АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
«15» января 2021 года | Дело № А64-10487/2019 | ||
г. Калуга | |||
Резолютивная часть постановления объявлена 14.01.2021
Постановление изготовлено в полном объеме 15.01.2021
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего | Егоровой С.Г., |
судей | Сорокиной И.В., Шильненковой М.В., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи | Дементьевой Т.А. |
при участии в судебном заседании: | |
от истца – ООО «Котовская ТЭЦ» | Семилетов Г.А. (дов. № 267 от 06.10.2020); |
от ответчика – Администрация города Котовска Тамбовской области | Чемеркина О.В. (дов. № 1 от 05.11.2020); |
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области кассационную жалобу Администрации города Котовска Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 29.06.2020 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2020 по делу №А64-10487/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Котовская ТЭЦ» (далее - ООО «Котовская ТЭЦ», истец, ОГРН 1136820001174, ИНН 6825005970) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Администрации города Котовска Тамбовской области (далее - Администрации города Котовска Тамбовской области, ответчик, заявитель, ОГРН 1026801014855, ИНН 6825001535) о взыскании 78 089 998,78 руб. убытков, размер которых установлен в рамках дела N А64-7763/2017.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 20.05.2020 требование ООО «Котовская ТЭЦ» к Администрации города Котовска Тамбовской области о взыскании 11 874 655,56 руб. убытков за период с 01.10.2017 по 31.05.2018 выделено в отдельное производство, выделенному делу присвоен номер А64-3094/2020.
В рамках настоящего дела рассматривается требование истца о взыскании с ответчика 66 215 343,22 руб. компенсации некомпенсируемых финансовых убытков за период с 01.06.2015 по 30.09.2017.
На основании статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Арбитражный суд Тамбовской области уточнил наименование ответчика - Муниципальное образование город Котовск Тамбовской области - городской округ в лице Администрации города Котовска Тамбовской области.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 29.06.2020, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2020, исковые требования ООО «Котовская ТЭЦ» удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Администрация города Котовска Тамбовской области обратилась в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Тамбовской области от 29.06.2020 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2020, направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование своей позиции кассатор ссылается на то, что Администрация города Котовска не является распорядителем бюджетных средств, считает, что взыскание должно было быть произведено с финансового отдела администрации города.
Представитель ответчика в судебном заседании кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы, пояснил суду, что размер взысканной суммы убытков ответчиком не оспаривается; постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21.02.2020 по делу №А64-7763/2017 ответчик признает законным и обоснованным, в связи с чем оно не было обжаловано.
Представитель истца в судебном заседании кассационной инстанции возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
В силу положения части 1 статьи 288 АПК РФ, арбитражный суд кассационной инстанции проверяет обоснованность обжалуемых судебных актов лишь в той мере, в какой это необходимо для проверки соответствия проверяемого акта нормам материального и процессуального права, исходя из доводов кассационной жалобы.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, окружной суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела,ООО «Котовская ТЭЦ», являясь собственником источников тепловой энергии в городе Котовск Тамбовской области и в соответствии с пунктом 16 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 N 889 (далее - Правила N 889) в 2014 году обратилось в Администрацию города Котовска Тамбовской области в целях согласования их вывода из эксплуатации с 01.06.2015 (уведомлением от 16.09.2014 N ВН-555/486).
Администрация письмом от 25.09.2014 N 01.01-18/3726, в соответствии с пунктом 18 Правил N 889, потребовала ООО «Котовская ТЭЦ» приостановить вывод из эксплуатации источников тепловой энергии, в связи с наличием угрозы возникновения дефицита тепловой энергии для теплоснабжения потребителей в городе Котовске, выявленного на основании анализа схемы теплоснабжения и согласовала вывод из эксплуатации энергетического оборудования с 01.06.2018.
Судами установлено, что решением Арбитражного суда Тамбовской области от 15.04.2019, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2019 по делу N А64-7763/2017, определен размер компенсации некомпенсируемых финансовых убытков ООО «Котовская ТЭЦ», связанных с продолжением эксплуатации источников тепловой энергии с 01.06.2015 по 31.05.2018 в сумме 78 089 998,78 руб.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 21.02.2020 по делу N А64-7763/2017 вышеуказанные решение Арбитражного суда Тамбовской области и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда отменены в части удовлетворения требований о взыскании 11 874 655,56 руб. убытков, дело в указанной части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тамбовской области. В остальной части решение суда области и постановление апелляционного суда оставлены без изменения.
