АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
28 сентября 2021 года
Дело № А62-373/2021
г. Калуга
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
ФИО1
Судей
ФИО2
ФИО3
При участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью «Химэкс» (109029, <...>, эт. 1, пом. 1, ком. 20, ОГРН <***>, ИНН <***>)
от Смоленской таможни (214032, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)
не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом
ФИО4 – представителя (дов. от 14.01.2021 № 06-46/03, пост.)
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Скоромной Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Химэкс» на решение Арбитражного суда Смоленской области от 16.03.2021 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2021 по делу № А62-373/2021,
У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью «Химэкс» (далее – ООО «Химэкс», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Смоленской таможне (далее – таможня, таможенный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 14.01.2021 № 10113000-2300/2020 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 16.03.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит решение и постановление судов отменить, как принятые с нарушением норм материального права, и прекратить производство по делу.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность обжалуемых судебных актов исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав представителя таможни, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, в ходе проверочных мероприятий, проведенных сотрудниками оперативно-розыскного отдела таможни, получены сведения о поставке ООО «Химэкс» из Российской Федерации в адрес общества с ограниченной ответственностью «Хим-Аналит» (Республика Беларусь) товара – фтористоводородной (плавиковой) кислоты 70 %, код ТН ВЭД ЕАЭС 2811 11 000 0, вес нетто 585 кг, стоимостью 85 995 руб.
Поскольку экспорт товара произведен обществом без получения лицензии, должностным лицом таможни в отношении общества составлен протокол от 11.12.2020 № 10113000-2300/2020 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 КоАП РФ.
Постановлением от 14.01.2021 № 10113000-2300/2020 общество признано виновным в совершении вменяемого ему административного правонарушения с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, отсутствия нарушений порядка привлечения его к административной ответственности, а также отсутствия оснований для замены назначенного таможней наказания на предупреждение.
Выводы судов являются обоснованными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии со статьей 16.3 КоАП РФ за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 данного кодекса, предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения по урегулированию порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в несоблюдении запретов и ограничений на ввоз в Российскую Федерацию или вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами, участницей которых является Российская Федерация.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но этим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт вывоза обществом с территории Российской Федерации фтористоводородной (плавиковой) кислоты, включенной в перечень контролируемых товаров, без получения соответствующей лицензии, подтверждается материалами дела, в том числе рапортом сотрудника оперативно-розыскного отдела таможни от 05.11.2020, договором от 29.01.2015 № 29/01-П с приложением от 23.01.2020 № 33, международной товарно-транспортной накладной (CMR) от 30.01.2020, счетом-фактурой от 29.01.2020 № 36, протоколом от 11.12.2020 № 10113000-2300/2020 об административном правонарушении, и обществом по существу не оспаривается.
Вместе с тем, общество указывает, что не является субъектом вменяемого ему правонарушения.
Свою позицию ООО «Химэкс» обосновывает тем, что статьей 19 Федерального закона от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле», в системном толковании с положениями Указа Президента Российской Федерации от 04.12.2019 № 577 «Об утверждении перечня иностранных государств и видов контролируемых товаров, в отношении которых устанавливается режим безлицензионного экспорта», предусмотрено три возможных режима экспорта подконтрольных товаров, в том числе безлицензионный, не предусматривающий включение юридического лица в специальный реестр.
Однако данная позиция общества основана на неверном толковании положений указанной правовой нормы, поскольку действующим законодательством установлено всего лишь два возможных режима осуществления внешнеэкономических операций, предусматривающих передачу контролируемых товаров и технологий (в том числе прав на них) иностранным лицам.
При этом применение безлицензионного режима возможно при одновременном соблюдении следующих условий: 1) иностранное государство, куда экспортируется товар, и сам экспортируемый подконтрольный товар, в отношении которого устанавливается режим безлицензионного экспорта, включены в перечни, утвержденные указом Президента Российской Федерации (пункты 7, 8 статьи 19 Федерального закона № 183-ФЗ); 2) российское юридическое лицо, намеревающееся осуществлять безлицензионный экспорт подконтрольного товара, включено в реестр российских участников внешнеэкономической деятельности, которым разрешено осуществлять такой экспорт (пункт 10 Федерального закона № 183-ФЗ).
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, что ООО «Химэкс» включено в реестр российских участников внешнеэкономической деятельности, которым разрешено осуществлять безлицензионный экспорт подконтрольных товаров, общество является субъектом вмененного ему административного правонарушения.
Учитывая, что доказательств своевременного принятия обществом необходимых и достаточных мер по соблюдению требований таможенного законодательства в материалах дела не имеется, арбитражные суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.
Каких-либо иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, кассационная жалоба не содержит.
Нормы материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора апелляционным судом применены правильно, основания для переоценки выводов суда у кассационной инстанции, в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л :
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 16.03.2021 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2021 по делу № А62-373/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Химэкс» – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
ФИО1
Судьи
ФИО2
ФИО3