ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Краснодар Дело № А63-9297/2011 21 июня 2012 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Айбатулина К.К. и Рогальского С.В., при участии от истца – общества с ограниченной ответственностью «Ставрополь Кулакова Центр» (г. Ставрополь, ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО1 (доверенность от 15.06.2012), ФИО2 (доверенность от 15.06.2012), от ответчика – открытого акционерного общества «Ставропольгоргаз» (г. Ставрополь, ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО3 (доверенность от 11.01.2012), ФИО4 (доверенность от 11.01.2012), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества «Ставропольгоргаз» на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.12.2011 (судья Кузьмина М.Н.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2012 (судьи Семенов М.У., Белов Д.А., Цигельников И.А.) по делу № А63-9297/2011, установил следующее.
ООО «Ставрополь Кулакова Центр» (далее – центр) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к ОАО «Ставропольгоргаз» (далее – общество) о признании незаконными действий общества по выдаче центру технических условий на газоснабжение от 20.11.2009 № 332, не соответствующих действующему законодательству, и об обязании общества внести изменения в названные технические условия, исключив из пункта 9 «Особые указание» обязанность центра принять долевое участие в замене газопровода высокого давления Д-168 в <...> от ул. Буйнакского до ул. Коломийцева (уточненные требования).
Решением от 22.12.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.02.2012, иск удовлетворен. Судебные акты мотивированы тем, что ответчик не представил доказательств, с достоверностью подтверждающих невозможность подключения объектов истца без проведения работ по реконструкции газопровода Д-168. Таким образом, основания для возложения на центр обязанности принять участие в реконструкции газопровода при выдаче технических условий от 20.11.2009 отсутствуют.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение и постановление и прекратить производство по делу. По мнению заявителя, судебные инстанции неправомерно не приняли во внимание гидравлические расчеты, представленные ответчиком, основывая свои выводы только на содержании заключения АНО «Центр Судебных Экспертиз», представленного истцом. Вместе с тем при составлении названного заключения эксперт основывался на информации, актуальной по состоянию на 2007 год, тогда как оспариваемые центром технические условия выдавались в 2009 году. Доказательства, подтверждающие что АНО «Центр Судебных Экспертиз» при составлении заключения обладало данными, необходимыми для проведения расчета пропускной способности газопровода, в материалах дела отсутствуют. Суды не учли, что с момента истечения срока ранее выданных технических условий и до обращения истца с заявлением о продлении срока их действия общество осуществило выдачу технических условий иным организациям и физическим лицам. При этом объемы газа, требуемые центру, при выдаче названных технических условий не учитывались. Кроме того, на момент принятия судом решения о признании незаконными действий ответчика срок действия технических условий от 20.11.2009 истек. Судебные инстанции также не учли, что истец избрал неверный способ защиты нарушенного права, поскольку ответчик не является органом, осуществляющим публичные полномочия. Помимо этого, судебные акты вынесены с нарушением норм процессуального права, так как центр пропустил срок на предъявление соответствующих требований, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в резолютивной части решения нет указания на то, в какой срок обществу необходимо совершить действия по исключению спорных положений из технических условий.
В отзыве центр отклонил доводы жалобы.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы.
Изучив материалы дела и выслушав названных представителей, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 02.04.2007 общество выдало центру технические условия на газоснабжение № 108 на газификацию автосалона и станции технического обслуживания автомобилей по ул. Кулакова, 32. Срок действия данных технических условий – 24 месяца.
В указанный срок подключение объектов к газопроводу не осуществлено, в связи с чем центр обратился к обществу с заявлением от 13.11.2009 о продлении срока действия технических условий от 02.04.2007.
Общество 20.11.2009 выдало центру технические условия на газоснабжение № 332, в пункте 9 которых («Особые указания») предписало центру принять долевое участие в замене газопровода высокого давления Д-168 по пр. Кулакова от ул. Буйнакского до ул. Коломийцева. В технических условиях есть указание на то, что они выданы взамен технических условий от 02.04.2007 № 108.
Полагая, что у общества отсутствовали основания для возложения на центр обязанности по реконструкции газопровода, центр обратился в арбитражный суд с требованиями о признании действий общества незаконными и обязании исключить из пункта 9 технических условий названное предписание.
В силу статьи 27 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организации – собственники систем газоснабжения обязаны обеспечить недискриминационный доступ любым организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, к свободным мощностям принадлежащих им газотранспортных и газораспределительных сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
По смыслу пунктов 4, 7 Правил поставки газа на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162, использование газа в качестве топлива покупателем газа невозможно без разрешения, а также выдаваемых на его основе технических условий на подключение к газотранспортной системе. Технические условия на подключение к газотранспортной системе выдаются соответственно газотранспортной или газораспределительной организацией при наличии упомянутого разрешения. Пунктом 15 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 № 317, установлено, что технические условия на присоединение к газораспределительной системе выдаются газораспределительной организацией. Технические условия на присоединение к газораспределительной системе и технические условия по эффективному использованию газа являются обязательными к исполнению. Отступление от технических условий допускается по согласованию с выдавшими их органом государственного надзора или газораспределительной организацией соответственно (пункт 19 названных Правил).
Согласно пункту 2 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2007 № 360 (далее – Правила № 360), по договору о подключении организация коммунального комплекса, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения соответствующего вида, обязуется выполнить действия по подготовке системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта капитального строительства и подключить этот объект к эксплуатируемым ею сетям инженерно-технического обеспечения, а лицо, осуществляющее строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, обязуется выполнить действия по подготовке этого объекта к подключению и оплатить услуги по подключению.
