ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А63-5063/2021 от 26.01.2022 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,

e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8 (87934) 6-09-16, факс: 8 (87934) 6-09-14

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки Дело № А63-5063/2021

31.01.2022

Резолютивная часть постановления объявлена 26.01.2022.

Постановление изготовлено в полном объеме 31.01.2022.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Жукова Е.В., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Руковицкой Е.О., при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью «Экосервис» – ФИО1 (доверенность от 28.04.2021), от Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – ФИО2 (доверенность от 29.12.2021), рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Экосервис» на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.11.2021 по делу № А63-5063/2021,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Экосервис» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Северо-Кавказскому межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – управление), о признании незаконным требования от 11.03.2021 № 1398/2 об уплате платы за размещение отходов производства за 2018 год в сумме 69 611 577 рублей, пени за размещение отходов производства за 2018 год в сумме 10 109 341, рубль 29 копеек, платы за размещение отходов производства за 2019 год в сумме 29 429 434 рубля 46 копеек, пени за размещение отходов производства за 2019 год в сумме 1 736 827 рублей 12 копеек, на общую сумму доначисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом пени 110 887179 рублей 87 копеек.

Решением от 17.11.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что требования по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год обоснованно выставлены с учетом результатов проведенной плановой проверки в 2020 году, с учетом документов, полученных в ходе проверки, при этом, управлением не был нарушен срок составления и направления акта контроля.

Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Апеллянт ссылается на то, что платность природопользования неразрывно связана с установлением наличия вреда окружающей среде. Общество указывает на отсутствие доказательств того, что захоронение промышленных стоков в палеоценовый горизонт со стороны общества повлекло за собой какие-либо негативные изменения окружающей среды. Заявитель жалобы ссылается на процессуальные нарушения при проведении проверки и вынесении оспариваемого требования, полагая, что управлением не проводилась проверка декларации за 2018 год, нарушен срок, предусмотренный пунктом 44 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных 3 постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 (далее – Правила № 255) при составлении и вручении обществу акта проверки.

В отзыве на апелляционную жалобу управление просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.

В судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

Представитель управления относительно доводов апелляционной жалобы возражал, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.11.2021 по делу № А63-5063/2021 подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, управлением на основании приказа от 05.03.2020 № 241 в период с 16.03.2020 по 20.03.2020 проведена плановая выездная проверка в отношении общества, в ходе которой установлено, что общество осуществляет деятельность по размещению (захоронению) отхода 4 класса опасности (промстоки) «растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 9 49 310 11 10 4» в палеоценовый водоносный горизонт в предоставленный участок недр и размещение (хранение) отхода 4 класса опасности (донные отложения (твердый осадок)), относящийся к классификационной группе отходов: «отходы при технических испытаниях, измерениях, исследованиях, код по ФККО 9 40 000 00 00 0» в шламонакопителях № 2 и № 3, без лицензии на осуществление указанных видов деятельности.

Обществом осуществляется деятельность по подземному захоронению промстоков (отходов) через нагнетательную скважину «Люминофор № 1» на глубину 1 650 метров в палеоценовый водоносный горизонт - предоставленный участок недр, имеющий статус горного отвода, с установленной площадью 64 га.

Для осуществления указанной деятельности общество эксплуатирует 2 объекта размещения (хранения) отходов и 1 скважину для подземного захоронения промстоков в палеоценовый водоносный горизонт:

для хранения жидких отходов - шламонакопитель № 2. Введен в эксплуатацию 1989 г. Проектная мощность 77 тыс. куб. м. Площадь объекта размещения отходов: 18 314 кв. м. Объект размещения отходов (ОРО), включен в государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО), номер объекта в ГРОРО 26-00021-Х-00421-270716. Инвентаризация ОРО и характеристика ОРО составлена в 2015 г.

для хранения жидких отходов - шламонакопитель № 3. Введен в эксплуатацию 1979 г. Проектная мощность 90 тыс. куб. м. Площадь ОРО: 28 800 кв. м. Включен в ГРОРО, номер объекта в ГРОРО: 26-00023-Х-00645-031016.

для захоронения (закачки) жидких промышленных отходов в палеоценовый водоносный горизонт - нагнетательную (поглощающую) скважину «Люминофор № 1».

