ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А62-2048/18 от 19.10.2021 АС Центрального округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

«26» октября 2021 года

Дело № А62-2048/2018

г.Калуга

Резолютивная часть постановления объявлена 19.10.2021

Постановление изготовлено в полном объеме 26.10.2021

Арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего

ФИО1

судей

ФИО2

ФИО3

при ведении протокола

помощником судьи

при участии в заседании:

от ПАО «Россети Центр»

от АО «СмоленскАтомЭнергоСбыт»

ФИО4

ФИО5 (дов. №Д-СМ/301 от 19.10.2021);

ФИО6 (дов. № 27.03/01 от 27.03.2020);

ФИО7 (дов. № 16 от 12.04.2021);

рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области кассационные жалобы акционерного общества «СмоленскАтомЭнергоСбыт» и публичного акционерного общества «Россети Центр» в лице филиала ПАО «Россети Центр» - «Смоленскэнерго» на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2021 по делу № А62-2048/2018,

УСТАНОВИЛ:

Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» - «Смоленскэнерго», в настоящее время - ПАО «Россети Центр» - «Смоленскэнерго», ИНН <***>, ОГРН <***>, (далее - ПАО «МРСК Центра») обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с иском к акционерному обществу «АтомЭнергоСбыт», ИНН <***>, ОГРН <***>, (далее - АО «АтомЭнергоСбыт») о взыскании задолженности по договору от 18.06.2014 № 67528-1УП об оказании услуг по передаче электрической энергии за декабрь 2017 года в размере 4 032 363 руб. 67 коп., за январь 2018 года в размере 2 194 316 руб. 27 коп., за февраль 2018 года в размере 2 092 719 руб. 64 коп., за март 2018 года в размере 2 072 471 руб. 48 коп., за апрель 2018 года в размере 1977 429 руб. 96 коп., за май 2018 года в размере 1 423 548 руб. 22 коп., за июнь 2018 года в размере 863 322 руб. 42 коп., за август 2018 года в размере 418 375 руб. 47 коп., за сентябрь 2018 года в размере 425 512 руб. 31 коп., за октябрь 2018 года в размере 203 252 руб. 91 коп., за ноябрь 2018 года в размере 610 827 руб. 44 коп., за декабрь 2018 года в размере 527 751 руб. 40 коп., за январь 2019 года в размере 360 096 руб. 96 коп. (с учетом уточнения заявленных требований и объединения нескольких дел в одно производство).

АО «АтомЭнергоСбыт» обратилось в суд с иском к ПАО «МРСК Центра» о взыскании задолженности по договору от 25.06.2014 № 67529016 купли-продажи электрической энергии в целях компенсации потерь в электрических сетях за декабрь 2017 года в размере 15 712 818 руб. 39 коп., за январь 2018 года в размере 6 946 127 руб. 53 коп., за февраль 2018 года в размере 6 711 090 руб. 26 коп., за март 2018 года в размере 6 145 317 руб. 04 коп., за апрель 2018 года в размере 6 863 086 руб. 86 коп., за май 2018 года в размере 4 322 544 руб. 10 коп., за июнь 2018 года в размере 2 727 207 руб. 52 коп., за август 2018 года в размере 1 256 592 руб. 70 коп., за сентябрь 2018 года в размере 438 927 руб. 93 коп., за октябрь 2018 года в размере 501 172 руб. 61 коп., за ноябрь 2018 года в размере 1 825 207 руб. 78 коп., за декабрь 2018 года в размере 1 395 179 руб. 06 коп., за январь 2019 года в размере 1 154 415 руб. 14 коп. (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ и объединения дел в одно производство № А62-2048/2018).

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 23.11.2020 в удовлетворении исковых требований АО «АтомЭнергосбыт» и ПАО «МРСК Центра» отказано.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2021 решение Арбитражного суда Смоленской области от 23.11.2020 отменено в части отказа в удовлетворении исков.

С ПАО «МРСК Центра» в пользу АО «АтомЭнергоСбыт» взыскано 41 876 895 руб. 41 коп. задолженности.

С АО «АтомЭнергоСбыт» в пользу ПАО «МРСК Центра» взыскано 5 001 131 руб. 70 коп. задолженности.

В результате судебного зачета с ПАО «МРСК Центра» в пользу АО «АтомЭнергоСбыт» взыскано 36 875 763 руб. 71 коп. задолженности.

В остальной части исковые заявления оставлены без удовлетворения, а решение суда первой инстанции от 23.11.2020 без изменения.

