ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А63-4019/18 от 22.10.2018 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда


ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                         

22 октября 2018 года                                                                                Дело № А63-4019/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2018 года.

Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2018 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Белова Д.А.,

судей: Афанасьевой Л.В., Семенова М.У.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джашакуевым М.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: <...>, апелляционную  жалобу общества с ограниченной ответственностью «Евросеть-Ритейл» на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 31.07.2018 по делу № А63-4019/2018 (судья Л.В. Быкодорова)

            по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Евросеть-Ритейл», г. Москва, ОГРН <***>, ИНН <***>,

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Ставропольскому краю, г. Ставрополь,

с привлечением к участию в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: акционерного общества «Торговый дом «Столото» г. Москва,

о признании незаконным и отмене постановления от 20.02.2018 ЮЛ № 006634 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей,

в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Евросеть-Ритейл», г. Москва, (далее – общество, ООО «Евросеть-Ритейл», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Ставропольскому краю, г. Ставрополь (далее – инспекция, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от 20.02.2018 ЮЛ № 006634 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и назначении наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Решением от 31.07.2018 заявленные требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе общество просит решение суда от 31.07.2018  отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В отзыве  на апелляционную жалобу АО «Технологическая компания «Центр» просит удовлетворить апелляционную жалобу ООО «Евросеть-Ритейл».

В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просит оставить решение суда от 31.07.2018 без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

До начала судебного заседания от инспекции поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.

Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ  в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев повторно дело               по апелляционной жалобе в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности материалы дела, находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без  изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, инспекцией 24.01.2018 в 17 часов 11 минут проведена проверка обособленного подразделения ООО «Евросеть-Ритейл» в салоне сотовой связи «Евросеть», расположенном по адресу: <...>, на предмет соблюдения требований, установленных Федеральным законом №115-ФЗ от 07.08.2001г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ).

Проверкой установлено, что 24.01.2018 физическим лицом приобретено 2 электронных лотерейных билета «Русское лото» № 000077153945, 000075294668 без идентификации клиентов.

В связи с этим инспекцией 25.01.2018 заявителю по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) направлено определение № 1 об истребовании сведений необходимых для разрешения дела, полученное согласно извещению о получении электронного документа 26.01.2018.

Так же почтой 30.01.218 направлено уведомление № 15-06/002577 от 25.01.2018 о явке в налоговый орган для дачи пояснений по делу об административном правонарушении времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Данное почтовое отправление получено ООО «Евросеть-Ритейл» 05.02.2018, о чем свидетельствует отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № 35504020000669.

В указанном уведомлении ООО «Евросеть-Ритейл» сообщалось, что 06.02.2018
в 10 часов 00 минут общество приглашается в налоговую инспекцию для дачи пояснений по делу об административном правонарушении, в салоне сотовой связи и цифровой техники «Евросеть-Ритейл», расположенном по адресу: <...> и составления протокола об административном правонарушении.

В назначенное время представитель ООО «Евросеть-Ритейл» (либо его законный представитель по доверенности), должным образом извещенного о времени и месте составления протокола, не явился, в связи с чем на основании части 1 статьи 28.2 КоАП РФ инспекцией составлен протокол ЮЛ № 000275 от 06.02.2018 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, в его отсутствие.

07 февраля 2018 сопроводительным письмом №15-19/004563 инспекция направила протокол в ООО «Евросеть-Ритейл», а также информировала о необходимости явки 20.02.2018 на рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, и вынесении постановления о назначении административного наказания. Данное почтовое отправление получено ООО «Евросеть-Ритейл» 15.02.2018, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № 355044420013368.

По результатам рассмотрения протокола и материалов дела об административном правонарушении, в отсутствие ООО «Евросеть-Ритейл», извещенного надлежащим образом о времени и месте составления, инспекцией вынесено постановление о назначении административного наказания от 20.02.2018 ЮЛ №006634, согласно которому заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

20 февраля 2018 года письмом № 03-12/03540 инспекция направила постановление от 20.02.2018 ЮЛ № 006634 в ООО «Евросеть-Ритейл». Данное почтовое отправление получено ООО «Евросеть-Ритейл» 01.03.2018, о чем свидетельствует отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № 35502920192262.

Заявитель, не согласившись с указанным постановлением, оспорил его в арбитражном суде.

За неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 данной статьи частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

В соответствии со статьей 5 Закона № 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся в частности организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме.

Согласно статье 3 Закона № 115-ФЗ идентификация - совокупность мероприятий по установлению определенных настоящим законом сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий. Реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров осуществляется посредством внутреннего контроля.

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Закона № 115-ФЗ получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх по своему характеру относится к операциям с денежными средствами или иным имуществом, которые подлежат обязательному контролю.

Согласно части 2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил, и сохранять ее конфиденциальный характер.

Правила внутреннего контроля для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами (кроме кредитных организаций) должны быть разработаны с учетом требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление № 667).

В силу п. 1.2 Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденного приказом Рофинмониторинга от 17.02.2011 № 59 (далее - Положение) организации в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ обязаны идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных п. п. 1.1 и 1.2 ст. 7 названного Закона.

Согласно п. 1.6 Положения при проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, обновлении информации о них организация вправе на основании п. 5.4 ст. 7 Закона № 115-ФЗ требовать представления клиентом, представителем клиента и получать от клиента, представителя клиента документы, удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя).

Доведение информации о включении в Перечень или об исключении из Перечня организаций и физических лиц, а также о внесении корректировок в содержащиеся в Перечне сведения об организациях и о физических лицах вместе с актуальной информацией об организациях и о физических лицах, включенных в Перечень, доводится до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами путем обеспечения доступа этих организаций к такой информации через их личные кабинеты на официальном сайте Росфинмониторинга (подпункты 20, 21 «Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей» утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 № 804).

