ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
06 октября 2022 года Дело № А64-1910/2022
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 октября 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Серегиной Л.А.,
судей Сурненкова А.А.,
Ботвинникова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
от муниципального унитарного предприятия «Тамбовтеплосервис»: ФИО1 – представителя по доверенности от 28.01.2022 № б/н, выданной сроком на один год, предъявлен паспорт гражданина РФ, диплом о наличии высшего юридического образования;
от акционерного общества «ГТ Энерго» в лице Тамбовского филиала: ФИО2 – представителя по доверенности от 16.12.2021 № ГТЭ-163/21, выданной сроком до 31.12.2022, предъявлен паспорт гражданина РФ, диплом о наличии высшего юридического образования; ФИО3 – представителя по доверенности от 10.01.2022 № ГТЭ-ТФ-01/22, выданной сроком до 31.12.2022, предъявлен паспорт гражданина РФ;
от Администрации города Тамбова Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления по регулированию тарифов Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством использования системы видеоконференц-связи апелляционную жалобу акционерного общества «ГТ Энерго» в лице Тамбовского филиала на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 11.07.2022 по делу № А64-1910/2022 по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия «Тамбовтеплосервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к акционерному обществу «ГТ Энерго» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в лице Тамбовского филиала АО «ГТ Энерго», третьи лица: Администрация города Тамбова Тамбовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), Управление по регулированию тарифов Тамбовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие «Тамбовтеплосервис» (далее – МУП «ТТС», истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском (с учетом уточнения) к акционерному обществу «ГТ Энерго» в лице Тамбовского филиала (далее – АО «ГТ Энерго», ответчик) о взыскании задолженности по оплате услуг передачи тепловой энергии за декабрь 2021 года в сумме 4 018 335 руб. 48 коп., пени за период с 18.01.2022 по 31.03.2022 в сумме 451 289 руб. 98 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Тамбова Тамбовской области, Управление по регулированию тарифов Тамбовской области (далее также – третьи лица).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 11.07.2022 исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взысканы задолженность в размере 4 018 335 руб. 48 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 110 366 руб. 61 коп., в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО «ГТ Энерго» обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик ссылался на то, что арбитражным судом области не дана надлежащая оценка применения к бесхозяйным сетям полной величины тарифа в виду утраты права владения на тепловое имущество и как следствие утраты статуса теплосетевой организации (заключение договора аренды № 1/12 от 24.12.2020). По мнению заявителя, суд области необоснованно не принял доводы АО «ГТ Энерго» о прекращении действия договора № 2 оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя от 17.03.2020 после 31.12.2020.
В настоящее судебное заседание суда апелляционной инстанции представители третьих лиц не явились.
Ввиду наличия у суда апелляционной инстанции доказательств надлежащего извещения указанных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Представители АО «ГТ Энерго» поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель МУП «ТТС» с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение арбитражного суда области оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (часть 1 статьи 268 АПК РФ).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителей сторон, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения принятого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом первой инстанции, постановлением Администрации города Тамбова № 100 от 15.01.2019 АО «ГТ Энерго» с 01.02.2019 присвоен статус единой теплоснабжающей организации города Тамбова (далее - ЕТО).
К обязанности АО «ГТ Энерго», как ЕТО, отнесено бесперебойное и качественное обеспечение потребителей (в том числе и населения) коммунальными ресурсами, такими как поставка тепловой энергии и горячей воды.
Между МУП «Тамбовтеплосервис» (теплосетевая организация) и АО «ГТ Энерго» (теплоснабжающая организация) заключен договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя № 2 от 17.03.2020, согласно условиям которого теплосетевая организация обязалась осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязалась оплачивать указанные услуги на условиях, определяемых договором.
Расчетным периодом по вышеуказанному договору является один календарный месяц (пункт 5.3. договора).
В силу пункта 5.4. названного договора оплата по договору производится не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным.
Постановлением Администрации города Тамбова Тамбовской области № 4606 от 22.10.2020 «Об определении эксплуатирующей организации объектов сетей централизованной системы теплоснабжения, собственник которых не определен» на выявленные бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры, указанные в приложении № 1 к настоящему постановлению, в качестве эксплуатирующей организации объектов сетей централизованной системы теплоснабжения определено МУП «Тамбовтеплосервис».
