АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Краснодар
Дело № А63-12205/2016
27 сентября 2017 года
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 27 сентября 2017 года
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Артамкиной Е.В., судей Аваряскина В.В. и Рассказова О.Л., в отсутствие в судебном заседании заявителя – индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>), заинтересованного лица – администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края
(ИНН <***>, ОГРН <***>), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Управления архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.03.2017 (судья Капункин Ю.Б.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2017 (судьи Сомов Е.Г., Джамбулатов С.И., Макарова Н.В.)
по делу № А63-12205/2016, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края (далее – администрация)
о признании недействительным постановления от 29.08.2016 № 2223 о сносе (демонтаже) самовольно установленного нестационарного объекта, расположенного по адресу: Ставропольский край, Минераловодский городской округ, г. Минеральные Воды,
с южной стороны жилого дома по улице 50 лет Октября, 22 / Горская, 73 (далее – постановление № 2223) и о возложении обязанности на администрацию отменить названное постановление.
Определением от 16.01.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края (далее – управление архитектуры).
Решением суда от 01.03.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.06.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что администрация в силу закона наделена полномочиями по осуществлению муниципального земельного контроля, поэтому уполномочена на принятие решений о сносе нестационарных объектов. Спорный нестационарный торговый объект расположен в охранной зоне газопровода низкого давления.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования. В обоснование жалобы заявитель указывает, что, вынося решение о сносе (демонтаже) нестационарного торгового объекта, расположенного на земельном участке, принадлежащем предпринимателю на праве собственности, администрация вышла за пределы полномочий, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) и Земельным кодексом Российской Федерации. Спорный объект является движимым имуществом, поэтому к его правовому регулированию пункт 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации не применим. Размещение спорного объекта в охранной зоне системы газоснабжения низкого давления не свидетельствует о нарушении, влекущем снос такого объекта, поскольку объект не относится к капитальным строениям, возведенным на фундаментальной основе.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд
Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и суды установили, что постановлением главы города Минеральные Воды и Минераловодского района Ставропольского края от 10.02.2004
№ 147 предпринимателю утвержден акт предварительного согласования земельного участка площадью 170 кв. м под проектирование перепланировки квартиры № 4 в жилом доме № 22 по улице 50 лет Октября под магазин со строительством пристройки, летней площадки и автобусной остановки.
Постановлением главы города Минеральные Воды и Минераловодского района Ставропольского края от 09.08.2004 № 491 исключена из числа жилого фонда квартира
№ 4 общей площадью 41,2 кв. м, в том числе жилой – 26,2 кв. м, в жилом доме № 22/73 по ул. 50 лет Октября/ул. Горская в г. Минеральные Воды, принадлежащая ФИО1 на праве собственности.
Постановлением главы города Минеральные Воды и Минераловодского района Ставропольского края от 31.10.2005 № 3260 внесены изменения постановление
от 10.02.2004 № 147, предпринимателю согласован выбор земельного участка площадью 396 кв. м под проектирование реконструкции нежилого помещения № 4 в жилом доме
№ 22/73 по ул. 50 лет Октября/ул. Горская под магазин со строительством автобусной остановки.
Постановлением главы города Минеральные Воды и Минераловодского района Ставропольского края от 16.11.2005 № 3458 отменено постановление от 31.10.2005
№ 3260, внесены изменения в постановление от 10.02.2004 № 147, заявителю согласован выбор земельного участка площадью 434 кв. м под проектирование реконструкции нежилого помещения № 4 в жилом доме № 22/73 по ул. 50 лет Октября/ул. Горская
под магазин со строительством автобусной остановки.
Постановлением администрации от 25.12.2006 № 1678 предпринимателю предоставлен в аренду сроком на 3 года земельный участок из земель поселения с кадастровым номером 26:24:040460:0037 площадью 434 кв. м, имеющий адресные ориентиры: Ставропольский край, г. Минеральные Воды, в 5 м на юго-запад от жилого дома по ул. 50 лет Октября 22/ул. Горская, 73, под строительство пристройки к жилому дому с реконструкцией автобусной остановки и благоустройством территории.
На основании названного постановления администрация и предприниматель заключили договор аренды земельного участка от 29.01.2007 № 2, зарегистрированный в установленном порядке 13.02.2007 под номером 26-26-24/002/2007-181.
Заявителю выдано разрешение от 22.03.2007 № КГ26516102/100 на строительство автобусной остановки общей площадью 76 кв. м.
24 сентября 2007 года зарегистрировано право собственности предпринимателя на объект незавершенного строительства степенью готовности 75 %, расположенный по адресу: <...> Октября/ул. Горская, 22/73.
В соответствии с постановлением главы администрации от 25.12.2009 № 2404, а также договором купли-продажи от 30.12.2009 № 692 предпринимателю в собственность передан земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 26:24:040460:37, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Минеральные Воды, в 5 м на юго-запад от жилого дома по ул. 50 лет Октября 22/ул. Горская, 73, под проектирование пристройки к жилому дому с реконструкцией автобусной остановки и благоустройством территории (запись о государственной регистрации от 18.01.2010
№ 26-26-24/030/2009-091).