В шламонакопителях № 2, № 3 общество осуществляет сбор и размещение (хранение) следующих видов отходов 4 классов опасности (промстоки): «отходы водных растворов неорганических солей щелочных металлов при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 94940191104», «растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 94931011104», «смесь вод промывки и фильтрации стеаратов бария-кадмия, цинка, кальция и сульфата в их производстве, код по ФККО 31897711104» (далее - жидкие отходы 4 класса опасности, промстоки, жидкие отходы, промышленные стоки), с целью их предварительной подготовки для подземного захоронения, через нагнетательную скважину «Люминофор № 1» на глубину 1650 метров, в палеоценовый водоносный горизонт - предоставленный участок недр, имеющий статус горного отвода, с установленной площадью 64 га.

Сбор и размещение (хранение) отходов 4 класса опасности в шламонакопителях № 2 и № 3 осуществляется на основании лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности от 24.10.2019 № Д 26 00004/П, выданной Департаментом Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу, на виды работ (услуг) по сбору, размещению (хранению) отходов 4 класса опасности:

отходы водных растворов неорганических солей щелочных металлов
при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 94940191104;

растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 94931011104;

смесь вод промывки и фильтрации стеаратов бария-кадмия, цинка, кальция и сульфата в их производстве, код по ФККО 31897711104.

Промышленные стоки (отходы) принимаются на размещение (хранение) на шламонакопителях № 2, № 3 от предприятий ЗАО «Сезар плюс», ООО «СЗСП», ЗАО НПФ «Люминофор», ООО НПФ «ЛЮМ», расположенных на промплощадке ОАО «Люминофор» в промышленной зоне северо-западного района г. Ставрополя, на основании заключенных договоров (от 01.03.2018 № 1/18-отх/эко на прием химических отходов; от 01.03.2017 № 8/БЭГТС на услуги по эксплуатации, техническое обслуживание и текущий ремонт объектов по размещению отходов; от 30.12.2011 № 4/12-П/эко на оказание услуг по приему и хранению промстоков; от 01.02.2015 № 7/15-П/эко на оказание услуг по приему и хранению промтоков).

В соответствии со справкой общества от 18.03.2020 № 29/ЭКО, актами выполненных работ за 2018, 2019 гг., отчетом об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов 2018 г., статистической отчетностью № 2-ТП (отходы) 2018, 2019 гг., пояснительной запиской от 2018, 2019 гг., обществом принято и размещено на шламонакопителях № 2 и № 3 жидких отходов 4 класса опасности (промышленные стоки) от указанных предприятий, всего в 2018 г. - 10 391 куб.м (в шламонакопитель № 2 - 5 615 куб.м, в шламонакопитель № 3 - 4 776 куб.м, в 2019 г. - 8 953 куб.м (в шламонакопитель № 2 - 3 711 м3, в шламонакопитель № 3 - 5 242 м3).

Образующиеся от деятельности ЗАО «Сезар плюс», ООО «СЗСП», ООО НПФ «Люм», ЗАО НПФ «Люминофор» отходы поступают в их собственные отстойники, расположенные на территории предприятий, где происходит процесс их нейтрализации с целью доведение значения рН = 7,0 - 8,0.

17.03.2020 в рамках плановой выездной проверки с привлечением аккр дитованной испытательной лаборатории филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по Ставропольскому краю» (далее - ЦЛАТИ по Ставропольскому краю), в присутствии представителя общества произведен отбор проб отходов размещенных в шламонакопителях № 2 и № 3 (отход - жидкая фаза (фракция); отход - донные отложения (твердый осадок)), о чем составлены протоколы отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 17.03.2020 № 20-241/П/6, от 17.03.2020 № 20-241/П/4, протоколы отбора (измерений) проб отходов от 17.03.2020 № 23-о, от 17.03.2020 № 24-о, от 17.03.2020 № 25-о, от 17.03.2020 № 26-о.

