ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула
Дело № А62-3310/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 01.08.2023
Постановление изготовлено в полном объеме 08.08.2023
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Мордасова Е.В. и Холодковой Ю.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акуловой О.Д., при участии в судебном заседании от прокуратуры Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО1 (доверенность от 25.07.2023), в отсутствие первого заместителя прокурора Смоленской области Коданева Дмитрия Владиславовича (г. Смоленск), администрации Чистиковского сельского поселения Руднянского района Смоленской области (Смоленская область, Руднянский район, д. Чистик, ОГРН <***>, ИНН <***>), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Чистиковского сельского поселения Руднянского района Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 17.05.2023 по делу № А62-3310/2023 (судья Пудов А.В.),
УСТАНОВИЛ:
первый заместитель прокурора Смоленской области Коданев Дмитрий Владиславович (далее – прокурор) обратился Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к администрации Чистиковского сельского поселения Руднянского района Смоленской области Смоленской области (далее – администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по размещению информации, предусмотренной пунктами 2 - 5 части 2 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ), на официальном сайте в сети «Интернет» chistikovskoe.admin-smolensk.ru, и возложении обязанности по размещению указанной информации на официальном сайте в сети «Интернет».
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 17.05.2023 заявленные требования удовлетворены, бездействие администрации, выразившееся в неисполнении обязанности по размещению информации, предусмотренной пунктами 2 - 5 части 2 статьи 19 Закона № 209-ФЗ, на официальном сайте в сети «Интернет» chistikovskoe.admin-smolensk.ru признано незаконным; на администрацию возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте в сети «Интернет» информацию, предусмотренную пунктами 2 - 5 части 2 статьи 19 Закона № 209-ФЗ, а именно: о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности; о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, администрация обжаловала его в апелляционном порядке. В обоснование жалобы указывает, что информация о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и их классификации по видам экономической деятельности доступна на сайте Федеральной налоговой службы https://ofd.nalog.ru, ссылка на который размещена на сайте администрации. Кроме того, на официальном сайте администрации в разделе «Малое и среднее предпринимательство» размещена следующая информация: о реализации муниципальных программ (подпрограмм); перечень имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства); анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию на территории Чистиковского сельского поселения Руднянского района Смоленской области по итогам 2021 года (по итогам на 2022 год находится в разработке). Информация об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства не размещена ввиду непроведения на территории поселения указанных конкурсов в связи с отсутствием финансовой возможности, так как бюджет Чистиковского сельского поселения является сугубо дотационным. Считает, что информация о числе замещенных рабочих местах в субъектах малого и среднего предпринимательства и их обороте товаров (работ, услуг) на территории поселения не может быть предоставлена, поскольку ее формирование в разрезе муниципальных образований и сельских поселений не предусмотрено федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 671-р «Об утверждении Федерального плана статистических работ». Отмечает, что администрация не располагает точными сведениями о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и о классификации по видам экономической деятельности, равно как не располагает информацией о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства и их обороте товаров (работ, услуг) на территории Чистиковского сельского поселения, и не имеет возможности истребовать информацию у субъектов малого и среднего предпринимательства, так как это противоречит действующему законодательству Российской Федерации. Считает, что администрация не является уполномоченным лицом по размещению указанных сведений.
Прокуратура Смоленской области возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Администрация представителя в судебное заседание не направила, извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в ее отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Руднянского района Смоленской области проведен анализ исполнения законодательства в сфере поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Чистиковского сельского поселения Руднянского района Смоленской области, в ходе которого установлено, что на официальном сайте в сети «Интернет» chistikovskoe.admin-smolensk.ru не размещена следующая информация:
– о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности;
– о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;
– об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;
– о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства.
Заключив, что в рассматриваемом случае имеется факт бездействия администрации, выразившегося в неисполнении обязанности по размещению информации, предусмотренной пунктами 2 - 5 части 2 статьи 19 Закона № 209-ФЗ, в сети «Интернет», прокурор обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 21, частью 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
На основании части 2 статьи 198 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьями 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) определен круг вопросов местного значения применительно к каждому виду муниципального образования.
В силу пункта 25 части 1 статьи 15, пункта 28 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ создание условий для содействия развитию малого и среднего предпринимательства отнесено к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно статье 11 Закона № 209-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, к которым относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, отнесено в том числе: 1) формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей; 2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований; 3) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности; 4) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций; 5) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.
В части 1 статьи 14 Закона № 209-ФЗ закреплено, что основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления являются: доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 2); открытость процедур оказания поддержки (пункт 5).
В соответствии со статьей 16 Закона № 209-ФЗ поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций.
