ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А64-7415/18 от 11.04.2019 АС Центрального округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

_______________________________________________________________

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

17 апреля 2019 года

г.Калуга

Дело №А64-7415/2018

Резолютивная часть объявлена 11 апреля 2019 года

Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2019 года

Арбитражный суд Центрального округа  в составе:

председательствующего судьи          Стрегелевой Г.А.,

судей                                                  Лукашенковой Т.В., Смолко С.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смольяниновой Т.Н.,

при участии представителей:

от Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (ОГРН 1037724007276, ИНН 7724261610, Варшавское шоссе, д. 37, г.Москва, 131000) – Прохорова Е.Н. (дов. от 08.08.2018),

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской области (ОГРН 1046882304369, ИНН 6829007471, ул.Советская, 182, г.Тамбов, 392000) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области,  кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 22.11.2018 (судья Плахотников М.А.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2019 (судьи Донцов П.В., Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д.) по делу №А64-7415/2018,

У С Т А Н О В И Л:

Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России»  (далее – ФГУП «Почта России») обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской области (далее – административный орган, Управление) от 23.08.2018 № ПО - 68/3/267 о привлечении к административной ответственности по ч. 2.1 ст.15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в части назначения наказания и назначить административный штраф ниже низшего предела.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 22.11.2018 постановление административного органа от 23.08.2018 № ПО-68/3/267 о привлечении ФГУП «Почта России» к административной ответственности по ч. 2.1 ст. 15.27 КоАП РФ признано незаконным и изменено в части назначения административного наказания, размер штрафа снижен до 150000 руб.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2019 решение суда от 22.11.2018 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Управление просит отменить решение и  постановление, принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя кассационной жалобы, суд неправомерно применил положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и снизил назначенный административным органом штраф, поскольку исключительных обстоятельств, приведших к совершению административного правонарушения, а также доказательств тяжелого имущественного и финансового положения ФГУП «Почта России», позволяющих применить положения данной статьи, в рамках производства по делу об административном правонарушении не установлено.

В отзыве на кассационную жалобу ФГУП «Почта России» просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 АПК РФ исходя из доводов кассационной жалобы.      

Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в отзыве на жалобу, выслушав пояснения принявшего участие в судебном заседании представителя административного органа, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов.

Из материалов дела следует, установлено судами, на основании приказа руководителя Управления от 25.06.2018 №46-нд с целью  рассмотрения информации о возможных нарушениях обязательных требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, поступившей из Центрального аппарата Роскомнадзора  (вх. от 29.05.2018 №13/68-ДСП), в период с  26.06.2018 по 23.07.2018 административным органом проведена внеплановая выездная проверка УФПС Тамбовской области – филиала ФГУП «Почта России», в ходе которой установлен факт выплаты денежных средств по почтовому переводу от 14.10.2017 №9663, получателем которого являлось физическое лицо, включенное в Перечень террористов (Камбулатов Камиль Юсупович), отправителем почтового перевода являлось физическое лицо, что явилось нарушением порядка блокирования (замораживания) денежных средств, установленного подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон №115-ФЗ) и пункта 15.1 Программы, регламентирующей порядок работы по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества Правил внутреннего контроля редакции №1, утвержденных приказом генерального директора ФГУП «Почта России» от 28.09.2016 №1.9.3.1.2-05/77-нд. Результаты  проверки отражены в акте от 23.07.2018.

По факту нарушения требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, уполномоченным должностным лицом административного органа в отсутствие законного представителя юридического лица в отношении ФГУП «Почта России» был составлен протокол от 25.07.2018 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2.1 статьи 15.27 КоАП РФ.

Постановлением административного органа от 23.08.2018                №ПО-68/3/267 ФГУП «Почта России» привлечено к административной ответственности по части 2.1 статьи 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300000 руб.

