ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А62-2443/18 от 14.11.2018 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

       Дело А62-2443/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 14.11.2018

Постановление изготовлено в полном объеме 21.11.2018

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Мордасова Е.В. и Стахановой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Овчинниковой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя – акционерного общества «Квенбергер Логистикс Рус» (г. Санкт Петербург, ОГРН 1037800016792, ИНН 7801046433) – Лакеенковой Е.В. (доверенность от 19.04.2018), от ответчика – Смоленской таможни (г. Смоленск,                        ОГРН 1026701425849, ИНН 6729005713) – Лукашовой С.А. (доверенность от 16.07.2018), Соловьева Е.В. (доверенность от 19.01.2018), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – общества с ограниченной ответственностью «Дрогери Союз» (г. Казань, ОГРН 1157847211246; ИНН 7810357996) – Лакеенковой Е.В. (доверенность от 22.05.2018), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Квенбергер Логистикс Рус» на решение Арбитражного суда Смоленской области от 16.07.2018 по делу                          № А62-2443/2018 (судья Еремеева В. И.),

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Квенбергер Логистикс Рус» (далее – ООО «Квенбергер Логистикс Рус», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Смоленской таможне (далее – таможня, таможенный орган) о признании недействительными требований об уплате таможенных платежей от 26.02.2018                 № 10113000/Тр2018/0000495, № 10113000/Тр2018/0000497.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Дрогери Союз» (далее – ООО «Дрогери Союз»).

Решением суда от 16.07.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.          

Не согласившись с решением суда,ООО «Квенбергер Логистикс Рус» подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.

Смоленская таможня возражала против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему.

Представители ООО «Квенбергер Логистикс Рус» и ООО «Дрогери Союз» в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, настаивали на ее удовлетворении.

Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда не подлежит отмене в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, 1 и 7 августа 2017 года АО «Квенбергер Логистике Рус», действуя по заключенному с ООО «Дрогери Союз» (декларант) договору от 04.04.2017 № RL-DS-04047 в качестве таможенного представителя, подало на Смоленский таможенный пост (ЦЭД) Смоленской таможни декларации                                                               № № 10113110/010817/0098723, 10113110/070817/0101372 на ввезенные                                       ООО «Дрогери Союз» товары – «колготы для взрослых, женские, трикотажные из синтетических нитей...», поставленные по контракту от 02.10.2015 № РОМ01, заключенному с «Modital d.o.o.».

В качестве оснований для предоставления тарифных преференций в отношении указанных товаров с заявленной страной происхождения – Республика Сербия, на бумажном носителе таможенному органу были представлены оригиналы сертификатов о происхождении товаров формы «СТ-2» от 28.07.2017 №24023/8910/С4/2017/1185457 (дополнительный лист на бланке 1000293), от 02.08.2017 № 24023/С1/8838/2017 (бланк 1196546), соответственно.

Товары были выпущены Смоленской таможней под заявленную таможенную процедуру с предоставлением тарифных преференций.

После выпуска товаров отделом товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений (ОТНПТиТО) в соответствии с пунктом 4 Порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств, утвержденного приказом ФТС России от 25.08.2009 № 1560 «Об утверждении проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств», проведена проверка правильности определения страны происхождения товаров по вышеуказанной ДТ, а также соблюдения порядка и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей, тарифных преференций.

По результатам проверки таможенным органом составлены акты от 21.12.2017                     № 10113000/015/211217/А0146, от 11.01.2018 № 10113000/015/110118/А0003, из которых следует, что указанные тарифные преференции были предоставлены необоснованно и приняты решения о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций, на основании которых выставлены требования об уплате таможенных платежей от 26.02.2018 № № 10113000/Тр2018/0000495, 10113000/Тр2018/0000497.

В ходе проверки таможенным органом установлено следующее.

По ДТ 10113110/010817/0098723.

В целях проверки подлинности вышеуказанного оригинала сертификата назначено проведение первичной криминалистической таможенной экспертизы в ЭКС-филиал ЦЭКТУ ЭИО № 2 г. Смоленск. В соответствии с заключением таможенного эксперта от 08.12.2017 № 12403020/0041202 в представленном на исследование сертификате о происхождении товаров формы «СТ-2» от 28.07.2017 № 24023/8910/С4/2017/1185457 (дополнительный лист на бланке 1000293) установлено, что оттиск круглой печати уполномоченного органа Республики Сербия, расположенный в графе 12, и соответствующие образцы оттисков сравнения печати уполномоченного органа Республики Сербия, имеющиеся в картотеке РНСП ЦЭКТУ, нанесены разными печатными формами (клише).

