АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
15 апреля 2019 года | Дело № А64-7903/2016 |
г.Калуга |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 апреля 2019 года
Постановление в полном объеме изготовлено 15 апреля 2019 года
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Судей | ФИО1 ФИО2 ФИО3 | |||||
при участии в судебном заседании : | ||||||
от истца ООО "ТЖС" | представитель не явился, извещен, | |||||
от ответчика АО "Тамбовские коммунальные системы" | представитель не явился, извещен, | |||||
От третьих лиц: МО ГО город Тамбов в лице администрации города Тамбова | представитель не явился, извещен, | |||||
Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области | представитель не явился, извещен, | |||||
Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Тамбов | представитель не явился, извещен | |||||
ПАО "Квадра" - "Тамбовская генерация" | представитель не явился, извещен, | |||||
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Тамбовские коммунальные системы" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 21.06.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2018 по делу № А64-7903/2016,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Тамбовский Жилищный Стандарт" (далее - ООО "ТЖС", истец) обратилось с иском к акционерному обществу "Тамбовские коммунальные системы" в лице филиала "Тамбовводоканал" (далее - АО "Тамбовские коммунальные системы", ответчик) о взыскании убытков в сумме 3 282 472, 05 руб. (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ)
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное образование городской округ город Тамбов в лице администрации города Тамбова (далее - администрация города Тамбова), управление государственного жилищного надзора Тамбовской области (далее - управление государственного жилищного надзора Тамбовской области), комитет по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова (далее - комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Тамбова), публичное акционерное общество "Квадра - Генерирующая компания" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Тамбовская генерация" (далее - ПАО "Квадра").
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 21.06.2018, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2018, исковые требования удовлетворены в части взыскания с АО "Тамбовские коммунальные системы" в пользу ООО "ТЖС" 1 259 567, 44 руб. убытков. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Считая принятые по делу судебные акты незаконными, а выводы суда не соответствующими фактическим обстоятельствам дела, АО "Тамбовские коммунальные системы" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
По мнению заявителя жалобы, спорные канализационные сети, находящиеся по ул.Пролетарская, 2, ул.Сенько, ул. Моршанское шоссе, ул. 2-ая ФИО4, ул. ФИО8 не принадлежат ответчику ни на каком праве, вследствие чего обязанность по их обслуживанию, а также ответственность за причинение ущерба истцу в связи с техническим состоянием данных сетей у ответчика отсутствует.
Как указал заявитель жалобы, он осуществляет эксплуатацию и техническое обслуживание объектов водоснабжения и водоотведения -муниципальных сетей водопровода и канализации по договору аренды имущества № 2 от 07.10.2005, согласно которому ответчик принял по передаточному акту в аренду муниципальное имущество в соответствии с приложением к договору.
Кроме того, перечень муниципального имущества, переданного ответчику в аренду, определен решением Тамбовской городской Думы от 20.07.2005 № 26.
Комитет по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова Тамбовской области в письменном отзыве на кассационную жалобу с доводами ответчика не согласился, указав, что принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными.
Как указано в отзыве, на основании пункта 2.3 Соглашения о порядке взаимодействия от 28.12.2009 № 01-11-126/9, заключенного между ответчиком и администрацией города Тамбова Тамбовской области, АО "Тамбовские коммунальные системы" обязано обеспечить бесперебойное теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение в границах зоны обслуживания, в том числе, в случае обнаружения в зоне ответственности уличных сетей и объектов инженерной инфраструктуры, не числящихся в аренде или собственности, через которые поставляются коммунальные ресурсы (вода, тепло, электроэнергия) и осуществляется водоотведение, при необходимости выполнить аварийно-спасательные работы.
Кроме того, постановлением администрации города Тамбова Тамбовской области от 06.07.2015 № 5186 "Об определении гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения городского округа - город Тамбов" АО "Тамбовские коммунальные системы" определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения городского округа - город Тамбов, зоной деятельности которого является территория городского округа.
В отзыве также указано на то, что ответчик в спорный период являлся единственной ресурсоснабжающей организацией на территории муниципального образования - город Тамбов, эксплуатирующий сети водоотведения, в том числе, и те, собственник у которых отсутствует.
