АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Краснодар | Дело № А63-19416/2021 | ноября 2022 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Ташу А.Х и Тамахина А.В., при участии от ответчика – общества
с ограниченной ответственностью «Торговый дом “Томзерно”» (ИНН <***>,
ОГРН <***>) – ФИО1 и ФИО2 (доверенность от 01.03.2022),
в отсутствие истца – общества с ограниченной ответственностью «Адора»
(ИНН <***>, ОГРН <***>), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Адора» на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.04.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2022 по делу № А63-19416/2021, установил следующее.
ООО «Адора» (далее – компания) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО «Торговый дом “Томзерно”» (далее – общество) о взыскании 45 тыс. руб. неустойки
за сверхнормативный простой вагона.
Решением от 21.04.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.07.2022, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе компания просит отменить судебные акты и удовлетворить исковые требования в полном объеме. Заявитель ссылается на то, что суды
при рассмотрении спора ошибочно не применили нормы Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации от 10.01.2003 года № 18-ФЗ
(далее – Устав железнодорожного транспорта). Суд апелляционной инстанции неверно применил положения Федерального закона от 30.06.2003 года № 87-ФЗ
«О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон о транспортно-экспедиционной деятельности). По мнению заявителя, понятия «нормативный срок простоя вагона» и «нормативный срок нахождения вагонов на станции» являются идентичными по смыслу.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует и судами установлено, что компания и общество заключили договор от 07.10.2020 № 036/А (далее – договор), в соответствии с которым компания (экспедитор) обязуется оказывать заказчику услуги по предоставлению собственного/арендованного или принадлежащего на ином законном основании экспедитору железнодорожного подвижного состава – универсальных полувагонов платформ, крытых вагонов, цистерн и т.д., для перевозок грузов общества (заказчика)
по направлениям во внутрироссийском, импортном/экспортном и транзитном сообщении, а общество обязуется принять и оплатить оказанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных договором.
В пункте 4.6. договора стороны согласовали, что в случае простоя
или сверхнормативного использования вагонов экспедитора на станции погрузки/выгрузки более 3 суток, согласно пункту 2.2.12 договора, по причинам,
не зависящим от экспедитора, в том числе по причине отсутствия груза на станции погрузки у грузоотправителя, по причине неприема груза грузополучателем, в случаях, предусмотренных статьей 47 Устава железнодорожного транспорта, общество уплачивает экспедитору неустойку в размере 2500 рублей за каждый вагон в сутки, начиная
с четвертых суток простоя, а также возмещает иные расходы экспедитора, возникшие
в связи с простоем вагонов. При этом в последний день простоя неполные сутки считаются за полные.
В пункте 2.2.12 договора указано, что общество обязуется соблюдать лично,
а также обеспечивать соблюдение грузоотправителями/грузополучателями (посредством подписания соответствующего соглашения) следующего нормативного времени простоя вагонов компании под погрузкой/выгрузкой, включая выходные и нерабочие праздничные дни:
А) нормативный срок нахождения вагонов на станции погрузки не должен превышать 3 (трех) суток с даты прибытия вагона на станцию погрузки до даты отправки вагона со станции погрузки включительно;
Б) нормативный срок нахождения вагонов на станции выгрузки не должен превышать 3 (трех) суток с даты прибытия вагона на станцию выгрузки до даты отправки вагона со станции выгрузки включительно. Дата прибытия вагонов на станцию погрузки/выгрузки и дата отправления на станцию назначения или иную станцию, указанную компанией, определяется:
- на территории Российской Федерации - по данным, указанным в электронном комплекте документов в системе «ЭТРАН» ОАО «РЖД»;
- за пределами территории Российской Федерации - по данным информационных отчетов (сообщений) компании и/или информационных источников, имеющихся
у компании (сведения ГВЦ ОАО «РЖД», ИВЦ ЖА и т.д.). В случае несогласия компании со временем простоя, заявленным экспедитором на основании вышеуказанных данных, заказчик предоставляет экспедитору заверенные заказчиком копии железнодорожных накладных.
Стороны подтверждают, что сведения, содержащиеся в перевозочном документе, имеют преимущественное значение перед данными системы «ЭТРАН» ОАО «РЖД», информационных отчетов (сообщений) экспедитора, иных информационных источников экспедитора. При непредставлении обществом указанных документов в течение
10 (десяти) календарных дней со дня выставления компанией счета на оплату простоя, количество суток простоя считается признанным обществом, и счет подлежит оплате
в полном объеме.
Пунктом 5.3 договора стороны установили, что при невозможности разрешения разногласий все споры по договору передаются на рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Компания, полагая, что вагон № 57402430 простоял на станции выгрузки
Сосыка-Ейская с 29.10.2020 по 18.11.2020 в соответствии с дислокацией вагона,
то есть сверхнормативный простой составил 18 дней, на основании пункта 4.6 договора начислила неустойку в сумме 45 тыс. рублей и направила обществу претензию
от 18.05.2021 № 311 об ее уплате.
Отказ общества в уплате неустойки в добровольном порядке послужил основанием для обращения компании в арбитражный суд с иском о взыскании штрафа.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статей 309, 310, 329, 330, 331, 431, 779, 781 и 801 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс), статьей 5 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности, а также пунктом 4 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации
от 08.09.2006 № 554 (далее – Правила № 554).