Дополнительным соглашением № 1 от 23.10.2020 (с протоколом разногласий) в перечень точек передачи тепловой энергии по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя № 2 от 17.03.2020 включены указанные бесхозяйные сети теплоснабжения и горячего водоснабжения:
- от центрального теплового пункта ЦТП-104 (ул. Глазкова, 3);
- от центрального теплового пункта ЦТП-107 (ул. Северо-Западная, 12);
- от центрального теплового пункта ЦТП-108 (ул. Агапкина, 12);
- от центрального теплового пункта ЦТП-109 (ул. Агапкина, 18);
- от центрального теплового пункта ЦТП-002;
- от центрального теплового пункта ЦТП-113 (БИТС № 67);
- от центрального теплового пункта ЦТП-116 (БИТС № 66);
- от центрального теплового пункта ЦТП-117 (БИТС № 65);
- от центрального теплового пункта ЦТП-112 (БИТС № 64).
24.12.2020 между МУП «Тамбовтеплосервис» (арендодатель) и АО «ГТ Энерго» (арендатор) был заключен договор аренды муниципального имущества № 1/12, предметом которого является предоставление арендодателем за обусловленную сторонами договора плату во временное владение и пользование арендатора имущества (приложение № 1), находящееся в хозяйственном ведении предприятия, которое будет использовано последним в производственных целях в соответствии с техническими и функциональными характеристиками теплового, инженерно-технического оборудования.
В соответствии с пунктом 1.2. указанного договора имущество предоставляется арендатору сроком на 10 лет с 01.01.2021 до 31.12.2030.
Переданное по договору аренды имущество относится к муниципальным тепловым сетям и ЦТП, находившимся в хозяйственном ведении МУП «ТТС» и имеющим технологическое присоединение к источнику тепловой энергии АО «ГТ Энерго».
Бесхозяйные сети теплоснабжения и горячего водоснабжения, эксплуатируемые МУП «Тамбовтеплосервис» в соответствии с постановлением Администрации города Тамбова Тамбовской области № 4606 от 22.10.2020 по договору аренды АО «ГТ Энерго» не передавались.
Постановлением Администрации города Тамбова Тамбовской области № 6646 от 30.12.2021 «О внесении изменений в Постановление администрации города Тамбова Тамбовской области от 22.10.2020 № 4606 «Об определении эксплуатирующей организации объектов сетей централизованной системы теплоснабжения, собственник которых не определен» в качестве эксплуатирующей организации объектов сетей централизованной системы теплоснабжения на выявленные бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры определено АО «ГТ Энерго» с 14.01.2022 (с учетом срока вступления постановления в силу).
МУП «ТТС», руководствуясь обязательствами по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя № 2 от 17.03.2020, в декабре 2021 года оказало АО «ГТ Энерго» услуги по передаче тепловой энергии по бесхозяйным сетям теплоснабжения и горячего водоснабжения на сумму 4 018 335 руб. 48 коп., на оплату АО «ГТ Энерго» выставлен счет-фактура № 12719 от 31.12.2021.
Указанная задолженность за услуги по передаче тепловой энергии АО «ГТ Энерго» не оплачена.
Ссылаясь на то, что АО «ГТ Энерго» не произвело оплату услуг по передаче тепловой энергии по бесхозяйным сетям теплоснабжения и горячего водоснабжения в период декабрь 2021 года – предшествующий смене эксплуатирующей организации данных сетей, МУП «ТТС» обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с рассматриваемыми исковыми требованиями (с учетом уточнения).
Разрешая настоящий спор по существу, удовлетворяя заявленные исковые требования в части взыскания с ответчика в пользу истца задолженности в размере 4 018 335 руб. 48 коп, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 110 366 руб. 61 коп., и отказывая в удовлетворении остальной части исковых требований, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с положениями статей 307 и 310 ГК РФ одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно статье 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
На основании статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - ФЗ «О теплоснабжении»).
На основании пункта 18 статьи 2 ФЗ «О теплоснабжении» к регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию, относится в том числе: оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, при которых допускается установление цены на указанные услуги по соглашению сторон договора и соответствующая утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения собственников или иных законных владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям.
Согласно пунктам 5 и 6 статьи 17 ФЗ «О теплоснабжении» передача тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключенного теплосетевой организацией с теплоснабжающей организацией. По договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги. Оплата услуг по передаче тепловой энергии осуществляется в соответствии с тарифом на услуги по передаче тепловой энергии.
Собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.
Пунктом 6 статьи 15 ФЗ «О теплоснабжении» (редакции, действующей на дату принятия постановления от 22.10.2020 № 4606) установлено, что в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
На основании пункта 4 статьи 8 «О теплоснабжении» в случае, если организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, осуществляют эксплуатацию тепловых сетей, собственник или иной законный владелец которых не установлен (бесхозяйные тепловые сети), затраты на содержание, ремонт, эксплуатацию таких тепловых сетей учитываются при установлении тарифов в отношении указанных организаций в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Как установлено судом области, между МУП «Тамбовтеплосервис» (теплосетевая организация) и АО «ГТ Энерго» (теплоснабжающая организация) заключен договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя № 2 от 17.03.2020 в отношении муниципальных тепловых сетей и ЦТП, находившихся в хозяйственном ведении МУП «ТТС».
Постановлением Администрации города Тамбова Тамбовской области № 4606 от 22.10.2020 эксплуатирующей организацией бесхозяйных сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения в городе Тамбове определено МУП «Тамбовтеплосервис» (от ЦТП-104 (ул. Глазкова, 3), от ЦТП-107 (ул. Северо-Западная, 12), от ЦТП-108 (ул. Агапкина, 12), от ЦТП-109 (ул. Агапкина, 18), от ЦТП-002, от ЦТП-113 (БИТС № 67), от ЦТП-116 (БИТС № 66), от ЦТП-117 (БИТС № 65), от ЦТП-112 (БИТС № 64).
Дополнительным соглашением № 1 от 23.10.2020 с протоколом разногласий в перечень точек передачи тепловой энергии по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя от 17.03.2020 №2 включены указанные бесхозяйные сети теплоснабжения и горячего водоснабжения.
24.12.2020 между МУП «Тамбовтеплосервис» (арендодатель) и АО «ГТ Энерго» (арендатор) заключен договор аренды муниципального имущества № 1/12 сроком на 10 лет с 01.01.2021 до 31.12.2030. Переданное по договору аренды имущество относится к муниципальным тепловым сетям и ЦТП, находившимся в хозяйственном ведении МУП «ТТС» и имеющим технологическое присоединение к источнику тепловой энергии АО «ГТ Энерго».
При этом, как обоснованно учтено судом первой инстанции, бесхозяйные сети теплоснабжения и горячего водоснабжения, эксплуатируемые МУП «ТТС» на основании Постановления администрации города Тамбова Тамбовской области № 4606 от 22.10.2020, по договору аренды АО «ГТ Энерго» не передавались.
Судом первой инстанции также отмечено, что спорные бесхозяйные сети расположены между муниципальными сетями, переданными АО «ГТ Энерго» по договору аренды МУП «ТТС». Вместе с тем, такая схема присоединения сетей к системе теплоснабжения не может служить препятствием для применения части 6 статьи 15 ФЗ «О теплоснабжении».
Постановлением Администрации города Тамбова Тамбовской области № 4606 от 22.10.2020 определена обязанность МУП «ТТС» обслуживать участки бесхозяйных тепловых сетей, непосредственно присоединенных к сетям ответчика по договору аренды.
При этом, как верно отмечено судом, возложение на МУП «ТТС» на основании указанного постановления обязанности по эксплуатации спорных тепловых сетей в соответствии с частью 6 статьи 15 ФЗ «О теплоснабжении» не порождает правовых последствий для возможности дальнейшей передачи АО «ГТ Энерго» данных участков сети, поскольку МУП «ТТС», не являясь собственником указанного имущества, не может им распорядиться.
В таком случае, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что и после заключения договора аренды МУП «ТТС» на основании постановления № 4606 от 22.10.2020 являлось эксплуатирующей бесхозяйные сети теплосетевой организацией, продолжая исполнение обязанностей по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя № 2 от 17.03.2020 в отношении бесхозяйных сетей до вступления в силу с 14.01.2022 Постановления администрации города Тамбова Тамбовской области № 6646 от 30.12.2021, которым в качестве эксплуатирующей организации спорных бесхозяйных сетей определено АО «ГТ Энерго».
Возражая против сохранения за МУП «ТТС» статуса теплосетевой организации в отношении бесхозяйных сетей после заключения договора аренды, АО «ГТ Энерго» ссылалось на постановление Администрации г. Тамбова № 2840 от 21.06.2021, которым, в толковании общества, эксплуатирующей организацией бесхозяйных сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения определено АО «ГТ Энерго».
