ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А63-2933/2021 от 01.02.2022 АС Северо-Кавказского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар

Дело № А63-2933/2021

07 февраля 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2022 года

Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2022 года

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Артамкиной Е.В. и Фефеловой И.И., в отсутствие в судебном заседании заявителя – общества с ограниченной ответственностью фирма «ОПТ-ТОРГ» (ОГРН 1022601624484, ИНН 2632034720), заинтересованного лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ОГРН 1042600339737, ИНН 2634063830), третьих лиц: Министерства имущественных отношений Ставропольского края, филиала ФГБУ «ФКП Россреестра» по Ставропольскому краю, государственного бюджетного учреждения Ставропольского края «Cтавкрайимущество», извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью фирма «ОПТ-ТОРГ» на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.07.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2021 по делу № А63-2933/2021, установил следующее.

ООО «ОПТ-ТОРГ» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее – управление) о признании незаконными действий управления по внесению в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) даты 01.01.2020 начала применения кадастровой стоимости, установленной 30.06.2020 актом от 1112, в отношении нежилого помещения общей  площадью 65,3 кв. м с кадастровым номером 26:24:040466:2867 по адресу: Ставропольский край, г. Минеральные Воды, проспект 22 Партсъезда, ул. Советская, 102/28; о возложении на управление обязанности внести в ЕГРН дату 01.01.2021 как начало применения кадастровой стоимости.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГБУ Ставропольского края «Ставкрайимущество» (далее – учреждение), ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю (далее – кадастровая палата), министерство имущественных отношений Ставропольского края (далее – министерство).

Решением от 13.07.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.10.2021, в удовлетворении требований отказано.

В кассационной жалобе компания просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, суды не учли, что именно акт об определении кадастровой стоимости конкретного объекта недвижимости от 30.06.2020
№ 1112, а не акт от 25.11.2019 № 1175 (которым руководствовались суды) является тем нормативным правовым актом, от издания которого необходимо исчислять начало применения кадастровой стоимости и к которому применяются правовые позиции, Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении
от 02.07.2013 № 17-П и в письме Министерства финансов Российской Федерации
от 14.02.2019 № 03-05-04-01/9247.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд
Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.

Из материалов дела видно, что в ЕГРН содержатся сведения о нежилом помещении площадью 65, 3 кв. м с кадастровым номером 26:24:040466:2867, расположенном по адресу: Ставропольский край, город Минеральные Воды, пр-кт 22 Партсъезда, 102/ ул. Советская, 28.

Указанное помещение поставлено на государственный кадастровый учет 20.11.2019 с кадастровой стоимостью 523 675 рублей 31 копейка.

Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены в ЕГРН на основании акта определения кадастровой стоимости объектов недвижимости от 20.11.2019, подготовленного филиалом кадастровой палаты. Период применения величины кадастровой стоимости в размере 523 675 рублей 31 копейка с 20.11.2019 по 01.01.2020. Данная кадастровая стоимость в настоящее время является архивной.

В соответствии со статьями 11 – 15 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон № 237-ФЗ) в 2019 году на территории Ставропольского края проведены работы по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости по состоянию на 01.01.2019, результаты которых утверждены приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25.11.2019 № 1175  «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края», согласно которому данные результаты вводятся в действие с 01.01.2020.

С целью реализации требований части 9 статьи 24 Закона № 237-ФЗ после внесения в ЕГРН результатов государственной кадастровой оценки кадастровой палатой сформирован и направлен перечень вновь учтенных объектов недвижимости, в отношении которых в  период проведения государственной кадастровой оценки с 01.01.2019 по 31.12.2019 осуществлен государственный кадастровый учет для определения их кадастровой стоимости.

14 июля 2020 года кадастровая стоимость помещения внесена в ЕГРН в размере
2 206 900 рублей на основании переданных в кадастровую палату результатов определения кадастровой стоимости в соответствии с  актом об определении кадастровой стоимости от 30.06.2020 № 1112.

Данная величина кадастровой стоимости применяется с 01.01.2020 по настоящее время.

Не согласившись с указанием в ЕГРН начала периода применения величины кадастровой стоимости в размере 2 206 900 рублей (с 01.01.2020), общество обратилось в арбитражный суд.

Рассматривая спор, суды правомерно руководствовались следующим.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).

В силу части 3 статьи 6 Закона № 237-ФЗ государственная кадастровая оценка включает в себя следующие процедуры:

– принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;

– определение кадастровой стоимости и составление отчета об итогах государственной кадастровой оценки (далее – отчет);

– утверждение результатов определения кадастровой стоимости.

На основании статьи 13 Закона № 237-ФЗ перед началом работ по государственной кадастровой оценке органом регистрации прав на основании решения о  проведении государственной кадастровой оценки формируется перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее –  Перечень).

В Перечень включаются сведения ЕГРН, актуальные по состоянию на 1 января года определения кадастровой стоимости, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки на иную дату. В Перечень также включаются иные сведения и материалы в объеме, определенном порядком формирования и предоставления перечня.