В ходе исследований, представленных ЦЛАТИ по Ставропольскому краю от 20.04.2020 № 11-12/752, установлено, что в результате деятельности общества, в процессе стабилизации промстоков в шламонакопителях № 2 и № 3, образуются 2 вида отходов которые относятся к 4 классу опасности (экспертное заключение от 10.04.2020 № 42, протоколы испытаний (измерений) проб отходов от 26.03.2020 № 23-о, от 26.03.2020 № 24-о, от 26.03.2020 № 25-0, от 26.03.2020 № 26-о; протоколы биотестирования проб отходов от 25.03.2020 № 23-о, от 25.03.2020 № 24-о, от 25.03.2020 № 25-о, от 25.03.2020 № 26-о): жидкая фракция из шламонакопителей (промстоки), вид отхода: «растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 9 49 310 11 10 4»; донные отложения из шламонакопителей (твердый осадок), относится к классификационной группе отходов: «отходы при технических испытаниях, измерениях, исследованиях, код по ФККО 9 40 000 00 00 0».

Согласно экспертному заключению от 10.04.2020 № 42 отобранные пробы отходов из шламонакопителей № 2, № 3 (жидкая фаза и донные отложения) являются различными видами отходов, в виду того, что у отходов разный компонентный состав и агрегатное состояние.

Таким образом, в ходе плановой проверки управлением установлено, что общество осуществляет деятельность по размещению (захоронению) отхода 4 класса опасности (промстоки) «растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 9 49 310 11 10 4» в палеоценовый водоносный горизонт в предоставленный участок недр и размещение (хранение) отхода 4 класса опасности (донные отложения (твердый осадок)), относящийся к классификационной группе отходов: «отходы при технических испытаниях, измерениях, исследованиях, код по ФККО 9 40 000 00 00 0» в шламонакопителях № 2 и № 3, без лицензии на осуществление указанных видов деятельности.

По итогам проверки обществу направлено требование от 11.03.2021 № 1398/2, в соответствии с которым обществу начислено: плата за размещение отходов производства за 2018 год в сумме 69 611 577 рублей; пени за размещение отходов производства за 2018 год в сумме 10 109 341, рубль 29 копеек; плата за размещение отходов производства за 2019 год в сумме 29 429 434 рубля 46 копеек; пени за размещение отходов производства за 2019 год в сумме 1 736 827, рублей 12 копеек. Общая сумма доначисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом пени составила 110 887179 рублей 87 копеек. Указанную сумму предложено добровольно оплатить в течение 10 календарных дней с момента получения требования.

Полагая, что правовые основания для исполнения требования отсутствовали, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, ненормативные правовые акты - недействительными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) определено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.

Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган) осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полной своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от 24.08.2016 № 516 Управление осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду на территории Северо-Кавказского федерального округа и в Каспийском море.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что факт наличия у общества задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду подтвержден материалами дела.

Так, материалами дела установлено, что проект подземного захоронения промстоков ОАО «Люминафор» в палеоценовый водоносный горизонт получил положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом государственного комитета по охране окружающей среды Ставропольского края от 12.04.2000 № 61/2 (далее - заключение).

Согласно пункту 5.1. Охрана геологической среды. Раздела 5. Анализ материалов по оценке воздействия на окружающую природную среду заключения, подземное захоронение промстоков, как всякое техногенное явление конечно оказывает отрицательное воздействие на окружающую среду.

Соответственно, экспертная комиссия государственной экологической экспертизы пришла к выводу о возможности реализации «Проекта подземного захоронения промстоков ОАО «Люминафор» в палеоценовый водоносный горизонт» посчитав уровень воздействия на окружающую среду допустимым.

При указанных обстоятельствах, деятельность общества по захоронению промышленных стоков не исключает негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с пунктом 20 постановления Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 № 698 «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы» (действующего на момент получения заключения государственной экологической экспертизы), заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно содержать обоснованные выводы о допустимости (недопустимости) воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта экспертизы.

Учитывая изложенное, положительное заключение государственной экологической экспертизы является документом, подтверждающим возможность реализации объекта экспертизы, допустимость намечаемого воздействия на окружающую природную среду и соответствие намечаемой деятельности экологическим требованиям. При этом наличие положительного заключения экологической экспертизы не исключает обязанности юридического лица по компенсации за право пользования природными ресурсами при осуществлении хозяйственной деятельности.

