ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А62-3790/2021 от 04.04.2022 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

Дело № А62-3790/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 04.04.2022

Постановление изготовлено в полном объеме 11.04.2022

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Стахановой В.Н. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мазницей Е.С., при участии в судебном заседании от заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Мультипрофиль Финанс» (г. Смоленск, ОГРН 1137746611529, ИНН 7704840168) – Битюкова П.А. (доверенность от 22.01.2021), в отсутствие заинтересованного лица – администрации города Смоленска (г. Смоленск, ОГРН 1026701449719, ИНН 6730012070), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, – главного управления Смоленской области по культурному наследию (г. Смоленск, ОГРН 1206700000495, ИНН 6732190495), департамента Смоленской области по культуре (г. Смоленск, ОГРН 1026701432009, ИНН 6730010926), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Мультипрофиль Финанс» на решение Арбитражного суда Смоленской области от 27.12.2021 по делу № А62-3790/2021 (судья Пудова А.В.),

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Мультипрофиль Финанс» (далее – ООО «Мультипрофиль Финанс», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к главному управлению Смоленской области по культурному наследию (далее – управление) и администрации города Смоленска (далее – администрация) с требованиями:

– о признании незаконным и отмене содержащегося в письме от 18.12.2020 № 2738-исх отказа управления в выдаче заключения о соответствии проектной документации на строительство объекта «Здание объекта науки» по адресу: г. Смоленск, ул. Тенишевой на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0031932:124 предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом, о возложении на Управление обязанности по выдаче соответствующего заключения;

– о признании незаконным и отмене содержащегося в письме заместителя главы города Смоленска от 22.12.2020 № 3/23/0580 решения администрации об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта «Здание объекта науки» по адресу: г. Смоленск, ул. Тенишевой, на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0031932:124, возложении на администрацию обязанности по выдаче разрешения на строительство указанного объекта.

Определением суда от 20.02.2021 заявление было принято, возбуждено производство по делу, которому присвоен номер А62-1231/2021.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент Смоленской области по культуре.

Определением суда от 13.05.2021 требования ООО «Мультипрофиль Финанс» к администрации о признании незаконным и отмене решения администрации об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта «Здание объекта науки» по адресу: г. Смоленск, ул. Тенишевой, на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0031932:124, выраженного в письме заместителя главы города Смоленска от 22.12.2020 № 3/23/0580, о возложении на администрацию обязанности по выдаче разрешения на строительство указанного объекта выделены в отдельное производство; делу присвоен номер А62-3790/2021; производство по указанному делу приостановлено до вступления в законную силу итогового судебного акта по делу № А62-1231/2021.

В рамках дела № А62-1231/2021 администрация была привлечена к участию в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 26.10.2021 по делу № А62-1231/2021 отказано в удовлетворении уточненных требований ООО «Мультипрофиль Финанс» о признании незаконным и отмене содержащегося в письме от 18.12.2020 № 2738-исх отказа управления в выдаче заключения о соответствии проектной документации на строительство объекта «Здание объекта науки» по адресу: г. Смоленск, ул. Тенишевой на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0031932:124 предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом, о возложении на управление обязанности по выдаче соответствующего заключения.

Решение не было обжаловано и вступило в законную силу.

Определением от 08.12.2021 производство по делу № А62-3790/2021 возобновлено.

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 27.12.2021 по делу № А62-3790/2021 в удовлетворении заявления ООО «Мультипрофиль Финанс» к администрации о признании незаконным содержащегося в письме заместителя главы города Смоленска от 22.12.2020 № 3/23/0580 решения об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта «Здание объекта науки» по адресу: г. Смоленск, ул. Тенишевой, на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0031932:124, возложении обязанности по выдаче разрешения на строительство указанного объекта отказано.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ООО «Мультипрофиль Финанс» обжаловало его в апелляционном порядке. Полагает, что в случае ненаправления в предусмотренный законом срок заключения о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения указанная проектная документация считается соответствующей таким предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капительного строительства. Иное толкование градостроительных норм, по мнению заявителя, приведет к невозможности выдачи разрешений на строительство и реконструкцию в границах города Смоленска до исполнения государственного контракта от 07.05.2015 «Проект предмета охраны, границ территории и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения федерального значения город Смоленск Смоленской области».

