АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
28 декабря 2020 года г.Калуга | Дело №А64-7991/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2020 года. Постановление в полном объеме изготовлено 28 декабря 2020года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Бессоновой Е.В.,
судей Ермакова М.Н., Леоновой Л.В.,
при ведении протокола
судебного заседания помощником судьи Дорониной Л.А.
при участии представителей:
от администрации Тамбовского района Тамбовской области – ФИО1 по доверенности от 24.07.2020, копия диплома;
от общества с ограниченной ответственностью "Стройсталь - не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области, кассационную жалобу администрации Тамбовского района Тамбовской области на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 сентября 2020 по делу № А64-7991/2019,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Стройсталь - Тамбовский завод металлических конструкций" (далее - ООО "Стройсталь - Тамбовский завод металлических конструкций", общество) в лице конкурсного управляющего ФИО2 обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации Тамбовского района Тамбовской области (далее- администрация) о признании незаконным бездействия по отказу в приеме документов, об обязании принять документы.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 20.05.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2020 решение Арбитражного суда Тамбовской области от 20.05.2020 отменено, принят новый судебный акт об удовлетворении требований. Бездействие администрации Тамбовского района Тамбовской области по отказу в приеме документов по личному составу бывших работников общества с ограниченной ответственностью "Стройсталь - Тамбовский завод металлических конструкций" признано незаконным. Суд обязал принять документы по личному составу бывших работников общества с ограниченной ответственностью "Стройсталь - Тамбовский завод металлических конструкций" в архивный отдел при администрации Тамбовского района Тамбовской области.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, администрация обратилась в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции. По мнению кассатора, судом апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального права.
Определениями Арбитражного суда Центрального округа от 24.11.2020 судебное разбирательство откладывалось до 24.12.2020.
В настоящем судебном заседании, проведенном посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии суда Тамбовской области, представитель администрации поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе и дополнительно представленных письменных пояснениях.
Иные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей ни в суд округа, ни в арбитражный суд Тамбовской области не обеспечили; от общества в лице конкурсного управляющего поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей указанных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Из материалов дела следует и установлено судами, 16.12.2015 решением Арбитражного суда Тамбовской области по делу N А64-4638/2015 ООО "Стройсталь - Тамбовский завод металлических конструкций" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре, применяемой в деле о банкротстве к ликвидируемому должнику. Конкурсным управляющим утвержден ФИО2
В рамках исполнения своих обязанностей, возложенных на конкурсного управляющего частью 2 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" ФИО2 сформировал архивные документы для их направления на хранение, в которые вошли: учредительные и распорядительные документы по руководству основной деятельностью (Устав, протоколы, положения, приказы) за июль 2005 - февраль 2015 г.; трудовые договоры; книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним; приказы руководителя общества с ограниченной ответственностью по основной деятельности (с приложениями); журналы регистрации приказов руководителя по личному составу; графики сменности работников с вредными условиями труда; приказы руководителя общества с ограниченной ответственностью о предоставлении декретного отпуска, пособия по беременности и родам, единовременного пособия при рождении, отпуска по уходу за ребенком и приложения к ним; расчетно-платежные ведомости по заработной плате работников; приказы руководителя общества с ограниченной ответственностью по личному составу о приеме, о переводе, о перемещении, об увольнении с приложениями к ним; табели учета рабочего времени работников с вредными условиями; табели и наряды работников с вредными условиями труда; приказы руководителя общества с ограниченной ответственностью по основной деятельности о внесении изменений в организационную структуру и штатное расписание; личные карточки работников; невостребованные трудовые книжки, удостоверения, сертификаты о специальной подготовке, удостоверения об аттестации по знаниям требований охраны труда.
С целью обеспечения хранения архивных документов ФИО2 неоднократно обращался в администрацию Тамбовского района Тамбовской области.
Так, в письме от 15.03.2019 N 2/1094 администрация отказала в приеме документов по причине отсутствия свободных площадей, значительным объемом документов и рекомендовала обратиться по вопросу хранения документов в ТОГБУ "ГАСПИТО".
23.03.2019 и 25.03.2019 администрация осуществила прием ФИО2 по вопросам приема в архив документов по личному составу и рассмотрения жалобы по приему в архив документов по личному составу. По итогам данных встреч оформлены протоколы N 1 и N 2, согласно которым по причине отсутствия договора между конкурсным управляющим и отделом культуры и архивного дела администрации, отсутствия свободных площадей отказано в приеме документов по личному составу ООО "Стройсталь - Тамбовский завод металлических конструкций" за 2005 - 2015 годы.
Впоследствии письмами от 26.06.2019 N 13659/3148, от 02.08.2019 N 2/7713 администрация указала ФИО2 на то, что считает рассмотрение вопроса о принятии документов преждевременным, а письмами от 21.11.2019 г. N 2/12003, от 09.12.2019 N 2/12389, от 09.12.2019 N 2/12390 администрация направляла конкурсному управляющему информацию и разъяснения по вопросам хранения документов.
