ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А63-11530/17 от 15.08.2018 АС Северо-Кавказского округа

810/2018-32440(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар Дело № А63-11530/2017 15 августа 2018 года 

Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2018 года.  Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2018 года. 

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего  Ташу А.Х., судей Рыжкова Ю.В. и Чесняк Н.В., при участии в судебном заседании  ответчика – индивидуального предпринимателя ФИО1  (ИНН <***> , ОГРНИП <***>), его представителя ФИО2  (доверенность от 17.08.2018), в отсутствие истца – администрации Минераловодского  городского округа Ставропольского края (ИНН <***> , ОГРН <***>),  извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения  информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно- телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации  Минераловодского городского округа Ставропольского края на решение Арбитражного  суда Ставропольского края от 19.01.2018 (судья Безлепко В.В.) и постановление  Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2018 (судьи Казакова Г.В.,  Егорченко И.Н., Марченко О.В.) по делу № А63-11530/2017, установил следующее. 

Администрация Минераловодского городского округа Ставропольского края  (далее – администрация) обратилась в арбитражный суд с иском к индивидуальному  предпринимателю ФИО1 (далее – предприниматель) о прекращении действия  свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок. 

Решением от 19.01.2018, оставленным без изменения постановлением суда  апелляционной инстанции от 16.04.2018, в удовлетворении иска отказано. 

В кассационной жалобе администрация просит отменить обжалуемые судебные  акты и принять новый судебный акт об удовлетворении требований истца. По мнению  заявителя, транспортное обслуживание муниципальных маршрутов Минераловодского  городского округа, предусмотренное проведенным администрацией конкурсом,  предпринимателем не обеспечено. Вывод судов об изменении класса транспортных  средств с особо малого на малый является необоснованным. Путевые листы, 


представленные предпринимателем, не содержат сведений о хозяйственной жизни  транспортного средства и информации о водителе, в связи с чем не могут приниматься  в качестве доказательств надлежащего исполнения предпринимателем обязательств  по перевозке пассажиров. Кроме того, материалами дела подтверждается, что ответчик  более трех дней подряд не осуществлял перевозки по муниципальным маршрутам  регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам особо малым классом транспортных  средств. 

В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит оставить судебные  акты без изменения, жалобу – без удовлетворения. 

В судебном заседании ответчик и его представитель возражали против  удовлетворения жалобы, представитель истца не явился, заявил ходатайство  о рассмотрении дела в его отсутствие. 

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд  Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных  актов. 

Как следует из материалов дела, постановлением администрации от 07.03.2017   № 515 «Об утверждении реестра маршрутов регулярных перевозок пассажиров  на территории Минераловодского городского округа», вступающим в силу с 29.06.2017,  утвержден реестр маршрутов регулярных перевозок пассажиров на территории  Минераловодского городского округа, в котором для маршрутов № 1, 1а, 2, 2а, 3, 3а, 4,  4а, 5, 5а, 6, 6а, 8, 11, 14, 14а, 16, 17, 17а,112, 113, 113а, 114, 101, 121, 121а, 102, 102а, 111,  116, 104, 106, 108, 105, 110 и 232 предусмотрен вид и класс транспортных средств –  автобусы особо малого класса, а также вид регулярных перевозок – по нерегулируемым  тарифам. 

С целью получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам  регулярных перевозок на территории Минераловодского городского округа  администрация провела открытый конкурс по трем лотам: 

– лот 1: маршруты № 103, 112, 113, 113а, 114, 101, 121, 121а, 102, 102а, 111, 116,  104, 106, 108, 105, 110, 232; 

– лот 2: маршруты № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 14, 17, 8, 11;
– лот 3: маршруты № 1а, 2а, 3а, 4а, 5а, 6а, 14а, 17а, 16.

По итогам проведенного конкурса в соответствии с протоколом конкурсной  комиссии от 02.06.2017 № 4 предприниматель признан победителем по всем трем лотам,  в связи с чем ему выданы свидетельства для осуществления перевозок № 000023, 000030,  000031, 000032, 000033, 000020, 000035, 000036, 000021, 000022, 000029, 000034, 000024, 


000026, 000027, 000025, 000028, 000037, 000001, 000003, 000005, 000007, 000009, 000011,  000002, 000004, 000006, 000008, 000010, 000016, 000019, 000017 со сроком действия  с 30.06.2017 по 30.06.2022. 

В письме от 15.06.2017 № 1339/17-03 администрация просила предпринимателя  сообщить точную дату начала осуществления перевозок по нерегулируемым тарифам  автобусами особо малого класса. 

