ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А64-3802/17 от 23.01.2018 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда


ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

30 января 2018 года                                                   Дело № А64-3802/2017

г. Воронеж                                          

Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2018 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 30 января 2018 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                             Миронцевой Н.Д.

судей                                                                             Протасова А.И.

                                                                                       ФИО1

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сывороткиной Е.Е.,

при участии:

от Военной прокуратуры Тамбовского гарнизона: ФИО2 – старший помощник военного прокурора, доверенность №81 от 12.01.2018;

от Верхне-Донского управления Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору: ФИО3 – ведущий специалист-эксперт, доверенность В1-22-11299 от 14.12.2017;

от акционерного общества «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства»:

представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

рассмотрев апелляционные жалобы Военной прокуратуры Тамбовского гарнизона и Верхне-Донского управления Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.11.2017 по делу № А64-3802/2017 (судья Плахотников М.А.), по заявлению акционерного общества «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконными и отмене постановлений Верхне-Донского управления Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору (ОГРН <***>, ИНН <***>) по делу об административном правонарушении от 27.04.2017 №ТЗ/137-251, №Т3/137-248, третье лицо: Военная прокуратура Тамбовского гарнизона,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» (далее – АО «ГУ ЖКХ», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Верхне-Донского управления Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору (ОГРН <***>, ИНН <***>) по делу об административном правонарушении от 27.04.2017 №ТЗ/137-251, №Т3/137-248

Определением от 18.10.2017 объединены в одно производство для совместного рассмотрения дела №А64-3802/2017 и №А64-3805/2017 с присвоением делу объединенного номера №А64-3802/2017.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 16.11.2017 заявленные требования удовлетворены частично.

Постановление Верхне-Донского управления Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору №ТЗ/137-248 от 27.04.2017 признано незаконным и отменено.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Военная прокуратура Тамбовского гарнизона и Верхне-Донское управление Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору обратились в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами и просят решение отменить и принять по делу новый судебный акт.

Указывают, что имелись основания для привлечения Общества к административной ответственности дважды, считают обжалуемое постановление законным.  

В судебном заседании объявлялся перерыв до «09» часов «50» минут «23» января 2018 года.

Представитель Военной прокуратуры Тамбовского гарнизона  поддержал апелляционную жалобу, просит суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.    

Представитель Верхне-Донского управления Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору  поддержал апелляционную жалобу, просит суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.    

В ходе судебного разбирательства установлено следующее.

Акционерное общество «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» зарегистрировано в качестве юридического лица 17.02.2016 МРИ ФНС России №46 по г. Москве, о чем имеется запись в едином государственном реестре юридических лиц за номером <***>.

21.09.2015 между Министерством Обороны РФ, в лице Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Минобороны России и ООО «ГУ ЖКХ» заключен государственный контракт №5-ТХ (№7-ТХ от 30.12.2016) на оказание услуг по поставке тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций.

Согласно перечню адресов точек поставки услуг теплоснабжения МО РФ на территории Тамбовской области АО «ГУ ЖКХ» обслуживается: котельная инв.№15, и котельная №55, расположенные в военном городке №2 (<...>).

Согласно приложению №15 к государственному контракту от 21.09.2015 №5-ТХ (№7-ТХ от 30.12.2016 приложение № 12) Минобороны России передало в пользование и эксплуатацию АО «ГУ ЖКХ» указанный выше производственный объект.

Военной прокуратурой Тамбовского гарнизона с участием специалистов 167 отдела территориальной эксплуатации и контроля за оказанием услуг, проведена проверка исполнения АО «ГУ ЖКХ», государственного контракта по эксплуатации объектов теплоснабжения Минобороны России, расположенных на территории войсковых частей Тамбовского гарнизона.

В ходе надзорных мероприятий военной прокуратурой Тамбовского гарнизона установлено, что при эксплуатации  котельных №15 и №55, расположенных в военном городке №2 (<...>) Обществом допущены нарушения Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России №115 от 24.03.2003 (далее – Правила №115), а именно:

- отсутствуют режимные карты на котлы, что является нарушением требований пункта 2.5.4 Правил №115;

- требуется обследование дымовых труб – 2 шт. (коррозия металлической трубы и разрушение оголовка кирпичной трубы, что является нарушением требований пунктов 3.3.10, 3.3.14 Правил №115.

Данные нарушения зафиксированы в соответствующих актах проверки от 07.02.2017 и 09.02.2017.

21.03.2017 заместителем военного прокурора Тамбовского гарнизона, в присутствии защитника общества, вынесены постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении   по статье 9.11 КоАП РФ по каждой котельной .       

Материалы    в соответствии со статьей 23.30 КоАП РФ направлены для рассмотрения по существу в Верхне-Донское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В ходе рассмотрения представленных военным прокурором материалов проверки, Ростехнадзором было установлено только нарушение требований пунктов 5.3.4-5.3.7 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России №115 от 24.03.2003, которое выразилось в отсутствии режимных карт на котлы.

Административным органом на основании материалов проверки, в присутствии защитника общества, были вынесены постановления 27.04.2017 №Т3/137-251 и №Т3/137-248 о назначении заявителю административного наказания по статье 9.11 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере по 20 000  рублей.

Не согласившись с указанными постановлениями, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Исследовав  материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме

Согласно статье 9.11 КоАП РФ нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо - и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом данного правонарушения является безопасность эксплуатации топливо-и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.

Объективная сторона административных правонарушений за нарушение правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки характеризуется действиями, нарушающими установленные нормы и правила пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки. Конкретные требования по эксплуатации тепловых энергоустановок установлены Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Минэнерго России №115 от 24.03.2003г.

