ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А62-8611/2021 от 28.06.2022 АС Центрального округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

5 июля 2022 года Дело № А62-8611/2021

город Калуга

Резолютивная часть постановления объявлена 28.06.2022.

Постановление изготовлено в полном объёме 05.07.2022.

Арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего

Л.В.Леоновой

судей

Е.В. Бессоновой

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи

Г.А. Стрегелевой

Н.А. Мельниковой

при участии в заседании:

от заявителя:

Публичное акционерное общество "Россети Центр"

ОРГН 1046900099498

ИНН 6901067107

Агельяров А.В. - представитель по доверенности от 01.12.2021;

от заинтересованного лица:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области

ОГРН 1026701444615

ИНН 6730031796

не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;

рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Центр" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 18.01.2022 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2022 по делу № А62-8611/2021,

УСТАНОВИЛ:

публичное акционерное общество "Россети Центр" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 27.09.2021 № 067/04/9.21-343/2021 о назначении административного наказания по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 18.01.2022 обществу отказано в удовлетворении заявленного требования.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обществообратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять новый судебный акт, которым удовлетворить требования общества.

Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в суд округа не направило.

Изучив материалы дела, проверив доводы, содержащиеся в жалобе, заслушав представителя заявителя, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, управлением проведена проверка обращения Буренкова А.В. (далее - потребитель) о нарушении филиалом ПАО "Россети Центр "Смоленскэнерго" требований антимонопольного законодательства, выразившемся в несоблюдении установленного договором от 14.08.2020 № 41993620 (далее - договор) об осуществлении технологического присоединения срока подключения энергопринимающих устройств Буренкова А.В. к электрическим сетям.

По результатам проверки управлением в отношении общества составлен протокол от 08.09.2021 № 067/04/9.21-343/2021 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании которого вынесено постановление от 27.09.2021 № 067/04/9.21-343/2021 о назначении обществу административного наказания - штрафа в размере 350 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Рассматривая спор по существу суды исходили из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон № 35-ФЗ) присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Такой договор является публичным.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правила недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правила недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила).

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с физическими лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимаюших устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Пунктом 16 Правил установлен шестимесячной срок технологического присоединения для заявителей, указанных в пунктах 12 (1), 13 (3), 13 (5), 14 и 34 Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Судом установлено, что потребитель относится к заявителям, указанным в пункте 14 Правил: максимальная мощность энергопринимающего устройства - 10 кВт, категория надежности - III (по одному источнику электроснабжения).

Согласно пункту 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет шесть месяцев со дня заключения договора.

Таким образом, технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям общества должно было быть осуществлено не позднее 14.02.2021.

Несоблюдение указанного срока является нарушением установленного порядка подключения (технологического присоединения).

Поскольку доказательств исполнения мероприятий по технологическому присоединению по договору в шестимесячный срок обществом не представлено, суд обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях общества события вменяемого административным органом правонарушения.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В связи с тем, что доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения вышеуказанных нормативных требований, не имеется, суд пришел к выводу о наличии вины общества в совершении вменяемого правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

При решении вопроса о наличии в действиях лица квалифицирующего признака "повторность" необходимо руководствоваться взаимосвязанными положениями пункта 2 части 1 статьи 4.3 и статьи 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым повторным признается совершение однородного административного правонарушения в период со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Если же в качестве административного наказания назначен штраф и этот штраф уплачен до вступления в законную силу постановления, то новое однородное правонарушение признается повторным, если оно совершено со дня вступления в законную силу указанного постановления до истечения одного года со дня уплаты административного штрафа.

Судом установлено, что ранее общество привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, постановлением заместителя руководителя Смоленского УФАС 067/04/9.21-219/2019 от 16.12.2019 обществу назначен административный штраф, который уплачен им 11.06.2020.

Поскольку, правонарушение, рассматриваемое в настоящем деле, совершено 15.02.2021 (день, следующий после окончания определенного договором № 41993620 от 14.08.2020 срока подключения энергопринимающих устройств Буренкова А.В. к электрическим сетям ПАО «Россети Центр»), т.е. до истечения одного года со дня уплаты штрафа по постановлению 067/04/9.21-219/2019 от 16.12.2019, административный орган правильно квалифицировал действия (бездействие) общества по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление № 067/04/9.21-343/2021 от 27.09.2021 вынесено уполномоченным лицом в пределах давностного срока, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отклоняя довод заявителя о невыполнении мероприятий в установленный срок в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы суд обоснованно указал, что существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела, разумности и добросовестности действий хозяйствующего субъекта, вместе с тем, общество не представило доказательств, подтверждающих наличие непреодолимой силы с учетом обстоятельств рассматриваемого дела.

Учитывая вышеизложенное, суд пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, уполномоченный решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд не усмотрел в действиях заявителя малозначительности рассматриваемого правонарушения, позволяющей применить статью 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь вышеизложенным, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.

Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 18.01.2022 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2022 по делу № А62-8611/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Л.В. Леонова

Судьи Е.В. Бессонова

Г.А. Стрегелева