В соответствии с положениями статьи 801 Гражданского кодекса по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение
и за счёт другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить
или организовать выполнение определённых договором экспедиции услуг, связанных
с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку
и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон,
если иное не установлено Законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.
В пункте 4 Правил № 554, определено, что транспортно-экспедиционными услугами признаются услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечения отправки и перевозки груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства
и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий
и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства
и одностороннее изменение условий договора не допускается (статья 310 Гражданского кодекса).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства
по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доводы и возражения сторон с учетом изложенных норм, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований
для удовлетворения заявленных требований.
Судебные инстанции указали, что условиями пункта 2.2.12 договора предусмотрена обязанность заказчика по обеспечению соблюдения грузоотправителями/грузополучателями нормативного времени простоя вагонов экспедитора под погрузкой/выгрузкой: нормативный срок нахождения вагонов на станции погрузки не должен превышать 3 суток с даты прибытия вагона на станцию погрузки
до даты отправки вагона со станции погрузки включительно; нормативный срок нахождения вагонов на станции выгрузки не должен превышать 3 суток с даты прибытия вагона на станцию выгрузки до даты отправки вагона со станции выгрузки включительно.
Вместе с тем суды пришли к выводу, что условия пунктов 2.2.12 и 4.6 договора содержат различное толкование нормативных сроков – нормативный срок простоя вагона под погрузкой/выгрузкой и нормативный срок нахождения вагонов на станции погрузки/выгрузки.
При толковании условий договора в силу абзаца первого статьи 431 Гражданского кодекса судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов
и выражений (буквальное толкование). Такое значение определяется с учетом
их общепринятого употребления любым участником гражданского оборота, действующим разумно и добросовестно (пункт 5 статьи 10, пункт 3 статьи 307 Гражданского кодекса), если иное значение не следует из деловой практики сторон и иных обстоятельств дела.
Условия договора подлежат толкованию таким образом, чтобы не позволить
какой-либо стороне договора извлекать преимущество из ее незаконного
или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 Гражданского кодекса).
Как видно из материалов дела и не оспаривается сторонами, вагон № 57402430 прибыл на станцию Сосыка-Ейская 29.10.2020 года в 15 часов 01 минуту, а подан
под выгрузку на подъездные пути грузополучателя 10.11.2021 в 14 часов 00 минут,
что подтверждено памяткой приемосдатчика на подачу вагона № 3158. Уведомление
о завершении грузовой операции/возврат на выставочный путь подано грузополучателем 10.11.2020 в 17 часов 00 минут, о чем свидетельствует отметка станции Сосыка-Ейская
на уведомлении и в памятке приемосдатчика на уборку вагона № 3158 и № 3159. Вагон
№ 57402430 убран 18.11.2020 в 11 часов 40 минут. Факт подачи вагона под выгрузку грузополучателю 10.11.2020 и выгрузка вагона в тот же день подтверждены также актом приема-передачи вагона на выгрузку, подписанного обществом и грузополучателем.
Как следует из письма Северо-Кавказской дирекции управления движением
ОАО «РЖД» от 15.06.2021 № исх-5565/СКАВД, вагон № 57402430 в программе ошибочно отправлен дежурным со станции Сосыка-Ростовская в составе поезда № 4881 29.10.2020 на станцию назначения Сосыка-Ейская. После прибытия на станцию назначения
Сосыка-Ейская 03.11.2020 вагон № 57402430 по 06.112020 находился на 5 пути общего пользования станции Сосыка-Ейская в ожидании подачи на путь необщего пользования грузополучателя. Уведомление от грузополучателя о завершении грузовой операции вагоном получено 10.11.2020 в 17 часов 00 минут. Причиной несвоевременной уборки вагона после получения уведомления о завершении грузовой операции явилась занятость путей станции Сосыка-Ейская.
Вагон принят к перевозке в порожнем состоянии 18.11.2020 в 10 часов 57 минут, отправлен со станции 18.11.2020 в 11 часов 27 минут. По факту выявленных нарушений причастные работники привлечены к дисциплинарной ответственности.
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу,
что поскольку нормативный срок простоя вагона № 57402430 под выгрузкой не нарушен, выгрузка вагона произведена в день подачи вагона под разгрузку 10.11.2020, и вагон возвращен в тот же день 10.11.2020 подразделению АО «РЖД» для уборки, оснований
для привлечения общества к ответственности по пункту 4.6 договора за простой
или сверхнормативное использование вагонов экспедитора на станции погрузки/выгрузки более 3 суток, не имеется.
Доводы заявителя жалобы сводятся, по сути, к иной оценке доказательств, представленных в материалы дела, однако такими полномочиями суд кассационной инстанции не наделен (статьи 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу второму пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции» с учетом того, что наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом
на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой
и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности,
а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности
(часть 2 статьи 71 названного Кодекса), не допускается.
Нарушения, влекущие отмену решения и постановления, не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.04.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2022 по делу
№ А63-19416/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Р.А. Алексеев
Судьи А.Х. Ташу
А.В. Тамахин