Также экспертом отмечено, что сравнить данный оттиск круглой печати с образцами оттисков круглой печати с наименованием уполномоченного органа Республики Сербии с периодом действия печати на 2017 год не представляется возможным в связи с тем, что в период с 2015 по 2017 гг. аналогичных образцов оттисков печати в картотеке РНСП ЦЭКТУ ФТС России не поступало.

Кроме того, в номере основного листа сертификата о происхождении товара формы «СТ-2» в цифре «4» записи «С4» имеется изменение первоначального содержания, то есть исправление выполнено рукописно цифры «1» выполнена поверх первоначальной цифры «4».

Следовательно, в графе 12 представленного ООО «Дрогери Союз» на этапе таможенного декларирования в качестве основания для предоставления тарифных преференций в отношении товаров по ДТ № 10113110/010817/0098723 оригинала сертификата о происхождении товара формы «СТ-2» от 28.07.2017                                                 № 24023/8910/С4/2017/ 1185457 (дополнительный лист на бланке 1000293) содержится оттиск печати органа, уполномоченного заверять сертификат, не совпадающий с доведенным до таможенного органа Перечнем, а также данный образец оттиска печати отсутствует в картотеке РНСП ЦЭКТУ ФТС России. В графе 4 имеются исправления, не заверенные в установленном порядке, а дополнительный лист сертификата (на бланке 1000293) должен иметь тот же регистрационный номер, который указан в графе 4 основного листа сертификата. Таким образом, данный сертификат не может служить основанием для предоставления тарифных преференций в соответствии с требованиями Правил.

По ДТ №10113110/070817/0101372.

В целях проверки подлинности оригинала сертификата назначено проведение первичной криминалистической таможенной экспертизы в ЭКС филиал ЦЭКТУ ЭИО № 2 г. Смоленск. В соответствии с заключением таможенного эксперта от 12.12.2017              № 12403020/0041204 в представленном на исследование сертификате о происхождении товаров формы «СТ-2» от 02.08.2017 № 24023/С1/883 8/2017 (бланк 1196546) установлено, что оттиск круглой печати уполномоченного органа Республики Сербия, расположенный в 12 графе, и соответствующие образцы оттисков сравнения печати уполномоченного органа Республики Сербия, имеющиеся в картотеке РНСП ЦЭКТУ, нанесены разными печатными формами (клише).

Экспертом также отмечено, что сравнить данный оттиск круглой печати с образцами оттисков круглой печати с наименованием уполномоченного органа Республики Сербии с периодом действия печати на 2017 год не представляется возможным в связи с тем, что в период с 2015 по 2017 гг. аналогичных образцов оттисков печати в картотеке РНСП ЦЭКТУ ФТС России не поступало.

Таким образом, учитывая, что в графе 12 представленного ООО «Дрогери Союз» на этапе таможенного декларирования в качестве основания для предоставления тарифных преференций в отношении товаров по ДТ № 10113110/070817/01013 72 оригинала сертификата о происхождении товара формы «СТ-2» от 02.08.2017 № 24023/С1/8838/2017 (бланк 1196546) содержится оттиск печати органа, уполномоченного заверять сертификат, не совпадающий с доведенным до таможенного органа Перечнем, а также данный образец оттиска печати отсутствует в картотеке РНСП ЦЭКТУ ФТС России, тарифные преференции в отношении товаров №№ 1, 2 «колготы для взрослых, женские, трикотажные из синтетических нитей...», продекларированных ООО «Дрогери Союз» по ДТ № 10113110/070817/0101372, Смоленским таможенным постом (ЦЭД) предоставлены необоснованно.

Кроме того, в графе 5 сертификата отсутствует регистрационный номер аннулированного (переоформленного) оригинала сертификата, указан только номер бланка предыдущего сертификата.

Заявитель не согласился с выставленными требованиями об уплате таможенных платежей, в связи с чем обратился в суд с настоящим заявлением, указав, что выявленные Смоленской таможней нарушения при оформлении сертификатов о происхождении товара не могут быть признаны в качестве оснований для отказа в предоставлении тарифных преференций в соответствии с пунктом статьи 61 Таможенного Кодекса Таможенного Союза (далее – ТК ТС).

Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд области правомерно руководствовался следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 74 ТК ТС к льготам по уплате таможенных платежей относятся тарифные преференции.

Во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров, производится определение страны происхождения товаров (часть 2 статьи 58 ТК ТС).

Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров (часть 1 статьи 58 ТК ТС).

Частью 2 статьи 59 ТК ТС предусмотрено, что документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.

Сертификат о происхождении товара – документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров (часть 1 статьи                       61 ТК ТС).

В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) сертификат о происхождении товара – документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, - страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара.

Требования к сертификату о происхождении товара, в том числе к порядку его оформления и (или) заполнения, устанавливаются правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.

Частью 2 статьи 74 ТК ТС предусмотрено, что тарифные преференции предоставляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Согласно пункту 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается предоставление льгот (преференций) по таможенному тарифу Российской Федерации в виде освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 109 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ                                «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон о таможенном регулировании) страна происхождения товаров определяется декларантом, а в случаях, установленных этим Законом, таможенным органом. Страна происхождения товаров заявляется декларантом таможенному органу при таможенном декларировании товаров.

Происхождение товаров из заявляемой декларантом страны происхождения товаров должно быть документально подтверждено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

Между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославия 28.08.2000 подписано «Соглашение о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией» (далее – Соглашение), к которому 22.07.2011 подписан Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров (далее – Протокол, Правила).

Согласно статье 3 Протокола происхождение товаров определяется на основе Правил определения страны происхождения товаров, содержащихся в Приложении 3 к настоящему Протоколу, которое является его неотъемлемой частью.

На основании указанных международных актов ФТС России издан приказ от 31.10.2011 № 2223 «О применении режима свободной торговли в отношении товаров, происходящих и ввозимых из Республики Сербии», пунктом 1 которого предписано не применять с 22.07.2011 ввозную пошлину в отношении товаров, происходящих из республики Сербия и ввозимых на территорию Российской Федерации в рамках Соглашения (за исключением товаров, указанных в пунктах 2, 3 Приказа).

Пунктом 5 названного Приказа установлено, что для контроля правильности определения страны происхождения товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации в рамках Соглашения, использовать Правила определения страны происхождения товаров, содержащиеся в Приложении № 3 к Протоколу (далее – Правила).

Условия предоставления режима свободной торговли определены статьей 8 Правил. В соответствии с данной нормой товар пользуется режимом свободной торговли на территориях государств Сторон, если он соответствует критериям происхождения, установленным Правилами, а также если: 1) товар вывозится (ввозится) на основании договора (контракта) между резидентом государства одной Стороны и резидентом государства другой стороны; 2) в таможенные органы страны ввоза представлен сертификат происхождения товаров формы СТ-2, являющийся неотъемлемой частью Правил, заполненный (оформленный) в соответствии с требованиями к его заполнению (оформлению), приведенными в статье 12 Правил. Бланк сертификата представлен в Приложениях № 1 и 2; 3) соблюдается условие прямой поставки товаров, подтвержденное документами; 4) государством Стороны соблюдены требования по административному сотрудничеству, предусмотренные статьей 11 Правил.

Следовательно, предоставление в таможенный орган страны ввоза надлежаще оформленного сертификата происхождения товаров (документа, свидетельствующего о стране происхождения товара и выданного органом (организацией), уполномоченным государством одной из Сторон в соответствии с его законодательством) является обязательным условием предоставления тарифных преференций.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Правил уполномоченные органы сторон обмениваются образцами бланков сертификатов, оттисков печатей органов, уполномоченных в соответствии с законодательством государств сторон удостоверять и (или) выдавать сертификаты происхождения товаров, информацией о наименованиях и адресах таких уполномоченных органов, а также органов, уполномоченных верифицировать сертификаты и декларации о происхождении товаров (в случае, если такие органы предусмотрены).

Образцы оттисков печатей должны быть оригинальными и четкими, чтобы позволить провести их однозначную идентификацию на предмет подлинности.

Уполномоченные органы сторон незамедлительно информируют друг друга в случае любых изменений указанной информации.

Без представления указанной в пункте 1 названной статьи информации и (или) в случае представления информации, не соответствующей  требованиям, изложенным в пункте 1 названной статьи, режим свободной торговли в отношении ввозимых товаров не предоставляется (пункт 2 названной статьи).

Статьей 61 ТК ТС предусмотрено, что сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, под таможенную процедуру.

Если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций (часть 4 статьи 61 ТК ТС).

В соответствии со статьей 62 ТК ТС в случае, если стране происхождения товаров на территории таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза предоставляется документ, подтверждающий страну происхождения товаров.

В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется таможенному органу одновременно с предоставлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью предоставления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.