17.09.2019 ООО «Котовская ТЭЦ» направило в адрес Администрации города Котовска для согласования проект соглашения о порядке выплаты компенсации некомпенсируемых финансовых убытков, связанных с продолжением эксплуатации источников тепловой энергии с 01.06.2015 по 31.05.2018 в сумме 78 089 998,78 руб. (исх., от 17.09.2019 N А.С.-01.05./573).
17.10.2019 ООО «Котовская ТЭЦ» направило в Администрацию города Котовска претензию (исх. от 17.10.2019 N А.С.-01.05./601) о необходимости выплаты компенсации некомпенсируемых финансовых убытков, связанных с продолжением эксплуатации источников тепловой энергии с 01.06.2015 по 31.05.2018 в сумме 78 089 998,78 руб.
В рамках рассматриваемого спора, ООО «Котовская ТЭЦ», ссылаясь на то, что им понесены убытки в связи с нарушением законного права на получение денежных средств, размер которых установлен решением суда, которые не компенсированы ответчиком, обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением о взыскании убытков в размере 66 215 343,22 руб. за период с 01.06.2015 по 30.09.2017.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные исковые требования, суды руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Пунктом 19 Правил N 889 предусмотрено, что в случае, если продолжение эксплуатации объектов по требованию органа местного самоуправления ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена компенсация в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу третьему пункта 19 Правил N 889 в случае наличия разногласий по размеру компенсации между органом местного самоуправления, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, собственником или иным законным владельцем источника тепловой энергии и тепловых сетей размер компенсации определяется судом.
Между Администрацией города Котовска Тамбовской области и ООО "Котовская ТЭЦ" заключено Соглашение от 21.08.2017 о порядке выплаты компенсации ООО "Котовская ТЭЦ" некомпенсируемых финансовых убытков в результате продолжения эксплуатации источников тепловой энергии, согласно которому Администрация обязуется выплатить обществу денежные средства в счет компенсации некомпенсируемых финансовых убытков, обусловленных приостановлением по требованию Администрации города Котовска эксплуатации обществом энергетического оборудования, с помощью которого будет осуществляться выработка тепловой энергии для горячего водоснабжения потребителей города Котовска в период с 30.04.2017 по 30.09.2017.
Величина компенсации за период с 30.04.2017 по 30.09.2017 определена в разделе 2 Соглашения в размере 27 378 400 руб.
Платежными поручениями N 603728 и N 603730 от 30.08.2017, N 126045 и N 126044 от 30.10.2017 Администрацией города Котовска Тамбовской области исполнены обязательства по соглашению на сумму 25 732 380 руб. с учетом фактически понесенных и документально подтвержденных некомпенсируемых финансовых убытков.
В рамках разрешения спора по делу N А64-7763/2017 решением Арбитражного суда Тамбовской области от 15.04.2019, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2019, определен размер компенсации некомпенсируемых финансовых убытков ООО «Котовская ТЭЦ», связанных с продолжением эксплуатации источников тепловой энергии в период с 01.06.2015 по 31.05.2018 в сумме 78 089 998,78 руб.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 21.02.2020 по указанному делу вышеуказанные судебные акты отменены в части удовлетворения требований о взыскании 11 874 655,56 руб. убытков, дело в указанной части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тамбовской области. В остальной части решение суда области и постановление апелляционного суда оставлены без изменения.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 20.05.2020 требование ООО «Котовская ТЭЦ» к Администрации города Котовска Тамбовской области о взыскании 11 874 655,56 руб. убытков за период с 01.10.2017 по 31.05.2018 выделено в отдельное производство.
Таким образом, решением Арбитражного суда Тамбовской области по делу N А64-7763/2017, в части оставленной без изменения постановлением Арбитражного суда Центрального округа, определен размер компенсации некомпенсируемых финансовых убытков ООО «Котовская ТЭЦ», связанных с продолжением эксплуатации источников тепловой энергии с 01.06.2015 по 30.09.2017 в сумме 66 215 343,22 руб.
