ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357600, http://www.16aas.arbitr.ru,
e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. (87934) 6-09-16, факс: (87934) 6-09-14
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки Дело № А63-9917/2022
06 октября 2023 года
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 октября 2023 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Егорченко И.Н., судей Сулейманова З.М., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Денисовым В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 31.05.2023 по делу № А63-9917/2022, принятое по заявлению комитета имущественных отношений администрации города Невинномысска, г. Невинномысск (ОГРН <***>, ИНН <***>) к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, г. Ставрополь (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании решения об отказе в исправлении технической ошибки незаконным, при участии в судебном заседании представителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю ФИО1 (доверенность от 03.10.2023), представителя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска Ставропольского края ФИО2 (доверенность от 26.06.2023),
УСТАНОВИЛ:
комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска (далее – КУМИ города Невинномысска, комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения об отказе в исправлении технической ошибки от 06.05.2022 № КУВД-001/2022-18696401/1 и об обязании исправить техническую ошибку и осуществить государственную регистрацию права оперативного управления комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г.Невинномысска на часть нежилого здания с кадастровым номером 26:16:060120:45, расположенного по адресу: <...>, площадью 1 094,76 кв.м, переданные согласно распоряжениям комитета от 05.07.2021 № Р-151 и от 08.11.2021 № Р-217 в оперативное управление (уточненные требования).
Решением от 31.05.2023 требования комитета удовлетворены. Суд первой инстанции признал незаконным решение управления об отказе в государственной регистрации права оперативного управления от 06.05.2022 № КУВД-001/2022-18696401/1 и обязал заинтересованное лицо осуществить государственную регистрацию права оперативного управления за комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска на часть нежилого здания с кадастровым номером 26:16:060120:45, расположенного по адресу: <...>, площадью 1 094,76 кв.м, переданных согласно распоряжениям администрации г. Невинномысска от 15.07.2021 № Р151, от 08.11.2021 № Р-217 о закреплении муниципального имущества в оперативное управление.
Не согласившись с принятым судебным актом, управлением подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований комитета. Податель жалобы настаивает на позиции о том, что регистрация права оперативного управления за заявителем осуществлена на основании распоряжений администрации г. Невинномысска от 15.07.2021, от 08.11.2021 в отношении всего здания с кадастровым номером № 26:16:060120:45, а не в отношении его части, технический план отдельного помещения с заявлением не предоставлялся, что заявление об исправлении технической ошибки предоставлено на все здание, а не на его часть.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.
Представитель комитета полагал, что решение суда первой инстанции вынесено с соблюдением норм действующего законодательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 31.05.2023 по делу № А63-9917/2022 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, нежилое здание с кадастровым номером 26:16:060120:45, общей площадью 1 592 кв.м, расположенное по адресу: <...>, является муниципальной собственностью города Невинномысска, о чём в Едином государственном реестре недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах сделана запись № 26-01/16-1/2000-195 от 31.05.2000.
В соответствии с Положением о комитете по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска (далее - комитет), утвержденным решением Думы города Невинномысска от 26.07.2017 № 161-16, комитет является органом администрации города Невинномысска, осуществляющим на территории города в пределах собственной компетенции функции по управлению и распоряжению имуществом, муниципальной собственности города.
На основании распоряжения комитета от 15.07.2021 № Р-151 «О закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г. Невинномысска» и распоряжения комитета от 08.11.2021 № Р-217 «О закреплении муниципального недвижимого имущества на праве оперативного управления за комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г. Невинномысска и внесении изменений в распоряжение от 15.07.2021 № Р151 «О закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г. Невинномысска», комитету были переданы в оперативное управление нежилые помещения площадью 1 094,7 кв.м, расположенные по адресу: <...>.
Передаваемые в оперативное управление нежилые помещения входят в состав объекта недвижимого имущества: нежилое здание с кадастровым номером 26:16:060120:45 общей площадью 1 592,2 кв.м, расположенное по адресу: <...>, поставленного на кадастровый учет.
18.01.2023 комитет обратился в управление с заявлением о государственной регистрации права оперативного управления на нежилые помещения, являющиеся частью нежилого здания с кадастровым номером 26:16:060120:45.
По результатам обращения заявителем была получена выписка из ЕГРН от 25.01.2022, согласно которой за комитетом было зарегистрировано право оперативного управления на здание площадью 1 592,2 кв.м.
Заявитель указывает, что управлением право оперативного управления было зарегистрировано на площадь 1 592,2 кв.м, то есть на всю площадь здания с кадастровым номером 26:16:060120:45, однако за заявителем была закреплена на праве оперативного управления часть нежилых помещений общей площадью 1 094,7 кв.м.