В соответствии с постановлением Администрации г. Тамбова № 2840 от 21.06.2021 «О внесении изменений в постановление Администрации города Тамбова от 15.11.2010 № 9797 «Об утверждении Порядка организации работы по эксплуатации вновь построенных (реконструированных) за счет средств городского бюджета либо ранее не учтенных бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры города Тамбова» пункт 2 указанного Порядка (приложение к постановлению) изложен в иной редакции: «2. Распределение зон ответственности, рекомендуемое специализированным организациям, за аварийно-восстановительные работы объектов инженерной инфраструктуры на территории города Тамбова:
2.5. Тамбовский филиал акционерного общества «ГТ Энерго»: сети теплоснабжения от Тамбовской ГТ ТЭЦ и ЦТП, эксплуатируемые Тамбовским филиалом акционерного общества «ГТ Энерго».
Из пояснений Администрации города Тамбова Тамбовской области судом области было установлено, что постановлением Администрации города Тамбова № 9797 от 15.11.2010 утвержден порядок организации работы по эксплуатации вновь построенных (реконструированных) за счет средств городского бюджета либо ранее не учтенных бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры города Тамбов (далее - Порядок).
Пунктом 2 Порядка установлено, что в случае возникновения аварийных ситуаций на объектах инженерной инфраструктуры города Тамбова осуществление аварийно-восстановительных работ в отношении сетей теплоснабжения от котельных или центральных тепловых пунктов (ЦТП), блоков инженерно-технических сооружений (БИТС), эксплуатируемых муниципальным унитарным предприятием «Тамбовинвестсервис» определена зона ответственности за МУП «Тамбовинвестсервис».
Постановлением Администрации города Тамбова Тамбовской области № 2840 от 21.06.2021 внесены изменения в постановление № 9797 от 15.11.2010 в части исключения МУП «Тамбовинвестсервис», поскольку данное предприятие утратило статус эксплуатирующей организации.
Данным постановлением были включены организации эксплуатирующие сети теплоснабжения: МУП «Тамбовтеплосервис» и Тамбовский филиал АО «ГТ Энерго».
Таким образом, в случае возникновения аварийных ситуаций с момента принятия данного постановления (21.06.2021) определена зона ответственности МУП «Тамбовтеплосервис» и Тамбовский филиал АО «ГТ Энерго» в отношении эксплуатируемых ими сетей, а именно:
- МУП «Тамбовтеплосервис»: сети теплоснабжения от котельных и ЦТП, БИТС, эксплуатируемых данным предприятием;
- Тамбовский филиал АО «ГТ Энерго»: сети теплоснабжения от Тамбовской ГТ ТЭЦ и ЦТП, эксплуатируемые филиалом.
В то же время, постановлением Администрации города Тамбова Тамбовской области № 4606 от 22.10.2020 «Об определении эксплуатирующей организации объектов сетей централизованной системы теплоснабжения, собственник которых не определен» в качестве эксплуатирующей организации в отношении бесхозяйных сетей централизованной системы теплоснабжения определено муниципальное унитарное предприятие «Тамбовтеплосервис», согласно приложению № 1.
Постановлением Администрации города Тамбова Тамбовской области № 6646 от 30.12.2021 в постановление № 4606 от 22.10.2020 внесены изменения в части определения в качестве еще одной эксплуатирующей организации объектов сетей централизованной системы теплоснабжения - Тамбовский филиал АО «ГТ Энерго». В связи с чем, приложение № 1 (перечень объектов инженерной инфраструктуры, в отношении которых эксплуатирующей организацией определено МУП «Тамбовтеплосервис») изложено в новой редакции и само постановление дополнено приложением № 3 (перечень объектов инженерной инфраструктуры, в отношении которых эксплуатирующей организацией определен Тамбовский филиал АО « ГТ Энерго»).
Администрация города Тамбова Тамбовской области указанными правовыми актами определила бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры и эксплуатирующие организации бесхозяйных объектов сетей централизованной системы теплоснабжения, а также зону ответственности данных организаций в случае возникновения аварийных ситуаций.
