АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
27 мая 2019 года | Дело № А62-2031/2018 | ||
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2019 года | г. Калуга | ||
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судьи | Ермакова М.Н. | |
судей | Бутченко Ю.В. | |
ФИО1 | ||
при ведении протокола судебного заседания помошником судьи при участии в заседании: от АО «Сафоновский завод гидрометеорологических приборов» 215500, Смоленская обл., г.Сафоново ОГРН <***> от МИФНС России № 4 по Смоленской области 215500, Смоленская обл., г.Сафоново, ул. Советская, д.60 ОГРН <***> | ФИО2 ФИО3 – представитель, дов. от 07.05.19г. б/н ФИО4 – представитель, дов. от 07.05.19г. б/н Рубана В.В. – представитель, дов. от 14.02.19г. б/н |
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области кассационную жалобу МИФНС России № 4 по Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 21.08.18г. (судья В.В.Красильникова) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.19г. (судьи Е.Н.Тимашкова, Н.В.Еремичева, В.Н.Стаханова) по делу № А62-2031/2018,
У С Т А Н О В И Л :
Акционерное общество «Сафоновский завод гидрометеорологических приборов» (далее - Общество) обратилось в суд с заявлением о признании частично недействительным решения МИФНС России № 4 по Смоленской области (далее – налоговый орган) от 25.12.17г. № 120.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Общество в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения.
В соответствии с ч.1 ст.286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Рассмотрев доводы жалобы и отзыва, выслушав представителей сторон, поддержавших доводы жалобы и отзыва, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, оспариваемый ненормативный правовой акт принят налоговым органом по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки (акт от 08.09.17г. № 22). Основанием для доначисления налога на добавленную стоимость в размере 9378000 руб., пени в размере 1329005,00 руб. и привлечения Общества к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ за неполную уплату НДС в виде штрафа в размере 468900 руб. явился вывод налогового органа о завышении Обществом налоговых вычетов при исчислении налога на добавленную стоимость по взаимоотношением с ООО «Трансбуртех», поскольку налоговый орган посчитал хозяйственные связи Общества с указанным контрагентом нереальными, а документооборот - формальным
Решением УФНС России по Смоленской области от 20.02.18 г. № 27 решение налогового органа было оставлено в силе, после чего Общество обратилось с настоящим заявлением в суд.
Удовлетворяя заявление Общества, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии со ст.ст.143, 146 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели являются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость при совершении ими операций по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
На основании п.4 ст.166 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется налогоплательщиками по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с п.п.1 - 3 п.1 ст.146 НК РФ, момент определения налоговой базы которых, установленный ст.167 Кодекса, относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.
В соответствии с п.1 ст.171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст.166 Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
В силу п.п.1 п.2 ст.171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и перевозки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных п.2 ст.170 НК РФ; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Вычетам подлежат, если иное не установлено ст.172 НК РФ, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
В силу п.1 ст.169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса.
Пункт 5 ст.169 НК РФ содержит перечень обязательных реквизитов, которые должны быть указаны в счетах-фактурах, выставленных налогоплательщику продавцом товаров (работ, услуг).
Согласно п.6 ст.169 НК РФ установлено, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
В соответствии с п.2 ст.169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 Кодекса, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определениях от 24.11.05г. № 452-О, от 18.04.06г. № 87-О, от 16.11.06г. № 467-О, от 20.03.07г. № 209-О-О неоднократно подчеркивал, что разрешение споров о праве на налоговый вычет, касающихся выполнения обязанности по уплате налога, относится к компетенции арбитражных судов, которые не должны ограничиваться установлением только формальных условий применения норм законодательства о налогах и сборах и в случае сомнений в правомерности применения налогового вычета обязаны установить, исследовать и оценить всю совокупность имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств (оплата покупателем товаров (работ, услуг), фактические отношения продавца и покупателя, наличие иных, помимо счетов-фактур, документов, подтверждающих уплату налога в составе цены товара (работы, услуги), и т.п.).
При отсутствии доказательств совершения хозяйственных операций, в связи с которыми заявлено право на налоговый вычет, вывод о том, что налогоплательщик знал либо должен был знать о недостоверности (противоречивости) сведений, может быть сделан судом в результате оценки в совокупности обстоятельств, связанных с заключением и исполнением договора (в том числе с основаниями, по которым налогоплательщиком был выбран соответствующий контрагент), а также иных обстоятельств, указанных в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» от 12.10.06г. № 53 (далее - Постановление Пленума ВАС № 53).
О необоснованности налоговой выгоды, в частности, могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии таких обстоятельств, как невозможность реального осуществления налогоплательщиком хозяйственных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг, совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком, учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности.
