АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Краснодар | Дело № А63-8662/2014 | июня 2015 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2015 г.
Полный текст постановления изготовлен 18 июня 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., в отсутствие в судебном заседании истца – Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (ИНН 2636045265, ОГРН 1052600255993), ответчика – общества с ограниченной ответственностью «Центр экологии и охраны окружающей среды» (ИНН 2635098063, ОГРН 1072635003264) и третьего лица – государственного казенного учреждения «Ставропольское лесничество», извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.01.2015 (судья Быков А.С.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2015 (судьи Жуков Е.В., Годило Н.Н., Сомов Е.Г.) по делу № А63-8662/2014, установил следующее.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее – министерство) обратилось в арбитражный суд к ООО «Центр экологии и охраны окружающей среды» (далее – общество) с иском о взыскании с общества 73 425 рублей 36 копеек недополученного дохода по арендной плате.
Иск мотивирован следующим. Арендная плата за использование лесного участка по договору от 10.09.2009 № 164 рассчитана с учетом коэффициента, учитывающего категорию защитных лесов и целевого назначения участка – зеленая зона. На основании приказа министерства от 05.12.2011 № 469 арендуемый обществом лесной участок отнесен к иной категории – защитных полос, расположенных вдоль железнодорожных путей и автомобильных дорог общего пользования. С учетом изменения категории лесного участка в 2012 и 2013 годах при исчислении арендной платы следовало применять коэффициент 1,5. Поскольку в период с 01.01.2012 по 31.12.2013 общество вносило арендную плату в размере, установленном договором, истец недополучил плату за пользование участком в размере 73 425 рублей 36 копеек.
Определением от 01.09.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное казенное учреждение «Ставропольское лесничество» (далее – учреждение). В этом же определении указано на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства.
Определением от 05.11.2014 суд на основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства (т. 1, л. д. 86).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 30.01.2015, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2015, в удовлетворении иска отказано.
Судебные инстанции установили, что по результатам проведенного аукциона министерство и общество заключили договор от 10.09.2009 № 164 аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, площадью 2,43 га в квартале 52, выделах 28, 32 Ставропольского участкового лесничества. Участок предоставлен для осуществления рекреационной деятельности в защитных лесах, относящихся к зеленой зоне. В расчете арендной платы применен коэффициент (1), установленный для участка защитных лесов, относящихся к зеленым зонам. Приказом министерства от 05.12.2011 № 469 участок отнесен к категории защитных полос, расположенных вдоль железнодорожных путей и автомобильных дорог общего пользования. Коэффициент, соответствующий данной категории (1,5) при расчетах по договору аренды в 2012 и 2013 годах не применялся, в связи с чем, по мнению министерства, арендодатель недополучил доход в виде арендной платы в размере 73 425 рублей 36 копеек. При разрешении спора суды исходили из того, что арендуемый обществом участок находится в государственной собственности, размер арендной платы определен исходя из утвержденных показателей (ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка). Ставка платы за единицу площади лесного участка и размер коэффициентов участка не менялись. Довод министерства о необходимости исчисления арендной платы с применением коэффициента, учитывающего категории защитности и целевое назначение лесов (1,5), суды отклонили, поскольку арендная плата по договору, заключенному на торгах, не может быть изменена в одностороннем порядке (статьи 73, 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной кодекс)). В данной ситуации договор заключен по результатам торгов, предметом которых был лесной участок, относящийся к защитным лесам – зеленая зона. Изменение категории лесного участка существенно изменяет условия заключенного сторонами договора и требует внесения в него изменений по правилам, предусмотренным статьей 452 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс). Однако соответствующие изменения в договор от 10.09.2009 № 164 не вносились, что исключает возможность расчета (взыскания) арендной платы с применением повышенного коэффициента и влечет отказ в удовлетворении иска (т. 1, л. д. 147; т. 2, л. д. 28).
