ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А64-7903/16 от 08.04.2019 АС Центрального округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

15 апреля  2019  года

                  Дело  № А64-7903/2016

г.Калуга

Резолютивная часть  постановления объявлена 8 апреля 2019 года

Постановление  в полном объеме  изготовлено 15 апреля 2019 года

Арбитражный суд Центрального округа  в составе:

Председательствующего

Судей

ФИО1

ФИО2

ФИО3

при участии в судебном заседании :

от истца

ООО "ТЖС"

представитель не явился, извещен,

от ответчика

АО "Тамбовские коммунальные системы"

представитель не явился, извещен,

От третьих лиц:

МО ГО город Тамбов в лице администрации города Тамбова

представитель не явился, извещен,

Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области

представитель не явился, извещен,

Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Тамбов

представитель не явился, извещен

ПАО "Квадра" - "Тамбовская генерация"

представитель не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Тамбовские коммунальные системы" на решение  Арбитражного суда Тамбовской области  от 21.06.2018 и  постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда  от 26.11.2018  по делу № А64-7903/2016,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Тамбовский Жилищный Стандарт" (далее - ООО "ТЖС", истец) обратилось  с иском к акционерному обществу "Тамбовские коммунальные системы" в лице филиала "Тамбовводоканал" (далее - АО "Тамбовские коммунальные системы", ответчик) о взыскании убытков в сумме 3 282 472, 05 руб. (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ)

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное образование городской округ город Тамбов в лице администрации города Тамбова (далее - администрация города Тамбова), управление государственного жилищного надзора Тамбовской области (далее - управление государственного жилищного надзора Тамбовской области), комитет по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова (далее - комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Тамбова), публичное акционерное общество "Квадра - Генерирующая компания" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Тамбовская генерация" (далее - ПАО "Квадра").

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 21.06.2018, оставленным без изменения  постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2018, исковые требования удовлетворены в части  взыскания  с АО "Тамбовские коммунальные системы" в пользу ООО "ТЖС" 1 259 567, 44 руб. убытков. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Считая принятые по делу судебные акты незаконными, а  выводы суда не соответствующими фактическим обстоятельствам дела, АО "Тамбовские коммунальные системы" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.

По мнению  заявителя жалобы, спорные канализационные сети, находящиеся по ул.Пролетарская, 2, ул.Сенько, ул. Моршанское шоссе, ул.      2-ая ФИО4, ул. ФИО8 не принадлежат ответчику ни на каком праве, вследствие чего   обязанность по их обслуживанию, а также ответственность  за причинение ущерба истцу  в связи с техническим состоянием  данных сетей у ответчика отсутствует.

Как указал заявитель жалобы, он осуществляет эксплуатацию и техническое  обслуживание объектов  водоснабжения и водоотведения -муниципальных сетей  водопровода и канализации по договору аренды имущества  № 2 от 07.10.2005, согласно которому  ответчик принял по передаточному акту в аренду  муниципальное имущество в соответствии с приложением  к договору.

Кроме того, перечень муниципального имущества, переданного  ответчику  в аренду, определен  решением Тамбовской городской Думы  от 20.07.2005 № 26.

Комитет по управлению  муниципальным имуществом города  администрации города Тамбова Тамбовской области   в  письменном отзыве на кассационную жалобу с доводами ответчика   не согласился, указав, что  принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными.

Как указано в отзыве,  на основании  пункта 2.3 Соглашения  о порядке взаимодействия от 28.12.2009 № 01-11-126/9, заключенного между ответчиком и администрацией города Тамбова Тамбовской области,  АО "Тамбовские коммунальные системы" обязано обеспечить  бесперебойное теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение  в границах зоны обслуживания, в том числе, в случае обнаружения в зоне ответственности  уличных сетей и объектов инженерной инфраструктуры, не числящихся в аренде или собственности, через которые поставляются  коммунальные ресурсы (вода, тепло, электроэнергия) и осуществляется водоотведение, при  необходимости выполнить  аварийно-спасательные  работы.

Кроме того, постановлением  администрации города Тамбова Тамбовской области    от 06.07.2015 № 5186 "Об определении гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения  и водоотведения городского округа - город Тамбов"  АО "Тамбовские коммунальные системы" определено гарантирующей  организацией  для централизованной системы  холодного водоснабжения и водоотведения городского округа  - город Тамбов, зоной деятельности которого  является  территория городского округа.