Не согласившись с постановлением Управления в части назначенного размера административного штрафа, ФГУП «Почта России» обратилось в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, проверив в соответствии с требованиями части 6 статьи 210 АПК РФ законность и обоснованность оспариваемого постановления административного органа, не усмотрев нарушений процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности, пришел к выводу о наличии в действиях ФГУП «Почта России» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2.1 статьи 15.27 КоАП РФ, вместе с тем,  посчитал возможным, применив положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, снизить размер назначенного административным органом наказания до 150000 рублей.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о снижении размера административного наказания.

Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных решений.

Частью 2.1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части блокирования (замораживания) денежных средств или иного имущества либо приостановления операции с денежными средствами или иным имуществом. Совершение указанного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что ФГУП «Почта России» по почтовому переводу №9663, поступившему физическому лицу, сведения о котором были включены в Перечень террористов, не применило положения  подпункта 6 пункта 1 статьи 7 Закона №115-ФЗ и не приняло мер по замораживанию (блокированию) денежных средств физических лиц (осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях), являющихся согласно бланкам почтовых переводов получателями, а также незамедлительно в день принятия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств не направило в Росфинмониторинг сообщения по форме ФЭС 2-ФК4 в установленном порядке.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды, руководствуясь положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федерального закона №115-ФЗ, Правилами определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 №804, Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 №209, Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 №115-ФЗ, утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22.04.2015 №110, установили в действиях ФГУП «Почта России» состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 15.27 КоАП РФ.

Факт совершения указанного административного правонарушения ФГУП «Почта России» не оспаривается.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В материалах дела отсутствуют доказательства невозможности соблюдения ФГУП «Почта России» положений действующего законодательства и принятия все зависящих от него мер для выполнения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, что свидетельствует о виновности юридического лица. Несоблюдение работниками филиала ФГУП «Почта России» соответствующих правил по осуществлению почтового перевода денежных средств, получателем которого явилось физическое лицо, включенное в Перечень террористов свидетельствует о недостаточности принятых мер.

Нарушений порядка привлечения ФГУП «Почта России» к административной ответственности Управлением не допущено. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, а также основания для признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным судом не установлены. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, соблюден.

В отсутствие смягчающих вину ФГУП «Почта России» обстоятельств Управление назначило ему административное наказание в размере 300000 рублей.

Суд первой инстанции, посчитав, что примененное в отношении федерального государственного унитарного предприятия наказания в виде штрафа в размере 300000 руб. является чрезмерно суровым, не отвечающим тяжести совершенного правонарушения и степени вины ФГУП «Почта России», а также требованиям справедливости и соразмерности, счел возможным снизить назначенный административным органом штраф до 150000 руб.

Суд апелляционной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции.

В силу части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с указанным Кодексом.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Вместе с тем в силу части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Снижение размера штрафа в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ является правом административного органа и суда, которое реализуется ими в случае установления исключительных обстоятельств совершения правонарушения.

В силу части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 данной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса.

При разрешении вопроса о соразмерности назначенного административного наказания суд первой инстанции, учтя характер совершенного правонарушения, степень вины лица, привлекаемого к ответственности, социально значимый характер деятельности ФГУП «Почта России», конституционный принцип соразмерности административного наказания, отсутствие негативных последствий, руководствуясь указанными положениями КоАП РФ, разъяснениями, данными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», а также правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.02.2014 №4-П, счел возможным снизить штраф до 150000 руб.

Довод подателя жалобы об отсутствии в рассматриваемом случае правовых оснований для снижения размера административного штрафа отклоняется, поскольку у суда кассационной инстанции в силу его полномочий, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют основания для переоценки данных выводов судов.

Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, не подтверждают нарушений судами норм материального и процессуального права и в силу статьи 288 АПК РФ не являются основанием для отмены решения и постановления судов.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 22.11.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2019 по делу №А64-7415/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья

Судьи

Г.А. Стрегелева

Т.В. Лукашенкова

С.И. Смолко