В силу части 1 статьи 63 ТК ТС при отсутствии документов, подтверждающих страну происхождения товаров, если их представление является обязательным для предоставления тарифных преференций, в отношении таких товаров подлежат уплате таможенные пошлины по ставкам, применяемым к товарам, происходящим с территории иностранного государства (групп иностранных государств), с которым есть взаимные договорные обязательства о предоставлении режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый другим государствам (группам государств) за исключением случая, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 названной статьи.

При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру (часть 5 статьи 61 ТК ТС).

Из положений указанных правовых норм следует, что целью таможенного контроля является установление правильного либо неправильного указания страны происхождения товара, так как основанием для предоставления тарифных преференций выступает факт происхождения товара из страны, входящей в перечень стран - пользователей схемой преференций.

В соответствии с пунктом 4 статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к порядку его оформления и (или) заполнения, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.

Статьей 11 Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных протоколом от 22.07.2011, регламентирован порядок административного сотрудничества уполномоченных органов Российской Федерации и Правительство Республики Сербии.

Пунктам 3, 4 статьи 11 определено, что в случае, если у таможенных органов страны ввоза есть обоснованные сомнения относительно подлинности представленных декларантом документов, последний вправе обратиться с запросом к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к органам, уполномоченным осуществлять верификацию сертификатов и деклараций о происхождении товаров, с мотивированной просьбой подтвердить подлинность сертификата (декларации о происхождении товара) и (или) достоверность содержащихся в них сведений.

При этом статьей 13 Правил предусмотрено, что в случае, если в течение 6 месяцев с даты направления указанного запроса не получен ответ относительно запрашиваемого сертификата от компетентных органов страны вывоза или страны происхождения товара, таможенный орган отказывает декларанту в предоставлении режима свободной торговли.

Таким образом, для подтверждения факта происхождения ввезенных товаров из Республики Сербия общество обязано представить надлежащим образом оформленные сертификаты формы «СТ-2» удостоверенные компетентными органами.

Статьей 12 Правил установлены требования и порядок заполнения сертификата.

В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Правил в сертификате не допускается исправлений и (или) дополнений, не заверенных уполномоченным органом, удостоверившим сертификат.

Согласно пункту 4 статьи 12 Правил исправления и (или) дополнения вносятся в сертификат путем зачеркивания ошибочной информации и надпечатывания или внесения от руки скорректированных сведений, которые заверяются подписью уполномоченного лица и печатью уполномоченного органа, удостоверившего сертификат.

В силу статьи 12 Правил графа 12 – «Удостоверение» («Certification») заполняется уполномоченным органом и содержит его наименование, адрес, печать и дату выдачи сертификата (дубликата), а также подпись, фамилию и инициалы лица, уполномоченного заверять сертификат (дубликат). Допускается внесение даты, а также фамилии и инициалов уполномоченного лица от руки или проставление штампом.

В соответствии со статьей 11 Правил уполномоченные органы сторон обмениваются образцами бланков сертификатов, оттисков печатей органов, уполномоченных в соответствии с законодательством государств сторон удостоверять и (или) выдавать сертификаты происхождения товаров, информацией о наименованиях и адресах таких уполномоченных органов, а также органов, уполномоченных верифицировать сертификаты и декларации о происхождении товаров (в случае, если такие органы предусмотрены).

Образцы оттисков печатей должны быть оригинальными и четкими, чтобы позволить провести их однозначную идентификацию на предмет подлинности.

Уполномоченные органы сторон незамедлительно информируют друг друга в случае любых изменений указанной информации.

Без представления указанной в пункте 1 статьи 11 Правил информации и (или) в случае представления информации, не соответствующей требованиям, изложенным в пункте 1 названной статьи, режим свободной торговли в отношении ввозимых товаров не предоставляется.

ФТС России направляет в таможенные органы копии образцов оттисков печатей и перечень таможенных постов (с кодами печатей) Республики Сербии, уполномоченных выдавать и удостоверять сертификаты о происхождении товаров формы «СТ-2» на товары, происходящие и экспортируемые с территории Республики Сербии.

В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Правил в графе 5 впечатываются, вносятся от руки или проставляются штампом служебные отметки государственных контролирующих органов стран вывоза, транзита и (или) получения товара, а также при необходимости следующие записи: «Дубликат» («Duplicate»), «Выдан взамен сертификата формы СТ-2» («Issued insteadofcertificateform СТ-2»), «Выдан впоследствии» («Issued retrospectively»), а также другие записи, предусмотренные Правилами.