В отзыве также   указано на то, что  ответчик  в спорный период являлся единственной  ресурсоснабжающей организацией  на территории муниципального  образования - город Тамбов, эксплуатирующий сети водоотведения, в том числе,  и те,  собственник у которых отсутствует.

Другие лица, участвующие в деле, письменные отзывы не представили.

В силу части 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее , судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене исходя из следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судами первой и  апелляционной инстанции, ООО "ТЖС" осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными по адресам: <...>

В апреле 2016 года произошел прорыв канализационного коллектора на перекрестке ул. Б. Васильева и ул. Куйбышева города Тамбова, находящегося в зоне эксплуатационной ответственности АО "Тамбовские коммунальные системы", в результате чего произошло подтопление сточными водами подвальных помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "ТЖС", что подтверждается актами комиссионных обследований.

Как указывает истец, попадание сточных вод в подвальные помещения причинило ущерб общему имуществу многоквартирных домов. В зоне подтопления оказались проходящие через подвальные помещения внутридомовые инженерные коммуникации, а также приборы учета коммунальных ресурсов. Вследствие поступления канализационных стоков в подвалы жилых многоквартирных домов были нарушены санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации жилых помещений, что, в свою очередь, явилось основанием для привлечения ООО "ТЖС" к административной ответственности.

По расчету истца размер убытков, понесенных ООО "ТЖС", составил      3 282 472, 05 руб.

Полагая, что ущерб имуществу вышеуказанных многоквартирных домов был причинен в результате противоправного бездействия АО "Тамбовские коммунальные системы",  которое не осуществляло должным образом  свои обязанности по контролю за техническим состоянием  инженерных коммуникаций, истец обратился в суд с настоящим иском .

Рассматривая спор по существу и частично удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой и апелляционной инстанции, оценив по правилам главы 7 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства,  руководствуясь статьями 8, 15, 401, 1064,  1082  Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также  разъяснениями, приведенными в п. 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации",  пришел к выводу о  наличии причинно-следственной связи между  допущенным АО "Тамбовские коммунальные системы" бездействием  и причиненным  истцу ущербом в размере  1 259 567 руб. 44 коп.

При этом  судом  признаны  обоснованными  расходы истца на: 1) услуги по уборке подвальных помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: <...>, на общую сумму 220 455 руб., необходимость проведения которой было обусловлено промоканием грунта в подвалах сточными водами, и, как следствие, необходимостью замены грунта, 2) выполнение работ по обследованию технического состояния подвальных помещений после произошедшего затопления в размере 15 000 руб., которые ООО "ТЖС" понесло в связи с необходимостью определения технического состояния строительных конструкций спорного многоквартирного дома № 6 по ул. ФИО5 после произошедшего затопления подвалов, 3) выполнение восстановительного ремонта системы отопления в многоквартирном доме № 4, по ул. 2-я ФИО5, стоимостью 927 727 руб., 4) приобретение  ООО "ТЖС" преобразователей в сумме 86 385, 44 руб.

Суд кассационной инстанции считает  указанные выводы  соответствующими нормам материального права и установленным по делу обстоятельствам.

Лицо, требующее возмещение убытков, должно доказать факт причинения убытков, их размер, противоправность поведения причинителя ущерба и причинно-следственную связь между виновными действиями данного лица и наступившим вредом. Недоказанность одного из элементов состава правонарушения является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении убытков.

Как следует из материалов дела, факт затопления подвальных помещений, расположенных в спорных многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "ТЖС",   подтверждается  актами обследований от 30.08.2016,  от 31.08.2016, от 01.09.2016, от 02.09.2016; протоколом встречи Главы  г. Тамбова ФИО6  с жителями многоквартирных домов, расположенных по ул. 2-я ФИО5, ул.ФИО8, Моршанское шоссе от 18.09.2016;  актами  комиссионного обследования от 20.04.2016, от 29.04.2016, от 12.08.2016, от 01.09.2016, от 27.09.2016, от 28.09.2016,  а также  заключением эксперта Автономной некоммерческой организации "Строительная Судебно-Экспертная Лаборатория" ФИО7          № 616/50 от 28.11.2017,  согласно которому затопление канализационными водами подвальных помещений, расположенных в многоквартирных домах по адресам: <...>,  произошло по  причине  ненадлежащего содержания ответчиком канализационных сетей, используемых им при осуществлении коммерческой деятельности.

Выводы эксперта ответчиком не опровергнуты, о проведении повторной или дополнительной экспертизы не заявлено (ч. 2 ст. 9 АПК РФ).