Как видно из материалов дела, общество имеет лицензию от 10.08.2001 серия СТВ № 00584 ЗЭ на право пользования недрами, не связанных с добычей полезных ископаемых, для захоронения промстоков в подземный палеоценовый водоносный горизонт, которая выдана Департаментом природных ресурсов по Северо-Кавказскому региону (Северо-Кавказский региональный геологический фонд).

В пунктах 6, 8 лицензионного соглашения об условии пользованием недрами для захоронения промстоков в подземный палеоценовый водоносный горизонт, к лицензии от 10.08.2001 серия СТВ № 00584 ЗЭ (далее - лицензионное соглашение), установлены условия захоронения промстоков и обязательства владельца лицензии.

В нарушение условий и обязательств владельца лицензии, установленных пунктом 6 лицензионного соглашения, обществом не проводятся научно-исследовательские работы с целью уточнения гидродинамических параметров водоносного комплекса, обеспечения безопасности захоронения, изучения взаимодействия промстоков с пластовыми водами, породой, оборудованием и наблюдения за состоянием экологической обстановки.

Законом № 7-ФЗ прямо определено, что размещение отходов производства и потребления является видом негативного воздействия на окружающую среду.

Принимая во внимание то, что общество выполняет работы по размещению (захоронению) отходов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оказание негативного воздействия на окружающую среду по смыслу статьи 16 Закона № 7-ФЗ следует считать подтвержденным.

При этом, отсутствие признаков негативного воздействия вредных веществ на окружающую среду не исключает обязанность общества по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Размещение отходов в специально предназначенном для этого объекте, соответствует установленному законом виду негативного воздействия на окружающую среду, в связи с чем, сам факт размещения отходов, в том числе захоронение отходов в специальном объекте, предназначенном для их размещения, является объектом взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Таким образом, негативное изменение окружающей среды не является необходимым условием для возникновения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении деятельности по размещению отходов. Достаточным для этого является факт осуществления деятельности, отнесенной законодательствам к видам такого негативного воздействия.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Согласно части 6 статьи 12 Закона № 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.

В части 7 статьи 12 Закона № 89-ФЗ установлен запрет на размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов

Судом первой инстанции верно установлено, что общество имеет участок недр, выделенный (предоставленный) как объект захоронения отходов, который в соответствии с требованиями частью 6 статьи 12 Закона № 89-ФЗ, являясь объектом размещения отходов, должен быть внесен в государственный реестр объектов размещения отходов. Данный вывод содержится в решении Арбитражного суда Ставропольского края от 28.10.2020 по делу № А63-8538/2020.

Более того, как следует из решения Арбитражного суда Ставропольского края от 10.12.2020 по делу № А63-11566/2020, общество в нарушение требований части 7 статьи 12 Закона № 89-ФЗ, части 1 статьи 51 Закона № 7-ФЗ осуществляет размещение (захоронение) отхода IV класса опасности «растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 94931011104», образованного в результате деятельности общества в процессе стабилизации промстоков, на объекте, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов, в предоставленный участок недр, в палеоценовый водоносный горизонт.

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 в Разделе III.

Задолженность по платежам за негативное воздействие на окружающую среду обоснованно рассчитана судом первой инстанции с учетом вышеуказанных требований, при установленном факте того, что образованные в процессе стабилизации - отходы 4 класса опасности «растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 9 49 310 11 10 4» с помощью перекачивающих насосов захораниваются через поглощающую (нагнетательную) скважину № 1 Л на глубину 1 650 метров в палеоценовый водоносный горизонт - предоставленный участок недр, имеющий статус горного отвода. Шламонакопители представляют собой открытые земляные сооружения, которые не исключают попадание в них атмосферных осадков.

Управлением при проведении плановой выездной проверки произведен отбор проб из шламонакопителей, по результатам которого установлено, что в шламонакопителе размещаются отходы 4 класса опасности, которые в последующем захораниваются в водоносном горизонте. Указанное свидетельствует о том, что смешивание отходов с атмосферными осадками не исключает отнесение промышленных отходов к отходам 4 класса опасности и дальнейшее их захоронение в водоносный горизонт

Размещение отходов 4 класса опасности подтверждается не только лабораторными исследованиями, полученными управлением в ходе плановой проверки, но и отчетностью и справками общества, в которых указано конкретное количество захороненных отходов.

