ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А63-20918/17 от 30.10.2018 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                                           

07 ноября 2018 года                                                                     Дело №А63-20918/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2018 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 07 ноября 2018 года.

          Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Сомова Е.Г.,

судей Бейтуганова З.А., Годило Н.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Савиным Д.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Гаенко Александра Валерьевича на определение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.08.2018 об истребовании документов (судья Якунь В.Д.), при участии в судебном заседании представителя Гаенко А.В. - Васильевой И.О. (доверенность №26АА3359387 от 25.10.2018);

У С Т А Н О В И Л:

определением от 05.12.2017 возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) ООО СХП «Янкуль» (далее - должник).

Определением от 18.01.2018 в отношении должника введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Рязанов Ю.А.

Сведения о введении процедуры опубликованы в газете «Коммерсантъ» от 20.01.2018.

19.04.2018 временный управляющий обратился в арбитражный суд с ходатайством об обязании бывших руководителей ООО СХП «Янкуль» - Гаенко А.В. и Шевченко М.И. передать ему бухгалтерскую и иную документацию должника в копиях: бухгалтерские и иные документы должника, отражающие экономическую ситуацию на предприятии поквартально за три предшествующих года; протоколы и решения учредителя за три предшествующих года;. ежегодные отчеты ревизионной комиссии за три предшествующих года; договоры, соглашения, контракты, заключенные должником за три предшествующих года; акты об инвентаризации имущества и финансовых обязательств; реестр кредиторов и дебиторов с расшифровкой; сведения о наличии имущества  у  предприятия;   сведения  о  выбытии  имущества  предприятия  за три предшествующих года; сведения об обременении или притязаниях третьих лиц на имущество; сведения о наличии финансовых вложений с расшифровкой.

Решением суда от 21.05.2018 должник признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Рязанов Ю.А.

Сведения о введении процедуры конкурсного производства опубликованы в газете «Коммерсантъ» №85 от 19.05.2018.

От конкурсного управляющего поступило заявление об уточнении истребуемых документов, в котором он просил суд истребовать у Шевченко М.И. (генеральный директор ООО СХП «Янкуль» с 14.11.2014 по 05.08.2016):

- протоколы общих собраний и решения учредителей за период 14.11.2014 -05.08.2016, акты об инвентаризации имущества и финансовых обязательств за 2014 и 2015;

- реестр кредиторов и дебиторов с расшифровкой за период 14.11.2014 -05.08.2016;

- сведения о наличии на балансе должника основных средств (движимое, недвижимое имущество, сельскохозяйственная техника), в том числе сведения об объектах недвижимости, права собственности, на которые не зарегистрированы. В случае, если производилось отчуждение основных средств - обязать предоставить подтверждающие документы: договоры, акты приема передачи, товарные и товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, платежные поручения, кассовые ордера, оборотные сальдовые ведомости за 2014 и 2015 (счет 01);

- сведения о наличии и движении основных средств, арендованных предприятием, а также подтверждающие документы за 2014 и 2015 (счет 001);

- сведения об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств за 2014 и 2015 (счет 02);

- сведения о наличии, либо отсутствии движений вложений организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму, предоставляемые организацией за плату во временное владение и пользование с целью получения доходов за 2014 и 2015 (счет 03);

- информацию о затратах организации в объекты, которые впоследствии должны были быть приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, земельных участков и объектов природопользования, нематериальных активов (приобретение земельных участков (собственность, аренда, сервитут), приобретение оборудования за 2014 и 2015, договоры аренды, субаренды, купли-продажи (движимое, недвижимое имущество), акты приема передачи, товарные и товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, платежные поручения, кассовые ордера, оборотные сальдовые ведомости) за период 14.11.2014 - 05.08.2016 (счет 08);

- сведения о наличии и движении принадлежащих организации сырья, материалов, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары, средств защиты растений и т.п. ценностей (в том числе находящихся в пути и переработке), а также подтверждающие документы за 2014 и 2015 (счет 10);