Заинтересованное лицо и третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили, представителей в суд не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, по договору аренды от 26.04.2016 (рег. № 421/м) обществу был предоставлен в аренду сроком на 5 лет (с 26.04.2016 по 25.04.2021) для строительства здания объекта науки находящийся в муниципальной собственности города Смоленска земельный участок с кадастровым номером 67:27:0031932:124 общей площадью 3130 кв.м., расположенный по адресу: г. Смоленск, ул. Тенишевой.

В целях реализации проекта строительства по заданию общества специализированными организациями были подготовлены:

– «План проведения спасательных археологических полевых работ на объекте культурного наследия федерального значения – «Культурный слой города», IX - XVII вв. (Смоленская область) при проведении земляных и строительных работ по проекту: «Здание Науки на ул. Тенишевой в г. Смоленске» (кадастровый номер земельного участка 67:27:0031932:124)»;

– «Акт государственной историко-культурной экспертизы научной документации «План проведения спасательных археологических полевых работ на объекте культурного наследия федерального значения – «Культурный слой города», IX - XVII вв. (Смоленская область) при проведении земляных и строительных работ по проекту: «Здание Науки на ул. Тенишевой в г. Смоленске» (кадастровый номер земельного участка 67:27:0031932:124)», обосновывающей меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия федерального значения «Культурный слой города», IX - XVII вв. (Смоленская область)» с приложениями, согласовал «План проведения спасательных археологических полевых работ на объекте культурного наследия федерального значения – «Культурный слой города», IX-XVII вв. (Смоленская область) при проведении земляных и строительных работ по проекту: «Здание Науки на ул. Тенишевой в г. Смоленске» (кадастровый номер земельного участка 67:27:0031932:124)».

Указанные документы были приложены к обращению общества в департамент Смоленской области по культуре и туризму (письмо от 23.01.2019 № 323/06), который, рассмотрев документацию, пришел к выводу о том, что, поскольку на планируемом месте размещения объекта ранее располагался двухэтажный дом (страница 24 Плана), то исходя из положений Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ) на данном земельном участке возможны только работы по сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия, в отношении построенного в начале XX века двухэтажного дома, руины которого окончательно демонтированы в период с 2009 по 2011 годы (страница 7 Плана).

Согласно постановлению администрации Смоленской области от 25.12.2019 № 812 «О создании Главного управления Смоленской области по культурному наследию» органом исполнительной власти Смоленской области, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, с 13.01.2020 является правление.

В 2020 году общество неоднократно обращалось в адрес управления по вопросу согласования проведения работ на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0031932:124, в том числе в связи с внесением изменений в проектную документацию по объекту капитального строительства «Здание науки» по ул. Тенишевой в г. Смоленске.

Данные обращения и проектная документация рассматривались на заседаниях экспертного совета по вопросам сохранения и государственной охраны объектов культурного наследия при управлении, по итогам которых принимались решения, в том числе об отказе в согласовании проектной документации как несоответствующей требованиям законодательства в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия. Проектная документация не содержала мер, направленных на сохранение историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

При этом обществу было разъяснено, что реализация проекта строительства объекта капитального строительства «Здание науки» по ул. Тенишевой в г. Смоленске на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0031932:124 возможна в случае:

1) изменения границ территории объекта культурного наследия регионального значения «Больница «Красный крест», нач. XX в. (Смоленская область, г. Смоленск, ул. Тенишевой, д. 9 (литер «А»), д. 11-а, д. 9 (литер «И») на основании пункта 6 статьи 31 Закона № 73-ФЗ, пунктом 16 приказа Министерства культуры Российской Федерации от 04.06.2015 № 1745 «Об утверждении требований к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия» в случае выявления документов или результатов историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований, отсутствовавших при подготовке утвержденного проекта границ территории объекта культурного наследия и дающих основания для пересмотра установленных границ территории объекта культурного наследия;

2) планирования места размещения объекта в объемах ранее располагавшегося двухэтажного дома (страница 24 Плана) в соответствии с пунктом 1 статьи 5.1 Закона № 73-ФЗ.

За согласованием раздела проектной документации по объекту «Здание науки» по ул. Тенишевой в г. Смоленске или описанием его внешнего облика в соответствии с пунктом 9 статьи 60 Закона № 73-ФЗ общество в управление не обращалось.

Ввиду непредставления необходимых документов администрацией было отказано обществу в выдаче разрешения на строительство.