Другие лица, участвующие в деле, письменные отзывы не представили.
В силу части 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее , судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанции, ООО "ТЖС" осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными по адресам: <...>
В апреле 2016 года произошел прорыв канализационного коллектора на перекрестке ул. Б. Васильева и ул. Куйбышева города Тамбова, находящегося в зоне эксплуатационной ответственности АО "Тамбовские коммунальные системы", в результате чего произошло подтопление сточными водами подвальных помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "ТЖС", что подтверждается актами комиссионных обследований.
Как указывает истец, попадание сточных вод в подвальные помещения причинило ущерб общему имуществу многоквартирных домов. В зоне подтопления оказались проходящие через подвальные помещения внутридомовые инженерные коммуникации, а также приборы учета коммунальных ресурсов. Вследствие поступления канализационных стоков в подвалы жилых многоквартирных домов были нарушены санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации жилых помещений, что, в свою очередь, явилось основанием для привлечения ООО "ТЖС" к административной ответственности.
По расчету истца размер убытков, понесенных ООО "ТЖС", составил 3 282 472, 05 руб.
Полагая, что ущерб имуществу вышеуказанных многоквартирных домов был причинен в результате противоправного бездействия АО "Тамбовские коммунальные системы", которое не осуществляло должным образом свои обязанности по контролю за техническим состоянием инженерных коммуникаций, истец обратился в суд с настоящим иском .
Рассматривая спор по существу и частично удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой и апелляционной инстанции, оценив по правилам главы 7 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 8, 15, 401, 1064, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также разъяснениями, приведенными в п. 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пришел к выводу о наличии причинно-следственной связи между допущенным АО "Тамбовские коммунальные системы" бездействием и причиненным истцу ущербом в размере 1 259 567 руб. 44 коп.
При этом судом признаны обоснованными расходы истца на: 1) услуги по уборке подвальных помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: <...>, на общую сумму 220 455 руб., необходимость проведения которой было обусловлено промоканием грунта в подвалах сточными водами, и, как следствие, необходимостью замены грунта, 2) выполнение работ по обследованию технического состояния подвальных помещений после произошедшего затопления в размере 15 000 руб., которые ООО "ТЖС" понесло в связи с необходимостью определения технического состояния строительных конструкций спорного многоквартирного дома № 6 по ул. ФИО5 после произошедшего затопления подвалов, 3) выполнение восстановительного ремонта системы отопления в многоквартирном доме № 4, по ул. 2-я ФИО5, стоимостью 927 727 руб., 4) приобретение ООО "ТЖС" преобразователей в сумме 86 385, 44 руб.
Суд кассационной инстанции считает указанные выводы соответствующими нормам материального права и установленным по делу обстоятельствам.
Лицо, требующее возмещение убытков, должно доказать факт причинения убытков, их размер, противоправность поведения причинителя ущерба и причинно-следственную связь между виновными действиями данного лица и наступившим вредом. Недоказанность одного из элементов состава правонарушения является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении убытков.
Как следует из материалов дела, факт затопления подвальных помещений, расположенных в спорных многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "ТЖС", подтверждается актами обследований от 30.08.2016, от 31.08.2016, от 01.09.2016, от 02.09.2016; протоколом встречи Главы г. Тамбова ФИО6 с жителями многоквартирных домов, расположенных по ул. 2-я ФИО5, ул.ФИО8, Моршанское шоссе от 18.09.2016; актами комиссионного обследования от 20.04.2016, от 29.04.2016, от 12.08.2016, от 01.09.2016, от 27.09.2016, от 28.09.2016, а также заключением эксперта Автономной некоммерческой организации "Строительная Судебно-Экспертная Лаборатория" ФИО7 № 616/50 от 28.11.2017, согласно которому затопление канализационными водами подвальных помещений, расположенных в многоквартирных домах по адресам: <...>, произошло по причине ненадлежащего содержания ответчиком канализационных сетей, используемых им при осуществлении коммерческой деятельности.
Выводы эксперта ответчиком не опровергнуты, о проведении повторной или дополнительной экспертизы не заявлено (ч. 2 ст. 9 АПК РФ).