Не согласившись с принятым апелляционным постановлением, считая, что судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права, не исследованы все имеющие значение для правильного рассмотрения спора обстоятельства, АО «СмоленскАтомЭнергоСбыт» и ПАО «Россети Центр» - «Смоленскэнерго» обратились в Арбитражный суд Центрального округа с кассационными жалобами.

Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов о применении норм права установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационных жалоб, отзыва на нее АО «АтомЭнергоСбыт», суд округа не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб и отмены обжалуемого апелляционного посиановления.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 18.06.2014 между АО «АтомЭнергоСбыт» (заказчик) и ПАО «МРСК Центра» (исполнитель) заключен договор № 67528-1УП (в редакции протокола урегулирования разногласий от 06.08.2014), согласно которому исполнитель обязался оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, а заказчик - оплачивать услуги исполнителя в размере и сроки, установленные договором.

Согласно п. 3.2.10 договора заказчик обязался в течение 3 рабочих дней с момента получения акта об оказании услуг по передаче электрической энергии от исполнителя рассмотреть его и при отсутствии претензий подписать представленный акт и направить его исполнителю по факсу или по электронной почте, одновременно направив оригинал акта способом, позволяющим подтвердить его получение адресатом. При возникновении обоснованных претензий к объему и (или) качеству оказанных услуг заказчик обязан направлять исполнителю претензию по объему и (или) качеству оказанных услуг вместе с актом об оказании услуг, подписанным в неоспариваемой части.

В силу п. 2.2. Приложения № 6 к договору для определения объема оказанных услуг по передаче электрической энергии используются средства измерения электрической энергии, а в случаях, предусмотренных действующим законодательством - расчетные способы.

В соответствии с п. 2.3.2. Приложения № 6 в части точек поставки электрической энергии потребителям-гражданам, использующим электрическую энергию на коммунально-бытовые нужды, являющимися собственниками и пользователями жилых домов, объем оказанных услуг по передаче электрической энергии определяется с учетом:

- показаний индивидуальных приборов учета, полученных посредством систем автоматизированного дистанционного снятия показаний, полученных в ходе контрольного снятия показаний исполнителем (ТСО, исполнителем коммунальных услуг, заказчиком), указанных потребителем-гражданином в квитанции;

- нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению (при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета) с учетом повышающего коэффициента, утвержденного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6.05.2011 № 354;

- расчетных способов, указанных в пунктах 59, 59 (1), 60, 61 Правил № 354.

25.06.2014 между АО «АтомЭнергоСбыт» (гарантирующий поставщик) и ПАО «МРСК Центра» (покупатель) заключен договор № 67529016 купли-продажи электрической энергии в целях компенсации потерь электрической энергии в электрических сетях, по условиям которого гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии (мощности) покупателю в целях компенсации потерь электрической энергии в электрических сетях, объектах электросетевого хозяйства покупателя возникающих в процессе передачи электрической энергии, а покупатель - принимать и оплачивать электрическую энергию (мощность), приобретаемую им в целях компенсации потерь в электрических сетях, объектах электросетевого хозяйства покупателя, в порядке и на условиях предусмотренных договором.

Указанный договор заключен в интересах потребителей, присоединенных (в том числе опосредовано) к электрическим сетям исполнителя и иным территориальным сетевым организациям и условиями заключенных договоров энергоснабжения, с которыми предусмотрено обеспечение оказания услуг по передаче электрической энергии.

Факт оказания ПАО «МРСК Центра» услуг по передаче электрической энергии в декабре 2017 года, январе-июне, августе-декабре 2018 года, январе 2019 года, подтверждается актами приема-передачи от 30.12.2017 № 67/67528-1УП/122017, от 31.01.2018 № 67/67528-1УП/01/2018, от 28.02.2018 № 67/67528-1УП /022018, от 31.03.2018 № 67/67528-1УП/032018, от 30.04.2018 № 67/67528-1УП/042018, от 31.05.2018 № 67/67528-1УП/052018, от 30.06.2018 № 67/67528-1УП/062018, от 31.08.2018 № 67/67528-1УП /082018, от 30.09.2018 № 67/67528-1УП /09/2018, от 31.10.2018 № 67/67528-1УП/102018, от 30.11.2018 № 67/67528-1УП/112018, от 31.12.2018 № 67/67528-1УП/122018, от 31.01.2019 № 67/67528-1УП/012019, которые подписаны АО «АтомЭнергоСбыт» с разногласиями по объему электропотребления в отношении точек поставки граждан-потребителей, по которым отсутствовали контрольные показания расчетных приборов учета электрической энергии, зафиксированные сетевой организацией, либо переданные потребителем (всего 25 146 точек поставки).