Постановлениями администрации от 05.06.2017 № 1376 и от 23.06.2017 № 1630  внесены изменения в ранее утвержденный реестр маршрутов регулярных перевозок  пассажиров на территории Минераловодского городского округа, а именно изменен класс  транспортного средства – с особо малого на малый класс. Пунктами 3 постановлений  от 05.06.2017 № 1376 и от 23.06.2017 № 1630 установлено, что они вступают в силу  с 19.09.2017 и 26.09.2017 соответственно. 

В связи с принятием указанных постановлений предприниматель обратился  в администрацию с заявлением, в котором просил в соответствии с пунктом 6 статьи 28  Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок  пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом  в Российской Федерации» (далее – Закон № 220-ФЗ) и в целях исполнения постановления  администрации от 23.06.2017 № 1630 выдать свидетельства и карты маршрутов  с изменениями класса транспортных средств с особо малого на малый класс. 

Постановлением администрации от 25.08.2017 № 2223 отменены раннее принятые  постановления от 05.06.2017 № 1376 и от 23.06.2017 № 1630. 

Комиссия администрации осуществила проверку работы предпринимателя  по перевозкам пассажиров, о чем составила акты. 


В соответствии с актами от 07.08.2017 № 46, 47, 48, от 08.08.2017 № 49, 50, 51,  и от 09.08.2017 № 52, 53, 54 ответчик не осуществлял перевозки по маршрутам в рамках  выданных ему свидетельств. 

В соответствии с письмом МТУ Ространснадзора по Северо-Кавказскому  Федеральному округу от 17.08.2017 № 2372/4 и прилагаемыми к указанному письму  актами результатов планового (рейдового) осмотра ответчиком 12.07.2017, 05.07.2017,  06.07.2017, 04.08.2017 допущены нарушения, выразившиеся в несоответствии карты  маршрутов классу используемых при перевозке транспортных средств. 

Постановлениями о возбуждении дела об административном правонарушении  от 11.08.2017, вынесенными Минераловодской межрайонной прокуратурой, в отношении  ответчика возбуждено два дела об административном правонарушении в рамках статьи  11.33 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации  по квалифицирующим признакам: использование транспортного средства с иными  характеристиками, чем те, которые предусмотрены картой маршрута регулярных  перевозок. 

Постановлением от 04.09.2017 № 2357 «Об утверждении документа планирования  регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом  по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Минераловодского  городского округа с 15 сентября 2017 года по 15 сентября 2022 года» администрация  отменила перевозки по нерегулируемым тарифам по маршрутам, по которым победителем  конкурса признан ответчик, и заменила на указанных маршрутах вид транспортного  средства с особо малого на малый класс с 22.03.2018. 

Администрация, полагая, что предприниматель в установленный срок  не приступил к обязанностям по перевозке пассажиров на территории округа, а также  указывая, что в августе 2017 года предприниматель осуществлял перевозки  транспортными средствами не особо малым, а малым классом, обратилась в арбитражный  суд с иском. 

Законом № 220-ФЗ регулируются отношения по организации регулярных  перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим  транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой  маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для  осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также  с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок. 


Частью 2 статьи 17 Закона № 220-ФЗ установлено, что право осуществления  регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту  регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или  смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается  свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных  перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок. 

Согласно части 1 статьи 19 Закона № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении  перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному  маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных  перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами  исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными  органами местного самоуправления, установившими данные маршруты. 

В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона № 220-ФЗ уполномоченный  федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной  власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного  самоуправления, выдавшие свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту  регулярных перевозок, прекращают действие данного свидетельства при наличии хотя бы  одного из следующих обстоятельств: 

– вступление в законную силу решения суда о прекращении действия данного  свидетельства (пункт 2); 

– вступление в силу решения об отмене маршрута регулярных перевозок (пункт 5). 

Частью 5 статьи 29 Закона № 220-ФЗ установлено, что уполномоченный  федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной  власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного  самоуправления, выдавшие свидетельство, обращаются в суд с заявлением о прекращении  действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок  при наступлении хотя бы одного из следующих обстоятельств: 


ответственности за совершение при осуществлении предусмотренных этим  свидетельством перевозок административных правонарушений, указанных в частях 3 – 5  статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Согласно части 2 статьи 29 Закона № 220-ФЗ по обстоятельствам,  предусмотренным пунктами 1, 2, 4, 5 и 6 части 1 статьи 29 указанного закона, действие  свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок  прекращается с момента наступления данных обстоятельств. 

