ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А63-20090/2022 от 30.01.2024 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,

e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8 (87934) 6-09-16, факс: 8 (87934) 6-09-14

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки Дело № А63-20090/2022

5 февраля 2024 года

Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2024 года.

Полный текст постановления изготовлен 5 февраля 2024 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Сомова Е.Г., судей Цигельникова И.А., Сулейманова З.М. при ведении протокола секретарем судебного заседания Шумовой Е.В., в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.05.2023 по делу
№ А63-20090/2022,

УСТАНОВИЛ:

государственное учреждение отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю (далее – фонд) обратилось в арбитражный суд с иском к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 11 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю» (далее – колония) о взыскании: 500 руб. штрафа за непредставление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2022 года на основании решения от 04.07.2022 № 036S19220006599 (одно застрахованное лицо);
3 тыс. руб. – по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год на основании решения от 12.09.2022
№ 036S19220009693 (шесть застрахованных лиц); 1 500 руб. – по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год на основании решения от 12.09.2022 № 036S19220009692 (три застрахованных лица); 2 500 руб. - по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год на основании решения от 12.09.2022
№ 036S19220009695 (пять застрахованных лиц); 500 руб. - по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год на основании решения от 12.09.2022 № 036S19220009694 (одно застрахованное лицо).

Решением суда от 03.05.2023 с колонии взыскано 500 руб. штрафа за непредставление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2022 года на основании решения от 04.07.2022 № 036S19220006599, в остальной части требований отказано по мотиву пропуска фондом срока на взыскание штрафов.

Постановлением апелляционной инстанции от 13.09.2023 решение суда в части обжалуемого в апелляционном порядке отказа во взыскании 4500 руб. штрафа (решения от 12.09.2022 № 036S19220009692, № 036S19220009694, № 036S19220009695) отменено, требования фонда удовлетворены. Судебная коллегия признала ошибочными выводы суда об обращении фонда в суд за пределами установленного законом срока.

Суд округа постановлением от 24.11.2023 судебный акт апелляционного суда отменил, направил дело на новое рассмотрение в тот же суд. Кассационная инстанция указала следующее. Неполную оценку апелляционной инстанции получили ссылки колонии на правовые подходы, в силу которых пропуск фондом срока проведения камеральной проверки (влияет в числе других на предельную совокупность процедурных сроков, предшествующих обращению в суд) не влечет изменение порядка исчисления срока на принудительное взыскание недоимки. Кроме того, из решений фонда следует, что основанием привлечения колонии к ответственности послужило неустранение уведомлений фонда об устранении ошибок в сведениях формы СЗВ-СТАЖ о «несоответствии дат кадровых мероприятий». Правовая оценка наличия в действиях колонии объективной стороны правонарушения, предусмотренного абзацем третьим статьи 17 Закона № 27-ФЗ, – непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 и 2.1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, судом апелляционной инстанции дана неполная. К таким сведениям пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ отнесены страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилия, имя и отчество застрахованного лица; периоды его работы (деятельности), в том числе периоды работы (деятельности), включаемые в стаж для определения права на досрочное назначение пенсии или на повышение фиксированной выплаты к пенсии; сведения о трудовой деятельности; даты заключения, прекращения и иные реквизиты договора гражданско-правового характера; а также сведения, предусмотренные частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (подпункт 6 пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ). При этом в пункте 2.1 статьи Закона № 27-ФЗ (в редакции от 28.12.2022, не действовавшей в спорный период), предъявляются требования об указании в разделе «Сведения о трудовой деятельности» в том числе места работы, регистрационного номера страхователя, сведений о выполняемой работе и периодах работы (о приеме на работу с указанием (при наличии) структурного подразделения страхователя, в которое принят работник), трудовой функции (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы), о переводах на другую постоянную работу (абзац введен в действие только Федеральным законом от 07.10.2022 № 379-ФЗ); реквизитах приказов (распоряжений), иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений. Такие сведения представляют в фонд в составе подраздела 1.1 подраздела 1 формы ЕФС-1 (пункты 1.4, 1.11 Порядка заполнения формы ЕФС-1, утвержденной постановлением Правления ПФР от 31.10.2022 № 245п). Имелась ли правовая обязанность представления таких сведений, непредставление которых, возможно, вменено фондом колонии, входили они в состав сообщаемых в фонд сведений по формам СЗВ-М и СЗВ–СТАЖ, суд апелляционной инстанции не проверил, ссылки на соответствующие нормы права, возлагающие на страхователей в спорные отчетные периоды представлять сведения «о кадровых перестановках», и что под таковыми понимается, судебная коллегия не привела. Более того, исходя из текста этой нормы, в сведениях следует отражать только переводы работника на другую постоянную работу, переводились ли застрахованные лица на другую постоянную работу, или временную, в какой редакции в спорные отчетные периоды требовалось сообщать соответствующие сведения (если требовалось), суд апелляционной инстанции также не проверил. Неполную оценку получили и доводы колонии о неоднократных попытках уточнить в фонде после получения уведомлений об ошибках информации о том, об ошибках в каких сведениях в отношении застрахованных лиц имеются ошибки, на что представители фонда не ответили до настоящего времени, аргументируя отсутствие соответствующей информации из-за увольнения своего работника, выносившего уведомления об ошибках и решения о привлечении колонии к ответственности. В такой ситуации выводы о наличии в действиях колонии вмененных ей нарушений и наличии оснований для взыскания штрафов являются преждевременными.