Как установлено судом, 07.10.2005 между администрацией города Тамбова (арендодатель) и ОАО "Тамбовские коммунальные системы" (в настоящее время АО "Тамбовские коммунальные системы", арендатор) были  заключены договоры аренды недвижимого имущества № 2 и № 3, в соответствии с которыми АО "Тамбовские коммунальные системы" по акту приема-передачи от 07.10.2005 было передано в аренду муниципальное имущество (объекты инженерной инфраструктуры) для оказания услуг по водоснабжению и водоотведению на территории города Тамбова,  в том числе канализационные сети по ул. Б. Васильева, 5, 8А, 10А, 12, 16, 18, 20; по ул. ФИО8, 10, 10А,  по ул. Моршанское шоссе, 16Б, 28А (приложение № 1 к договору аренды № 2 от 07.10.2005)

В силу п. 7.1 договора аренды недвижимое имущество, перечисленное в Приложении № 1, право собственности арендодателя на которое зарегистрировано в установленном порядке после заключения сторонами в отношении такого имущества договора краткосрочной аренды, подлежит передаче арендатору в арендное владение и пользование с заключением сторонами договора аренды указанного имущества на 25 лет на условиях настоящего договора.

В период возникновения аварийной ситуации договор аренды № 2 от 07.10.2005 являлся действующим. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Согласно  пункту 2 статьи 616  ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

Условиями договора аренды на арендатора возложена обязанность в течение всего срока действия договора поддерживать имущество в надлежащем техническом состоянии, включая его текущий и капитальный ремонт; не совершать действий, способных вызвать повреждения или разрушения имущества; нести расходы, связанные с эксплуатацией арендованного имущества; проводить текущий ремонт арендованного имущества за счет собственных средств (п. 3.2.5 договора).

Подпунктом "в" п. 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила № 644), на организацию водопроводно-канализационного хозяйства возложена обязанность обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах эксплуатационной ответственности такой организации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов.

Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана своевременно ликвидировать аварии и повреждения на централизованных системах холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке и сроки, которые установлены нормативно-технической документацией (подп. "г" п. 34 Правил № 644).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - ФЗ "О водоснабжении и водоотведении") собственники и иные законные владельцы централизованных систем водоотведения принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Из анализа приведенных норм права следует, что обязанность по обеспечению эксплуатации водопроводных и канализационных сетей, находящихся в границах эксплуатационной ответственности возлагается в силу закона на организацию, осуществляющую водоотведение.

Оспаривая принятые по делу судебные акты в указанной части, заявитель жалобы ссылается на то, что  ему не принадлежат на каком бы то ни было праве   спорные сети - канализационные сети по ул. Моршанское шоссе, 2-я ФИО5, ФИО8, поскольку  в договоре аренды отсутствуют и не учитывались при утверждении тарифа, в связи с чем  он не должен нести ответственность за их содержание.

Между тем, указанный довод был предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций и получил надлежащую оценку.

Как установлено судом, на основании решения Тамбовской городской Думы от 20.07.2005 № 26 между АО "Тамбовские коммунальные системы" и муниципальным образованием городской округ - город Тамбов заключены договор аренды недвижимого имущества № 2 (краткосрочный) и № 3 (долгосрочный) от 07.10.2005, на основании которых АО "Тамбовские коммунальные системы" арендует муниципальное имущество (объекты инженерной инфраструктуры) для оказания услуг по энергоснабжению, теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению на территории г. Тамбова согласно перечням имущества, являющимся приложениями к договорам. Между сторонами подписан акт приема - передачи имущества от 07.10.2005.

В соответствии с соглашением о порядке взаимодействия от 28.12.2009 № 01-11126/9, заключенным между муниципальным образованием город Тамбов и АО "Тамбовские коммунальные системы", зоной обслуживания потребителей АО "Тамбовские коммунальные системы" является административная граница муниципального образования - город Тамбов.

В соответствии с п. 2.3 данного соглашения АО "Тамбовские коммунальные системы" в случае обнаружения в зоне ответственности уличных сетей и объектов инженерной инфраструктуры, не числящихся в аренде или собственности, через которые поставляются коммунальные ресурсы и осуществляется водоотведение, при необходимости выполняет аварийно - восстановительные работы.

Как правильно указал суд, непринятие органами местного самоуправления мер по учету спорных сетей  свидетельствует о том, что   этот объект обладает  признаками бесхозяйной вещи (п. 1 ст. 225 ГК РФ).