Поскольку отношения сторон в рамках договоров № 67528-1УП об оказании услуг по передаче электрической энергии и № 67529016 купли-продажи электрической энергии в целях компенсации потерь электрической энергии в электрических сетях не были урегулированы ими в досудебном порядке, ПАО «МРСК Центра» и АО «АтомЭнергоСбыт» обратились в арбитражный суд с настоящими исками.

Частично удовлетворяя первоначальные и встречные требования сторон, апелляционный суд руководствовался следующим.

Согласно ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).

Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой и передачей электрической энергии на розничном рынке электрической энергии, регулируются Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения № 442), и Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861).

В силу п. 4 ст. 26 Федерального закона № 35-ФЗ сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, обязана оплачивать стоимость потерь, возникающих в сетях, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании.

В соответствии с ч. 3 ст. 32 Федерального закона № 35-ФЗ величина потерь электрической энергии, не учтенная в ценах на электрическую энергию, оплачивается организациями, в сетях которых они возникли, в установленном правилами оптового и (или) розничных рынков порядке. При этом такие организации обязаны заключить в соответствии с указанными правилами договоры купли-продажи электрической энергии в целях компенсации потерь в пределах не учтенной в ценах на электрическую энергию величины.

Пунктами 50, 51 Правил № 861 определено, что сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах на электроэнергию на оптовом рынке. Размер этих потерь определяется как разница между объемом электроэнергии, вошедшим в электросеть, и объемом полезного отпуска (то есть объемами, потребленными присоединенными к этой сети энергопринимающими устройствами, а также переданными в другие сетевые организации).

В силу п. 128 Основных положений № 442 фактические потери электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, не учтенные в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке, приобретаются и оплачиваются сетевыми организациями, в объектах электросетевого хозяйства которых возникли такие потери, путем приобретения электрической энергии (мощности) у гарантирующего поставщика по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенному в порядке и на условиях, указанных в разделе III настоящего документа.

Таким образом, АО «АтомЭнергоСбыт», являясь гарантирующим поставщиком, вправе получить плату за весь объем электрической энергии, переданной им в сети сторонних организаций, а ПАО «МРСК Центра» в качестве сетевой организации имеет право на оплату услуг по передаче электрической энергии потребителям гарантирующего поставщика, присоединенным к электрическим сетям данной сетевой организации.

В целях урегулирования разногласий по объемам потребления электрической энергии конечными потребителями (гражданами) сторонами по указанию суда был проведен совместный контрольный обход спорных потребителей и сверка данных по потреблению в отношении каждого потребителя, в результате чего стороны частично урегулировали разногласия по объемам оказанных услуг по передаче электроэнергии и объему ресурса, необходимого для компенсации потерь в сетях ПАО «МРСК Центра», за декабрь 2017.

.

По результатам совместного контрольного обхода сторонами установлено, что спорные точки поставки включают в себя домовладения бытовых потребителей, которые возможно разделить на три категории:

- точки поставки сезонного (дачного) характера потребления;

- точки поставки, в отношении которых у гарантирующего поставщика отсутствуют сведения об объеме потребления (неэксплуатируемые или разрушенные домовладения);

- нежилые помещения (надворные постройки: бани гаражи, сараи).

Подпунктом «в» п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), установлено, что ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги для собственников и пользователей жилых домов (владений), соответственно обязана производить собственникам начисление оплаты коммунальной услуги, исходя из объемов, рассчитанных в соответствии с требованиям указанных Правил.

В силу п. 184 Основных положений № 442 определение объемов потребления электрической энергии потребителями коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется в порядке, установленном Правилами № 354.

Исходя из системного анализа вышеуказанных положений действующего законодательства, апелляционный суд обоснованно признал, что в случае, если договор энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии) заключен между потребителем коммунальной услуги по электроснабжению и гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией, то отношения по предоставлению коммунальной услуги по электроснабжению регулируются Правилами № 354.

Согласно п. 41 Правил № 354 потребитель коммунальных услуг в домовладении вносит плату за коммунальные услуги, в составе которой оплачиваются коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом помещении, а также коммунальные услуги, потребленные при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.

В соответствии с п. 42 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения № 2 к настоящим Правилам, исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.

В силу п. 59 Правил № 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев - за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода).

Согласно пп. «б» п. 59 Правил № 354, в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 6 расчетных периодов подряд.

По истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в п. 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с п. 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных пп.пп. «а», «в» п. 59 Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5, а в случаях, предусмотренных пп. «б» п. 59 Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (п. 60 Правил № 354).

В силу п. 49 Правил № 354, если домовладение не оборудовано индивидуальным прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, то потребитель дополнительно к рассчитанной в соответствии с п. 42 настоящих Правил плате за коммунальную услугу, предоставленную в жилом помещении, оплачивает коммунальную услугу, предоставленную ему при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.

Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, рассчитывается в соответствии с формулой 22 приложения № 2 к настоящим Правилам, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.

Расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, осуществляется начиная: - с даты, указанной в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, или в заявлении потребителя, поданном исполнителю в соответствии с пп. «к» п. 34 настоящих Правил, о начале потребления предоставляемой исполнителем коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек в случае отсутствия у потребителя индивидуального прибора учета; - с даты, указанной в акте о выявлении факта отсутствия у потребителя индивидуального прибора учета и о потреблении им предоставляемой исполнителем коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.

Судом апелляционной инстанции установлено, что в декабре 2017 года, январе-июне, августе-декабре 2018 года, январе 2019 года АО «АтомЭнергоСбыт» не производило расчет объема потребленной электрической энергии в спорных точках поставки бытовых потребителей, в связи с чем по данным АО «АтомЭнергоСбыт» услуга по передаче электрической энергии по данным точкам поставки спорных бытовых потребителей за указанные периоды составила 0 кВтч на сумму 0 рублей.

Вместе с тем, со стороны заказчика (АО «АтомЭнергоСбыт») внесение каких-либо изменений в договор оказания услуг по передаче электроэнергии в отношении спорных точек поставки, поименованных в приложении № 5 к договору, не инициировалось.

Уведомления о необходимости исключения точек поставки с «нулевым» расходом электрической энергии из договора оказания услуг АО «АтомЭнергоСбыт» в адрес филиала ПАО «МРСК Центра» не направлялись.

С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу, что по спорным точкам поставки расчет объема и стоимости оказанной услуги по передаче электрической энергии должен производиться в соответствии с п. 2.3.2 приложения № 6 к договору оказания услуг по передаче электроэнергии, с учетом требований пп. «б» п. 59, п. 49 Правил № 354, либо по среднемесячному объему потребления коммунального ресурса.

Отсутствие законных оснований для введения по инициативе гарантирующего поставщика ограничения энергопотребления и исключения спорных точек поставки в отношении неэксплуатируемых брошенных домов из договора № 67528-1УП оказания услуг по передаче не освобождает гарантирующего поставщика от обязанности производить начисление платы за электроэнергию, методика расчета объема которой императивно определена Правилами № 354.

При этом суд апелляционной инстанции установил, что утверждение АО «АтомЭнергоСбыт» о полном отсутствии энергопотребления в отношении указанных бытовых потребителей носит предположительный характер и какие-либо надлежащие документальные доказательства в его подтверждение гарантирующим поставщиком не были представлены и в деле отсутствуют.

Имеющиеся в деле фотоматериалы, как и факт длительного непредставления такими потребителями показаний приборов учета, сами по себе не могут быть признаны достаточными доказательствами, свидетельствующими об отсутствии энергопотребления, учитывая, что поставка электрической энергии в эти домовладения не приостанавливалась в установленном законом порядке.

Апелляционным судом верно отмечено, что непредставление потребителем сведений о показаниях прибора учета в отсутствие каких-либо доказательств отсутствия потребления на спорных объектах не может быть основанием для отражения поставщиком в реестрах объемов потребления «нулевого» потребления по таким бытовым потребителям.

В силу п. 3 Федерального закона № 35-ФЗ гарантирующий поставщик электрической энергии является коммерческой организацией, которая осуществляет энергосбытовую деятельность и обязана в соответствии с настоящим Законом заключить договор энергоснабжения, договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от своего имени или от имени потребителя электрической энергии и в интересах указанного потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.

Подпунктом «г» п. 19 Правил № 354 предусмотрены обязательные условия, которые должен содержать договор энергоснабжения, содержащий положения о поставке коммунального ресурса, в том числе: адрес помещения в многоквартирном доме или жилого дома (домовладения), собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади помещения или жилого дома (домовладения), а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги соответствии с настоящими Правилами.

Учитывая, что ПАО «МРСК Центра» является сетевой организацией и не имеет договорных отношений с конечными потребителями электрической энергии в рамках исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, заключенному с АО «АтомЭнергоСбыт», которое, в свою очередь, является гарантирующим поставщиком на территории Смоленской области, находится в договорных отношениях с конечными бытовыми потребителями, именно АО «АтомЭнергоСбыт» должно было располагать базовыми сведениями для осуществления расчетов объема потребленной электрической энергии потребителями, и в рамках информационного обмена, предусмотренного договором оказания услуг, предоставлять такие сведения сетевой организации для осуществления расчетов сторон в части оказанных услуг по передаче электроэнергии.