05.05.2022 комитет обратился в управление с заявлением об исправлении технической ошибки в сведениях ЕГРН в части площади помещений, находящихся в оперативном управлении комитета.
06.05.2022 управлением вынесено уведомление № КУВД-001/2022-18696401/1 об отказе в государственной регистрации прав с указанием о том, что сведения об объекте не являются технической ошибкой и не подлежат исправлению в соответствии со статьей 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ).
Комитет, считая решение управления незаконным и необоснованным обратился в суд с заявленными требованиями.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 3 статьи 1 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН (часть 1 статьи 21 Закона № 218-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию. В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации (пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»; далее – постановление № 10/22).
Как следует из содержания статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Из материалов дела следует, что в качестве правоустанавливающих документов заявителем представлены распоряжения от 15.07.2021 № Р-151, от 08.11.2021 № Р-217, в соответствии с которыми в оперативное управление комитету предоставляются часть нежилых помещений общей площадью 1 094,76 кв.м, являющихся частью нежилого здания с кадастровым номером № 26:16:060120:45, расположенного по адресу: <...> А.
Заявителем были представлены в регистрирующий орган все необходимые документы для проведения государственной регистрации права оперативного управления за комитетом на часть нежилого помещения с кадастровым номером № 26:16:060120:45 общей площадью 1 094,7 кв.м, расположенного по адресу: <...> А.
Передаваемые в оперативное управление нежилые помещения входят в состав объекта недвижимого имущества: нежилое здание с кадастровым номером 26:16:060120:45, общей площадью 1 592,2 кв.м, расположенного по адресу: <...> А., уже поставленного на кадастровый учёт.
Соответственно, представление на государственную регистрацию документов, свидетельствующих о принятии собственником объекта недвижимого имущества решения о передаче в оперативное управление части этого объекта, является в соответствии с положениями Закона № 218-ФЗ достаточным основанием для проведения государственной регистрации права оперативного управления части объекта недвижимого имущества.
Наличие государственной регистрации права собственности на объект недвижимости (нежилое здание, нежилые помещения) не исключает возможности передачи и проведения государственной регистрации соответствующего вещного права на часть указанного объекта недвижимости.
Комитет при закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления фактически реализовал полномочия собственника в отношении части принадлежащего ему объекта недвижимости (здания).
Границы помещений не меняются, выделенные помещения остаются в пределах границ ранее учтенного объекта недвижимости. Передача части объекта на оперативное управление не влечет образования или создания новых объектов недвижимости, либо изменения уникальных характеристик объекта недвижимости, следовательно повторной постановки одного и того же объекта на кадастровый учёт не требуется.
Суд первой инстанции также принял во внимание правовую позицию, изложенные определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.11.2020 № 304-ЭС20-16697 по делу № А63-341/2015, согласно которым передача части здания в оперативное управление не влечет образования или создания новых объектов недвижимости либо изменения его уникальных характеристик.
Выделенные нежилые помещения не являются вновь созданными объектами недвижимости по смыслу статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (статья 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Указанные обстоятельства послужили основанием для удовлетворения заявленных требований комитета и признании незаконным решения управления от 06.05.2022 №КУВД-001/2022-18696401/1.
На основании пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с целью устранения допущенного нарушения, суд первой инстанции возложил на управление обязанность осуществить государственную регистрацию права оперативного управления за комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г. Невинномысска, на часть нежилого здания с кадастровым номером 26:16:060120:45, расположенного по адресу: <...>, площадью 1 094, 76 кв.м, переданное согласно распоряжениям от 15.07.2021 № Р-151 и от 08.11.2021 № Р-217.
Доводы заинтересованного лица о том, что регистрация права оперативного управления за заявителем осуществлена на основании распоряжений администрации г.Невинномысска от 15.07.2021, от 08.11.2021 в отношении всего здания с кадастровым номером № 26:16:060120:45, а не в отношении его части, технический план отдельного помещения с заявлением не предоставлялся, что заявление об исправлении технической ошибки предоставлено на все здание, а не на его часть были предметом исследования суда первой инстанции и правомерно отклонены. С выводами суда первой инстанции по результатам рассмотрения указанных доводов, судебная коллегия согласна.
Суд апелляционной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, исследованы, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Ставропольского края от 31.05.2023 по делу № А63-9917/2022 является законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 31.05.2023 по делу № А63-9917/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий И.Н. Егорченко
Судьи З.М. Сулейманов
И.А. Цигельников