Субъектами административных правонарушений могут быть граждане, должностные лица, а также юридические лица.

 Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

На основании пункта 10 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с правилами организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 устанавливают порядок организации теплоснабжения потребителей, в том числе существенные условия договоров теплоснабжения и оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, особенности заключения и условия договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, порядок организации заключения указанных договоров между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения ими условий договоров.

Согласно пункту 68 Правил при исполнении договора оказания услуг по передаче тепловой энергии теплоснабжающая организация обязана поддерживать в надлежащем техническом состоянии принадлежащие ей приборы учета тепловой энергии, а также устройства, необходимые для поддержания требуемых параметров надежности и качества теплоснабжения, и соблюдать требования, установленные для технологического присоединения и эксплуатации указанных средств, приборов и устройств, осуществлять эксплуатацию принадлежащих ей источников тепловой энергии и тепловых сетей в соответствии с правилами технической эксплуатации и техники безопасности.

Отношения, связанные с содержанием сетей теплоснабжения, регулируются Правилами технической эксплуатации тепловых установок, утвержденными Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115 (далее - Правила № 115).

Пунктом 5.3.4 Правил № 115 предусмотрено, что в процессе пусконаладочных испытаний и на их основе устанавливается режим работы котлов и другого оборудования котельной установки и разрабатываются режимные карты. Режимные карты по эксплуатации котлов, утвержденные техническим руководителем организации, должны находиться на щитах управления. Котлы и другое оборудование котельных оборудуются необходимыми приборами и приспособлениями для проведения пусконаладочных работ и режимных испытаний (пункт 5.3.5. Правил).

 В соответствии с пунктом 5.3.6 № 115 Правил режим работы котла ведется строго по режимной карте, составленной на основе испытаний оборудования и инструкции по монтажу и эксплуатации завода-изготовителя. При реконструкции котла и изменении марки или качества топлива проводятся новые режимно-наладочные испытания с выдачей режимных карт.

В объем режимно-наладочных испытаний входят: подготовительные работы; экспериментальные работы; балансовые испытания с выдачей режимных карт.

На основании пункта 5.3.7 № 115 Правил режимно-наладочные испытания проводятся не реже одного раза в 5 лет для котлов на твердом и жидком топливе и не реже одного раза в 3 года для котлов на газообразном топливе. Для последних, при стабильной работе, периодичность может быть увеличена по согласованию с органом государственного энергетического надзора.

Из материалов дела следует, что между Минобороны России и АО "ГУ ЖКХ" заключен государственный контракт № 5-ТХ (№ 7-ТХ ) на оказание услуг по поставке тепловой энергии для нужд Министерства обороны РФ и подведомственных Минобороны России организаций.

Согласно вышеуказанному контракту на АО «ГУ ЖКХ» возложена обязанность по надлежащему содержанию и эксплуатации переданных ему теплопотребляющих установок и тепловых сетей.

Факт несоблюдения Обществом вышеуказанных Правил зафиксирован в актах проверки 07.02.2017 и 09.02.2017, постановлениях о возбуждении дела об административном правонарушении от 21.03.2017.

Доказательств того, что заявителем принимались меры, направленные на соблюдение вышеприведенных норм законодательства, которые свидетельствовали бы об отсутствии его вины, либо наличия каких- либо препятствий для исполнения своих обязанностей, в материалах дела не имеется, суду не представлено.

Таким образом, в действиях Общества усматривается состав вменяемого административного правонарушения.

Обстоятельств, исключающих вину Общества, не установлено.

Вместе с тем, согласно части 5 статьи 4.1 Кодекса никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания (часть 2 статьи 4.4 КоАП РФ).

Согласно имеющимся в деле материалам проверка законодательства в области промышленности, строительстве и энергетике была проведена в котельных инв.№15 и №55, расположенных в военном городке №2 (<...>).

Выявленные нарушения свидетельствуют о том, что АО «ГУ ЖКХ» не осуществило необходимый комплекс мер, направленных на соблюдение правил в области промышленности, строительстве и энергетике на указанных объектах, что выразилось в отсутствии режимных карт на котлы, вследствие чего АО «ГУ ЖКХ» допущены одинаковые по своей направленности деяния, влекущие или создающие угрозу наступления аналогичных по своей сути последствий.

Нарушения со стороны АО «ГУ ЖКХ» были выявлены прокуратурой в в ходе одной проверки на основании одного поручения,    связаны с исполнением ГУ ЖКХ одного государственного контракта № 7-ТХ от 30.12.2016 на оказание услуг по поставке  тепловой энергии и горячего водоснабжения для нужд Минобороны РФ и подведомственных Министерству организаций в 2017.

Таким образом, вменяемые Обществу административные правонарушения связаны с  одними фактическими обстоятельствами, вытекают из одного бездействия Общества и обоснованно расценены как  различные эпизоды одного правонарушения.

Поскольку в действиях Общества, выразившихся в нарушении требований в области промышленности, строительстве и энергетике содержатся признаки состава правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ, то  при назначении наказания следовало  руководствоваться частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ.

Из материалов дела следует, что на основании проведенной проверки и выявленных нарушений законодательства в области промышленности, строительстве и энергетике Ростехнадзором вынесены два постановления по делу об административном правонарушении и АО «ГУ ЖКХ» привлечено к административной ответственности за одно совершенное деяние без соблюдения при назначении наказания требований части 5 статьи 4.1 Кодекса.

 Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности постановления от 27.04.2017 №Т3/137-248.

Оснований для  переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.

Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

В связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.11.2017 по делу №А64-3802/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.

Председательствующий судья                                                Н.Д. Миронцева

судьи                                                                              А.И. Протасов

                                                                                             ФИО1