ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А62-1322/2022 от 26.10.2022 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула Дело № А62-1322/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 26.10.2022

Постановление изготовлено в полном объеме 26.10.2022

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Большакова Д.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Тяпковой Т.Ю., при участии представителя истца – индивидуального предпринимателя Еремеева Андрея Федоровича (ОГРНИП 318246800002322, ИНН 245501340544) – Чучунова А.С. (доверенность от 15.03.2022 № 2, паспорт, диплом), в отсутствие представителей ответчиков – департамента Смоленской области по социальному развитию (ОГРН 1046758309509, ИНН 6730052450) и государственного учреждения – отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Смоленской области (ОГРН 1026701434539, ИНН 6730011729), а также третьего лица – Демидова Владимира Викторовича (Смоленская обл., Сычевский район, д. Юшино), извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования информационной системы «Картотека арбитражных дел» (веб-конференция), апелляционную жалобу департамента Смоленской области по социальному развитию на решение Арбитражного суда Смоленской области от 27.07.2022 по делу № А62-1322/2022 (судья Красильникова В.В.),

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Еремеев Андрей Федорович (далее – предприниматель) обратился в арбитражный суд с иском к департаменту Смоленской области по социальному развитию (далее – департамент) и государственному учреждению – отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Смоленской области (далее – отделение) о взыскании компенсации в сумме 453 210 руб. за изготовление и установку памятника Герою Социалистического труда Демидовой Марии Александровне.

Определением суда от 21.04.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Демидов Владимир Викторович.

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 27.07.2022 исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, департамент Смоленской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить полностью, принять по делу новое решение и освободить департамент Смоленской области от уплаты государственной пошлины. В обоснование своей позиции указывает на то, что уполномоченным органом по спорным выплатам являются территориальные органы Пенсионного фонда, поскольку именно они являются получателями средств федерального бюджета, выделяемых для реализации задач, переданных субъекту Российской Федерации, в данном случае финансирование расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробия). Обращает внимание на то, что департамент не является стороной договора от 01.07.2021.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22.03.1966 № 4646 VI Демидовой М.А., 1937 года рождения, присвоено звание Героя Социалистического Труда, что подтверждается Архивной справкой от 20.04.2021 № 5395-С.

Демидова М.А. умерла 19.11.2007, что следует из повторного свидетельства о смерти 11-МП 550733 от 09.02.2021.

Справкой от 09.02.2021 № 139 отдела городского хозяйства Муниципального образования «Сычевский район Смоленской области» подтверждается, что Демидова М.А, 1937 года рождения, умершая 19.11.2007, захоронена в г. Сычевка Смоленской области на городском кладбище № 1. Установка надгробного памятника постоянного образца не производилась.

Согласно справке от 29.04.2021 № 155 Военного комиссариата Смоленской области выплата денежной компенсации за изготовление и установку надгробного памятника родственникам, законным представителям или иным лицам, взявшим на себя обязанность по увековечиванию памяти погибшего (умершего) 19.11.2007 Демидовой М.А., военным комиссариатом Смоленской области не производилась.

Демидов В.В., родившийся 13.10.1955, приходится Демидовой М.А. сыном, что следует из нотариально заверенной копия повторного свидетельства о рождении 1-МП № 839075 от 09.02.2021, нотариально заверенной копии паспорта Демидова В.В.

Между предпринимателем и Демидовым В.В. был заключен договор от 01.07.2021 на оказание услуг и выполнение работ по установке надгробия на могиле умершего героя Социалистического труда за счет средств федерального бюджета.

Согласно пункту 2.3 договора заказчик передал исполнителю право требования оплаты надгробия в отношениях с государственными органами в рамках программы установки надгробия Героям Социалистического труда в соответствии с частью 2 статьи 6.1. Федерального закона от 09.01.1997 № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам Ордена Трудовой Славы».

Стоимость работ определена сторонами в сумме 453 210 руб. (пункт 3.1 договора), работы и услуги по установке надгробия на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического труда определены в сметах, согласованной заказчиком, является твердой договорной и изменению не подлежит (пункт 3.2 и 3.3 договора).

Пунктами 1.2 и 1.3 договора определено, что установка надгробия на могиле умершего осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 № 740 «О надгробии, сооружаемом на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации и полного кавалера ордена Трудовой Славы за счет средств федерального бюджета» в срок до 30.11.2021. Надгробие устанавливается на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда Демидовой М.А. на кладбище г. Сычевка Смоленской области (пункт 1.4 договора).

Исполнитель в соответствии с договором выполнил работы по изготовлению и установке надгробных памятников в полном объеме, о чем составлен акт приемки выполненных работ по изготовлению и установке надгробия умерших от 20.07.2021.