В силу части 1 статьи 19 Закона № 209-ФЗ оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем, официальных сайтов информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет» и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 2 статьи 19 Закона № 209-ФЗ информационные системы, официальные сайты информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет» и информационно-телекоммуникационные сети создаются в целях обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, информацией:
1) о реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм);
2) о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности;
3) о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;
4) об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;
5) о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства;
6) об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, условиях и порядке оказания такими организациями поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
7) о государственном и муниципальном имуществе, включенном в перечни, указанные в части 4 статьи 18 данного Федерального закона;
8) об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
9) иной необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства информацией (экономической, правовой, статистической, производственно-технологической информацией, информацией в области маркетинга), в том числе информацией в сфере деятельности корпорации развития малого и среднего предпринимательства, действующей в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии части 3 статьи 19 Закона № 209-ФЗ информация, указанная в части 2 данной статьи, является общедоступной и размещается в сети «Интернет» на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, наделенных отдельными полномочиями в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства в пределах их компетенции, и (или) созданных указанными органами официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет».
Таким образом, системный анализ приведенных выше положений действующего законодательства сделать вывод о том, что обязанность по опубликованию и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» информации, указанной в части 2 статьи 19 Закона № 209-ФЗ, возложена на органы власти всех уровней, в том числе на органы местного самоуправления.
Подпунктом 11 пункта 1 статьи 8 Устава Чистиковского сельского поселения Руднянского района Смоленской области к вопросам местного значения данного сельского поселения отнесено создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
Материалами дела подтверждается, что администрацией не приняты меры по размещению информации, предусмотренной пунктами 2 - 5 части 2 статьи 19 Закона № 209-ФЗ, на официальном сайте в сети «Интернет» chistikovskoe.admin-smolensk.ru.
Изложенное свидетельствует о нарушении администрацией прав субъектов малого и среднего предпринимательства на оказание информационной поддержки, а также прав и законных интересов неопределенного круга лиц на получение предусмотренной законом информации.
При указанных обстоятельствах довод заявителя жалобы о том, что администрация не наделена отдельными полномочиями в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а также не располагает и не может располагать спорными сведениями, подлежит отклонению как противоречащий приведенным выше положениям Закона № 209-ФЗ, Закона № 131-ФЗ и Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Приказом Минэкономразвития России от 27.07.2015 № 505 утверждены требования к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с частями 2 и 3 статьи 19 Закона № 209-ФЗ.
В соответствии с пунктами 2, 4 указанных Требований информация должна быть круглосуточно доступна пользователям для получения, ознакомления и использования, а также для автоматической обработки информационными системами без взимания платы за ознакомление с информацией или иное ее использование и иных ограничений. Информация подлежит обновлению в срок не более 3 рабочих дней со дня ее изменения.
Пунктом 8 Требования предусмотрено, что при размещении информации на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, наделенного отдельными полномочиями в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства, такая информация должна быть доступна пользователям путем последовательного перехода по гиперссылкам в отдельный раздел сайта, начиная с главной страницы сайта. Количество таких переходов (по кратчайшей последовательности) должно быть не более трех.
Следовательно, отсутствие на официальном сайте органа местного самоуправления либо на сайте информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет» необходимой информации, влечет нарушение прав хозяйствующих субъектов на получение информационной поддержки, прав неопределенного круга лиц на получение предусмотренной законом информации.
Наличие на официальном сайте администрации ссылок на официальный сайт Федеральной налоговой службы само по себе не свидетельствует о соблюдении администрацией требований, предусмотренных пунктами 2 - 5 части 2 статьи 19 Закона № 209-ФЗ.
Приведенной правовой подход соответствует сложившейся судебной практике: постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.11.2021 по делу № А24-2037/2021 (определением Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2022 № 303-ЭС21-27970 отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации).
Отсутствие в Федеральном плане статистических работ, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 671-р, требования о размещении информации о числе замещенных рабочих местах в субъектах малого и среднего предпринимательства, об обороте товаров (работ, услуг) также не свидетельствует об освобождении органа местного самоуправления от выполнения требований, прямо предусмотренных федеральным законом.
Указание администрации на размещение на официальном сайте сведений о реализации муниципальных программ (подпрограмм), перечня имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), анализа финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию по итогам 2021 года не имеет правового значения, поскольку может подтверждать исполнение обязанности, предусмотренной пунктами 1, 7, 9 части 2 статьи 19 Закона № 209-ФЗ, но не обязанности, факт неисполнения которой выявлен прокуратурой.
Неисполнение обязанности по размещению на официальном сайте органа местного самоуправления указанных выше сведений нарушает права хозяйствующих субъектов на получение информационной поддержки, а также права неопределенного круга лиц на получение предусмотренной законом информации о деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
При таких обстоятельствах требования прокурора удовлетворены судом первой инстанции правомерно.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и не могут повлиять на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 17.05.2023 по делу № А62-3310/2023оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Д.В. Большаков
Судьи
Е.В. Мордасов
Ю.Е. Холодкова