Записи, вносимые от руки, заверяются в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 12 Правил.

В соответствии с пунктом 7 статьи 9 Правил взамен аннулированного по каким-либо причинам сертификата либо в случае необходимости переоформления ранее выданного сертификата на основании письменного обоснования заявителя может быть выдан новый сертификат. При этом в графу 5 вносится запись «Выдан взамен сертификата формы               СТ-2» («Issued instead of certificate form СТ-2») с указанием номера и даты аннулированного (переоформленного) сертификата. Сертификату, выданному взамен ранее выданного сертификата, присваивается новый регистрационный номер.

Таким образом, условием предоставления режима свободной торговли в отношении товара, происходящего из Республики Сербия, является представление в таможенный орган надлежащим образом заполненного сертификата о происхождении товара, а также соблюдения страной предусмотренных требований к административному сотрудничеству.

На основании статьи 110 Закона о таможенном регулировании таможенные органы осуществляют контроль правильности определения страны происхождения товаров в целях обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в случаях, когда применение таких мер зависит от страны происхождения товаров, до и после выпуска товаров (часть 1). По результатам осуществления контроля правильности определения страны происхождения товаров таможенный орган принимает решение о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций (часть 2). Если в ходе контроля правильности определения страны происхождения товаров таможенным органом обнаружено, что не соблюдены условия предоставления тарифных преференций, установленные таможенным законодательством Таможенного союза, таможенный орган в установленном порядке принимает решение об отказе в предоставлении тарифных преференций (часть 3).

На этапе декларирования товаров по ДТ №№ 10113110/010817/0098723, 10113110/070817/0101372 и на момент принятия решений о стране происхождения товаров и непредоставлении тарифных преференций в отношении товаров от 22.01.2018 № №10113000/15-22/000022, 10113000/15-22/000023, 10113000/15-22/000024, 10113000/15-22/000025, 10113000/15-22/000026 Смоленская таможня располагала письмом ФТС России от 15.01.2014 № 22-112/01046дсп, в котором доведена информация об оттисках печатей и наименованиях, уполномоченных в соответствии с законодательством Республики Сербия удостоверять и (или) выдавать сертификаты происхождения товаров.

Письмо Министерства финансов Республики Сербия от 22.12.2017                                           № 148-07-483-01-453/5/2017, в котором доведен новый оттиск печати таможенного органа Республики Сербии «ZRENJANIN», поступило в ФТС России 22.01.2018.

Информация о новом оттиске печати таможенного органа Республики Сербии «ZRENJANIN» была доведена до таможенных органов для использования в работе при принятии решений о предоставлении тарифных преференций письмом ФТС России от               31.01.2018 № 06-89/05294дсп.

Таким образом, тарифные преференции на основании сертификатов о происхождении товара формы «СТ-2», выданные «ZRENJANIN», не могли быть предоставлены.

При этом суд первой инстанции справедливо отметил, что указание в письме Министерства финансов Республики Сербия от 22.12.2017 № 148-07-483-01-453/5/2017 на дату принятия сертификатов о происхождении товара, выданных «ZRENJANIN», с 20.06.2017, не могло быть принято, поскольку, по смыслу статьи 8 Правил предоставления товару режима свободной торговли и статьи 11 Правил, Сербская сторона должна представить в Евразийскую экономическую комиссию информацию о наименовании, адресе, оттисках печатей компетентных органов, уполномоченных заверять сертификаты, своевременно и с соблюдением установленной административной процедурой, а не после выпуска товаров и не в виде содержащейся в письме просьбы.

До предоставления в Евразийскую экономическую комиссию и в ФТС России информации о наименовании, адресе, оттисках печатей компетентных органов, уполномоченных заверять сертификаты, основания для предоставления тарифных преференций, в том числе при применении (восстановлении) режима предоставления тарифных преференций отсутствуют.

В соответствии со статьей 152 Закона о таможенном регулировании и пунктом 3 статьи 55 ТК ЕАЭС ООО «Дрогери Союз» были выставлены требования от 26.02.2018    №№ 10113000/Тр2018/0000494, 10113000/Тр2018/0000496 (солидарно требования           №№ 10113000/Тр2018/0000495, 10113000/Тр2018/0000497 были выставлены                   АО «Квенбергер Логистике Рус»).

Требования оплачены ООО «Дрогери Союз» 30.03.2018.

