ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А64-4521/19 от 25.11.2020 АС Центрального округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

27 ноября  2020 года                                                           Дело № А64-4521/2019

 город Калуга       

Резолютивная часть постановления объявлена  25.11.2020.

Постановление изготовлено в полном объёме   27.11.2020.

Арбитражный суд Центрального округа  в составе:

председательствующего

               Л.В.Леоновой

 судей

               Е.В. Бессоновой

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи

               ФИО1

                   ФИО2

при участии в заседании:

от заявителя:

Общество с ограниченной ответственностью "Моршанское АТП" ОГРН <***>

ИНН <***>

ФИО3 - представитель по доверенности от 06.07.2018;

от заинтересованного лица:

Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тамбовской области

ОГРН <***>

ИНН <***>              

ФИО4 - представитель по доверенности от 22.12.2019.

  рассмотрев в открытом судебном заседании проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тамбовской области  на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 11.02.2020 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от  03.09.2020 по делу № А64-4521/2019,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Моршанское АТП" (далее - ООО "Моршанское АТП", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Министерства Внутренних Дел Российской Федерации по Тамбовской области (далее - УМВД России по Тамбовской области, орган внутренних дел):

1) о признании незаконным и отмене решения (в виде заключения) начальника ОГИБДД МО МВД России "Моршанский" майора полиции ФИО5 от 14.03.2019 об аннулировании регистрации принадлежащего ООО "Моршанское АТП" транспортного средства МАРСЗ-5277-01, государственный регистрационный знак <***>;

2) о признании незаконными действий заместителя и временно исполняющего обязанности начальника Управления ГИБДД УМВД России по Тамбовской области полковника полиции ФИО6 и полковника полиции ФИО7 в виде согласования и утверждения решения (в виде заключения) начальника ОГИБДД МО МВД России "Моршанский" майора полиции ФИО5 от 14.03.2019 об аннулировании регистрации принадлежащего ООО "Моршанское АТП" транспортного средства МАРСЗ- 5277-01, государственный регистрационный знак <***>.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 11.02.2020 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Девятнадцатого апелляционного суда от 03.09.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции,  Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тамбовской области  обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой  просит отменить обжалуемые судебные акты, принять новый судебный акт.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, ООО "Моршанское АТП" зарегистрировано в качестве юридического лица 04.11.2006 за ОГРН <***>, основным видом деятельности заявителя является осуществление регулярных перевозок пассажиров прочим сухопутным транспортом в городском и пригородном сообщении.

01.03.2019 сотрудниками ОГИБДД УМВД России по г. Тамбову остановлен автобус марки МАРСЗ-5277-01, государственный регистрационный знак <***>, принадлежащий ООО "Моршанское АТП" под управлением гражданина ФИО8

В ходе осмотра транспортного средства установлено, что ФИО8 управлял автобусом с внесенными в конструкцию изменениями, не соответствующими требованиям действующих в Российской Федерации правил, нормативов и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а именно: демонтированы штатные фары и установлены передние фары, не соответствующие конструкции автомобиля, чем допустил нарушение пункта 7.18 Приложения к "Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения", утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.2003 N 1090.

В связи с чем, ФИО9 привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ  в виде штрафа в сумме 250 руб.

ФИО9 01.03.2019 на основании части 1 статьи 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" выдано требование о прекращении противоправных действий, предписано привести конструкцию транспортного средства в соответствии с требованиями Технического регламента в срок до 04.03.2019.

Старший государственный инспектор ОГИБДД УМВД России по г. Тамбову лейтенант полиции ФИО10, принимавший 01.03.2019 участие в проверке транспортного средства, принадлежащего ООО "Моршанское АТП", обратился с рапортом N 18810068180000232546Р к начальнику отдела ОГИБДД УМВД России по г. Тамбову полковнику полиции ФИО11 о пресечении административного правонарушения, выразившегося в эксплуатации автобуса марки МАРСЗ-5277-01, государственный регистрационный знак <***> с нарушением пункта 7.18 Положений по допуску.