Положения части 1 статьи 14 Закона № 237-ФЗ предусматривают, что определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Из пункта 1 статьи 15 Закона № 237-ФЗ следует, что уполномоченный орган субъекта Российской Федерации утверждает содержащиеся в отчете результаты определения кадастровой стоимости путем принятия соответствующего акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.

Определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них, и объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения, влекущие за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетным учреждением, созданным субъектом Российской Федерации и наделенным полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном Методическими указаниями (часть 1 статьи 16 Закона № 237-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона № 237-ФЗ датой определения кадастровой стоимости в указанной статье случаях является день, по состоянию на который осуществлено внесение сведений в ЕГРН, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости в соответствии с данной статьей.

Частью 6 статьи 16 Закона № 237-ФЗ установлено, что по результатам определения кадастровой стоимости в отношении объектов, кадастровая стоимость которых установлена не в порядке государственной кадастровой оценки, а в связи с образованием объектов либо изменением их характеристик, бюджетным учреждением составляется акт об определении кадастровой стоимости.

Суды установили, что помещение поставлено на государственный кадастровый учет 20.11.2019.

Пунктами 1 и 3 статьи 18 Закона № 237-ФЗ установлено, что сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня вступления в силу акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

Согласно пункту 9 статьи 24 Закона № 237-ФЗ (действовавшей в период оспариваемых действия) после утверждения результатов определения кадастровой стоимости, полученных по итогам проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с названным Законом, бюджетным учреждением осуществляется определение кадастровой стоимости для объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых установлена в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» после 1 января года определения кадастровой стоимости в соответствии с Законом № 237-ФЗ.

В целях реализации требования пункта 9 статьи 24 Закона № 237-ФЗ после внесения в ЕГРН результатов государственной кадастровой оценки кадастровой палатой был сформирован и направлен перечень в учреждение объектов недвижимости, в отношении которых в период проведения государственной кадастровой оценки с 1 января по 31 декабря 2019 осуществлен государственный кадастровый учет, для определения их кадастровой стоимости 

Актом об определении кадастровой стоимости от 30.06.2020 № 1112 стоимость  помещения определена в размере 2 206 900 рублей. При этом величина кадастровой стоимости определена ГБУ СК «Ставкрайимущество» с применением результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, утвержденных приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25.11.2019 № 1175. Период применения данной величины кадастровой стоимости определяется с 01.01.2020 по настоящее время. 

Таким образом, в связи с тем, что на момент формирования перечня формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, объект недвижимого имущества с кадастровым номером 26:24:040466:2867 не был поставлен на государственный кадастровый учет, кадастровая стоимость внесена в ЕГРН 17.07.2020 на основании акта об определении кадастровой стоимости от 30.06.2020
№ 1112. В то же время, поскольку объект был поставлен на государственный кадастровый учет 20.11.2019, его кадастровая стоимость в размере 2 206 900 рублей определяется с применением результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, утвержденных приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25.11.2019 № 1175, которые действуют с 01.01.2020.

При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.

Аналогичная правовая позиция изложена в письме ФНС России от 01.10.2021 № БС-3-21/6586@.

Так, согласно части 1 статьи 18 Закона № 237-ФЗ (здесь и далее – в редакции до вступления в силу Федерального закона от 31.07.2020  № 269-ФЗ) сведения о кадастровой стоимости применялись для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня вступления в силу акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей.

При этом статьей 18 Закона № 237-ФЗ не были предусмотрены особенности применения сведений о кадастровой стоимости, установленной в соответствии с частью 9 статьи 24 Закона № 237-ФЗ.

В свою очередь, частью 9 статьи 24 Закона № 237-ФЗ регламентировано, что после утверждения результатов определения кадастровой стоимости, полученных по итогам проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с Законом № 237-ФЗ, бюджетным учреждением осуществляется определение кадастровой стоимости для объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых была установлена в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» после 1 января года проведения кадастровой стоимости в соответствии с Законом № 237-ФЗ.

По мнению ФНС России, совпадающему с позицией Минфина России (письмо
от 09.09.2020 № 03-05-04-02/79020), поскольку соответствующие обязательства бюджетных учреждений по расчету кадастровой стоимости возникают после проведения государственной кадастровой оценки и утверждения ее результатов, актом, день вступления в силу которого принимается в качестве даты начала применения рассчитанной в соответствии с частью 9 статьи 24 Закона № 237-ФЗ кадастровой стоимости, является акт об утверждении последних на дату проведения такого расчета результатов государственной кадастровой оценки.

Следовательно, для целей исчисления налога сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в рассматриваемом случае подлежат применению с даты вступления в силу акта субъекта Российской Федерации, утвердившего кадастровую стоимость объектов недвижимости соответствующего вида.

Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.

Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.

Основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.

Руководствуясь статьями 284 – 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.07.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2021 по делу
№ А63-2933/2021  оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                                                                 Е.И. Афонина

Судьи                                                                                                                           Е.В. Артамкина

                                                                                                                          И.И. Фефелова