В данном случае, сетевая организация произвела расчет объема электрической энергии, поставленной в нежилые помещения (надворные постройки) домовладений, в размере 2722990 кВт.ч в соответствии с требованиями п. 59 Правил № 354 с учетом норматива (после трех месяцев расчета по среднемесячному потреблению), установленного Постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, тарифной политике и промышленности от 23.07.2012 № 260, исходя из имеющейся информации о площадях таких объектов, количестве комнат, проживающих, полученных непосредственно от гарантирующего поставщика в рамках информационного обмена, предусмотренного договором сторон.

Гарантирующим поставщиком представленный расчет сетевой организации не был документально опровергнут, контррасчет объема электрической энергии, поставленной в нежилые помещения (надворные постройки), не представлялся.

Довод АО «АтомЭнергоСбыт о том, что применение норматива для определения объема оказанных коммунальных услуг в отношении хозяйственных построек домовладений граждан неправомерно, поскольку в спорных постройках имеются приборы учета, был предметом исследования апелляционного суда, получил надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонен, как не соответствующий требованиям действующего жилищного законодательства, подлежащего применению в отношениях с коммунально-бытовыми потребителями, в том числе п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, и условиям п. 2.3.2 приложения № 6 к договору сторон № 67528-1УП, которыми прямо предусмотрено, что в части точек поставки в отношении потребителей-граждан, использующих электроэнергию для бытовых нужд, объем оказанных услуг по передаче определяется с учетом показаний индивидуальных приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению, либо расчетным способом, в случаях предусмотренных п.п. 59, 59(1), 60, 61 Правил № 354.

Таким образом, апелляционный суд обоснованно указал, что законом не предусмотрено применение разных методик расчета потребленной электрической энергии гражданами-потребителями в их домовладениях в зависимости от категорий объектов энергопотребления (жилой дом или надворные постройки).

В ходе рассмотрения настоящего дела в суде сторонами в результате совместного осмотра были получены сведения о фактическом объеме потребления электрической энергии по ряду спорных объектов, как в спорные периоды, так и после них, в связи с чем разногласия сторон возникли относительно возможности корректировки (снятия) объема нормативных начислений на объем реального энергопотребления, исчисленный на основании показаний приборов учета, переданных потребителями электрической энергии в течение спорных периодов (декабрь 2017 года, январь-июнь, август-декабрь 2018 года, январь 2019 года) и в последующие периоды (с февраля 2019 года по дату рассмотрения спора судом).

При этом сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривалось наличие по каждой из спорных точек поставки приборов учета, а также отсутствие на момент образования разногласий переданных показаний приборов учета в спорные периоды.

В силу п. 61 Правил № 354, если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.

Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.

При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным конечным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.

Таким образом, законодателем императивно предусмотрена обязательность корректировки объема оказанных услуг по передаче электрической энергии исполнителем на основании данных, полученных в ходе проверки достоверности начислений, при этом корректировка объема может происходить как в сторону увеличения так в сторону уменьшения фактического объема.

С учетом вышеизложенного, апелляционный суд признал правомерным довод гарантирующего поставщика о необходимости корректировки объема услуг по передаче на основании показаний приборов учета, переданных в адрес гарантирующего поставщика, даже при условии предыдущего согласования объема оказанных услуг по нормативным начислениям.

В противном случае, не производя корректировку объема поставленной электрической энергии с учетом фактических данных приборов учета и данных об оплате оказанных услуг по передаче электроэнергии, сетевая организация необоснованно завышает объем услуг по передаче, что может привести к необоснованному получению ею денежных средств за услуги, которые фактически не оказывались в запрашиваемом объеме (реальный объем отпущенной электрической энергии определен и оплачен стороной обязательства), и, следовательно, к нарушению принципа правовой определенности во взаимоотношениях сторон.

Проверив представленные сторонами по требованию суда корректировочные акты за спорные периоды, апелляционный суд установил отсутствие разногласий относительно скорректированных объемов, удовлетворив требования сетевой организации в части взыскания с гарантирующего поставщика 5 001 131 руб. 70 коп. в счет оплаты услуг по передаче электроэнергии за спорные периоды (4 316 873 кВт.ч) и требования гарантирующего поставщика в части взыскания с ПАО «МРСК Центра» 41 876 895 рублей 41 коп. стоимости электрической энергии для компенсации потерь в сетях в объеме 14 093 152 кВт.ч.

В силу ст. 286 АПК РФ, арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, а так же соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм процессуального права, при принятии обжалуемого постановления не выявлено, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.

Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2021 по делу № А62-2048/2018 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.

Председательствующий

ФИО1

Судьи

ФИО2

ФИО3