Как установлено судом, 07.10.2005 между администрацией города Тамбова (арендодатель) и ОАО "Тамбовские коммунальные системы" (в настоящее время АО "Тамбовские коммунальные системы", арендатор) были заключены договоры аренды недвижимого имущества № 2 и № 3, в соответствии с которыми АО "Тамбовские коммунальные системы" по акту приема-передачи от 07.10.2005 было передано в аренду муниципальное имущество (объекты инженерной инфраструктуры) для оказания услуг по водоснабжению и водоотведению на территории города Тамбова, в том числе канализационные сети по ул. Б. Васильева, 5, 8А, 10А, 12, 16, 18, 20; по ул. ФИО8, 10, 10А, по ул. Моршанское шоссе, 16Б, 28А (приложение № 1 к договору аренды № 2 от 07.10.2005)
В силу п. 7.1 договора аренды недвижимое имущество, перечисленное в Приложении № 1, право собственности арендодателя на которое зарегистрировано в установленном порядке после заключения сторонами в отношении такого имущества договора краткосрочной аренды, подлежит передаче арендатору в арендное владение и пользование с заключением сторонами договора аренды указанного имущества на 25 лет на условиях настоящего договора.
В период возникновения аварийной ситуации договор аренды № 2 от 07.10.2005 являлся действующим. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Согласно пункту 2 статьи 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Условиями договора аренды на арендатора возложена обязанность в течение всего срока действия договора поддерживать имущество в надлежащем техническом состоянии, включая его текущий и капитальный ремонт; не совершать действий, способных вызвать повреждения или разрушения имущества; нести расходы, связанные с эксплуатацией арендованного имущества; проводить текущий ремонт арендованного имущества за счет собственных средств (п. 3.2.5 договора).
Подпунктом "в" п. 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила № 644), на организацию водопроводно-канализационного хозяйства возложена обязанность обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах эксплуатационной ответственности такой организации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов.
Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана своевременно ликвидировать аварии и повреждения на централизованных системах холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке и сроки, которые установлены нормативно-технической документацией (подп. "г" п. 34 Правил № 644).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - ФЗ "О водоснабжении и водоотведении") собственники и иные законные владельцы централизованных систем водоотведения принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Из анализа приведенных норм права следует, что обязанность по обеспечению эксплуатации водопроводных и канализационных сетей, находящихся в границах эксплуатационной ответственности возлагается в силу закона на организацию, осуществляющую водоотведение.
Оспаривая принятые по делу судебные акты в указанной части, заявитель жалобы ссылается на то, что ему не принадлежат на каком бы то ни было праве спорные сети - канализационные сети по ул. Моршанское шоссе, 2-я ФИО5, ФИО8, поскольку в договоре аренды отсутствуют и не учитывались при утверждении тарифа, в связи с чем он не должен нести ответственность за их содержание.
Между тем, указанный довод был предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций и получил надлежащую оценку.
Как установлено судом, на основании решения Тамбовской городской Думы от 20.07.2005 № 26 между АО "Тамбовские коммунальные системы" и муниципальным образованием городской округ - город Тамбов заключены договор аренды недвижимого имущества № 2 (краткосрочный) и № 3 (долгосрочный) от 07.10.2005, на основании которых АО "Тамбовские коммунальные системы" арендует муниципальное имущество (объекты инженерной инфраструктуры) для оказания услуг по энергоснабжению, теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению на территории г. Тамбова согласно перечням имущества, являющимся приложениями к договорам. Между сторонами подписан акт приема - передачи имущества от 07.10.2005.
В соответствии с соглашением о порядке взаимодействия от 28.12.2009 № 01-11126/9, заключенным между муниципальным образованием город Тамбов и АО "Тамбовские коммунальные системы", зоной обслуживания потребителей АО "Тамбовские коммунальные системы" является административная граница муниципального образования - город Тамбов.
В соответствии с п. 2.3 данного соглашения АО "Тамбовские коммунальные системы" в случае обнаружения в зоне ответственности уличных сетей и объектов инженерной инфраструктуры, не числящихся в аренде или собственности, через которые поставляются коммунальные ресурсы и осуществляется водоотведение, при необходимости выполняет аварийно - восстановительные работы.