Администрация в постановлении от 29.08.2016 № 2223 обязала заявителя снести (демонтировать) самовольно установленный нестационарный объект площадью у основания 16,6 кв. м, расположенный на земельном участке площадью 16,6 кв. м в кадастровом квартале 26:24:040460 по адресу: Ставропольский край, Минераловодский городской округ, г. Минеральные Воды, с южной стороны жилого дома по ул. 50 лет Октября, 22 / Горская 73, сославшись на Порядок сноса (демонтажа) самовольно установленных нестационарных объектов (гаражей, павильонов, киосков, лотков, торговых палаток и других временных сооружений) на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края, утвержденный постановлением администрации от 21.06.2016 № 1444 (далее – Порядок), и на пункт 32 протокола заседания комиссии по сносу (демонтажу) нестационарных объектов на территории Минераловодского городского округа от 12.08.2016 № 2.
Согласно выписке из протокола от 12.08.2016 № 2 указанный нестационарный объект (торговый павильон «Кофе» и навес над ним площадью у основания 16,6 кв. м; далее – торговый павильон «Кофе», спорный объект) рекомендован к сносу (демонтажу) ввиду того, что последний расположен одной частью на земельном участке с кадастровым номером 26:24:040460:37, а другой частью на территории общего пользования в кадастровом квартале 26:24:040460, по адресу: Ставропольский край, Минераловодский городской округ, г. Минеральные Воды, с южной стороны жилого дома по ул. 50 лет Октября, 22/ Горская, 73. Земельный участок в установленном законом порядке для этих целей не предоставлялся. Кроме того, согласно заключению АО «Минераловодская газовая компания» торговый павильон «Кофе» расположен с нарушением охранных зон системы газоснабжения низкого давления. Согласно заключению
ФГУП СК «Ставрополькрайводоканал» – «Южный» ПТП Минераловодский торговый павильон «Кофе» находится в санитарно-защитной полосе водопровода диаметром 300 мм по ул. 50 лет Октября. По заключению ПАО «Ростелеком» под объектом присутствуют: кабельная канализация (труба п/т Д-32 мм на жилой дом – 2 шт.) и распределительный кабель (ТППЭП 20*2*0,4 в количестве 2 шт.). По заключению управления архитектуры – самовольно установленный нестационарный объект расположен на территории общего пользования. Перемещение данного объекта возможно без нанесения несоразмерного ущерба его назначению в связи с тем, что он относится к движимому имуществу.
Посчитав, что постановление от 29.08.2016 № 2223 о сносе (демонтаже) спорного объекта не соответствует требованиям земельного законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель обратился в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пунктах 15 и 26 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами общественного питания, торговли, а также осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, в том числе на территориях муниципальных образований, определены Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговой деятельности). Частью 3 статьи 3 данного Закона органы местного самоуправления управомочены на издание муниципальных правовых актов по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Пунктом 6 статьи 2 Закона о торговой деятельности нестационарный торговый объект определен как торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
В части 7 статьи 10 Закона о торговой деятельности указано, что порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные инстанции установили, что, торговый павильон «Кофе» расположен с нарушением охранных зон системы газоснабжения низкого давления, чем нарушены пункт 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 32 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» и постановление Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей», СП 62.13330.2011 Свод правил «Газораспределительные системы», актуализированная редакция СНиП 42-01-2002. Согласно письму
АО «Минераловодская газовая компания» от 10.08.2016 № 854 спорный объект установлен с нарушением охранных зон системы газоснабжения низкого давления. Из акта комплексного обследования газопровода от 15.02.2017 следует, что диаметр газопровода составил 57, длина – 51,57 м, материал трубы – стальные, толщина стенки трубы – 4,0, глубина заложения – 1,2 – 1,4, год постройки – 1977, изоляция – ВУС, нестационарный объекта находится в охранной зоне газопровода. Данный факт также подтвержден в письме АО «Минераловодская газовая компания» от 20.02.2017 № 293, из содержания которого следует, что согласно акту комплексного обследования газопровода нестационарный объект, принадлежащий предпринимателю, находится в охранной зоне газопровода низкого давления, что также следует из исполнительно-технической документации, находящейся в архиве АО «МГК». Факт размещения спорного объекта в охранной зоне газопровода предпринимателем не оспаривался.
Суды обоснованно не приняли доводы предпринимателя о том, что у администрации отсутствуют полномочия на принятие постановления о сносе (демонтаже) спорного объект, поскольку торговый павильон «Кофе» не является недвижимым имуществом и расположен на земельном участке, принадлежащем заявителю на праве собственности.
Пунктом 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесены утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа. Органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами на территории муниципального образования осуществляется муниципальный земельный контроль за использованием земель (статья 72 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из приведенных норм права следует, что в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за использованием земель, строительством и соблюдением порядка размещения движимых и недвижимых объектов осуществляет соответствующая администрация как орган местного самоуправления (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.09.2016 по делу № А61-1779/2015).
Администрация вправе ставить вопрос о демонтаже нестационарных торговых объектов, если их размещение на земельном участке, находящемся в частной собственности, нарушает установленные действующим законодательством требования
(в том числе, нарушение охранных зон газораспределительных сетей).
С учетом изложенного суды сделали верный вывод о наличии у администрации полномочий по принятию оспариваемого ненормативного правового акта, поскольку земельный участок не предоставлен предпринимателю в установленном порядке для целей размещения нестационарного объекта, а сам объект расположен в охранной зоне газопровода.
Доводы подателя жалобы по существу направлены на переоценку доказательств и оспаривание выводов судов первой и апелляционной инстанций о фактических обстоятельствах дела, сделанных на основании таких доказательств.
Несогласие стороны с выводами судов первой и апелляционной инстанций, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовал и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Нормы права при разрешении спора применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 ? 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.03.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2017 по делу
№ А63-12205/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Е.В. Артамкина
Судьи В.В. Аваряскин
О.Л. Рассказов