Согласно пункту 7 статьи 9 Протокола «Об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28.08.2000» взамен аннулированного по каким-либо причинам сертификата либо в случае необходимости переоформления ранее выданного сертификата на основании письменного обоснования заявителя может быть выдан новый сертификат. При этом в графу 5 вносится запись «Выдан взамен сертификата формы               СТ-2» («Issuedinsteadofcertificateform CT-2») с указанием номера и даты аннулированного (переоформленного) сертификата. Сертификату, выданному взамен ранее выданного сертификата, присваивается новый регистрационный номер

Общество сообщило о получении новых сертификатов о происхождении товаров формы «СТ-2» от 26.03.2018 № № 24023/С1/88368/2017/3 (бланк 1185491), 24023/С1/8910/2017/2 (бланк 1196511) взамен ранее выданных сертификатов от 28.07.2017 № 24023/8910/С4/2017/2 (бланк 1185457), от 02.08.2017 № 24023/С1/8838/2017 (бланк 1196546).

Ранее представленные в Смоленскую таможню сертификаты от 28.07.2017                            № 24023/8910/С4/2017/ (бланк 1185457), от 02.08.2017 № 24023/С1/8838/2017 (бланк 1196546), которые не приняты в качестве оснований для предоставления тарифных преференций, аннулированы уполномоченным органом Республики Сербии.

Согласно пункту 26 раздела V Порядка принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций, утвержденного приказом                 ФТС РФ от 02.08.2012 № 1565 «Об утверждении формы и порядка принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций» с целью восстановления тарифных преференций декларант (таможенный представитель) обращается в таможенный орган с заявлением о восстановлении тарифных преференций, составленным в произвольной форме. Заявление подается в таможню, в регионе деятельности которой осуществлялось таможенное декларирование товаров.

Пунктом 2 статьи 446 ТК ЕАЭС предусмотрено, что тарифные преференции восстанавливаются при условии подтверждения происхождения товаров и соблюдения иных условий предоставления тарифных преференций до истечения 1 года со дня регистрации таможенным органом таможенной декларации.

В этом случае уплаченные суммы ввозных таможенных пошлин подлежат возврату (зачету) в соответствии с главой 10 данного Кодекса.

В связи с тем, что АО «Квенбергер Логистике Рус» получены новые сертификаты, в соответствии с пунктом 26 раздела V названного Порядка с целью восстановления тарифных преференций общество вправе обратиться в таможенный орган с соответствующим заявлением.

При восстановлении тарифных преференций уплаченные суммы ввозных таможенных пошлин подлежат возврату (зачету) в соответствии с главой X ТК ЕАЭС.

Сертификаты от 28.07.2017 №24023/8910/С4/2017/ (бланк 1185457), от 02.08.2017 №24023/С1/8838/2017 (бланк 1196546) возвращены по заявлению декларанта               ООО «Дрогери Союз» письмом Смоленской таможни от 25.05.2018 № 15-17/15095.

На основании установленных по делу обстоятельств, учитывая, что государством стороны (Республикой Сербия) не соблюдены требования по административному сотрудничеству, предусмотренные статьей 11 Правил (подпункт 4 пункт 1 статьи 8 Правил), по своевременному информированию ФТС России об изменениях, касающихся образцов оттисков, применяемых для заверения сертификатов печатей, на этапе декларирования товаров по ДТ 10113110/010817/0098723, 10113110/070817/0101372 и на момент принятия решений, Смоленская таможня располагала письмом ФТС России от 15.01.2014 № 22-112/01046дсп, где доведена информация об оттисках печатей и о наименованиях, уполномоченных в соответствии с законодательством Республики Сербия удостоверять и (или) выдавать сертификаты происхождения товаров, до предоставления в Евразийскую экономическую комиссию и в ФТС России указанной информации основания для предоставления тарифных преференций, в том числе при применении   (восстановлении) режима предоставления тарифных преференций отсутствуют.

Вышеуказанные обстоятельства при наличии совокупности представленных документов подтверждают наличие сомнений у таможни о стране происхождения товара и являются основанием для отказа в предоставлении тарифной преференции с учетом предоставленных таможенному органу полномочий по проверке указанных в сертификатах сведений.

На основании изложенного суд области пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для признания недействительными требований об уплате таможенных платежей от 26.02.2018 № 10113000/Тр2018/0000495,                                       № 10113000/Тр2018/0000497 и отказал в удовлетворении заявленных требований.

Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы материального права применены правильно.

Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи       270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 16.07.2018 по делу                                      № А62-2443/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи

    Д.В. Большаков

    Е.В. Мордасов

    В.Н. Стаханова