При этом, в постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21.02.2020 по делу N А64-7763/2017 отражено, что из материалов дела и объяснений представителя Управления по регулированию тарифов, данных в суде кассационной инстанции, следует, что регулирующим органом из суммы убытков в размере 78 089 998,78 руб. признана обоснованной сумма 66 215 343,22 руб., в связи с чем, суд кассационной инстанции в данной части удовлетворенных требований, признал судебные акты судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившие в законную силу судебные акты обладают признаками общеобязательности и преюдициальности в силу ст. ст. 16, 69 АПК РФ.
В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Частью 1 статьи 124 ГК РФ предусмотрено, что муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности соответствующие органы муниципального образования органы в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (статья 125 ГК РФ).
Судами установлено, что согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 7 «Устава города Котовска Тамбовской области», принятого решением Котовского городского Совета народных депутатов от 26.06.2014 N 804,) к полномочиям Администрации города Котовска отнесена организация в границах города электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; в случаях, установленных Федеральным законом "О теплоснабжении", согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации (пункт 91 пункта 1 статьи 44 «Устава города Котовска Тамбовской области»).
На основании изложенного, учитывая, что размер компенсации некомпенсируемых финансовых убытков ООО «Котовская ТЭЦ», связанных с продолжением эксплуатации источников тепловой энергии с 01.06.2015 по 30.09.2017, определен вступившими в законную силу судебными актами по делу А64-7763/2017, принимая во внимание положения Устава города Котовска Тамбовской области, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований и взыскания заявленной суммы за счет средств казны Муниципального образования город Котовск Тамбовской области - городской округ в лице Администрации города Котовск Тамбовской области.
Вопреки доводам заявителя о том, что в нарушение действующего законодательства к участию в деле не привлечен финансовый орган Администрации, судом апелляционной инстанции обоснованно указано, что в силу статей 158, 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации по искам, предъявляемым к муниципальному образованию о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования, его интересы представляет главный распорядитель бюджетных средств.
О том, что Администрация муниципального образования город Котовск не является главным распорядителем средств местного бюджета, при разрешении спора в суде первой инстанции ответчик не заявлял. Ходатайств о привлечение в дело в качестве надлежащего ответчика – финансового отдела Администрации города Котовска суду не подавал. Положение о финансовом отделе администрации города Котовска, являющимся структурным подразделением исполнительного органа местного самоуправления города –Администрации города Котовска, приобщено лишь к кассационной жалобе заявителя.
В связи с чем, суд правомерно взыскал денежные средства за счет казны муниципального образования, указав, что исполнительным органом местного самоуправления, имеющим право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств является Администрация муниципального образования город Котовск, которой подчинен, в том числе, финансовый отдел Администрации, являющийся структурным подразделением исполнительного органа – администрации города Котовска, следовательно, она является надлежащим ответчиком по заявленным в настоящем деле исковым требованиям, именно ее действия, в том числе признание размера убытков, привели к удовлетворению иска.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра принятых по делу судебных актов окружным судом, заявителем не представлено.
В силу положения части 1 статьи 288 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет обоснованность обжалуемого судебного акта лишь в той мере, в какой это необходимо для проверки соответствия проверяемого акта нормам материального и процессуального права, исходя из установленных статьей 286 названного Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения судов двух инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого решения и постановления не выявлено, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В связи с окончанием кассационного производства меры, принятые определением Арбитражного суда Центрального округа от 19.11.2020 по приостановлению исполнения решения Арбитражного суда Тамбовской области от 29.06.2020 по делу №А64-10487/2019, с момента принятия судом кассационной инстанции настоящего постановления утрачивают силу на основании ч. 4 ст. 283 АПК РФ.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст.ст. 289, 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Центрального округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 29.06.2020 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2020 по делу №А64-10487/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда Тамбовской области от 29.06.2020 по делу №А64-10487/2019.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий | С.Г. Егорова |
Судьи | И.В. Сорокина М.В. Шильненкова |