, что является нарушением требований пункта 119 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Основанием для приостановления поставки ФИО2 электроэнергии послужило наличие задолженности по оплате коммунальной услуги в размере 21 934 руб.
Результаты проведенной службой проверки оформлены актом проверки от 01.12.2017 № 917.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Общества протокола № 133 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
Протокол составлен в отсутствие представителя общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте его составления уведомлением от 05.12.2017 № 01-08/2531, врученным обществу нарочно 06.12.2017.
Определением от 08.12.2017 № 133/17 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 10 час. 40 мин. 19.12.2017.
Определение получено обществом 12.12.2017.
19.12.2017 по результатам рассмотрения дела службой вынесено постановление № 133/17 о признании общества виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, и назначении административного штрафа в размере 10 000 руб.
Считая, что постановление о наложении штрафа является недействительным, общество обратилось в суд с заявлением.
Разрешая заявленный спор при изложенных выше обстоятельствах, суд первой инстанции, пришел к правильному выводу, что общество нарушило требования закона в области предоставления услуг по подаче электроэнергии, а административный орган правильно с соблюдением процессуальных норм привлек его к административной ответственности.
Согласно статье 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, являются права потребителей (граждан), а непосредственным предметом посягательства - утвержденные нормативы и режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, образуют действия либо бездействие лица, повлекшие нарушение установленного нормативного уровня либо режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектом правонарушения по данной статье являются должностные и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Целью установления административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ является защита интересов населения в области коммунального обслуживания.
В силу статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Из пункта 1 статьи 540 Гражданского кодекса РФ следует, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 Гражданского кодекса РФ.
Согласно пункту 2 Правил № 354 утвержденных Правительством Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 (далее – Правила №354) предусмотрено, что потребителем коммунальных услуг является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением.
Исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В силу пункта 2 Правил № 354, под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Согласно подпунктам «в» и «г» пункта 3 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1; предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.
В силу подпункта «а» пункта 117 Правил № 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами.
Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения (абзац 1 пункта 118 Правил № 354).
В соответствии с пунктом 119 Правил № 354, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке: исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищнокоммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи; при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги; при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.
В соответствии с пунктом 9 Приложения № 1 к Правилам № 354 должно обеспечиваться бесперебойное круглосуточное электроснабжение в течение года.
Таким образом, Правила № 354 предусматривают обязательный для соблюдения исполнителем коммунальной услуги порядок ограничения (приостановления) предоставления коммунальной услуги, а также наличие оснований для приостановления (ограничения) предоставления коммунальной услуги. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи.
Согласно материалам дела, основанием для привлечения общества к административной ответственности явилось нарушение обеспечения населения коммунальными услугами, в частности, тем, что отключение произведено без вручения собственнику письменного предупреждения (уведомления) о предстоящем ограничении.
Исходя из представленного в материалы дела почтового уведомления о направлении в адрес ФИО3 предупреждения о приостановлении услуги «электроэнергия», усматривается, что она не извещена надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 32 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации приказом от 31.07.2014 г. № 234 "Об утверждении правил оказания услуг почтовой связи (далее - Правила) почтовые отправления (почтовые переводы) доставляются (выплачиваются) в соответствии с указанными на них адресами или выдаются (выплачиваются) в объектах почтовой связи. В ячейки абонентских почтовых шкафов, почтовые абонентские ящики, ячейки абонементных почтовых шкафов, почтовые шкафы опорных пунктов опускаются в соответствии с указанными на них адресами, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи: простые почтовые отправления; извещения о регистрируемых почтовых отправлениях и почтовых переводах; извещения о простых почтовых отправлениях, размеры которых не позволяют опустить их в ячейки почтовых шкафов; простые уведомления о вручении почтовых отправлений и выплате почтовых переводов.
Согласно пункту 34 Правил при неявке адресата за почтовым отправлением и почтовым переводом в течение 5 рабочих дней после доставки первичного извещения ему доставляется и вручается под расписку вторичное извещение.
Не полученные адресатами (их уполномоченными представителями) регистрируемые почтовые отправления и почтовые переводы возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено договором между оператором почтовой связи и пользователем.
Из почтового уведомления, представленного обществом в доказательство надлежащего уведомления ФИО3 о предстоящем отключении электроэнергии в связи с неуплатой задолженности усматривается, что отделением почты не соблюдены вышеуказанные правила, что свидетельствует о ненадлежащем извещении потребителя.
Доказательств надлежащего уведомления потребителя о приостановлении предоставления коммунальной услуги по электроснабжению материалы дела не содержат.
В случае невозможности по тем или иным причинам соблюсти установленный порядок, у исполнителя не возникают правовые основания для ограничения предоставления коммунальной услуги. В этом случае исполнитель услуг вправе пользоваться иными способами работы с лицами, не исполнившими обязанность по внесению платы, в том числе путем реализации обязанности, предусмотренной подпунктом "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416, вести претензионную и исковую работу в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Таким образом, общество нарушило требования подпункта «а» пункта 119 Правил №354.
Факт нарушения Правил № 354 подтверждается актом проверки и протоколом об административном правонарушении.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Доказательств принятия обществом всех зависящих от него мер для недопущения вменяемого ему правонарушения в материалы дела также не представлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что общество не виновато в том, что почта не известила надлежащим образом, не доставило абоненту уведомление о предстоящем ограничении, подлежит отклонению, так как общество не имело право без наличия у него сведений о надлежащем извещении лица (собственника) о предстоящем ограничении поставки электроэнергии совершать указанные действия, а надлежащим образом извещенным, в соответствии с КоАП РФ, лицо может быть признано в том случае, если на момент совершения оспариваемых действий лицо, которое обязано известить о совершении им этих действий, владело информацией о надлежащем извещении этого лица о совершаемых в отношении него действиях, в данном случае об ограничении подачи электроэнергии. При этом, не имеет значения каким способом это лицо было извещено: путем направления телеграммы, почтового извещения, путем оформления телефонограммы либо иным способом, при условии, что эти способы обеспечивают возможность фиксации факта извещения. При отсутствии указанных обстоятельств лицо не может быть признано извещенным надлежащим образом.
Нарушение Почтой России Правил оказания услуг почтовой связи не снимает с общества обязанности по надлежащему извещению лица о предстоящем ограничении поставки электроэнергии, и в отсутствие у него таких сведений оно не имело право ограничивать предоставление коммунальной услуги.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении не имеется, поэтому апелляционная жалоба общества не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании постановлений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, в связи с чем вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
восстановить срок подачи апелляционной жалобы.
Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия – Алания от 04.06.2018 года по делу № А61-60/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий С.А. Параскевова
Судьи Л.В. Афанасьева
Д.А. Белов