Министерство обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанные акты отменить, иск удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Жалоба мотивирована следующим. В соответствии со статьями 74 и 78 Лесного кодекса договор аренды лесного участка от 10.09.2009 № 164 заключен с обществом по результатам аукциона, проводимого путем повышения начальной цены предмета аукциона. Гражданским кодексом предусмотрена возможность изменения или расторжения договора по инициативе одной из сторон во внесудебном и в судебном порядке. Основания расторжения, изменения договора по решению суда по требованию одной из сторон определены в пункте 1 статьи 450 Гражданского кодекса. Порядок изменения или расторжения договора установлен в статье 452 Гражданского кодекса. Пунктами 5.1 и 5.2 договора предусмотрено, что все изменения к договору оформляются в письменной форме и подписываются сторонами. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в порядке, установленном гражданским законодательством, а также в случаях, указанных в разделе VIдоговора аренды. Суды при разрешении спора не учли правовые позиции, изложенные в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 № 11487/09. Если по условиям договора размер арендной платы может пересматриваться арендодателем в одностороннем порядке при утверждении новой базовой арендной ставки и (или) методики расчета арендной платы, а также при изменении индекса инфляции, то такие дополнения и изменения не оформляются дополнительными соглашениями и арендодатель уведомляет арендатора о новом размере арендной платы. Пунктом 2.3 договора предусмотрено, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса. Арендная плата за использование спорного участка подлежит исчислению с учетом коэффициента, учитывающего категории защитности и целевое назначение лесов (1,5), определенного лесохозяйственным регламентом Ставропольского лесничества, утвержденного приказом министерства от 05.12.2011 № 469. На основании приведенных правовых норм министерство письмом от 01.04.2014 уведомило общество о необходимости погашения задолженности в федеральный бюджет в виде недополученной арендной платы за лесной участок в размере 73 425 рублей 36 копеек. В связи с отказом общества оплатить данную сумму, министерство вправе требовать ее взыскания в судебном порядке.
Общество в отзыве сослалось на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность судебных актов. Ответчик получил право на заключение договора аренды лесного участка по результатам торгов. В соответствии с условиями аукциона участок по целевому назначению лесов отнесен к категории – защитные леса, зеленая зона, что отражено в приложении № 3 к договору от 10.09.2009 № 164. Согласно постановлению от 22.05.2007 № 310 коэффициент, учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов в отношении зеленых зон равен 1. Данный коэффициент применен в расчете арендной платы (приложение № 4 к договору). Размер арендной платы ежеквартально (в том числе в спорный период) подтверждался учреждением. Установленную договором арендную плату общество вносило своевременно и в полном объеме. Изменение категории защитности лесов является существенным изменением не только условий договора, но и условий аукциона. Изменять такие условия в одностороннем порядке министерство не вправе. Утверждение лесохозяйственного регламента, в котором одна и та же площадь одновременно включена в категории защитных лесов вдоль автомобильных дорог и зеленой зоны необоснованно. Материалами лесоустройства данная площадь отнесена к зеленой зоне города Ставрополя. В настоящее время договор аренды расторгнут без претензий со стороны арендодателя, участок возвращен по акту с указанием на целевое назначение – защитные леса, зеленая зона.
От учреждения отзыв на жалобу не поступил.
Участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установили судебные инстанции, 03.09.2009 состоялся аукцион по продаже права на заключение договора аренды лесного участка. Аукцион признан несостоявшимся в связи с подачей одной заявки, что отражено в протоколе о результатах аукциона от 03.09.2009 № 8 (т. 1, л. д. 136, 137). Единственному участнику (обществу) предписано заключить договор аренды с министерством по начальной цене предмета аукциона – 73 425 рублей 37 копеек в год, являющейся платой за использование лесов в части минимального размера арендной платы.
На основании протокола от 03.09.2009 № 8 министерство (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды лесного участка от 10.09.2009 № 164 (т. 1, л. д. 119 – 124). По условиям договора арендатору передан во временное владение находящийся в федеральной собственности лесной участок площадью 2,43 га, с условным номером 26:258:12:0115, внесенный в государственный лесной реестр, расположенный на части земельного участка площадью 13 561 га с кадастровым номером 26:11:0:0028, в пределах земель лесного фонда в квартале 52, выделах 28, 32 Ставропольского участкового лесничества государственного учреждения Ставропольское лесничество» Шпаковского муниципального района Ставропольского края; участок предоставлен в аренду для осуществления рекреационной деятельности на 49 лет (пункты 1.1, 1.2, 1.4. 7.1 договора). По правилам раздела второго (пункты 2.1 – 2.3) арендная плата составляет 73 425 рублей 37 копеек в год. Арендатор вносит плату согласно приложению № 4. Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса.
Характеристики лесного участка и его насаждений приведены в приложении № 2, цели и объемы использования лесов на арендуемом земельном участке – в приложении № 3. Целевое назначение лесов – защитные леса, зеленая зона (т. 1, л. д. 127 – 129).