- сведения по затратам на сельскохозяйственное производство (растениеводство), а также подтверждающие документы: договоры купли-продажи, оказания услуг и т. д. (приобретение семян, дизельного топлива и ГСМ, аренда сельскохозяйственной техники, оказание различных услуг), акты приема передачи, товарные и товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, платежные поручения, кассовые ордера за период 14.11.2014 -05.08.2016, оборотные сальдовые ведомости за 2014 и 2015 (счет 20.01);

- сведения о выпущенной продукции, сданных заказчикам работах и оказанных услугах, а также подтверждающие документы - договоры, акты приема передачи, товарные и товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, платежные поручения, кассовые ордера за период 14.11.2014 - 05.08.2016, оборотные сальдовые ведомости за 2014 и 2015 (счет 40);

- сведения о наличии и движении денежных средств в кассах организации, а также подтверждающие документы: кассовые книги, приходные, расходные ордера, кассовые чеки, документы кассового оборудования, авансовые отчеты, кассовые книжки, оборотные сальдовые ведомости и другие документы за 2014 и 2015 (счет 50);

- сведения о наличии и движении денежных средств в валюте РФ на расчетных счетах организации, открытых в кредитных организациях за период 14.11.2014 -05.08.2016, а также подтверждающие документы за 2014 и 2015 (счет 51);

- сведения о наличии и движении инвестиций организации в государственные ценные бумаги, акции, облигации и иные ценные бумаги других организаций, уставные (складочные) капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы и подтверждающие документы за 2014 и 2015 (счет 58);

- сведения о расчетах с поставщиками и подрядчиками за полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк; товарно-материальных ценностях, работах и услугах, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили; излишках товарно-материальных ценностей, выявленных при их приемке, а также подтверждающие документы за 2014 и 2015 (счет 60);

- сведения о расчетах с покупателями и заказчиками, а также взаимосвязанными организациями за проданные: готовую продукцию, животных, товары; выполненные работы и оказанные услуги; полученные авансы и предварительную оплату, а также подтверждающие документы за 2014 и 2015 (счет 62);

- сведения о состоянии краткосрочных (на срок не более 12 месяцев) кредитов и займов, полученных организацией, а также подтверждающие документы за 2014 и 2015 (счет 66);

- сведения о состоянии долгосрочных (на срок более 12 месяцев) кредитов и займов, полученных организацией, а также подтверждающие документы за 2014 и 2015 (счет 67);

- сведения о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации, а также подтверждающие документы, в том числе расчеты налогов на прибыль, НДС и прочих налогов и сборов за 2014 и 2015 (счет 68);

- сведения о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации, а также подтверждающие документы за 2014 и 2015 (счет 69);

- сведения о расчетах с работниками организации по оплате труда (по всем видам оплаты труда, премиям, пособиям, пенсиям работающим пенсионерам и другим выплатам), по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации, а также подтверждающие документы. В том числе: трудовые договоры, карточки личных дел работников, ведомости по начислению и выплат заработных плат и иных видов доходов (премиальные и т.д.), табели учета рабочего времени, приказы о приеме и увольнении работников, кадровые книги за 2014 и 2015 (счет 70);

- сведения обо всех видах расчетов с учредителями (участниками) организации по вкладам в уставный (складочный) капитал организации, по выплате доходов и т. д., а также подтверждающие документы за 2014 и 2015 (счет 75);

- сведения о расчетах по операциям с дебиторами и кредиторами по. имущественному и личному страхованию; по претензиям; по суммам, удержанным из оплаты труда работников организации в пользу других организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судов, и др., а также подтверждающие документы за 2014 и 2015 (счет 76);

- сведения о состоянии и движении уставного капитала организации, а также подтверждающие документы за 2014 и 2015 (счет 80);

- сведения о формировании, движении и использовании добавочного капитала организации, а также подтверждающие документы за 2014 и 2015 (счет 83);

- сведения о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации (с процессом реализации готовой продукции, товаров, выполненных работ и оказанных услуг), а также подтверждающие документы за период 14.11.2014 - 05.08.2016 (счет 90);

- бухгалтерские балансы предприятия на каждую отчетную дату, с расшифровками кредиторов дебиторов на каждую отчетную дату, книги покупок книги продаж на каждую отчетную дату за 2014 и 2015;

- отчеты, расчеты и декларации по налогам и сборам, отчеты о прибылях и убытках за 2014 и 2015.