Суды первой и апелляционной инстанций, оценив по правилам статьи 71  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные  в материалы дела доказательства, пришли к выводу об отказе в удовлетворении  требований администрации ввиду следующего. 

В подтверждение факта неосуществления предпринимателем перевозки  пассажиров в августе 2017 года на маршрутах № 1, 1а, 2, 2а, 3, 3а, 4, 4а, 5, 5а, 6, 6а, 8, 11,  14, 14а, 16, 17, 17а,112, 113, 113а, 114, 101, 121, 121а, 102, 102а, 111, 116, 104, 106, 108,  105, 110, 232 более трех дней подряд администрация представила акты обследования  от 07.08.2017 № 46, 47, 48, от 08.08.2017 № 49, 50, 51, от 09.08.2017 № 52, 53, 54,  от 10.08.2017 № 55, 56, 57. 

Как следует из указанных актов, в ходе обследования проверялось наличие  (отсутствие) транспортных средств предпринимателя на маршрутах в соответствии  с выданными ему свидетельствами (перевозка транспортом особо малого класса). 

Исследовав представленные акты, суды установили следующее. Во всех актах  обследования отражены обобщенные (сводные) данные обследования  о маршрутах № 1, 1а, 2, 2а, 3, 3а, 4, 4а, 5, 5а, 6, 6а, 8, 11, 14, 14а, 16, 17, 17а,112, 113, 113а,  114, 101, 121, 121а, 102, 102а, 111, 116, 104, 106, 108, 105, 110, 232. 


Все акты содержат одну фразу о том, что предприниматель не осуществляет  пассажирские перевозки по маршрутам согласно реестру маршрутов регулярных  перевозок пассажиров на территории Минераловодского городского округа (вид  регулярных перевозок – по нерегулируемым тарифам), выданных ему свидетельств. 

В актах не указаны конкретные адреса (пункты), где проходило обследование того  или иного маршрута, не указаны время, продолжительность обследования каждого  маршрута. 

При этом суды указали на невозможность фактического проведения обследования  одной и той же экспертной комиссией ежедневно в течении всего графика работы всех  маршрутов за указанный период июня – августа 2017 года, в том числе 7 – 10 августа  2017 года. 

Таким образом, суды пришли к выводу о том, что составленные комиссией  администрации вышеуказанные акты контрольных проверок не являются надлежащими  доказательствами нарушения предпринимателем пункта 1 части 5 статьи 29 Закона   № 220-ФЗ, поскольку составлены в одностороннем порядке, при отсутствии подписей  сторон по договору или их законных представителей, сторонних организаций, иных  перевозчиков, а также доказательств уведомления предпринимателя о месте и времени  проверок, что является нарушением прав и законных интересов ответчика и лишением его  возможности осуществить защиту своего права при проведении контрольных  мероприятий (проверок). Доказательства их вручения предпринимателю в установленном  законом порядке также не представлены. 

Довод администрации о том, что предпринимателем нарушены требования,  предъявляемые к классу транспортных средств, отклоняется судом кассационной  инстанции. 

Как верно установлено судами, именно администрация создала ситуацию, при  которой первоначальные условия обязательств по перевозке повлекли принятие  предпринимателем обязательств по приобретению транспортных средств особо малого  класса с перспективой осуществления деятельности в течении 5 лет, однако условия  обязательств изменены администрацией в одностороннем порядке таким образом, что  стали для предпринимателя обременительными и не имеющими целесообразности ввиду  их краткосрочного периода использования в течение 3 месяцев. 

Администрация вновь ввела на спорных маршрутах вид транспортных средств –  малый класс. 

Доказательства того, что данные нарушения предпринимателя (несоответствие  класса транспортных средств) носят существенный характер, судам не представлены. 


Суды пришли к выводу о том, что данные нарушения являются устранимыми  и не свидетельствуют о грубом нарушении предпринимателем требований действующего  законодательства, для пресечения которого необходимо принятие такой меры, как  прекращение действия свидетельств. 

Доводы заявителя были предметом рассмотрения в судах первой  и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в оспариваемых  судебных актах, не опровергают правильности выводов судов, а направлены  на переоценку доказательств и установленных фактических обстоятельств по делу,  которая в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  не входит в полномочия суда кассационной инстанции. 

Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов  по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения  процессуальных норм, влекущие отмену решения и постановления (часть 4 статьи 288  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. 

Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.01.2018 и постановление  Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2018 по делу   № А63-11530/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий А.Х. Ташу  Судьи Ю.В. Рыжков 

 Н.В. Чесняк