В адрес департамента 31.08.2021 поступило обращение предпринимателя, которым он просил произвести оплату за изготовление и установку надгробия на могиле умершего Героя Социалистического Труда Демидовой Марии Александровны в размере 453 210 руб., с приложением заявления Демидова В.В.; договора; сметы; акта приемки выполненных работ; справку из администрации; нотариально заверенной копии свидетельства о смерти Демидовой М.А.; архивной справки, подтверждающей звание Героя Социалистического Труда Демидовой М.А.; нотариально заверенной копией свидетельства о рождении Демидова В.; нотариально заверенной копии паспорта Демидова В.В.; фотографии; учредительных документов предпринимателя; счета, счета-фактуры.

Департамент письмом от 27.09.2021 № 5-6442 отказал в перечислении денежных средств в связи с тем, что изготовление и установка надгробия производится специализированными предприятиями, при этом способ определения поставщика определяется на конкурсной основе.

Предприниматель обратился в департамент с претензией от 14.10.2021, что следует из почтовой квитанции от 14.10.2021 и описи вложения в почтовое отправление, которая оставлена без ответа.

Неисполнение требований департаментом явилось основанием для обращения предпринимателя в суд с иском.

Рассматривая заявление и удовлетворяя его, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 09.01.1997 № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» (далее – Закон № 5-ФЗ) сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы надгробия установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти образца производится за счет средств федерального бюджета. Дополнительные расходы, связанные с изменением установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти образца надгробия, оплачиваются семьей умершего (погибшего) или организацией-спонсором.

В силу частей 1 – 3 статьи 7 Закона № 5-ФЗ расходы, связанные с реализацией статьи 6.1 настоящего закона, финансируются за счет предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации.

Средства федерального бюджета, передаваемые для финансирования указанных расходов, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и перечисляются Пенсионным фондом Российской Федерации через свои территориальные органы в бюджеты субъектов Российской Федерации: 1) в январе – феврале текущего года – в порядке авансирования в размере одной шестой части годовых назначений, установленных бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации; 2) с 1 марта текущего года – после представления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Пенсионный фонд Российской Федерации до 20-го числа каждого месяца заявок и отчетов о фактически произведенных расходах по видам льгот, с учетом оставшихся неиспользованными средств.

Пенсионный фонд Российской Федерации представляет в Министерство финансов Российской Федерации не позднее 25-го числа каждого месяца данные о фактически произведенных расходах, связанных с реализацией Закона № 5-ФЗ, и потребности в средствах на следующий месяц.

В развитие Закона № 5-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 05.12.2006 № 740 (далее – Постановление № 740), которым определены образец надгробия, сооружаемого на могиле умершего (погибшего) Героя, и уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий компенсацию затрат на изготовление и установку таких надгробий.

Согласно пункту 2 Постановления № 740 финансирование расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробия, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации.

Средства федерального бюджета, передаваемые на финансирование расходов, связанных с сооружением надгробия, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и перечисляются Пенсионным фондом Российской Федерации через его территориальные органы в бюджеты субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 7 Закона № 5-ФЗ.

Указанные средства зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации на счета органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, уполномоченными органами по компенсационным выплатам в данном случае являются территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации как получатели средств федерального бюджета, выделяемых для реализации задач, переданных субъекту Российской Федерации (финансирование расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробия).

Учет операций по использованию средств, предусмотренных на финансирование расходов, указанных в пункте 2 настоящего Постановления, производится на лицевых счетах получателей средств субъектов Российской Федерации, открытых уполномоченными органами в органах Федерального казначейства, при осуществлении кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации.

Для определения порядка взаимодействия между администрацией Смоленской области и управлением Пенсионного Фонда России по Смоленской области заключено соглашение от 20.07.2020 № МТ-09-31/сог/112 о реализации мер социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда, героев Труда Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы (действующее на момент спорных правоотношений).

При этом, поскольку из указанных нормативных положений следует, что выплата спорной компенсации возможна лишь в результате соответствующих согласованных действий департамента и фонда, суд первой инстанции обосновано посчитал, что указанные предпринимателем лица являются надлежащими ответчиками по настоящему делу.

В силу положений статей 5 и 6 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предприниматель, принявший на себя обязательство по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), обоснованно признан уполномоченным лицом, которое может заявить о выплате в его адрес сумм, подлежащих компенсации родственникам Героев Социалистического Труда за счет средств федерального бюджета.

Нормативными актами, в том числе Законом № 5-ФЗ и Постановлением № 740, в состав подлежащих компенсации средств включены расходы родственников Героев Социалистического Труда по изготовлению и установке надгробий. Процесс установки надгробий на могилах безусловно предполагает факт перемещения изготовленного памятника от места изготовления до места установки, равно как и процесс погрузки/выгрузки надгробного памятника значительного веса с сохранением полировки. Указанные расходы согласно смете отнесены сторонами договоров к транспортным, без них установка надгробия невозможна.