Как установлено судом, согласно Постановлению администрации        г. Тамбова от 06.07.2015  № 5186   АО "Тамбовские коммунальные системы" определено в качестве гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения городского округа - город Тамбов. Зоной деятельности гарантирующей организации, в соответствии с указанным постановлением, является территория городского округа - город Тамбов.

Гарантирующей организацией в силу ч. 6 ст. 2 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" признается организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

Положениями ст. 12 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации.

Из системного толкования частей 5 и 6  статьи 8 и статьи 32 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", а также с учетом  позиции  Верховного суда Российской Федерации, приведенной в Определении от 25.10.2017 № 310-ЭС17-10494 по делу № А23-5420/2016, следует, что АО "Тамбовские коммунальные системы",  как гарантирующая организация, эксплуатирующая водопроводные сети (в том числе и те, собственник у которых отсутствует), и оказывающая на возмездной основе в соответствии с утвержденным тарифом жителям г. Тамбова услуги по водоснабжению и водоотведению, в случае возникновения аварийных ситуаций на объектах водопроводно-канализационного хозяйства обязана принимать все необходимые меры по их устранению и нести соответствующие затраты.

Тем самым  на АО "Тамбовские коммунальные системы", как гарантирующую организацию  для централизованной  системы  холодного водоснабжения и водоотведения, возложена обязанность по надлежащему содержанию, обслуживанию и поддержанию в исправном состоянии канализационных сетей в пределах муниципального образования г.Тамбов,  в том числе и спорных,  необходимых для надлежащего осуществления коммерческой деятельности в качестве  гарантирующей организации,  в связи  с чем является обоснованным  вывод суда о том, что канализационный коллектор, прорыв которого послужил причиной затопления подвальных помещений спорных многоквартирных домов, находится в пределах границ эксплуатационной ответственности АО "Тамбовские коммунальные системы" .

ООО "ТЖС" также заявлено требование о взыскании убытков в виде расходов на оплату административных штрафов в общей сумме 40 000 руб., в подтверждение несения которых в отношении многоквартирных домов по адресам: <...>, истцом в материалы дела представлены соответствующие  постановления Управления Росприроднадзора по Тамбовской области о назначении административного наказания, а также  платежные документы, свидетельствующие об уплате штрафов на общую сумму  40 000 руб.

Вместе с тем, суд , оценив  представленные доказательства, пришел к выводу о том, что  наличие причинно-следственной связи между убытками истца в виде оплаты административного штрафа и виной ответчика в произошедшем затоплении подвалов  подтверждается постановлением Управления Росприроднадзора по Тамбовской области № 655 от 11.08.2016,  из  содержания  которого следует, что основанием для привлечения ООО "ТЖС" к административной ответственности явилось неисполнение обществом обязанности по соблюдению требований санитарного законодательства в отношении многоквартирных домов № 6Б, № 6В по ул. Моршанское шоссе в г. Тамбове, ввиду затопления подвальных помещений в указанных жилых домах.

Причиной затопления согласно пояснениям представителя ООО "ТЖС", изложенным в названном постановлении, явилась неработоспособность коллекторов канализации в районе ул. Б. Васильева, Рабочая, Володарского, Куйбышева вследствие их провала.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ООО "ТЖС" постановлением Управления Росприроднадзора по Тамбовской области о назначении административного наказания № 655 от 11.08.2016 обществу было назначено наказание в виде штрафа на сумму 10 000 руб., который правомерно был взыскан с ответчика  в качестве убытков.

В остальной части несения расходов по оплате административных штрафов  в общей сумме 30 000 рублей на основании постановлений Управления Росприроднадзора по Тамбовской области  № 259 от 02.04.2015, №325/16ск от 31.05.2016, № 999 от 24.11.2015 в отношении  многоквартирных домов по ул. 2-ая ФИО5, 4, 6 судом  не установлено причинно-следственная связь между произошедшим событием и убытками истца, в связи с чем в указанной части в иске отказано.

Таким образом, законных оснований для отмены  обжалуемых судебных актов не имеется, в связи с чем    кассационная жалоба удовлетворению не подлежит .

Приведенные заявителем   в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права и не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций,  а направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено и оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части  1 статьи 287, статьей   289    Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л :

решение  Арбитражного суда Тамбовской области  от 21.06.2018 и  постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда  от 26.11.2018  по делу № А64-7903/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и  может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.

Председательствующий

ФИО1

Судьи

ФИО2

ФИО3