ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула Дело №А62-4073/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 29.05.2018
Постановление изготовлено в полном объеме 30.05.2018
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Капустиной Л.А., судей Токаревой М.В. и Дайнеко М.М.,при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Труновой И.Ю., при участии от истца – департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания – ФИО1 (доверенность от 07.02.2018), от ответчика – общества с ограниченной ответственностью «ТОРГСТАРТ» - ФИО2 (доверенность от 05.06.2017), рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом с использованием видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТОРГСТАРТ» на решение Арбитражного суда Смоленской области от 07.03.2018 по делу № А62-4073/2017 (судья Бажанова Е.Г.),
УСТАНОВИЛ:
департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания (г. Смоленск, ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее – департамент) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с иском (с учетом уточнений) к обществу с ограниченной ответственностью «ТОРГСТАРТ» (г. Москва, ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее – общество) о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 17.01.2014 № 26: в раздел 2 «Арендная плата» в части изменения размера арендной платы и приложения №№ 2-7 к договору (в редакции уточнения от 30.11.2017, т. 2, л. д. 141–149).
Решением суда от 07.03.2018 (т. 4, л. д. 9) исковые требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован существенным изменением количественных и качественных характеристик лесного участка.
В апелляционной жалобе общество просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Оспаривая судебный акт, заявитель ссылается на то, что на лесном участке, являющемся предметом договора аренды, таксация была осуществлена в 2013 году, а изменение объема заготовки лесных ресурсов на нем не относится к существенному изменению обстоятельств, которые стороны не могли предвидеть при заключении контракта. Считает, что истцом не доказано наличие обстоятельств, из которых стороны не могли исходить в момент заключения договора (в том числе в части возможного изменения объема и качества ресурса). Поясняет, что при заключении договора стороны не могли не знать о наличии на лесном участке лесных насаждений, изменивших объем ликвидного ресурса, поскольку за срок, прошедший со дня заключения договора до момента утверждения новых материалов таксации, молодняки и приспевающие лесные насаждения не могли достигнуть возраста спелых и перестойных лесных насаждений, подлежащих рубке. Указывает на то, что приведенная департаментом сравнительная характеристика таксационных показателей подтверждает, что существенного изменения таксационных показателей, влияющих на изменение объемов использования лесов, не имеется; разница между расчетами минимального размера арендной платы находится в пределах арифметической погрешности. Отмечает, что представленным обществом сравнительным анализом доходности подтверждается, что измененные показатели привели к суммарному убытку, в то время как арендная плата по решению суда значительно повышена (так, ежегодный объем заготовки древесины по материалам проведенной таксации лесов по сравнению с объемом заготовки древесины, предусмотренным договором аренды лесного участка, увеличился всего на 0,5 тыс. куб метров, что не является существенным изменением объемов заготовки древесины; при этом указанные изменения произошли в основном за счет увеличения объемов заготовки древесины при проведении ухода за лесами). Обращает внимание на то, что арендная плата за период с 2015 по 2017 годы внесена арендатором в полном объеме и ее изменение обратной датой недопустимо. Считает неверным толкование судом условий пункта 2.4 договора, в результате чего неправильно изменены условия об арендной плате. Указывает на то, что на основании проекта освоения лесов минимальный размер арендной платы составляет 1 211 249 рублей 25 копеек, в связи с чем арендная плата за 2018 год, определяемая по предусмотренной формуле, составит 5 054 636 рублей 29 копеек.
В отзыве департамент просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Отмечает, что в результате проведенной таксации арендованного участка выявлены существенные изменения количественных и качественных характеристик лесных ресурсов – изменение таксационных показателей по составу, возврату, запасу и полноте в сравнении с предусмотренными договором аренды. Утверждает, что после проведенной таксации лесов существенно улучшилась товарная структура ценных лесных насаждений, увеличился выход деловой древесины по хвойным породам и березе; ухудшилась товарная структура малоценных и низкотравных лесных насаждений осины и ольхи серой. Отмечает, что изменение таксационных характеристик лесных насаждений повлекло за собой изменение объемов лесопользования на арендуемом участке. Считает обоснованным изменение договора за период 2015–2017 годов, указывая, что договор приведен в соответствие с проектом освоения лесов, получившим положительное заключение государственной экспертизы 22.12.2014, и обществом осуществлены рубки в объемах, указанных в проекте, что подтверждается лесными декларациями.