Как правильно указал суд, непринятие органами местного самоуправления мер по учету спорных сетей свидетельствует о том, что этот объект обладает признаками бесхозяйной вещи (п. 1 ст. 225 ГК РФ).
Как установлено судом, согласно Постановлению администрации г. Тамбова от 06.07.2015 № 5186 АО "Тамбовские коммунальные системы" определено в качестве гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения городского округа - город Тамбов. Зоной деятельности гарантирующей организации, в соответствии с указанным постановлением, является территория городского округа - город Тамбов.
Гарантирующей организацией в силу ч. 6 ст. 2 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" признается организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
Положениями ст. 12 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации.
Из системного толкования частей 5 и 6 статьи 8 и статьи 32 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", а также с учетом позиции Верховного суда Российской Федерации, приведенной в Определении от 25.10.2017 № 310-ЭС17-10494 по делу № А23-5420/2016, следует, что АО "Тамбовские коммунальные системы", как гарантирующая организация, эксплуатирующая водопроводные сети (в том числе и те, собственник у которых отсутствует), и оказывающая на возмездной основе в соответствии с утвержденным тарифом жителям г. Тамбова услуги по водоснабжению и водоотведению, в случае возникновения аварийных ситуаций на объектах водопроводно-канализационного хозяйства обязана принимать все необходимые меры по их устранению и нести соответствующие затраты.
Тем самым на АО "Тамбовские коммунальные системы", как гарантирующую организацию для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения, возложена обязанность по надлежащему содержанию, обслуживанию и поддержанию в исправном состоянии канализационных сетей в пределах муниципального образования г.Тамбов, в том числе и спорных, необходимых для надлежащего осуществления коммерческой деятельности в качестве гарантирующей организации, в связи с чем является обоснованным вывод суда о том, что канализационный коллектор, прорыв которого послужил причиной затопления подвальных помещений спорных многоквартирных домов, находится в пределах границ эксплуатационной ответственности АО "Тамбовские коммунальные системы" .
ООО "ТЖС" также заявлено требование о взыскании убытков в виде расходов на оплату административных штрафов в общей сумме 40 000 руб., в подтверждение несения которых в отношении многоквартирных домов по адресам: <...>, истцом в материалы дела представлены соответствующие постановления Управления Росприроднадзора по Тамбовской области о назначении административного наказания, а также платежные документы, свидетельствующие об уплате штрафов на общую сумму 40 000 руб.
Вместе с тем, суд , оценив представленные доказательства, пришел к выводу о том, что наличие причинно-следственной связи между убытками истца в виде оплаты административного штрафа и виной ответчика в произошедшем затоплении подвалов подтверждается постановлением Управления Росприроднадзора по Тамбовской области № 655 от 11.08.2016, из содержания которого следует, что основанием для привлечения ООО "ТЖС" к административной ответственности явилось неисполнение обществом обязанности по соблюдению требований санитарного законодательства в отношении многоквартирных домов № 6Б, № 6В по ул. Моршанское шоссе в г. Тамбове, ввиду затопления подвальных помещений в указанных жилых домах.
Причиной затопления согласно пояснениям представителя ООО "ТЖС", изложенным в названном постановлении, явилась неработоспособность коллекторов канализации в районе ул. Б. Васильева, Рабочая, Володарского, Куйбышева вследствие их провала.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ООО "ТЖС" постановлением Управления Росприроднадзора по Тамбовской области о назначении административного наказания № 655 от 11.08.2016 обществу было назначено наказание в виде штрафа на сумму 10 000 руб., который правомерно был взыскан с ответчика в качестве убытков.
В остальной части несения расходов по оплате административных штрафов в общей сумме 30 000 рублей на основании постановлений Управления Росприроднадзора по Тамбовской области № 259 от 02.04.2015, №325/16ск от 31.05.2016, № 999 от 24.11.2015 в отношении многоквартирных домов по ул. 2-ая ФИО5, 4, 6 судом не установлено причинно-следственная связь между произошедшим событием и убытками истца, в связи с чем в указанной части в иске отказано.
Таким образом, законных оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит .
Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права и не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, а направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено и оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 21.06.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2018 по делу № А64-7903/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий | ФИО1 |
Судьи | ФИО2 ФИО3 |