Также просит истребовать у Гаенко А.В. (генеральный директор ООО СХП «Янкуль» с 05.08.2016 по 28.09.2017):

- протоколы общих собраний и решения учредителей за период 05.08.2016¬28.09.2017;

- акты об инвентаризации имущества и финансовых обязательств за 2016;

- реестр кредиторов и дебиторов с расшифровкой за период 05.08.2016 -28.09.2017;

- сведения о наличии на балансе должника основных средств (движимое, недвижимое имущество, сельскохозяйственная техника), в том числе сведения об объектах недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы. В случае, если производилось отчуждение основных средств - обязать предоставить подтверждающие документы: договоры, акты приема передачи, товарные и товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, платежные поручения, кассовые ордера, оборотные сальдовые ведомости за 2016 (счет 01);

- сведения о наличии и движении основных средств, арендованных предприятием, а также подтверждающие документы за 2016 (счет 001);

- сведения об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств за 2016 (счет 02);

- сведения о наличии, либо отсутствии движений вложений организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму, предоставляемые организацией за плату во временное владение и пользование с целью получения доходов за 2016 (счет 03);

- информацию о затратах организации в объекты, которые впоследствии должны были быть приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, земельных участков и объектов природопользования, нематериальных активов (приобретение земельных участков (собственность, аренда, сервитут), приобретение оборудования за 2016, договоры аренды, субаренды, купли-продажи (движимое, недвижимое имущество), акты приема передачи, товарные и товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, платежные поручения, кассовые ордера, оборотные сальдовые ведомости) за период 05.08.2016 - 28.09.2017 (счет 08);

- сведения о наличии и движении принадлежащих организации сырья, материалов, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары, средств защиты растений и т.п. ценностей (в том числе находящихся в пути и переработке), а также подтверждающие документы за 2016 (счет 10);

- сведения по затратам на сельскохозяйственное производство (растениеводство), а также подтверждающие документы: договоры купли-продажи, оказания услуг и т. д. (приобретение семян, дизельного топлива и ГСМ, аренда сельскохозяйственной техники, оказание различных услуг), акты приема передачи, товарные и товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, платежные поручения, кассовые ордера за период 05.08.2016 -28.09.2017, оборотные сальдовые ведомости за 2016 (счет 20.01);

- сведения о выпущенной продукции, сданных заказчикам работах и оказанных услугах, а также подтверждающие документы - договоры, акты приема передачи, товарные и товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, платежные поручения, кассовые ордера за период 05.08.2016 - 28.09.2017, оборотные сальдовые ведомости за 2016 (счет 40);

- сведения о наличии и движении денежных средств в кассах организации, а также подтверждающие документы: кассовые книги, приходные, расходные ордера, кассовые чеки, документы кассового оборудования, авансовые отчеты, кассовые книжки, оборотные сальдовые ведомости и другие документы за 2016 (счет 50);

- сведения о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации на расчетных счетах организации, открытых в кредитных организациях за период 05.08.2016 - 28.09.2017 гг., а также подтверждающие документы за 2016 (счет 51);

- сведения о наличии и движении инвестиций организации в государственные ценные бумаги, акции, облигации и иные ценные бумаги других организаций, уставные (складочные) капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы и подтверждающие документы за 2016 (счет 58);

- сведения о расчетах с поставщиками и подрядчиками за полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк; товарно-материальных ценностях, работах и услугах, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили; излишках товарно-материальных ценностей, выявленных при их приемке, а также подтверждающие документы за 2016 (счет 60);

- сведения о расчетах с покупателями и заказчиками, а также взаимосвязанными организациями за проданные: готовую продукцию, животных, товары; выполненные работы и оказанные услуги; полученные авансы и предварительную оплату, а также подтверждающие документы за 2016 (счет 62);