Расчет задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду, в части размещения отходов, произведен исходя из фактических объемов размещенных отходов в палеоценовый водоносный горизонт в 2018 и 2019 году, которые установлены на основании справки общества при проведении плановой выездной проверки.

Управлением обоснованно произведен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов обществом на основании положений статей 16, 16.1, 16.2, 16.3, 16.4 Закона № 7-ФЗ, Правил № 255. Вред, причиненный обществом окружающей среде, в ходе плановой проверки не рассчитывался.

Согласно пункту 20 Правил № 255 в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений, коэффициент равный 5 применяется к ставке платы за размещение отходов IV класса опасности за объем или массу отходов, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также с превышением объема или массы отходов, указанных в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.

Учитывая, что у общества отсутствуют установленные лимиты на размещение отходов «растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях», код по ФККО 9 49 310 11 10 4 и донные отложения (твердый осадок), относящийся к классификационной группе отходов: «отходы при технических испытаниях, измерениях, исследованиях», код по ФККО 9 40 000 00 00 0, управлением обоснованно применен коэффициент, равный 5.

Суд первой инстанции также обоснованно учел пояснения специалиста в части описания понятия палеоцентового горизонта, в который обществом осуществляется закачка промышленных стоков (водоносного горизонта нижнеэоценового-палеоценового возраста, входящего в состав Скифской койлогенной области в районе Азово-Кубанского бассейна), а также мнение специалиста в части безопасности для окружающей среды такого вида захоронения отходов.

На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно не установил наличие обстоятельств, свидетельствующих о незаконности оспариваемого требования и правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе общество указывает на то, что судом не дана оценка доказательствами, имеющимся в деле относительно возможности отнесения водоносного горизонта к объектам размещения отходов, и приводит в обоснование своих доводов письма Федерального агентства по недрам и Департамента по недропользованию по Северо-Кавказскому Федеральному округу.

Вместе с тем, Федеральное агентство по недрам и Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому Федеральному округу не являются органами, компетентными давать письменные разъяснения по вопросам лицензирования в области обращения с отходами производства и потребления.

Письма органов исполнительной власти на которые ссылается апеллянт, не являются нормативными правовыми актами и не могут иметь юридического значения, в связи с чем, не подлежат применению в качестве доказательств.

Арбитражным судом Ставропольского края по настоящему делу установлены все фактические обстоятельства, имеющие значения для правильного рассмотрения дела, и верно применены нормы процессуального права.

Довод апелляционной жалобы о том, что суд применил статьи 16 Закона № 7-ФЗ, не подлежащую применению в силу признания их неконституционными к специализированным организациям, к каким относится ООО «Экосервис», не принимается апелляционным судом. Поскольку у общества отсутствует установленные лимиты на размещение отходов «растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях», код по ФККО 9 49 310 11 10 4 и донные отложения (твердый осадок), относящийся к классификационной группе отходов: «отходы при технических испытаниях, измерениях, исследованиях», код по ФККО 9 40 ООО 00 00 0, управлением обоснованно применен коэффициент равный 5.

Заявитель жалобы указывает на отсутствие каких-либо доказательств того, что в 2018 и 2019 годах отходы перед их закачкой в палеоценовый горизонт можно было отнести к 4-му классу опасности. Указанный довод опровергается представленными в материалы дела доказательствами. Факт размещения отходов 4 класса опасности (промстоки) «растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 9 49 310 11 10 4» в палеоценовый водоносный горизонт в предоставленный участок недр подтверждается протоколом и экспертным заключением ЦЛАТИ по Ставропольскому краю от 20.04.2020 № 11-12/752, справкой ООО «Экосервис» от 18.03.2020 № 29/ЭКО, актами выполненных работ за 2018, 2019 гг., отчетом об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2017, 2018 гг., статистической отчетностью № 2-ТП (отходы) за 2017, 2018, 2019 гг., пояснительной запиской от 2018, 2019 гг.

Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.11.2021 по делу № А63-5063/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

М.У. Семенов

Е.В. Жуков

И.А. Цигельников