Общество 25.11.2020 повторно обратилось в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Здание науки» по ул. Тенишевой в г. Смоленске на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0031932:124.

В связи с тем, что планируемое место размещения объекта согласно историко-архитектурному плану и историко-археологическому опорному плану г. Смоленска (утвержден решением Смоленской областной Думы от 31.10.1996 № 171) расположено в границах территорий объекта культурного наследия федерального значения «Культурный слой города», а также объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения «Здание больницы Общества Красного Креста, 1910. г., арх. Запутряев Н.В.» (Смоленская область, г. Смоленск, ул. Тенишевой, 9), регионального значения «Больница «Красный крест», нач. XX в. (Смоленская область, г. Смоленск, ул. Тенишевой, д. 9 (литер «А»), д. 11-а, д. 9 (литер «И»), и к заявлению общества о выдаче разрешения на строительство не было приложено заключение уполномоченного органа о соответствии раздела проектной документации, содержащего архитектурные решения, предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения, администрация направила в управление запрос о согласовании раздела 3 «Архитектурные решения» проектной документации на строительство объекта «Здание науки» по ул. Тенишевой в г. Смоленске на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0031932:124.

Письмом управления от 18.12.2020 № 2738/02-исх в адрес администрации было сообщено о невозможности дать заключение о соответствии или несоответствии проектной документации на строительство объекта «Здание науки» по ул. Тенишевой в г. Смоленске на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0031932:124 предмету охраны исторического поселения федерального значения город Смоленск Смоленской области и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства установленным его градостроительным регламентом, поскольку предмет охраны, границы территории и требования к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения федерального значения город Смоленск Смоленской области не утверждены Министерством культуры Российской Федерации.

На этом основании, а также ввиду истечения срока действия градостроительного плана земельного участка от 13.11.2017 № RU67302000-5224 в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Здание науки» по ул. Тенишевой в г. Смоленске на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0031932:124 было отказано, о чем заявителю сообщено письмом заместителя главы города Смоленска по имущественным и земельным отношениям от 22.12.2020 № 3/23/0580.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО «Мультипрофиль Финанс» в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту регламентированы положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

Согласно части 10.1 статьи 51 ГрК РФ, если строительство или реконструкция объекта капитального строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, к заявлению о выдаче разрешения на строительство может быть приложено заключение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, о соответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства, содержащего архитектурные решения, предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

В случае, если указанное заключение не приложено, либо в заявлении о выдаче разрешения на строительство не содержится указание на типовое архитектурное решение, в соответствии с которым планируется строительство или реконструкция объекта капитального строительства, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы местного самоуправления в течение трех дней со дня получения указанного заявления проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, и направляют приложенный к нему раздел проектной документации объекта капитального строительства, содержащий архитектурные решения, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, или отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство (часть 11.1 статьи 51 ГрК РФ).

В свою очередь, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, в течение двадцати пяти дней со дня поступления от органа, уполномоченного на выдачу разрешений на строительство, предусмотренного пунктом 3 части 12 статьи 48 данного Кодекса раздела проектной документации объекта капитального строительства рассматривает указанный раздел и направляет заключение о соответствии или несоответствии данного раздела проектной документации предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом (часть 11.2 статьи 51 ГрК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 59 Закона № 73-ФЗ историческим поселением в целях названного Федерального закона являются включенные в перечень исторических поселений федерального значения или в перечень исторических поселений регионального значения населенный пункт или его часть, в границах которых расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения.

Перечень исторических поселений федерального значения, предмет охраны исторического поселения федерального значения, границы территории исторического поселения федерального значения, требования к градостроительным регламентам в указанных границах утверждаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке. Указанные документы, утвержденные в установленном порядке, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения об их утверждении направляются в орган местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположено историческое поселение федерального значения, или в орган государственной власти субъекта Российской Федерации – города федерального значения, в границах которого расположено историческое поселение федерального значения (пункт 6 статьи 59 Закона № 73-ФЗ).

Согласно абзацу первому пункта 8 статьи 59 Закона № 73-ФЗ территорией исторического поселения является территория в границах соответствующего населенного пункта. Границы территории исторического поселения могут не совпадать с границами населенного пункта. Требования к определению границ территории исторического поселения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В абзаце втором пункта 8 статьи 59 Закона № 73-ФЗ определено, что уполномоченные органы власти вправе утвердить границы территории соответственно исторического поселения федерального значения либо исторического поселения регионального значения, не совпадающие с границами населенного пункта.