- сведения о состоянии краткосрочных (на срок не более 12 месяцев) кредитов и займов, полученных организацией, а также подтверждающие документы за 2016 (счет 66);

- сведения о состоянии долгосрочных (на срок более 12 месяцев) кредитов и займов, полученных организацией, а также подтверждающие документы за 2016 (счет 67);

- сведения о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации, а также подтверждающие документы, в том числе расчеты налогов на прибыль, НДС и прочих налогов и сборов за 2016 (счет 68);

- сведения о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации, а также подтверждающие документы за 2016 (счет 69);

- сведения о расчетах с работниками организации по оплате труда (по всем видам оплаты труда, премиям, пособиям, пенсиям работающим пенсионерам и другим выплатам), по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации, а также подтверждающие документы. В том числе: трудовые договоры, карточки личных дел работников, ведомости по начислению и выплат заработных плат и иных видов доходов (премиальные и т.д.), табели учета рабочего времени, приказы о приеме и увольнении работников, кадровые книги за 2016 (счет 70);

- сведения о всех видах расчетов с учредителями (участниками) организации по вкладам в уставный (складочный) капитал организации, по выплате доходов и т. д., а также подтверждающие документы за 2016 (счет 75);

- сведения о расчетах по операциям с дебиторами и кредиторами по имущественному и личному страхованию; по претензиям; по суммам, удержанным из оплаты труда работников организации в пользу других организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судов, и др., а также подтверждающие документы за 2016 (счет 76);

- сведения о состоянии и движении уставного капитала организации, а также подтверждающие документы за 2016 (счет 80);

- сведения о формировании, движении и использовании добавочного капитала организации, а также подтверждающие документы за 2016 (счет 83);

- сведения о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации (с процессом реализации готовой продукции, товаров, выполненных работ и оказанных услуг], а также подтверждающие документы за период 05.08.2016 - 28.09.2017 (счет 90);

- бухгалтерские балансы предприятия на каждую отчетную дату, с расшифровками кредиторов дебиторов на каждую отчетную дату книги покупок книги продаж на каждую отчетную дату за 2016;

- отчеты, расчеты и декларации по налогам и сборам, отчеты о прибылям и убытках за 2016.

Определением от 09.08.2018 судом удовлетворено ходатайство конкурсного управляющего об истребовании документов у Гаенко А.В. и Шевченко М.И. 

Не согласившись с вынесенным определением, Гаенко А.В. обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил  определение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении  ходатайства конкурсного управляющего.

В отзыве на жалобу конкурсный кредитор, Оберемок О.Ф. и конкурсный   управляющий просили оставить определение в силе как законное и обоснованное.

Представитель Гаенко А.В. в судебном заседании поддержал доводы жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив доводы жалобы, отзывов, заслушав лицо, участвующее в деле,  проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке главы 34 АПК РФ, апелляционный суд находит определение от 09.08.2018 подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что согласно сведениям ЕГРЮЛ единоличным исполнительным органом должника с 28.09.2017 являлся генеральный директор Оберемок О.Ф.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО СХП «Янкуль» в период с 14.11.2014 по 05.08.2016 генеральным директором должника был Шевченко М.И., а в период с 05.08.2016 по 28.09.2017 генеральным директором должника был Гаенко А.В.

Из ответа Оберемок О.Ф. следует, что Гаенко А.В. передал учредительные и бухгалтерские документы за период с сентября по декабрь 2016 года, акты налоговых проверок с 2016 по март 2017 года, копии бухгалтерских документов бывшего генерального директора Шевченко М.И., отражающих затратную часть на выращивание сельхозпродукции под урожай 2016 года.

Бухгалтерские и юридические документы с 2013 по сентябрь 2016 года не передавались. Представителем должника - Пшеничной С.А. в ОМВД по Андроповскому району подано заявление об истребовании у Шевченко М.И. документов. Данное заявление передано по подследственности в Межрайонный следственный отдел Кочубеевского района по СК.

В материалы дела конкурсным управляющим представлен ответ из ГУ МВД России по СК УЭБ и ПК об отсутствии информации о нахождении документов должника.