В соответствии с п.1 ст.9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.11г. № 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
Пунктом 2 той же нормы закона определены обязательные реквизиты первичного учетного документа, а пунктом 4 этой же статьи установлено, что формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Оценив доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений по данному эпизоды, суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод о том, что доказательства совершения Обществом и спорным контрагентом согласованных умышленных действий, направленных на искусственное, без реальной хозяйственной цели создание условий для уменьшения налогообложения, налоговым органом не представлены. Суды признали, что исполнение договоров Общества с ООО «Трансбуртех» по поставке 10 комплектов полевых изделий 1Г17 БЦ1.620.026 (производитель - казенное предприятие специального приборостроения «Арсенал», г.Киев, Украина) было реальным, размер заявленных Обществом налоговых вычетов соответствует объему поставленного товара, принятого и оплаченного Обществом, в связи с чем суммы НДС обоснованно включены в состав налоговых вычетов.
При этом все доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, в том числе об отсутствии у ООО «Трансбуртех» основных средств, материальных ресурсов и персонала, необходимых для исполнения обязательств по заключенному с Обществом договору, о регистрации ООО «Трансбуртех» по адресу «массовой» регистрации, о транзитном характере движения денежных средств по его расчетному счету, о подписании счета-фактуры от имени ООО «Трансбуртех», на основании которой Обществом был заявлен спорный налоговый вычет, неустановленными лицами, об отсутствии доказательств проявления Обществом должной осмотрительности при выборе контрагента и другие – заявлялись налоговым органом в судах первой и апелляционной инстанций, были проверены судами и получили в принятых ими судебных актах правовую оценку.
Как видно из содержания обжалуемых судебных актов, при их принятии суды обоснованно основывались на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 16.10.03г. № 329-О, согласно которой истолкование ст.57 Конституции Российской Федерации в системной связи с другими положениями Конституции Российской Федерации не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.
В связи с этим суды обоснованно указали, что все обстоятельства, установленные налоговым органом в отношении ООО «Трансбуртех», могут лишь свидетельствовать о возможной недобросовестности самого контрагента. Налоговым законодательством Российской Федерации не предусмотрено наступление для налогоплательщика негативных налоговых последствий в случае неправомерных действий его контрагентов, в том числе по исполнению ими налоговых обязательств перед бюджетом, если сам налогоплательщик действует добросовестно.
Доводы налогового органа о недостоверности сведений (помимо несоответствия подписи руководителя) в счете-фактуре от 07.10.15г. № 6 также были подробно исследованы судами и отклонены как необоснованные.
Так, суды установили, что ошибка в указании ИНН/КПП покупателя была выявлена бухгалтерией Общества и впоследствии по его требованию была исправлена контрагентом, и исправленный счет-фактура был приложен Обществом к апелляционной жалобе на решение налогового органа в УФНС России по Смоленской области. Исходя из положений абзаца второго п.2 ст.169 НК РФ данная ошибка не препятствовала налоговому органу органам при проведении налоговой проверки идентифицировать покупателя товара (Общество), наименование товара, его стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, в связи с чем не является основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.
Помимо прочего, судами обоснованно учтено, что Общество входит в состав АО «НПО «Высокоточные комплексы», которое является организацией оборонно-промышленного комплекса России, специализирующейся в области высокоточных систем и комплексов вооружения тактической зоны боевых действий, а также в области оперативно-тактических и тактических ракетных комплексов для сухопутных войск, переносных зенитно-ракетных и противотанковых ракетных комплексов. Изделия, приобретенные Обществом у ООО «Трансбуртех» (гирокомпасы 1Г17 БЦ1.620.026.), были использованы Обществом при производстве собственной продукции в рамках исполнения государственного контракта № 3/3/3/63-15 ДГОЗ от 30.03.15г. на поставку изделия Топопривязчик 1Т134М в количестве 10 штук, при этом ООО «Трансбуртех» было согласовано и утверждено государственным заказчиком – Министерством обороны РФ – в качестве поставщика гирокомпасов 1Г17 БЦ1.620.026 для Общества (т.2 л.д.32-32).
При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции находит, что оценка представленных сторонами доказательств произведена судом апелляционной инстанции с соблюдением положений ст.71 АПК РФ, основана на правильном применении судом апелляционной инстанции норм материального права, а сделанные им выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам и сделаны с учетом разъяснений Постановлении Пленума ВАС РФ № 53.
Несогласие налогового органа с оценкой доказательств судами основанием для отмены обжалуемых судебных актов не является, а повторение этих же доводов в кассационной жалобе суд кассационной инстанции рассматривает как попытку переоценки доказательств, что в силу ст.ст.286, 287 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы по изложенным в ней доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов (ч.4 ст.288 АПК РФ), не установлено.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 АПК РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 21 августа 2018 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 января 2019 года по делу № А62-2031/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу МИФНС России № 4 по Смоленской области – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья М.Н.Ермаков
судьи Ю.В.Бутченко
ФИО1