Доводов и доказательств относительного того, что изготовление надгробия происходило в непосредственной близости от места захоронения, что позволило бы избежать спорных расходов, заявлено и представлено не было.

Факт выполнения предпринимателем обязательств по установке памятника согласно заключенному договору подтвержден и ответчиками не оспаривается.

В обоснование выплаты в его пользу стоимости оказанных услуг, связанных с изготовлением, транспортировкой и установкой памятника, предприниматель сослался на утвержденную между ним и родственником Героя Социалистического Труда смету, согласно которой расходы, подлежащие оплате родственником (заказчиком) в адрес предпринимателя, и, соответственно, возмещению за счет средств федерального бюджета, составляют 453 210 руб.

Сметой от 01.07.2021, актом приемки выполненных работ подтверждается размер обязательств родственника Героя Социалистического Труда перед предпринимателем, связанных с оплатой за изготовление, доставку, разгрузку, погрузку, перенос памятника к месту установки, оказание услуг крана, подлежащих возмещению за счет средств федерального бюджета.

Доказательств, опровергающих факт изготовления и установки надгробия на месте, несоответствия заявленных цен по доставке, разгрузке, погрузке, перемещению памятника к месту установки, услугам крана, рыночным ценам ответчиками не представлено.

Напротив, материалами дела (договором, сметой от 01.07.2021, актом приемки выполненных работ от 20.07.2021, фототаблицей) подтверждаются факт несения предпринимателем расходов по изготовлению и установке надгробия, размеры которого не превышают установленные Постановлением № 740, а также сумма понесенным им затрат. Доказательств, опровергающих факт изготовления и установки надгробия, а также несения соответствующих затрат, не представлено.

С учетом сказанного, а также того, что сооружение (изготовление и установка) на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда надгробия установленного образца за счет средств федерального бюджета является гарантируемой государством льготой, то в силу перечисленных выше нормативных правовых актов у уполномоченных органов была обязанность компенсировать родственнику Героя Социалистического Труда расходы в полном объеме или, суд первой инстанции правомерно посчитал, что в рассматриваемом случае уполномоченные органы обязаны произвести выплату спорной суммы в пользу предпринимателя.

При этом суд справедливо обратил внимание на то, что законодатель не ограничивает, во-первых, уступку права соответствующего требования (в частности, возмещение расходов на изготовление и установку надгробия) непосредственно лицом, имеющим право на соответствующую льготу, и, во-вторых, выбор заказчиком изготовителя надгробного памятника. Единственным требованием, предъявляемым законодателем к исполнителю, является то, что изготовление надгробия осуществляется специализированными предприятиями.

Как установлено судом на основании сведений, размещенных в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности истца является организация похорон и предоставление связанных с ними услуг (код ОКВЭД 96.03), в качестве дополнительного – резка, обработка и отделка камня для памятников (код ОКВЭД 23.70.2), что соответствует специализации деятельности истца на изготовлении надгробий (памятников).

Таким образом, предприниматель, принявший на себя обязательство по изготовлению и установке надгробного памятника по поручению родственника умершего Героя, в силу указанных выше нормативных актов признается уполномоченным лицом на совершение поименованных в законе действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов.

Довод отделения, указанный в суде первой инстанции, и довод департамента, изложенный им в апелляционной жалобе, о том, что они не являются стороной по договору между истцом и третьим лицом, а значит, не несут обязанности по возмещению расходов в пользу предпринимателя, справедливо не принят во внимание судом первой инстанции на основании того, что право на льготу у Демидова В.В. подтверждено истцом документально и не оспорено. При этом право требования компенсации за установку памятника в силу положений пункта 2.3 договора от 01.07.2021 передано Демидовым В.В. в пользу предпринимателя, что не противоречит закону и в соответствии с положениями статей 382 – 384 Гражданского кодекса Российской Федерации свидетельствует о приобретении предпринимателем права требования с уполномоченного органа компенсации расходов на установление надгробия в том объеме и на тех условиях, которые существовали у Демидова В.В. как сына Героя Социалистического труда.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что у ответчиков отсутствовали правовые основания для отказа в выплате компенсации. Сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического труда надгробия установленного образца за счет средств федерального бюджета является гарантируемой государством льготой, следовательно, в силу перечисленных выше нормативных правовых актов у уполномоченных органов имеется обязанность компенсировать истцу расходы по изготовлению и установке памятника в установленном законом порядке.

Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2021 № 304-ЭС21-22344.

Указание в апелляционной жалобе департамента на то, что он не является надлежащим ответчиком по делу, подлежит отклонению на основании пункта 2 Постановления № 740, согласно которому в процессе финансирования спорных расходов взаимодействуют как территориальные органы Пенсионного фонда России, так и орган соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Доводы подателя жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.

Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 27.07.2022по делу № А62-1322/2022 оставить без изменения, а апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи

Е.Н. Тимашкова

Д.В. Большаков

Е.В. Мордасов