Из пояснений Гаенко А.В. следует, что 21.10.2016 в адрес Шевченко М.И. направлено заказное письмо и телеграмма с запросом о передаче всей имеющейся у него документации предприятия и всего имущества предприятия с целью проведения инвентаризации и обеспечения сдачи отчетности. Однако, запрашиваемые документы Шевченко М.И. не переданы и никаких ответных пояснений за время, пока руководителем ООО СХП «Янкуль» был Гаенко А.В., не поступало.

Шевченко М.И. указал, что 6 месяцев находился под домашним арестом и документы предприятия лично им передавались в адрес Гаенко А.В., через его водителя. Актов приема-передачи документов не составлялось.

Конкурсный управляющий, ссылаясь на то, что ни Шевченко М.И. и ни Гаенко А.В. не передали ему документацию должника, обратился с заявлением об обязании бывших руководителей должника передать документы.

Согласно статье 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельн6ости (банкротства).

Часть 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве предусматривает, что арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, с том числе об имущественных правах, и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления.

Согласно пункту 2 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).

Руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.

Данная норма закрепляет обязанность руководителя должника в установленный срок вне зависимости от поступления либо непоступления соответствующего запроса представить конкурсному управляющему перечисленные документы и материальные ценности.

Из содержания пункта 2 статьи 126 и пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве следует, что процедура передачи и принятия бухгалтерской и иной документации, печатей, штампов, имущества, материальных ценностей является двухсторонней и должна сопровождаться составлением соответствующего документа.

Наличие документов бухгалтерского учета и (или) отчетности у руководителя должника предполагается и является обязательным требованием закона.

В силу абзаца 7 пункта 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об имущественных правах, и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц.

Из диспозиции указанной статьи следует, что конкурсный управляющий имеет право запрашивать у третьего лица только информацию (сведения) о должнике и принадлежащем ему имуществе, а не сами документы, подтверждающие наличие правоотношений третьего лица с должником, имущественные права должника и его обязательства перед третьим лицом.

Согласно абзацу 2 пункту 2 статьи 126 Закона о банкротстве руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.

В случае уклонения от указанной обязанности руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве» разъяснено следующее. В силу пункта 3.2 статьи 64, абзаца четвертого пункта 1 статьи 94, абзаца второго пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве на руководителе должника лежат обязанности по представлению арбитражному управляющему документации должника для ознакомления или по ее передаче управляющему. Арбитражный управляющий вправе требовать от руководителя (а также от других лиц, у которых фактически находятся соответствующие документы) по суду исполнения данной обязанности в натуре применительно к правилам статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации. По результатам рассмотрения соответствующего обособленного спора выносится судебный акт, который может быть обжалован в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 223 АПК РФ.

Суд посчитал, что для проведения полного анализа финансовой деятельности должника, принятия мер по взысканию дебиторской задолженности, управляющему необходимы истребуемые документы.

Согласно данных, содержащихся в ЕГРЮЛ ООО СХП «Янкуль», в период с 14.11.2014 по 05.08.2016 генеральным директором должника был Шевченко М.И., а в период с 05.08.2016 по 28.09.2017 - Гаенко А.В.

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона «О государственной регистрации юридических  лиц  и  индивидуальных  предпринимателей»  для  внесения  в  единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

Заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ подписывает вновь избранный директор. Подпись заявителя на заявлении в регистрирующий орган должна быть удостоверена нотариально. Для удостоверения подписи на заявлении в нотариальную контору необходимо представление документов, подтверждающих полномочия заявителя выступать от имени юридического лица, а именно: оригиналы учредительных документов юридического лица, решение об избрании гражданина в качестве директора юридического лица и его паспорт.

Судом установлено, что запись о том, что Шевченко М.И., а в последствии Гаенко А.В. назначен директором ООО СХП «Янкуль» внесена с учетом представления необходимых документов, в том числе с удостоверенной нотариальной подписи на заявлении в ИФНС, в связи с чем у Гаенко А.В. и у Шевченко М.И. имелись учредительные документы ООО СХП «Янкуль».