В расчете арендной платы (приложение № 4) применен коэффициент (1), установленный для участка защитных лесов, относящихся к зеленым зонам (т. 1, л. д. 130).
Договор зарегистрирован в установленном порядке 24.07.2008 (запись регистрации № 26-26-11/206-2009-004). Участок передан арендатору по акту (т. 1, л. д. 131).
Приказом министерства от 05.12.2011 № 469 утвержден лесохозяйственный регламент Ставропольского лесничества, в соответствии с которым арендуемый обществом участок отнесен к категории – защитных полос, расположенных вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации (т. 1, л. д. 69 – 75).
На основании данного приказа министерство произвело расчет (т. 1, л. д. 31) арендной платы по договору (за 2012 и 2013 годы) с применением коэффициента, учитывающего категории защитности и целевое назначение лесов в размере 1,5 и направило его арендатору. В связи с непогашением образовавшейся задолженности министерство обратилось с иском о взыскании с общества 73 425 рублей 36 копеек недополученного дохода по арендной плате.
Договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов; аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися (пункты 1 и 5 статьи 447 Гражданского кодекса).
По смыслу положений пункта 5 статьи 447 Гражданского кодекса объявление публичных торгов несостоявшимися является результатом проведения таких торгов (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 № 2436/11).
В договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должен быть предусмотрен конкретный размер арендной платы, подлежащей выплате арендатором.
Статья 73 Лесного кодекса предусматривает, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, который при использовании без изъятия лесных ресурсов находящегося в федеральной собственности лесного участка определяется как произведение площади участка и ставки платы за единицу площади, устанавливаемой Правительством Российской Федерации . Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии со статьями 73 и 76 Лесного кодекса постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 утверждены ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Ставки платы за единицу площади лесного участка, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310, применяются с установленными федеральными законами о федеральном бюджете коэффициентами.
При разрешении спора судебные инстанции установили, что договор аренды лесного участка от 10.09.2009 № 164 заключен по результатам торгов по начальной цене предмета аукциона – 73 425 рублей 37 копеек в год. Размер платы рассчитан с применением коэффициента (1), установленного для участка защитных лесов, относящихся к зеленым зонам (пункт 3 протокола от 03.09.2009 № 8, приложение к договору № 4).
Статьей 71 Лесного кодекса предусмотрено, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом.
Согласно части 1 статьи 74 Лесного кодекса (в применимой к спору редакции) договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи. При заключении договора аренды такого лесного участка по результатам аукциона, изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.
Таким образом, действовавшим на момент заключения договора от 10.09.2009 № 164 законодательством был установлен не только особый порядок заключения договоров аренды лесного участка (по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора), но и введен прямой запрет на изменение условий договора по волеизъявлению его участников.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 29.05.2014 № 1021-О указал, что часть 2 стать 74 Лесного кодекса о недопустимости – при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона – изменения условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон, создает необходимую правовую основу порядка предоставления в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и направлена на обеспечение баланса интересов и равноправия участников аукциона, защиту публичных интересов, а также на предотвращение злоупотреблений при предоставлении в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Действующее законодательство (статья 74 Лесного кодекса в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 250-ФЗ) допускает возможность изменения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам аукциона, только по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
С момента вступления в силу Федерального закона от 21.07.2014 № 250-ФЗ (22.07.2014) в договор аренды от 10.09.2009 № 164 не вносились изменения, связанные с отнесением лесного участка к категории защитных полос (лесохозяйственный регламент Ставропольского лесничества в редакции приказа министерства от 05.12.2011 № 469). Поэтому суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о невозможности расчета (взыскания) арендной платы с применением повышенного коэффициента (1,5). Выводы судебных инстанций в данной части не противоречат правовым позициям, сформулированным в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 № 12157/13 и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2015 по делу № 301-ЭС14-448.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Довод жалобы министерства об изменении договора аренды от 10.09.2009 № 164 в связи с принятием приказа от 05.12.2011 № 469 окружным судом отклоняется как основанный на неправильном толковании заявителем норм Лесного кодекса. Действовавшим в период заключения договора законодательством не допускалась возможность изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, в том числе и в связи с принятием актов органов государственной власти об изменении целевого назначения лесов. После вступления в силу Федерального закона от 21.07.2014 № 250-ФЗ изменения в договор от 10.09.2009 № 164 сторонами не вносились.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и постановления по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
Заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судьи В.А. Анциферов
И.В. Сидорова