На основании изложенного, суд области пришел к правомерному выводу о том, что АО «ГТ Энерго» определено эксплуатирующей организацией объектов сетей централизованной системы теплоснабжения, согласно постановлению № 4606 от 22.10.2020, в редакции № 6646 от 30.12.2021, только с 14.01.2022. До указанной даты, в том числе в декабре 2021 года, эксплуатирующей организацией спорных тепловых сетей являлось МУП «ТТС». В таком случае, как обоснованно отмечено судом области, в отношении АО «ГТ Энерго» постановление Администрации города Тамбова № 2840 от 21.06.2021 подлежит применению с момента определения АО «ГТ Энерго» эксплуатирующей организацией объектов сетей централизованной системы теплоснабжения, что и было реализовано изданием постановления Администрации города Тамбова № 6646 от 30.12.2021.
В соответствии с представленными в материалы дела доказательствами МУП «ТТС», являясь эксплуатирующей организацией бесхозяйных сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения на основании постановления № 4606 от 22.10.2020, в рамках договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя № 2 от 17.03.2020, в период декабрь 2021 года оказало АО «ГТ Энерго» услуги по передаче тепловой энергии на сумму 4 018 335 руб. 48 коп, на оплату АО «ГТ Энерго» выставлен счет-фактура № 12719 от 31.12.2021.
Согласно пункту 5 статьи 17 ФЗ «О теплоснабжении» услуги теплосетевой организации по передаче тепловой энергии, теплоносителя оплачиваются теплоснабжающей организацией в соответствии с тарифом на услуги по передаче тепловой энергии.
В силу пункта 4 статьи 8 ФЗ «О теплоснабжении» в случае, если организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, осуществляют эксплуатацию тепловых сетей, собственник или иной законный владелец которых не установлен (бесхозяйные тепловые сети), затраты на содержание, ремонт, эксплуатацию таких тепловых сетей учитываются при установлении тарифов в отношении указанных организаций в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 91 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1075 от 22.10.2012, пункта 119 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом ФСТ России № 760-э от 13.06.2013, размер затрат на содержание, ремонт и эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей, включаемый в необходимую валовую выручку регулируемой организации при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, определяется по решению органа регулирования.
В соответствии с пунктом 6 статьи 15 ФЗ «О теплоснабжении» (редакции, действующей на дату принятия постановления № 4606 от 22.10.2020) орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Из пояснений Управления по регулированию тарифов Тамбовской области в письме № 01-54/877 от 24.05.2022 арбитражным судом области было установлено, что при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии для МУП «Тамбовтеплосервис» по сетям, имеющим технологическое присоединение к источнику тепловой энергии АО «ГТ Энерго», на 2021 год Управлением учтены следующие основные величины:
- величина полезного пропуска тепловой энергии в объеме 146,18 тыс. Гкал, которая сложилась исходя из величины полезного отпуска тепловой энергии с коллекторов Тамбовской ГТ ТЭЦ в количестве 154,96 тыс. Гкал (данная величина утверждена приказом ФАС России № 1164/20-ДСП от 26.11.2020 и величины тепловых потерь в объеме 8,78 тыс. Гкал с учетом передачи бесхозяйных тепловых сетей, переданных постановлением администрации г. Тамбова № 4606 от 22.10.2020;
- расходы на энергетические ресурсы, которые были пересмотрены в сторону увеличения с учетом необходимости приобретать тепловую энергию для компенсации потерь в тепловых сетях МУП «ТТС» и холодную воду в объемах с учетом передачи бесхозяйных тепловых сетей согласно постановлению № 4606 от 22.10.2020;
- операционные расходы, которые также были пересмотрены в сторону увеличения, при этом Управлением дополнительно были учтены расходы в количестве 1141,5 тыс. руб. для покрытия затрат, связанных с эксплуатацией бесхозяйных тепловых сетей согласно постановлению № 4606 от 22.10.2020;
- неподконтрольные расходы также были пересмотрены в сторону увеличения с учетом необходимости эксплуатации бесхозяйных тепловых сетей согласно постановлению № 4606 от 22.10.2020.
Данная информация отражена в экспертном заключении (приложение № 3 к протоколу заседания правления управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 09.12.2020 № 58).
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, при утверждении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии для МУП «Тамбовтеплосервис» по сетям, имеющим технологическое присоединение к источнику АО «ГТ Энерго», Управлением были учтены затраты, необходимые для обслуживания бесхозяйных сетей МУП «ТТС» в 2021 году.