В судебном заседании представители сторон поддержали позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей истца и ответчика, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, по результатам проведенного аукциона между департаментом (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 17.01.2014 № 26 (т. 1, л. д. 14), согласно которому арендодатель предоставил арендатору во временное владение и пользование лесной участок общей площадью 4523 га, расположенный по адресу: Смоленская область, Темкинский р-н, Темкинское лесничество<...>, 21-34, 41-45, 49-53, 58-63, на срок 49 лет с момента государственной регистрации.
Государственная регистрация договора произведена 18.03.2016.
Пунктом 2.4 договора аренды предусмотрено, что при изменении объемов использования лесов в соответствии с приведенным лесоустройством (таксацией лесов) и в случаях изменения объемов санитарно-оздоровительных мероприятий, размер арендной платы подлежит изменению исходя из ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, действующих на момент внесения таких изменений, с учетом пропорциональности превышения начального размера арендной платы, полученной по результатам аукциона.
Данные о характеристиках лесного участка, выставленного на аукцион, подготовлены на основании материалов лесоустройства Смоленского лесничества, проведенного в 1996 году.
Указанные характеристики использованы при составлении приложений № 2, 3, 4, 5, 6, 7 к договору аренды лесного участка, выставленного на торги, и при расчете ежегодного размера арендной платы (т. 1, л. д. 27).
В 2014 году за счет средств и по инициативе арендатора на арендованном лесном участке проведена таксация лесов, на основании которой разработан и утвержден проект освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду.
Указанный проект освоения лесов прошел государственную экспертизу и получил положительное заключение от 22.12.2014 № 01-04-0469 (т. 1, л. д. 24).
При осуществлении таксации лесов на арендованном лесном участке выявлены существенные изменения количественных и качественных характеристик лесных ресурсов (изменение таксационных показателей насаждений, таких как состав, возврат, запас, полнота), а именно: в договоре аренды указаны параметры: средний возраст лесных насаждений - 73 года, относительная полнота - 0,72, средний запас спелых и перестойных лесных насаждений - 308 куб.м/га, состав насаждений – 4Б2Ос2С2Е+Олч, Олс; утвержденным проектом освоения лесов установлено, что средний возраст лесных насаждений - 64 года, относительная полнота - 0,69, средний запас спелых и перестойных лесных насаждений - 249 куб.м/га, состав насаждений – 3,9Б2,3Ос2,2Е1,3Олс,Олч,Д,Ивд.
Изменение таксационных характеристик лесных насаждений повлекло за собой и изменение объемов использования лесов на арендованном лесном участке.
Так, согласно приложению № 3 к договору ежегодный объем использования лесов составляет 16 300 куб. м, в том числе 7700 куб. м по хвойному хозяйству, 8600 куб. м по мягколиственному хозяйству.
По данным проведенной таксации лесов, установленный ежегодный объем заготовки на арендованном лесном участке определен в объеме 15 700 куб. м, в том числе 7200 куб. м по хвойному хозяйству и 8500 куб. м по мягколиственному хозяйству.
Ссылаясь на то, что в результате проведенной таксации ежегодные объемы заготовки древесины существенное изменились по отношению к объемам заготовки, определенным договором аренды, департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Федеральным законом от 21.07.2014 № 250-ФЗ «О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации» в статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации введена часть 2.1 (вступившая в силу с 22.07.2014 и действовавшая на момент предъявления иска и на дату разрешения спора), содержащая специальную норму, которой предусмотрена возможность изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, на основании решения суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого участка.