На основании пункта 9 статьи 60 Закона № 73-ФЗ региональный орган охраны объектов культурного наследия в течение двадцати пяти дней со дня поступления от застройщика либо органа, уполномоченного на выдачу разрешений на строительство, соответствующего раздела проектной документации объекта капитального строительства рассматривает указанный раздел и направляет заключение о соответствии или несоответствии указанного раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения.

При этом до дня утверждения градостроительного регламента, установленного применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, и содержащего требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо структурное подразделение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, рассматривает в соответствии с пунктами 9 – 11 и 13 статьи 60 Закона № 73-ФЗ и частью 11.2 статьи 51, частью 9 статьи 51.1 ГрК РФ предусмотренный пунктом 3 части 12 статьи 48 ГрК РФ раздел проектной документации объекта капитального строительства или предусмотренное пунктом 4 части 3 статьи 51.1 ГрК РФ описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и выдает заключение об их соответствии или несоответствии предмету охраны исторического поселения федерального или регионального значения (часть 4 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2015 № 459-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Согласно пунктам 2, 3 статьи 59 Закона № 73-ФЗ предмет охраны исторического поселения утверждается уполномоченным органом государственной власти применительно к каждому историческому поселению и включает в себя:

1) исторически ценные градоформирующие объекты – здания и сооружения, формирующие историческую застройку и объединенные, в том числе, масштабом, объемом, структурой, стилем, конструктивными материалами, цветовым решением и декоративными элементами;

2) планировочную структуру, включая ее элементы;

3) объемно-пространственную структуру;

4) композицию и силуэт застройки – соотношение вертикальных и горизонтальных доминант и акцентов;

5) соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными);

6) композиционно-видовые связи (панорамы), соотношение природного и созданного человеком окружения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1095 установлены требования к определению границ территории исторического поселения.

На основании указанных требований Министерством культуры Российской Федерации утверждены границы территорий и предметы охраны исторических поселений федерального значения город Севастополь, город Санкт-Петербург, город Боровск Калужской области, город Арзамас Нижегородской области, город Суздаль и город Гороховец Владимирской области, город Вольск Саратовской области, город Тутаев Ярославской области, город Плес и город Кинешма Ивановской области, село Крапивна и город Белев Тульской области, город Елец Липецкой области, город Касимов Рязанской области, город. Зарайск Московской области, город Старая Русса Новгородской области, город Выборг Ленинградской области.

Совместным приказом Микультуры России от 29.07.2010 № 418 и Минрегиона России № 339 «Об утверждении перечня исторических поселений» город Смоленск отнесен к историческим поселениям федерального значения.

В рамках исполнения государственного контракта от 07.05.2015, заключенного Министерством культуры Российской Федерации с ООО «ЭНТВЛЪ», разработан «Проект предмета охраны, границ территории и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения федерального значения город Смоленск Смоленской области», который в последующем был направлен на доработку.

В соответствии с разъяснениями Минкультуры России, содержащимися в письмах от 30.01.2017 № 640-12-04, от 07.07.2021 № 12097-12.4-04, согласование раздела проектной документации объекта капитального строительства или описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства с региональным органом охраны объектов культурного наследия (в данном случае с управлением) действует для территорий исторических поселений, в отношении которых утверждены границы территории, предмет охраны и требования к градостроительным регламентам в указанных границах.

В письмах также отмечено, что до настоящего времени доработанный «Проект предмета охраны, границ территорий и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения федерального значения город Смоленск Смоленской области» в адрес Министерства культуры Российской Федерации не поступал. При поступлении доработанного проекта он будет рассмотрен в установленном порядке.

Разрешая требования ООО «Мультипрофиль Финанс», заявленные им в деле № А62-1231/2021, суд пришел к выводу о том, что в отсутствие утвержденного Министерством культуры Российской Федерации предмета охраны, границ территорий и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения федерального значения город Смоленск Смоленской области рассмотрение вопроса о согласовании управлением раздела 3 «Архитектурные решения» проектной документации на строительство объекта «Здание науки» по ул. Тенишевой в г. Смоленске на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0031932:124 невозможно.

Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 данной статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с названным Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.

