АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Калуга Дело № А64-5574/2021
14 сентября 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Белякович Е.В.,
судей Морозова А.П., Якимова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Салтыковой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.03.2022 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2022 по делу № А64-5574/2021,
при участии в судебном заседании представителей: от акционерного общества «Тамбовская сетевая компания» – ФИО2 (доверенность от 27.12.2021), от индивидуального предпринимателя – ФИО1 – ФИО3 (доверенность от 07.09.2021),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Тамбовская сетевая компания» в лице Мичуринского филиала (далее – АО «ТСК») обратилось Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – предприниматель) о взыскании платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с марта 2021 года по май 2021 года в размере 397 915 рублей 93 копейки, платы за сброс загрязняющих веществ в составе вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за период с февраля 2021 года по май 2021 года в размере 55 933 рубля 65 копеек.
К участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Дом бытовых услуг «Надежда» (далее – ООО «Дом бытовых услуг «Надежда»).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 01.03.2022, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2022, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, предприниматель обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование своей позиции кассатор указывает на следующее: сточные воды предпринимателя попадают в систему централизованной канализации опосредованно через транзитную сеть третьего лица, что исключает прямое негативное воздействие на централизованную систему водоотведения; выполненный истцом расчет платы является неверным; предприниматель не был извещен о предстоящем проведении визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод; судом апелляционной инстанции не дано правовой оценки доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Истцом представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором выражена позиция в поддержку принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель АО «ТСК» просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Третье лицо надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, явку в судебное заседание не обеспечило, что в силу положений части 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в его отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, 10.06.2016 между ОАО «Тамбовская сетевая компания» (поставщик) и предпринимателем (абонент) заключен договор №229 холодного водоснабжения и водоотведения, согласно условиям которого поставщик обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения и производить оплату за предоставленные услуги в сроки, порядке и размере предусмотренные настоящим Договором.
В соответствии с условиями договора абонент обязан:
- соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы сточных вод, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (если для объектов этой категории абонентов в соответствии с законодательством РФ устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу сточных вод, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения (подпункт «т» пункта 14),
- вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, а также вносить плату за вред, причинённый водному объекту (подпункт «е» пункта 14).
Предпринимателем не внесена оплата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с марта 2021 года по май 2021 года и за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за период с февраля 2021 года по май 2021 года.
Направленная в адрес ответчика претензия от 11.06.2021 с требованием погасить задолженность оставлена без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца в суд.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о доказанности факта наличия у предпринимателя задолженности перед АО «ТСК».
Суд кассационной инстанции находит выводы судов законными, обоснованными, основанными на нормах действующего законодательства.
Правовое регулирование спорных правоотношений основано на положениях параграфа 6 главы 30 ГК РФ, Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ), Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила № 644).
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона № 416-ФЗ водоотведение включает в себя прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
По договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения (пункт 1 статьи 14 Закона № 416-ФЗ).
На основании подпункта «и» пункта 35 Правил № 644 абонент обязан соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы состава сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований.
Подпунктом «г» пункта 36 Правил № 644 установлено право организации водопроводно-канализационного хозяйства взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно пунктам 113, 114 Правил № 644 сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, не должны содержать загрязняющие вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему водоотведения, по перечню согласно приложению № 2 и вещества, запрещенные к применению в Российской Федерации, в том числе ратифицированными Российской Федерацией международными нормативными правовыми актами. Состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением № 3.
Пунктом 118 Правил № 644 определено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 настоящих Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123(2), 123(4), 130 - 130(3) настоящих Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение (пункт 119 Правил № 644).
В соответствии с пунктом 18 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 № 525 (далее – Правила № 525) отбор проб сточных вод осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение. Отбор проб сточных вод осуществляется в присутствии абонента, за исключением случаев его неявки к месту отбора проб.
По результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, составляет в 2 экземплярах акт отбора проб сточных вод по форме, приведенной в приложении № 2, который подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом (пункт 27 Правил № 525). При несогласии абонента с содержанием акта отбора проб сточных вод абонент обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений. Один экземпляр акта отбора проб сточных вод в течение 3 рабочих дней со дня отправки пробы сточных вод в аккредитованную лабораторию направляется абоненту любым способом, позволяющим подтвердить факт получения этого акта абонентом (пункт 28 Правил № 525).
Как установлено судами, содержание загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах ответчика, превышает нормативы сброса по конкретным показателям, что подтверждается актом № 12 от 29.03.2021, протоколом лабораторных испытаний № МФЛК.СВ.0722/05.04.21 от 05.04.2021.
Из материалов дела усматривается, что отбор проб производился представителями АО «ТСК» из контрольного канализационного колодца с участием представителя предпринимателя, которым каких-либо замечаний не заявлено.
Доводы предпринимателя о нарушении процедуры отбора проб обоснованно отклонены судами двух инстанций как несоответствующие фактическим обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства.
Учитывая, что, во-первых, лица, указанные предпринимателем в перечне уполномоченных лиц при отборе проб от 25.05.2018, на принадлежащем ответчику объекте отсутствовали, а актуализированный перечень ответчиком не представлен, и во-вторых, установленные Правилами №728 сроки, суды, руководствуясь нормой статьи 182 ГК РФ пришли к правильному выводу о вручении уведомления о проведении отбора проб сточных вод уполномоченному лицу абонента: работнику ответчика – начальнику цеха ФИО4, который объективно имел возможность сообщить предпринимателю либо иным уполномоченным лицам о предстоящем отборе проб.
Более того, данный работник ответчика присутствовал при проведении отбора проб, о неуполномоченности его участия в данной процедуре заявлено не было, какие-либо замечания в акт не внесены.
Объективных препятствий для проведения ответчиком параллельного отбора проб судами не установлено. Доказательства наличии таковых предпринимателем не представлено в материалы дела.
Отбор проб сточных вод произведен истцом в колодце, определенном сторонами в рамках заключенного договора холодного водоснабжения и водоотведения №229 от 10.06.2016.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства судами установлено, что отбор проб как ранее спорного отбора, так и позднее его осуществлялся в указанном месте отбора проб.
С учетом установленных судами конкретных обстоятельств по настоящему делу сам по себе факт того, что сточные воды предпринимателя попадают в централизованную систему водоотведения через участок сетей водоотведения, принадлежащий третьему лицу, не исключает возможности возложения на предпринимателя расходов по плате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в связи с заблаговременным согласованием сторонами место отбора сточных вод ответчика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30.1 Закона № 416-ФЗ в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы состава сточных вод.
В случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (пункт 194 Правил № 644).
Представленные истцом расчеты платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов произведены в соответствии с пунктами 123 и 197 Правил № 644. Контррасчет ответчиком не представлен.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи, суды пришли обоснованному выводу о доказанности факта негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения и сброса ответчиком в систему канализации организации водно-коммунального хозяйства сточных вод, в которых концентрация загрязняющих веществ превышала установленные нормативы, а также о правильности расчета испрашиваемой платы.
При таких обстоятельствах заявленные исковые требования удовлетворены правомерно.
Доводы кассационной жалобы, фактически повторяющие доводы, рассмотренные и оцененные судами нижестоящих инстанций, не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой судами доказательств.
Вопреки доводам кассатора доводы, приведенные предпринимателем в ходе судебного разбирательства, получили должную правовую оценку судов, что подтверждается содержание обжалуемых судебных актов. Несогласие кассатора с оценкой судами доказательств и обстоятельств по делу не свидетельствует об отсутствии со стороны судов правовой проверки доводов ответчика.
Обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения данного дела, судом установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями главы 7 АПК РФ.
Доводы кассатора направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, судебной коллегией не установлено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции также не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.03.2022 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2022 по делу № А64-5574/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Е.В. Белякович
Судьи А.П. Морозов
А.А. Якимов