Посчитав действия администрации по отказу в принятии документов на хранение незаконными, Общество в лице конкурсного управляющего обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, посчитал, что у администрации отсутствовала обязанность по приему спорных документов на хранение, принимая во внимание наличие заключенного между обществом и ТОГБУ "ГАСПИТО" договора о передаче архивных документов.
Суд апелляционной инстанции не согласился с его выводами, в силу следующего.
Основной круг обязанностей (полномочий) конкурсного управляющего определен в статьях 20.3, 129 Закона о банкротстве, невыполнение которых является основанием для признания действий (бездействия) конкурсного управляющего незаконными.
Согласно части 2 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсный управляющий обязан передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами.
Отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства регулируются Федеральным законом от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее - Закон об архивном деле).
Согласно статье 3 Закона об архивном деле архивное дело в Российской Федерации - это деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов.
Государственный архив - это федеральное государственное учреждение, создаваемое Правительством Российской Федерации (федеральный государственный архив), или государственное учреждение субъекта Российской Федерации (государственный архив субъекта Российской Федерации), которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов (пункт 10 статьи 3 Закона об архивном деле).
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона N 125-ФЗ документы по личному составу - это архивные документы, отражающие трудовые отношения работника с работодателем.
В силу части 10 статьи 23 Закона об архивном деле при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом.
Согласно пункту 3.9 положения "О порядке и сроках хранения документов акционерных обществ", утвержденного постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16.07.2003 N 03-33/пс, в случае ликвидации общества, если оно имело договор с учреждением системы Федеральной архивной службы России и часть его документов отнесена к составу Архивного фонда Российской Федерации, документы постоянного срока хранения и по личному составу передаются в соответствующий государственный архив.
Если договорных отношений с архивом не имелось, то в этом случае государственный архив обязан принять на хранение только документы по личному составу работников общества. Место хранения остальных документов определятся председателем ликвидационной комиссии или конкурсным управляющим.
Исходя из названной нормы законодатель предусмотрел обязанность приема на хранение перечисленных документов у ликвидируемых негосударственных организаций как государственными, так и муниципальными архивами, не установив при этом, что архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, подлежат хранению исключительно в государственных архивах либо исключительно в муниципальных архивах.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 125-ФЗ органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов осуществляют деятельность в области архивного дела согласно полномочиям по решению вопросов местного значения, установленным Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
Таким образом, Федеральным законом N 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов наделены отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципального образования, с передачей необходимых для осуществления данных полномочий материально-технических и финансовых средств.
Судом установлено и следует из материалов дела, что спорные документы, подлежащие передачи в архив относятся к документам по личному составу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции посчитал установленным, что между конкурсным управляющим заключен договор о передаче документов на хранение с ТОГБУ "ГАСПИТО", поэтому он мог реализовать свою обязанность о передаче документов на хранение с помощью указанной организации.
Действительно, архивные учреждения обеспечивают сохранность документов, их учет, использование, располагаются в специально построенных зданиях, в которых созданы оптимальные условия, соблюдаются нормативные режимы и правильное хранение документов, которое исключает их утрату и обеспечивает поддержание их в должном физическом состоянии. Ни положениями гражданского законодательства или иных нормативных правовых актов не предусмотрен безвозмездный характер договора хранения документов с подобным учреждением.
Тем не менее, в настоящем случае соответствующий договор, вопреки ошибочному выводу суда первой инстанции, заключен не был. Суд апелляционной инстанции установил, что в материалах настоящего дела имеется лишь проект договора о передаче документов между конкурсным управляющим ООО "Стройсталь - Тамбовский завод металлических конструкций" ФИО2 (заказчик) и ТОГБУ "ГАСПИТО" (исполнитель), на котором отсутствуют подписи как заказчика, так и исполнителя. Кроме того, в ответе на запрос суда апелляционной инстанции от 19.08.2020 N 01-64/310 ТОГБУ "ГАСПИТО" сообщило, что указанный договор от 15.01.2019 N 1 с заявителем не был согласован и не был подписан.
Именно по указанной причине конкурсным управляющим и было реализовано право на обращение в администрацию Тамбовского района Тамбовской области.
Установив, что на администрацию возложены функции по хранению, комплектованию (формированию), учету и использованию документов архивного фонда Тамбовской области, а также других архивных документов, учитывая источники комплектования муниципального архива (пункты 1.1., 3.2.7 Положения), принимая во внимание территориальное местонахождение общества -Тамбовская область, Тамбовский район, пос. Строитель, а также в целях соблюдения прав и законных интересов общества, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии у ответчика обязанности, принять на хранение документы общества по личному составу.
Такой правовой подход в полном объеме согласуется с правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда российской Федерации от 03.10.2016 N 305-ЭС16-4927, закрепившей, что отсутствие в настоящее время федеральных государственных архивов, имеющих реальную возможность осуществлять длительное хранение совокупности документов по личному составу, образующихся в результате деятельности всех федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся во всех субъектах Российской Федерации, не может расцениваться как обстоятельство, исключающее соблюдение прав и законных интересов бывших работников на получение соответствующей информации.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о том, что оспариваемое бездействие Администрации не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные требования.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 сентября 2020 по делу № А64-7991/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Е.В. Бессонова
Судьи М.Н. Ермаков
Л.В. Леонова