В части 2 данной статьи указано, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

В соответствии с частью 4 названной статьи разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5-6 данной статьи и другими федеральными законами.

Согласно пункту 2 части 7 статьи 51 ГрК РФ к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагается градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство.

Как указано в части 1 статьи 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

Градостроительный план земельного участка входит в состав дела о застроенном или подлежащем застройке земельном участке (пункт 1 части 5 статьи 56 ГрК РФ).

Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (часть 2 статьи 57.3 ГрК РФ).

Из системного толкования приведенных нормативных положений следует, что градостроительный план относится к градостроительной документации и является документом, в котором зафиксирована информация, позволяющая ее идентифицировать. Градостроительный план как документ не устанавливает каких-либо прав и ограничений, а определяет информацию как сведения и, тем самым, обеспечивает ее сохранение и накопление, возможность передачи другому лицу, многократное использование, возвращение к информации во времени.

Сведения, содержащиеся в градостроительном плане, прежде всего, позволяют идентифицировать земельный участок (форма плана содержит обязательное условие об указании кадастрового номера земельного участка), определить его местоположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, объектам недвижимости, линейным объектам и другим объектам и зонам, а также место размещения планируемого для строительства объекта. Такие сведения необходимы для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка.

Общество полагает, что отказ в выдаче разрешения на строительство объекта «Здание объекта науки» по адресу: г. Смоленск, ул. Тенишевой, на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0031932:124 ввиду истечения срока действия градостроительного плана земельного участка от 13.11.2017 № RU67302000-5224 является незаконным.

Судом установлено, что срок действия выданного ООО «Мультипрофиль Финанс» градостроительного плана земельного участка от 13.11.2017 № RU67302000-5224 заканчивался 13.11.2020.

Вместе с тем, в силу положений пункта 1 Приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 440 сроки действия градостроительных планов, истекающие в период после 06.04.2020 до 01.01.2021, в части использования содержащейся в них информации, необходимой в целях выдачи разрешений на строительство, были продлены на год.

Таким образом, суд области по праву согласился с доводами заявителя о незаконности отказа администрации в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Здание науки» по ул. Тенишевой в г. Смоленске на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0031932:124 по мотивам истечения срока действия градостроительного плана земельного участка от 13.11.2017 № RU67302000-5224.

Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства является проявлением дискреционных полномочий органов местного самоуправления. Осуществляя при этом указанные дискреционные полномочия, орган местного самоуправления не вправе действовать произвольно, а должен принимать решения в соответствии с законом (часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания (определения от 06.11.2003 № 387-О, от 15.06.2010 № 931-О-О, от 19.12.2017 № 3076-О и др.).

Материалами дела подтверждается, что при обращении за получением разрешения на строительство объекта капитального строительства «Здание науки» по ул. Тенишевой в г. Смоленске на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0031932:124 обществом не было представлено предусмотренное частью 10.1 статьи 51 ГрК РФ заключение о соответствии раздела проектной документации, содержащего архитектурные решения, предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения (пункт 9 статьи 60 Закона № 73-ФЗ, часть 11.2 статьи 51 ГрК РФ).

Решением арбитражного суда от 26.10.2021 по делу № А62-1231/2021 также установлено, что разработанный в рамках исполнения государственного контракта от 07.05.2015 «Проект предмета охраны, границ территории и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения федерального значения город Смоленск Смоленской области» Министерством культуры Российской Федерации до настоящего времени не утвержден, и что до установления границ предмета охраны и требований к градостроительным регламентам в указанных границах Главное управление Смоленской области по культурному наследию не уполномочено давать оценку соответствующему разделу проектной документации.

При этом в отношении довода заявителя о том, что администрация обязана выдать разрешение на строительство в отсутствие предусмотренного частью 10.1 статьи 51 ГрК РФ заключения уполномоченного органа, суд первой инстанции обоснованно указал, что положения части 10.1 статьи 51 ГрК РФ не допускают выдачу администрацией разрешения на строительство, которое планируется вести на территории объекта культурного наследия федерального значения, в отсутствие положительного заключения уполномоченного органа.

В связи с изложенным суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы заявителя, изложенные в суде первой инстанции, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте. Несогласие с оценкой установленных судом обстоятельств по делу само по себе, без иных установленных законом оснований, не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 27.12.2021 по делу № А62-3790/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Д.В. Большаков

Судьи

В.Н. Стаханова

Е.Н. Тимашкова