АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
________________________________________________________________
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
25 мая 2022г. г.Калуга | Дело №А62-7937/2021 |
Арбитражный суд Центрального округа в составе судьи Стрегелевой Г.А., рассмотрев кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия «Печерские коммунальные системы» на решение Арбитражного суда Смоленской области от 30.11.2021 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2022 г., принятые по делу №А62-7937/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
У С Т А Н О В И Л:
муниципальное унитарное предприятие «Печерские коммунальные системы» (ОГРН 1196733010627, ИНН 6714049429, ул.Автодорожная, д.11, с.Печерск, Смоленский район, Смоленская область, 214530; далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике (ОГРН 1026701441568, ИНН 6730029638, ул.Октябрьской Революции, д.14а, г.Смоленск, 214000; далее – Департамент, административный орган) от 08.09.2021 №27-21 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением от 12.11.2021, принятым в виде резолютивной части, в удовлетворении заявления предприятия отказано.
30.11.2021 по заявлению МУП «Печерские коммунальные системы» судом первой инстанции на основании части 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) изготовлено мотивированное решение.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2022 решение суда от 30.11.2021 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприятие просит отменить решение и постановление судов, принять новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права. По мнению заявителя жалобы, судами сделан ошибочный вывод о том, что срок привлечения к административной ответственности за вмененное предприятию административное правонарушение составляет один год и не был пропущен на момент вынесения оспариваемого постановления; совершенное предприятием правонарушение не свидетельствует о существенном нарушении охраняемых общественных правоотношений, может быть признано малозначительным.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент просит оставить решение и постановление судов без изменения, жалобу предприятия без удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена судьей кассационной инстанции единолично без вызова сторон.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией в соответствии положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, установленных частью 3 статьи 288.2 Кодекса.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением Департамента от 28.11.2019 №154 «Об установлении тарифов на тепловую энергию МУП «Печерские коммунальные системы» (в редакции постановления от 30.11.2020 №85) установлены тарифы на тепловую энергию для предприятия на 2020-2024 годы; постановлением Департамента от 19.12.2019 №315 «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение МУП «Печерские коммунальные системы» (в редакции от 14.12.2020 №170) установлены тарифы на водоснабжение и водоотведение для предприятия на 2020-2022 годы.
Приказом начальника Департамента от 30.12.2020 №381-од утвержден Порядок осуществления Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике систематического наблюдения и анализа информации за соблюдением субъектами регулирования стандартов раскрытия информации.
В ходе проведенного должностными лицами Департамента на основании приказа от 30.12.2020 №381-од мониторинга информации, размещенная на портале раскрытия информации ФАС России (ri.eias.ru), установлено, что по состоянию на 04.03.2021 предприятие не раскрыло в Единой информационной аналитической системе (далее – ЕИАС) информацию о регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, которая в соответствии с пунктом 28 Стандартов раскрытия информации в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства от 05.07.2013 №570, пунктом 27 Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 № 6, раскрывается в течение 30 календарных дней со дня принятия Департаментом постановлений от 30.11.2020 №85, от 14.12.2020 №170. Указанная информация размещена предприятием - 27.05.2021.
Усмотрев в действиях (бездействии) предприятия признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении предприятия составлен протокол от 24.08.2021 №27 об административном правонарушении.
Постановлением Департамента от 08.09.2021 №27-21 предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, МУП «Печерские коммунальные системы» обратилось в арбитражный суд.
Частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность, в том числе за, непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности теплоснабжающими организациями, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления организациями.
Согласно части 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающие организации, теплосетевые организации, органы регулирования обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, органами регулирования.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организации, осуществляющие холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Соответствующие стандарты утверждены постановлениями Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 №570 «О стандартах раскрытия информации в сфере теплоснабжения» и от 17.01.2013 № 6 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения».
Исследовав и оценив, представленные Департаментом доказательства по правилам статей 71, 210 АПК РФ, суды пришли к выводу о доказанности в деянии предприятия состава вмененного ему административного правонарушения.
Суды верно указали, что вина предприятия в совершении вмененного административного правонарушения с учетом положения статьи 2.1 КоАП РФ заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требований, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Проверив требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к порядку, сроку давности привлечения к административной ответственности и назначению административного наказания, суды признали их соблюденными.
Административное наказание назначено по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере санкции части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Довод предприятия о пропуске срока давности привлечения к административной ответственности за вмененное административное правонарушение подлежит отклонению, поскольку исходя из системного толкования положений части 1 статьи 4.5 и части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о теплоснабжении составляет один год, исчисляемый со дня совершения соответствующего административного правонарушения, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 30.06.2020 № 1606-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сапожникова Константина Эдуардовича на нарушение его конституционных прав положением части 1 статьи 4.5 и частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного, поскольку существенная угроза охраняемым общественным отношениям в рассматриваемом случае заключается в пренебрежительном отношении предприятия к исполнению возложенных на него публично-правовых обязанностей по обеспечению доступа неограниченного круга лиц (в том числе потребителей предоставляемых коммунальных услуг) к информации о тарифах на теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение на 2021 год.
В соответствии с пунктом 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Доводы предприятия, изложенные в кассационной жалобе, о том, что своевременному размещению информации препятствовала сложная эпидемиологическая обстановка и действие ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), являлись предметом рассмотрения суда и первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка и они обоснованно отклонены.
В силу части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решения и постановления, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
По результатам рассмотрения доводов, изложенных в кассационной жалобе, таких оснований судом округа не установлено, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судами не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 30.11.2021 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2022 по делу №А62-7937/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации не подлежит.
Судья | Г.А. Стрегелева |