При новом рассмотрении фонд доводы апелляционной жалобы поддержал, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Колония направила в суд письменные пояснения, аналогичные тем, что были представлены в суд до рассмотрения дела в кассационной инстанции, просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Лица, участвующие в деле, явку представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили.

Изучив материалы дела, апелляционный суд пришел к следующему.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что колония в силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ) является страхователем в системе обязательного пенсионного страхования, статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) на нее возложена обязанность представлять в установленный срок сведения о застрахованных лицах (далее – сведения).

По данным представленным 08.02.2022 колонией отчетности фонд выявил в них ошибки, о чем сообщил уведомлениями об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений, которые колония не устранила или представила позже необходимого срока: ошибочные сведения о трех лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год, о пяти лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год, об одном лице по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год.

По этим фактам фонд составил акты от 19.08.2022 и вынес решения о взыскании с колонии штрафов по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ: № 036S19220009692
(1500 руб.), № 036S19220009695 (2500 руб.), № 036S19220009694 (500 руб.).

Колонии направлены требования об уплате штрафов, которые она не исполнила, что повлекло обращение фонда в суд с иском.

По части 1 статьи 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) решение арбитражного суда по делу о взыскании обязательных платежей и санкций принимается по правилам, установленным в главе 20 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 212 Кодекса дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в порядке приказного производства по правилам, предусмотренным главой 29.1 настоящего Кодекса, с особенностями, установленными в настоящей главе.

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования определены Законом № 27-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 15 Закона № 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом, а Пенсионный фонд Российской Федерации, на основании статьи 16 того же закона обязан осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, в том числе по их учетным данным.

Статьи 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом.

Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений.

В силу абзаца 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).

Лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вправе в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, обжаловать это решение в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию их взыскание производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Направляя дело на новое рассмотрение, окружной суд указал на неполную оценку ссылок колонии на правовые подходы, в силу которых пропуск фондом срока проведения камеральной проверки не влечет изменение порядка исчисления срока на принудительное взыскание недоимки.

Выполняя указания вышестоящей инстанции, апелляционный суд пришел к следующему.

В силу положений пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 2 статьи 48, пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса с заявлением о взыскании со страхователя суммы санкции фонд вправе обратиться в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о её уплате.

Согласно правовой позиции, изложенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 9 информационного письма № 71 от 17.03.2003, пропуск налоговым органом срока проведения камеральной проверки не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.

В пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 57 от 30.07.2013 "О некоторых вопросах, возникающих по применению арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что несоблюдение фискальным органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 101, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 Налогового кодекса, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса.

Таким образом, предельный совокупный срок взыскания с колонии неуплаченных сумм финансовых санкций включает в себя: 3 месяца на проведение проверки и составление акта + 5 дней на направление (вручение) акта + 6 дней на вручение акта (в случае направления акта по почте) + 15 дней на представление страхователем возражений + 10 дней на вынесение решения (+ 1 месяц в случае отложения) + 5 дней на направление (вручение) решения + 6 дней на вручение решения (в случае направления решения по почте) + 10 дней на вступление в силу решения по проверке + 10 дней на направление требования + 6 дней на получение требования в случае направления по почте + 10 календарных дней на исполнение требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании + 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке.

Допущенные колонией нарушения, отраженные в решениях от 12.09.2022
№ 036S19220009692, № 036S19220009694, № 036S19220009695 в качестве основания предъявления требований о взыскании штрафа в размере 4 500 руб., как следует из актов от 19.08.2022 и текстов самих решений, выявлены фондом в результате проверки представленной колонией 08.02.2022 отчетности за 2021 год по формам СЗВ-СТАЖ.

Таким образом, именно с 08.02.2022 - момента представления страхователем документов, послуживших основанием для начисления финансовых санкций, следует исчислять совокупные сроки на обращение фонда в суд.

Акты об обнаружении правонарушения фонд должен был подготовить не позднее 08.05.2022. Фактически акты составлены 19.08.2022.

Однако сам по себе факт проведения проверки и составления актов с нарушением трехмесячного срока не влечет изменения порядка исчисления срока на принятие мер по взысканию штрафных санкций.

С учетом установленных судом фактических обстоятельств дела, совокупный срок на взыскание санкций в судебном порядке истек 28.02.2023 (08.02.2022 + 3 месяца на составление акта (11.05.2022) + 5 дней на направление акта (16.05.2022) + 6 дней на его доставку (22.05.2022) + 15 дней на представление страхователем возражений (10.06.2022) + 10 дней на вынесение решения (27.06.2022) +5 дней на направление решения (04.07.2022) + 6 дней на его доставку (12.07.2022) + 10 дней на вступление в силу решения по проверке (26.07.2022) + 10 дней на направление требования (09.08.2022) + 6 дней на его доставку (17.08.2022) + 10 календарных дней на исполнение требования (31.08.2022) + 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке).