Кроме того, из сообщения Управления по регулированию тарифов Тамбовской области судом области было установлено, что все затраты, учтенные при утверждении тарифа на передачу МУП «ТТС» в зоне АО «ГТ Энерго», также в полном объеме, были учтены при формировании тарифа на тепловую энергию для потребителей АО «ГТ Энерго» на 2021 год, что подтверждается экспертным заключением (приложение № 1 к протоколу заседания правления управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 11.12.2020 № 59).
На основании изложенного судом области верно отмечено, что АО «ГТ Энерго» получило в 2021 году с конечных потребителей в составе платы за поставленный ресурс плату за услуги по передаче тепловой энергии по бесхозяйным сетям, которые не эксплуатировало, так как на основании постановления Администрации города Тамбова Тамбовской области № 4606 от 22.10.2020 эксплуатирующей организацией данных сетей являлось МУП «ТТС», в связи с чем, получив плату от конечных потребителей обязано возместить МУП «ТТС» стоимость оказанных услуг по передаче тепловой энергии.
В таком случае, суд области обоснованно исходил из того, что основания для удержания данных денежных средств в условиях вышеуказанного тарифного решения у АО «ГТ Энерго» в настоящее время отсутствуют.
Также, как верно отмечено судом первой инстанции, с момента получения от МУП «ТТС» на правах аренды объектов муниципального теплосетевого хозяйства по договору аренды № 1/12 от 24.12.2020, АО «ГТ Энерго» не осуществляет оплаты в пользу истца за услуги по передаче тепловой энергии по данным сетям, в то время, как конечные потребители оплачивали АО «ГТ Энерго» в 2021 году тепловую энергию по тарифу, включающему затраты на услуги по передаче тепловой энергии по сетям, закрепленным за МУП «ТТС» в хозяйственное ведение.
Кроме того, судом области правильно отмечено, что АО «ГТ Энерго», зная, что в тариф для конечных потребителей включены услуги МУП «ТТС» по передаче тепловой энергии, не обратилось в регулирующий орган о пересмотре тарифа ни в отношении арендованных сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения, ни в отношении бесхозяйных сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Принимая во внимание изложенное, учитывая пояснения Администрации города Тамбова Тамбовской области, Управления по регулированию Тарифов Тамбовской области, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что МУП «ТТС» в декабре 2021 года являлось эксплуатирующей организацией бесхозяйных сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения на основании постановления № 4606 от 22.10.2020 и оказало АО «ГТ Энерго» услуги по передаче тепловой энергии по указанным сетям на сумму 4 018 335 руб. 48 коп. Данные денежные средства подлежат взысканию с АО «ГТ Энерго» в пользу МУП «ТТС» в рамках действующего в спорный период договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя № 2 от 17.03.2020.
Размер предъявляемой к взысканию задолженности АО «ГТ Энерго» не оспорен, контррасчет не представлен.
Факт обслуживания бесхозяйных сетей истцом подтверждается представленным в материалы настоящего дела ремонтным журналом трубопроводов воды МУП «Тамбовтеплосервис», ведение которого начато 17.06.2019.
Доводы ответчика о неточном описании истцом мест обслуживания и ремонта в данном журнале правомерно отклонены судом области, поскольку относятся к внутренним особенностям оформления документов в организации.
При этом, как обоснованно отмечено судом области, тот факт, что теплоснабжающая организация, считая себя эксплуатирующей организацией бесхозяйных сетей, понесла соответствующие затраты, не отменяет ее обязанности по оплате оказанных услуг по передаче тепловой энергии теплосетевой организации, определенной органом местного самоуправления в отношении данных сетей в качестве эксплуатирующей в установленном частью 6 статьи 15 ФЗ «О теплоснабжении» порядке.
Относительно доводов ответчика со ссылкой на принятие Администрацией города Тамбова Тамбовской области постановления № 6646 от 30.12.2021, определяющего в качестве организации эксплуатирующей бесхозяйные объекты в г. Тамбове - АО «ГТ Энерго», спустя год после неоднократного направления запросов, о нарушении администрацией города Тамбова Тамбовской области требований части 6 статьи 15 ФЗ «О теплоснабжении», судом области обоснованно отмечено, что они могут быть рассмотрены в рамках самостоятельных исковых требований к органу муниципального образования.