Доводы Гаенко А.В. об отсутствии у него истребуемых конкурсным управляющим документов являются несостоятельными, поскольку в пункте 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.01.2011 № 144 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ» разъяснено, что при отсутствии по каким-либо причинам документов, которые должны храниться обществом, последнее обязано их восстановить. При этом прекращение у ответчика полномочий генерального директора не исключает возможности восстановления им указанных документов.

Согласно пункту 2 статьи 129 Закона о банкротстве на конкурсного управляющего возложена обязанность по принятию в ведение имущества должника, проведению его инвентаризации и оценки, по принятию мер по обеспечению сохранности имущества должника, по проведению анализа его финансового состояния, по предъявлению к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании, по предъявлению возражений относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику, по принятию мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц.

Для возможности исполнения указанных обязанностей конкурсный управляющий должен располагать бухгалтерской и иной документацией.

Доводы Шевченко М.И. о передаче всех документов Гаенко А.В., документально не подтверждены. Судом также учтено, что в рамках обособленных споров Шевченко М.И. представлял первичные документы (приказ № 10 от 01.02.2016 определение от 03.04.2018).

Доводы Гаенко А.В. о передаче всех имеющихся у него документов Пшеничной С.А., суд исследовал и не принял во внимание, поскольку, из расписки переданных документов от 06.04.2017 следует, что переданы договоры за период сентябрь - декабрь 2016 года и документы по затратам за 2015, 2016 год на 9 листах.

Кроме того, из материалов дела следует, что согласно выписки из ЕРГЮЛ, Гаенко А.В. занимал должность директора ООО СХП «Янкуль» с 05.08.2016 по 28.09.2017 и за указанный период документы им также не представлены, что говорит о недобросовестном отношении как руководителя, больше года возглавляющего ООО СХП «Янкуль».

При этом, доказательств отсутствия документов за год (с 05.08.2016 по 28.09.2017) не представлено, а учитывая то, что результаты хозяйственной деятельности должника отражены в регистрах бухгалтерской и налоговой отчетности, которые составляются на основании первичных документов, суд признал недоказанным факта их отсутствия у Гаенко А.В.

Исходя из содержания статьи 126 Закона о банкротстве и статьи 65 АПК РФ, бремя доказывания факта передачи документации несет ответчик (бывший руководитель), соответственно, он и должен представить доказательства отсутствия у него истребуемой документации, либо указать объективные (уважительные) причины невозможности ее предоставления, подтвердив данные причины документально.

Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве», арбитражный управляющий вправе требовать от руководителя (а также от других лиц, у которых фактически находятся соответствующие документы) по суду исполнения данной обязанности в натуре применительно к правилам статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Указанная правовая норма носит специальный характер и закрепляет обязанность руководителя должника в установленный срок вне зависимости от поступления либо не поступления соответствующего запроса предоставить конкурсному управляющему перечисленные документы.

Учитывая, что даже в случае отсутствия у Гаенко А.В. иных документов, общество обязано было их восстановить.

Доказательств отсутствия у Шевченко М.И. и Гаенко А.В. истребуемых конкурсным управляющим документов, либо доказательств исполнения обязательств по передаче истребуемой документации, в материалы дела не представлено.

На основании изложенного, учитывая, что отсутствие истребуемых документов у конкурсного управляющего существенно затрудняет проведение мероприятий, предусмотренных Законом о банкротстве для процедуры конкурсного производства и приведет к нарушению прав и законных интересов кредиторов должника, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленного требования об обязании передать испрашиваемые документы.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление конкурсного управляющего об истребовании документов у бывших руководителей должника.

Вышеизложенное свидетельствует о несостоятельности доводов апелляционной жалобы и несоответствии фактическим обстоятельствам и материалам дела, в связи с чем, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены определения суда первой инстанции.

Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), не установлено.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

определение Арбитражного суда Ставропольского края  от 09.08.2018  по делу №А63-20918/2017 об истребовании документов оставить без изменения, апелляционную жалобу –  без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в месячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                              Е.Г. Сомов

Судьи:                                                                                            З.А. Бейтуганов  

                                                                                                     Н.Н. Годило