ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки Дело № А63-16127/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 марта 2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Цигельникова И.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу:
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу
Правительства Ставропольского края на определение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.03.2019 по делу №А63-16127/2018 (судья Навакова И.В.)
по заявлению Правительства Ставропольского края (г. Ставрополь, ИНН<***>, ОГРН<***>)
к Управлению Федерального казначейства по Ставропольскому краю (г. Ставрополь, ИНН<***>, ОГРН<***>)
к Федеральному казначейству России (г. Москва, ОГРН<***>, ИНН<***>)
о признании недействительным уведомления о применении бюджетных мер принуждения от 27.04.2018 № 07-04-04/09-8144,
третье лицо: Министерство сельского хозяйства Ставропольского края (г. Ставрополь, ОГРН<***>, ИНН<***>), Министерство финансов Ставропольского края (г. Ставрополь, ОГРН<***>, ИНН<***>),
без вызова сторон в судебное заседание.
УСТАНОВИЛ:
Управлением Федерального казначейства по Ставропольскому краю проведена проверка Министерства сельского хозяйства Ставропольского края по вопросам соблюдения условий софинансирования субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
27.02.2018 составлен акт проверки. В ходе проверки установлено, что Министерством сельского хозяйства Ставропольского края допущены бюджетные нарушения условий софинансирования субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за 2015-2016 годы на общую сумму 50897305,51р, за совершение которых предусмотрено применение бюджетной меры принуждения в соответствии со статьей 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
20.03.2018 по результатам камеральной проверки Управлением Федерального казначейства Ставропольского края принято решение о наличии оснований для направления в адрес Федерального казначейства проекта уведомления о применении мер бюджетного реагирования (письмо от 20.03.2018 № 21-10-07/21-10).
27.04.2018 Федеральное казначейство направило в адрес Министерства финансов РФ уведомление №07-04-04/09-8144 о применении бюджетных мер принуждения, на основании которого вынесены соответствующие приказы о бесспорном взыскании суммы средств, представленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы РФ.
Правительство Ставропольского края обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства Ставропольского края о признании недействительным уведомления Федерального казначейства о применении бюджетных мер принуждения от 27.04.2018 №07-04-04/09-8144 в части применения бюджетных мер принуждения по следующим направлениям: возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства в сумме 23312686,31р; возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства в сумме 8107927,34р; возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования в сумме 2216007,90р; возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие молочного скотоводства в сумме 1958783,16р; субсидии на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов тепличных комплексов в сумме 1091978,01р; возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства в сумме 13880361,17р, всего на общую сумму 50567743,90р.
Определением суда от 04.09.2018 заявление Правительства Ставропольского края к Управлению Федерального казначейства Ставропольского края о признании недействительным уведомления Федерального казначейства о применении бюджетных мер принуждения от 27.04.2018 №07-04-04/09-8144 в части применения бюджетных мер принуждения принято к производству.
Определением суда от 04.09.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Министерство сельского хозяйства Ставропольского края, Министерство финансов Ставропольского края.
Определением суда от 01.02.2019 к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица (соответчика) привлечено Федеральное казначейство.
В судебном заседании от 01.02.2019 судом первой инстанции отказано в удовлетворении ходатайства Правительства Ставропольского края о принятии уточнений.
Определением суда от 07.03.2019 дело №А63-16172/2018 направлено в Арбитражный суд города Москвы для рассмотрения по подсудности. Передавая дело на рассмотрение Арбитражного суда города Москвы, Арбитражный суд Ставропольского края исходил из того, что предметом спора является уведомление Федерального казначейства, местонахождением которого является город Москва, в связи с чем признал дело неподсудным Арбитражному суду Ставропольского края.
Правительство Ставропольского края не согласилось с определением суда и подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. По мнению Правительства Ставропольского края, Управление Федерального казначейства по Ставропольскому краю является заинтересованным лицом (ответчиком) по делу наравне с Федеральным казначейством. Судом первой инстанции не разрешен вопрос о том, является ли Управление Федерального казначейства надлежащим/ненадлежащим ответчиком.
Определением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2019 апелляционная жалоба принята к производству, ее рассмотрение в соответствии с частью 3 статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначено на 26.03.2019, без вызова лиц, участвующих в деле.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
Согласно статье 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства ответчика.
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (часть 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 46 АПК РФ установлено, что иск может быть предъявлен в арбитражный суд к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие).
В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» 01.01.2005 образовано Федеральное казначейство, которое имеет статус федеральной службы и которому переданы правоприменительные функции Минфина России по обеспечению исполнения федерального бюджета.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 №703, Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. В соответствии с пунктом 4 указанного положения Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные ему федеральные казенные учреждения.
Управление Федерального казначейства по Ставропольскому краю является территориальным органом Федерального казначейства и расположено на территории города Ставрополя.
Исходя и особенностей статуса ответчика/заинтересованного лица (Федерального казначейства), являющегося публично-правовым образованием и охватывающим всю территорию Российской Федерации, требования Правительства Ставропольского края о признании недействительным уведомления Федерального казначейства о применении бюджетных мер принуждения от 27.04.2018 №07-04-04/09-8144, могут быть заявлены истцом/заявителем в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения территориального органа Федерального казначейства.
При указанных обстоятельствах, заявление Правительства Ставропольского края подано в Арбитражный суд Ставропольского края с соблюдением правил о подсудности, установленных частью 4 статьи 38 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по месту нахождения заинтересованного лица/ответчика (Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю). Материалы проверки, по результатам которых принято оспариваемое уведомление, находятся в Ставропольском крае по месту нахождения заинтересованного лица/ответчика (Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю). Учитывая изложенное, дальнейшая передача настоящего дела по подсудности в Арбитражный суд города Москвы не отвечает целям эффективного разрешения спора.
Как следует из материалов дела, требования Правительства Ставропольского края заявлены к Управлению Федерального казначейства по Ставропольскому краю. Правительство Ставропольского края не обращалось в суд с заявлением об отказе от ранее заявленных требований, также отсутствует заявление о замене ответчика (заинтересованного лица).
Таким образом, при рассмотрении вопроса о направлении дела в Арбитражный города Москвы, суд первой инстанции не учел, что по делу имеется два ответчика (заинтересованных лица): Федеральное казначейство (г. Москва) и Управление Федерального казначейства по Ставропольскому краю (г. Ставрополь). Также судом первой инстанции не разрешен вопрос о том, является ли Управление Федерального казначейства Ставропольского края надлежащим/ненадлежащим ответчиком (заинтересованным лицом).
При указанных обстоятельствах апелляционный суд удовлетворяет апелляционную жалобу Правительства Ставропольского края. Определение суда первой инстанции подлежит отмене (пункт 2 части 1 статьи 270, пункт 3 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом разъяснений пункта 6.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 №36 постановление апелляционного суда, принятое по результатам рассмотрения жалобы на определение о передаче дела по подсудности, обжалованию в суде кассационной инстанции не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 39, 268-269, 271-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Правительства Ставропольского края удовлетворить.
Определение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.03.2019 по делу №А63-16127/2018 отменить.
Направить дело №А63-16127/2018 в Арбитражный суд Ставропольского края для дальнейшего рассмотрения по существу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию в суд кассационной инстанции не подлежит.
Председательствующий И.А. Цигельников
Судьи Л.В. Афанасьева
С.А. Параскевова