Утверждения АО «ГТ Энерго» о том, что в спорный период общество понесло затраты по оплате арендной платы МУП «ТТС» по договору аренды № 1/12 от 24.12.2020, не заслуживают внимание суда, поскольку согласно действующему законодательству теплоснабжающая организация вправе заявить данные расходы в следующем периоде тарифного регулирования.
Кроме того, ввиду нарушения сроков оплаты услуг, МУП «ТТС» произведен расчет пени в соответствии с пунктом 7.1. договора оказания услуг и статьей 15 ФЗ «О теплоснабжении» за период с 18.01.2022 по 31.03.2022 в сумме 451 289 руб. 98 коп.
Возражая против начисления неустойки в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день, ответчик ссылался на то, что к спорным правоотношениям подлежит применению ответственность в виде процентов за пользование чужими денежными средствами по правилам статьи 395 ГК РФ.
Как обоснованно отмечено судом области, предметом договора № 2от 17.03.2020 является оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Пунктом 7.1. договора № 2 от 17.03.2020, на который ссылается истец установлено, что в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по настоящему договору сторона, нарушившая обязательство, несет ответственность в соответствии с действующим законодательством. При толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (статья 431 ГК РФ).
Взыскание неустойки (пени) условиями указанного договора от 17.03.2020 № 2 не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 4 статьи 395 ГК РФ в случае, когда соглашением сторон предусмотрена неустойка за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства, предусмотренные настоящей статьей проценты не подлежат взысканию, если иное не предусмотрено законом или договором.
Исходя из положений статьи 2 ФЗ «О теплоснабжении», судом области обоснованно отмечено, что теплоснабжающая организация не относится к потребителям тепловой энергии в том смысле, в котором данное понятие используется в ФЗ «О теплоснабжении», поскольку она является самостоятельным субъектом отношений в сфере энергоснабжения.
Частью 1 статьи 17 ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено, что передача тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключенного теплосетевой организацией с теплоснабжающей организацией.
С учетом изложенного, судом области верно отмечено, что договор оказания услуг по передаче тепловой энергии является одним из видов договора возмездного оказания услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно пункту 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Частью 4 статьи 15 ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче.
В силу пункта 2 статьи 17 ФЗ «О теплоснабжении» и пункта 56 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 (далее - Правила № 808) по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги.
Договор теплоснабжения и договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя являются самостоятельными видами гражданско-правовых обязательств.
На основании изложенного, суд области обоснованно отметил, что спорные правоотношения по передаче тепловой энергии, теплоносителя между теплоснабжающей организацией и теплосетевой организацией не тождественны правоотношениям между теплоснабжающей организацией и потребителями тепловой энергии по договору теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
В силу статьи 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Статья 15 ФЗ «О теплоснабжении», на которую ссылается истец, предусматривает начисление неустойки в случае просрочки исполнения указанными в ней субъектами денежных обязательств по договорам поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, а также по договорам горячего водоснабжения и поставки горячей воды.
Между тем, как верно указано судом области, норм, содержащих порядок исчисления неустойки за просрочку оплаты оказанных услуг по передаче тепловой энергии, ФЗ «О теплоснабжении» не содержит.
При этом, суд первой инстанции обоснованно отметил, что аналогия закона, предусмотренная нормами статьи 6 ГК РФ, в рассматриваемом случае не является допустимой, поскольку нормы, устанавливающие меры ответственности за нарушение обязательств не могут применяться по аналогии.
Общая норма об ответственности за ненадлежащее исполнение денежного обязательства установлена в статье 395 ГК РФ, согласно пункту 1 которой в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Правом на уточнение иска в части меры ответственности истец не воспользовался, в связи с чем, судом области произведен самостоятельный расчет процентов за пользование чужими денежными средствами, исходя из сроков оплаты установленных договором оказания услуг № 2 и заявленного истцом периода просрочки, за период с 18.01.2022 по 31.03.2022 в сумме 110 366 руб. 61 коп.
Судебная коллегия соглашается с расчетом арбитражного суда области.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд области пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 18.01.2022 по 31.03.2022 в сумме 110 366 руб. 61 коп, отказав в удовлетворении остальной части требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб. относится на ее заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
РешениеАрбитражного суда Тамбовской области от 11.07.2022 по делу № А64-1910/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «ГТ Энерго» в лице Тамбовского филиала- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Л.А. Серегина
Судьи А.А. Сурненков
В.В. Ботвинников