Пунктом 14 Правил № 360 установлен алгоритм определения размера платы за подключение. При этом применение того или иного размера оплаты зависит от того, необходимо ли проведение работ по реконструкции сети и имеется либо отсутствует утвержденный инвестиционный план с включением в него работ, необходимых для подключения объектов потребителя. Отсутствие необходимости проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети исключает взимание с потребителя платы за подключение. Необходимость же проведения названных мероприятий влечет за собой взимание с потребителя платы за подключение. Данная плата рассчитывается как произведение заявленной нагрузки на установленный тариф (необходимые работы включены в инвестиционную программу) либо определяется соглашением сторон исходя из расходов исполнителя по созданию (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения для подключения такого объекта (необходимые работы не включены в инвестиционную программу).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 8 Правил № 360 в заявке для заключения договора о подключении должен быть указан номер и дата выдачи технических условий.
Согласно пункту 4 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83, исполнитель выдает заказчику условия подключения (технические условия для присоединения), которые не противоречат техническим условиям, ранее полученным заказчиком от исполнителя.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 также утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее – Правила № 83).
Пунктом 6 Правил № 83 предусмотрено, что в случае, если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.
В силу пункта 9 Правил № 83 организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 Правил запроса (запрос о предоставлении технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения) определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. В целях проверки обоснованности отказа в выдаче технических условий правообладатель земельного участка вправе обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по технологическому надзору за соответствующим заключением. Выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы.
Если для подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, плата за подключение не взимается. Если у организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства, отсутствуют утвержденные инвестиционные программы, подключение осуществляется без взимания платы за подключение, а вместо информации о плате за подключение выдаются технические условия в соответствии с пунктом 7 Правил (пункт 11 Правил № 83).
Согласно абзацу 2 пункта 7 Правил № 83, если инвестиционная программа организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не утверждена, технические условия выдаются при подключении к существующим сетям инженерно-технического обеспечения и выполнении указанной организацией за счет средств правообладателя земельного участка работ, необходимых для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения в точке подключения на границе существующих сетей. Это условие не распространяется на случаи, когда для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения.
Согласно пункту 13 Правил № 83 отсутствие на момент запроса резервов пропускной способности сетей и мощности по производству ресурса является основанием для отказа в выдаче технических условий, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.
В то же время нормами Правил № 360 предусмотрено, что технические условия необходимы для заключения договора о подключении. Названными Правилами также установлена возможность заказчика за свой счет увеличить мощность и (или) пропускную способность сети для скорейшего исполнения подключения объектов, что фактически заменяет плату заказчика за подключение (подпункт 2 пункта 14 Правил № 360).
Таким образом, приведенные нормы права свидетельствуют о возможности выдачи технических условий при отсутствии на момент запроса потребителя резервов пропускной способности сетей и мощности и (или) пропускной способности сети с указанием в них мероприятий по созданию (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, выполнение которых необходимо для реализации подключения объектов заказчика.
Как установили судебные инстанции, инвестиционная программа по вопросу увеличения мощности и (или) пропускной способности газопровода высокого давления Д‑168 по пр. Кулакова от ул. Буйнакского до ул. Коломийцева отсутствует.
В подобной ситуации (при отсутствии мощности и (или) пропускной способности сети и отсутствии утвержденной инвестиционной программы) потребителю может быть предоставлена возможность за свой счет провести соответствующие работы и подключить свои объекты к сети. При этом затраты потребителя на проведение названных работ заменяют плату за подключение к сети по смыслу подпункта 2 пункта 14 Правил № 360.
Таким образом, включение обществом в технические условия обязанности центра понести расходы на реконструкцию газопровода могло быть признано обоснованным, если доказана невозможность подключения объектов центра к сети без проведения работ, связанных с увеличением мощности и (или) пропускной способности сети.
Как установили судебные инстанции, надлежащих доказательств, подтверждающих необходимость проведения работ по реконструкции сети, а также размер требуемых на проведение названных работ затрат, ответчик не представил.
Вопросы об анализе влияния объема газа, потребляемого спорной котельной, на работу существующего газопровода (в том числе гидравлических расчетах) и необходимости увеличения мощности и (или) пропускной способности сети, параметрах такого увеличения требуют специальных технических познаний. Истец представил в материалы дела соответствующее заключение АНО «Центр Судебных Экспертиз». Не согласившись с заключением, общество не заявило ходатайство о проведении судебной экспертизы по данным вопросам. В силу статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
При таких обстоятельствах иск удовлетворен правомерно.
Довод ответчика о том, что центр избрал неверный способ защиты нарушенного права, отклоняется, так как фактически иск заявлен о пресечении действий, нарушающих право (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Ссылка общества на пропуск истцом установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока является несостоятельной, поскольку требования центра рассматривались в общеисковом порядке, нормы указанной статьи в данном случае применению не подлежат.
Довод об отсутствии в резолютивной части судебного акта срока исполнения возложенной на ответчика обязанности отклоняется, поскольку содержание решения не вызывает неясностей относительно порядка его исполнения.
Довод об ошибочном применении судами к спорным правоотношениям норм материального права об энергоснабжении не принимается, поскольку данное обстоятельство не повлияло на правильность разрешения спора.
Выводы судебных инстанций основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют установленным фактическим обстоятельствам. Доводы жалобы направлены на переоценку доказательств, что не допускается в кассационной инстанции в силу норм главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания для изменения или отмены решения и постановления по доводам жалобы не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.12.2011 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2012 по делу № А63-9297/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Ю.В. Рыжков
Судьи К.К. Айбатулин
С.В. Рогальский