Согласно части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 29.06.2015 № 206-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений», договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменении и количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Указанные в названной норме существенные изменения характеристик лесного участка определяются по результатам таксации лесов (статья 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации), проводимой в порядке лесоустройства в границах всего арендуемого лесного участка и влекут изменение ежегодных объемов заготовки древесины с соответствующим изменением ежегодной арендной платы на последующий срок действия договора, т.е. влекут изменение аукционных условий договора.
Из приведенных норм права следует, что лесным законодательством была установлена и продолжает действовать возможность изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, только в судебном порядке при наличии установленных законом оснований, в том числе существенного изменения количественных и качественных характеристик лесного участка (определение Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2015 № 301-ЭС14-448).
Исходя из пункта 5 части 1 статьи 68, части 1 статьи 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации таксация является одним из мероприятий по лесоустройству и проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
В соответствии с частью 2 статьи 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации при таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, осуществляются, в том числе определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
Согласно пункту 31 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69, допускается по инициативе и за счет средств лиц, использующих леса, проведение в установленном порядке таксации лесов для выявления, учета и оценки качественных и количественных характеристик лесных ресурсов, а также проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
В рассматриваемом случае по данным проведенной таксации лесов ежегодный объем заготовки на арендованном лесном участке определен в объеме 15 700 куб. метров (в приложении № 3 к договору – 16 300 куб. метров), в том числе 7 200 куб. метров по хвойному хозяйству (в приложении № 3 к договору – 7 700 куб. метров) и 8 500 куб. метров по мягколиственному хозяйству (в приложении № 3 к договору – 8 600 куб. метров).
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в том числе проект освоения лесов, получивший положительное заключение экспертизы, суд установил факт существенного изменения количественных и качественных характеристик переданного в аренду обществу лесного участка и правомерно пришел к выводу о необходимым внесения изменений в договор аренды в части характеристик лесного участка и его насаждений, видов и объемов использования лесов и размера арендной платы.
Возражая против удовлетворения предъявленных требований, ответчик сослался на то, что представленные департаментом сведения о сравнительной характеристике таксационных показателей свидетельствуют об отсутствии их существенных изменений, которые могли бы повлиять на изменение объемов использования лесов.
Между тем, из представленного департаментом сравнительного анализа причин изменения арендной платы, определенной по результатам аукциона и по материалам таксации 2014 года, видно, что после таксации расчетная лесосека (представляющая собой разрешенный предельный годовой объем заготовки древесины, определенный в соответствии с приказом Рослесхоза от 27.05.2011 № 191) была изменена: возросло изъятие ценных пород сосны и ели на 12,7 %, которые в несколько раз дороже малоценных пород осины и ольхи; изъятие осины увеличилось на 26,4 %, ольхи серой на 49,2 %. После таксации лесов улучшилась товарная структура лесных насаждений, увеличился выход более дорогостоящей деловой древесины по хвойным породам на 11,5 %, по березе на 4,2 %, по осине на 5,1%.
Таким образом, департаментом подтверждено, что в результате проведенной таксации ежегодные объемы заготовки древесины существенно изменились по сравнению с объемами, определенными договором аренды.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для судебного изменения договора аренды.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы относительно характеристик видов лесных насаждений, их доходности выражают несогласие с расчетом департамента и являются субъективной позицией общества, которая не подтверждена независимыми доказательствами (заключениями специалистов, экспертов и т.п.).
Ссылка общества на статью 451 Гражданского кодекса Российской Федерации отклоняется, поскольку на ней исковые требования департамента не основывались.
Судом не принимается довод заявителя о неправомерности распространения измененных условий договора аренды на период 2015 – 2017 годов, поскольку такого вывода в решении суда не содержится. Оспариваемым судебным актом изменена арендная плата за определенные периоды времени.
В соответствии с пунктом 3 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае изменения договора в судебном порядке обязательства считаются измененными с момента вступления в законную силу решения суда об изменении договора.