Начальник отдела ОГИБДД УМВД России по г. Тамбову полковник полиции ФИО11 на основании пункта 92 Приказа N 664 от 23.08.2017 "Об утверждении административного регламента исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области безопасности дорожного движения" направил рапорт N 18810068180000232546Р старшего государственного инспектора ОГИБДД УМВД России по г. Тамбову лейтенанта полиции ФИО10 и приложенные к рапорту материалы (в том числе фотоизображения автобуса) в адрес начальника ОГИБДД МОМВД России "Моршанский" майора полиции ФИО5 для принятия решения о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 12.31 КоАП РФ.

Начальник ОГИБДД МОМВД России "Моршанский" майор полиции ФИО5 по результатам проверки материала по факту незаконного внесения изменений в конструкцию транспортного средства без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения 14.03.2019 вынес заключение.

Указанное  заключение согласовано с заместителем начальника УГИБДД УМВД России по Тамбовской области полковником полиции ФИО6, утверждено врио начальника УГИБДД УМВД России по Тамбовской области полковником полиции ФИО7

О прекращении регистрации транспортного средства УМВД известило ООО "Моршанское АТП" письмом N 5026 от 18.03.2019.

Посчитав вынесенное заключение, а также действия должностных лиц органа внутренних дел по его согласованию и утверждению незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассматривая спор по существу суды исходили из следующего.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 7 части статьи 2 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" одним из ее основных направлений деятельности является обеспечение безопасности дорожного движения.

В пунктах 1, 2 Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 N 711, указано, что государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения.

Правовые основы безопасности дорожного движения определены Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ).

На основании части 1 статьи 19 Закона N 196-ФЗ запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения.

Перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 утверждены "Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения" (далее - Положения по допуску транспортных средств).

В соответствии с пунктом 11 Положений по допуску транспортных средств запрещается эксплуатация автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. При этом, Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (далее - Перечень неисправностей) является Приложением к Положению по допуску транспортных средств.

Согласно пункту 7.18 Перечня неисправностей запрещается эксплуатация автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин, если в конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.

Возможность проведения Госавтоинспекцией государственного контроля (надзора) за безопасностью дорожного движения установлена Законом 196-ФЗ.

Судом установлено, что оспариваемое заключение от 14.03.2019 вынесено по результатам анализа постановления по делу об административном правонарушении от 01.03.2019 N 18810068180000232546 и фотоизображений автотранспортного средства.

Указанным постановлением к административной ответственности привлечен водитель ООО "Моршанское АТП" ФИО8; фотоизображения автотранспортного средства к материалам по делу об административном правонарушении, или к какому-либо акту проверки не приобщались, имеют низкое качество отображения. Мероприятия, включающие в себя оценку соответствия конструкции автотранспортного средства представленным документам и обязательным требованиям, а также соответствия технического состояния автотранспортного средства обязательным требованиям для измерения параметров узлов и агрегатов автомототранспортных средств, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, а также проверки режимов и характеристик их работы сотрудниками органа внутренних дел не производились.

В связи с чем, суд пришел к обоснованному  выводу о том, что не представляется возможным определить, какими конкретно доказательствами подтвержден вывод УМВД об установлении на автотранспортном средстве передних фар, не соответствующих его конструкции. Изложенные в заключении от 14.03.2019 основания не могут быть допустимыми для решения вопроса об аннулировании регистрации автотранспортного средства.

Порядок регистрации автотранспортных средств в органах Госавтоинспекции в период до 01.01.2020 определен Приказом МВД России от 26.06.2018 N 399 "Об утверждении Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России" (далее - Правила регистрации).

Актом, на основании которого аннулируется регистрация транспортного средства, является решение, вынесенное уполномоченным должностным лицом (главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по субъекту Российской Федерации (его заместителями) или начальником Центра специального назначения безопасности дорожного движения МВД России (его заместителями).

Вместе с тем, как обоснованно указано судом, такой акт как заключение в соответствии с Правилами регистрации не является решением, на основании которого аннулируется регистрация транспортного средства.

В связи с вышеизложенным, судом обоснованно удовлетворено заявленное требование в полном объеме.

Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, кассационная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь п.1ч.1 ст.287,  ст.289 АПК РФ                  

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тамбовской области от 11.02.2020 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от  03.09.2020 по делу № А64-4521/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу– без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.

Председательствующий                                                                     Л.В.  Леонова

Судьи                                                                                                  Е.В. Бессонова

                                                                                                         ФИО1