Заявление о взыскании финансовых санкций подано фондом в суд 25.11.2022, т. е. в пределах совокупного срока.

Окружной суд также указал на необходимость правовой оценки наличия (отсутствия) в действиях колонии объективной стороны правонарушения, предусмотренного абзацем третьим статьи 17 Закона № 27-ФЗ, - непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ (о периодах работы застрахованных лиц); установить, имелась ли правовая обязанность представления таких сведений, непредставление которых, вменено фондом колонии, входили они в состав сообщаемых в фонд сведений.

Апелляционным судом установлено, что основанием привлечения колонии к ответственности (следует из актов от 19.08.2022 и решений фонда от 12.09.2022) послужило неустранение уведомлений об устранении ошибок в сведениях формы СЗВ-СТАЖ о несоответствии дат начала/окончания периода работы застрахованных лиц датам кадровых мероприятий (прием/увольнение), отраженным в форме СЗВ-ТД.

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату принятия решений от 12.09.2022; до 01.01.2023) страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет о каждом работающем у него лице, помимо прочих, сведения о дате приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода), о дате увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода).

Постановлением Правления ПФР от 06.12.2018 № 507п (действовавшем до 01.01.2023) утверждены форма "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)" и порядок её заполнения (далее – Порядок).

Формой СЗВ-СТАЖ предусмотрено в пункте 3 «Сведения о периодах работы застрахованных лиц» отражать сведения о периоде работы «с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг».

Пунктом 2.3.2 Порядка определено, что даты, указанные в графе "Период работы" таблицы, должны указываться в пределах отчетного периода, указанного в разделе 2 "Отчетный период" формы, и заполняются: "с (дд.мм.гггг.)" по "по (дд.мм.гггг.)".

Таким образом, в форме СЗВ-СТАЖ на уволенного работника подлежит отражению период с начала года по дату увольнения.

Соответственно, у колонии имелась правовая обязанность в срок до 01.03.2022 представить в фонд такие сведения за спорный отчетный период (2021 год).

Указанные окружным судом доводы колонии о неоднократных попытках уточнить в фонде, в каких сведениях в отношении застрахованных лиц имеются ошибки, и отсутствии соответствующих ответов фонда, ни в суде первой инстанции, ни в апелляционном суде, в том числе при повторном рассмотрении, колония не заявляла.

В идентичных по своему содержанию отзывах от 22.12.2022 (на исковое заявление фонда), от 09.08.2023 (на апелляционную жалобу), дополнительных письменных пояснениях от 25.01.2024 соответствующие доводы отсутствуют.

Доказательства обращения к фонду с такого рода заявлениями колония в нарушение статьи 65 Кодекса не представила.

В возражениях на иск и апелляционную жалобу колония указывала только на то, что отчеты по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год представлены фонду в установленный срок (до 01.03.2022); после получения актов, в фонд направлялись формы с уточнениями и исправлениями; отсутствие сведений о застрахованных лицах в исходных формах, а также наличие в них ошибок, не повлекло за собой индексацию и фактическую выплату проиндексированных пенсий; финансовым интересам государства не был причинен ущерб.

Более того, в уведомлениях об устранении ошибок от 12.05.2022 фондом указаны сведениях в отношении застрахованных лиц, в отношении которых имеются ошибки (приведен список таких лиц), а также допущенные применительно к каждому из них ошибки, а именно – расхождения, выявленные при сверке форм СЗВ-СТАЖ и СЗВ-ТД (по дате начала периода в СЗВ-СТАЖ и дате приема в СЗВ-ТД; по дате окончания периода по СЗВ-СТАЖ и дате увольнения по СЗВ-ТД).

Решения фонда от 12.09.2022 о привлечении колонии к ответственности в установленном порядке не обжаловалось и вступили в законную силу.

В такой ситуации доводы фонда о наличии в действиях колонии вмененных ей нарушений, а также оснований для взыскания штрафов, являются обоснованными.

Поскольку правомерность привлечения колонии к ответственности в оспариваемой части подтверждена, требования фонда о взыскании с учреждения финансовых санкций по решениям от 12.09.2022 № 036S19220009692, 036S19220009694, 036S19220009695 подлежат удовлетворению.

Решение суда в этой части подлежит отмене с принятием нового судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Кодекса безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.05.2023 по делу
№ А63-20090/2022 в обжалуемой части отменить, принять новый судебный акт.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы Исполнения наказаний по Ставропольскому краю (ИНН 2610000140, ОГРН 1022600764790) в пользу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю»
(ИНН 2600000038, ОГРН 1022601963560) финансовые санкции в размере 4 500 руб. по решениям от 12.09.2022 № 036S19220009692, 036S19220009694, 036S19220009695.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий Е.Г. Сомов

Судьи: И.А. Цигельников

З.М. Сулейманов