В данном случае обязанность общества уплатить арендную плату за осуществленные объемы лесопользования возникает с момента вступления решения в силу, а не обратной датой, что согласуется с основным принципом лесного законодательства о платности использования лесов, предусмотренным пунктом 11 статьи 1, части 1 статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации (определение Верховного Суда Российской Федерации от 03.03.2017 № 307-ЭС17-992).
Осуществление обществом объемов заготовки древесины без соблюдения принципа платности лесопользования подтверждается представленными им самим отчетами, из которых видно, что за 2015 год объем составил 17,2 тыс. куб. м из установленного ликвидного объема по проекту освоения лесов 16,8 тыс. куб. м, по лесным декларациям от 16.06.2015 и от 18.06.2014 – 17,9 тыс. куб м; за 2016 год объем составил 16,5 тыс. куб. м из установленного ликвидного объема по проекту освоения лесов 16, 8 тыс. куб м, по лесной декларации от 14.06.2016 – 16,8 тыс. куб м.
Суд апелляционной инстанции не принимает представленный обществом расчет арендной платы за 2018 год как не основанный на буквальном толковании пункта 2.4 договора аренды.
Согласно пункту 2.4 договора при изменении объемов использования лесов в соответствии с приведенным лесоустройством (таксацией лесов) и в случаях изменения объемов санитарно-оздоровительных мероприятий размер арендной платы подлежит изменению исходя из ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, действующих на момент внесения таких изменений, с учетом пропорциональности превышения начального размера арендной платы, полученной по результатам аукциона.
В силу части 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3. И 4 данной статьи.
Согласно части 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Указанные ставки утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310. Определенная на основании них арендная плата отнесена к неналоговым доходам федерального бюджета (статья 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Плата, превышающая минимальный размер, в силу статьи 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации, относится к неналоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, начальный размер арендной платы на аукционе определен в сумме 1 641 812 рублей, из которых 1 094 541 рубль – минимальный размер арендной платы, подлежащий перечислению в федеральный бюджет, и 547 271 рубль – арендная плата, превышающая минимальный размер, и подлежащая перечислению в бюджет Смоленской области. Таким образом, соотношение начального размера арендной платы к минимальному составляет 1,5 (1 641 812 рублей / 1 094 541 рубль).
Аукцион на право аренды лесного участка проводился путем повышения начального размера арендной платы на шаг аукциона (статья 80 Лесного кодекса Российской Федерации). Шаг аукциона, установленный на основании пункта 3 части 6 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации в размере, не превышающем 5 процентов от начальной цены аукциона, составил 82 090 рублей 60 копеек.
Согласно акту по результатам аукциона от 25.12.2013, общество произвело 30 шагов аукциона, в связи с чем по результатам аукциона арендная плата составила 4 104 530 рублей (1 641 812 рублей (начальный размер арендной платы) + 2 462 718 рублей (шаги аукциона: 30 * 82 090 рублей 60 копеек).
Следовательно, расчет арендной платы должен производиться по формуле: минимальная арендная плата * 1,5 + шаги аукциона.
В связи с этим является неверным толкование обществом в качестве равнозначных понятий терминов «минимальный размер арендной платы» и «начальная цена предмета аукциона».
Поскольку пропорциональность превышения начального размера арендной платы и размера арендной платы, полученной по итогам аукциона, составляет 2,5 (4 104 530 рублей / 1 641 812 рублей), минимальная арендная плата на основании результатов таксации 2014 года составляет 1 211 249 рублей 25 копеек, расчет арендной платы за 2018 год, с учетом установленных коэффициентов и пропорциональности его превышения, составит: 7 581 954 рублей 44 копеек ((1 211 249 рублей 25 копеек / 1,3 * 2,17) *1,5)*2,5.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
В соответствии со статьей 110, частью 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 07.03.2018 по делу № А62-4073/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Л.А. Капустина
М.В. Токарева
М.М. Дайнеко