Не принятие достаточных мер по осуществлению надлежащего контроля за отнесением операций с денежными средствами к операциям, которые подлежат обязательному контролю, привело к тому, что общество не обеспечило возможность для исполнения обязанностей предусмотренных пп.4, пп.6 п.1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ по документальной фиксации и представлению в уполномоченный орган сведений по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами, а также по замораживанию (блокированию) денежных средств.

Кроме того, общество не осуществляло надлежащий внутренний контроль в части идентификации клиентов, их представителей и (или) выгодоприобретателей (проверки наличия/отсутствия сведений об их причастности к экстремисткой деятельности или терроризму) как это предусмотрено пунктом 2.1 Положения.

Согласно пункту 2 статьи 6 Закона № 115-ФЗ операции с денежными средствами или иным имуществом подлежат обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Законом № 115-ФЗ порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Из материалов административного дела следует, что салон связи «Евросеть», распространителем лотерейных билетов ООО «Евросеть-Ритейл» произведен прием денежных средств у физического лица за продажу лотерейных билетов № 000077153945, 000075294668 «Русское лото» в размере по 100 рублей без идентификации данного гражданина.

Судом первой инстанции правомерно отклонен довод общества о том, что согласно пункту 1.1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ идентификация не проводится в случае, если сумма, на которую совершается операция по приему от клиентов - физических лиц платежей, страховых премий, не превышает 15 000 руб. либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 руб. (за исключением случаев, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Также общество полагает, что постановление Правительства РФ от 15.11.2010 № 920 «Об утверждении перечня товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц» (далее – постановление № 920) не обязывает проводить идентификацию клиентов, на основании следующего.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4-1 и 1.4-2 данной статьи.

Согласно пунктам 1.1 и 1.4 статьи 7 Закона № 115-ФЗ идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, страховых премий, если их сумма не превышает 15 000 руб. либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 руб. (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма) и идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, а также упрощенная идентификация клиента физического лица не проводится при осуществлении кредитными организациями, в том числе с привлечением банковских платежных агентов, перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях оплаты реализуемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, в пользу органов государственной власти и органов местного самоуправления, учреждений, находящихся в их ведении, получающих денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации, а также при предоставлении клиентом - физическим лицом кредитной организации денежных средств в целях увеличения остатка электронных денежных средств, если сумма денежных средств не превышает 15 000 руб. либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 руб., за исключением случаев, если получателем переводимых денежных средств является физическое лицо, некоммерческая организация (кроме религиозных и благотворительных организаций, зарегистрированных в установленном порядке, товариществ собственников недвижимости (жилья), жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, региональных операторов, созданных в организационно-правовой форме фонда в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации) либо организация, созданная за пределами территории Российской Федерации, а также если у работников кредитной организации, банковских платежных агентов возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. При осуществлении кредитными организациями, в том числе с привлечением банковских платежных агентов, перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, в целях оплаты товаров (работ, услуг), включенных в перечень товаров (работ, услуг), определенный Правительством Российской Федерации, в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц, идентификация клиента - физического лица проводится независимо от суммы перевода.

Перечень товаров (работ, услуг), определенный постановлением № 920, включает, в том числе прием платежей за лотерейные билеты, квитанции и иные документы, удостоверяющие право на участие в лотерее, в оплату которой платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц, идентификация клиента-физического лица проводится независимо от суммы перевода.

Таким образом, законом предусмотрен закрытый перечень оснований, при которых идентификация клиентов не проводится, и прием ставок для участия в азартной игре этими основаниями не предусмотрен.

Закон № 115-ФЗ прямо устанавливает случаи, когда при проведении идентификации организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, требуется личное присутствие клиента (представителя клиента).

Законом № 115-ФЗ предусмотрено два способа проведения идентификации: обычный (непосредственная проверка документов удостоверяющих личность и последующая фиксация) и упрощенная (при наличии у лица электронной подписи).

Таким образом, материалами дела подтверждается факт нарушения заявителем перечисленных норм, следовательно, подтверждается факт совершения вмененного правонарушения.

Судом первой инстанции правомерно отклонены доводы заявителя об отсутствии в его действиях состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ,  поскольку основаны на неверном толковании правовых норм.

Указанные выводы соответствуют судебной практике рассмотрения споров со схожими обстоятельствами (определения Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.2018 № 305-АД18-4974 по делу № А40-135180/2017, от 23.03.2018 № 305-АД18-1189 по делу № А40-114817/2017).

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о принятии заявителем всех зависящих от него мер для соблюдения требований вышеупомянутых правовых норм и невозможности осуществления этого в силу объективных, не зависящих от него причин, заявитель в суд не представил.

Таким образом, вина заявителя в совершении вмененного правонарушения подтверждается материалами дела.

При назначении административного наказания административным органом учтены характер совершенного заявителем административного правонарушения, смягчающие и отягчающие обстоятельства и назначено минимальное наказание, соразмерное допущенному нарушению.

Процессуальных нарушений статей 28.2, 29.7 КоАП РФ заинтересованным лицом не допущено.

Ссылки заявителя о допущенных процессуальных нарушениях судом правомерно отклонены, как противоречащие материалам дела.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.

При изложенных обстоятельствах оспариваемое постановление является законным и обоснованным

На основании вышеизложенного судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.

Доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.

Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.

На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 31.07.2018 по делу № А63-4019/2018.

Руководствуясь статьями 258, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 31.07.2018 по делу № А63-4019/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                     Д.А. Белов

Судьи                                                                                                                                Л.В. Афанасьева

                                                                                                                               М.У. Семенов