ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А64-8085/2023 от 06.02.2024 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

06 февраля 2024 года Дело №А64-8085/2023

город Воронеж

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

судьи

Песниной Н.А.

без вызова сторон в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

рассмотрев апелляционную жалобу Чурилова Сергея Егоровича на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 17.11.2023 (принято в виде резолютивной части 07.11.2023) по делу №А64-8085/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению Чурилова Сергея Егоровича к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской области (ОГРН 1046882304369, ИНН 6829007471) об отмене определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении,

третье лицо: акционерное общество «Почта России» (ОГРН 1197746000000, ИНН 7724490000),

УСТАНОВИЛ:

Чурилов Сергей Егорович (далее – заявитель, Чурилов С.Е.) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской области (далее – Управление Роскомнадзора по Тамбовской области, Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене определения от 01.09.2023 №ОО-68/3/31 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечено акционерное общество «Почта России» (далее –
АО «Почта России», Общество).

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 07.11.2023, принятым в виде резолютивной части, заявленные требования оставлены без удовлетворения.

17.11.2023 изготовлено мотивированное решение по делу.

Не согласившись с принятым судебным актом, Чурилов С.Е. обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В апелляционной жалобе ее заявитель ссылается на недопустимость вывода суда первой инстанции об истечении срока давности привлечения к административной ответственности на стадии оценки законности отказа в возбуждении дела об административном правонарушении.

В отзыве на апелляционную жалобу Управление Роскомнадзора по Тамбовской области оспаривает доводы заявителя жалобы.

В силу статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), а также пунктов 47, 49 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации №10 от 18.04.2017 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» настоящая апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в Управление Роскомнадзора по Тамбовской области из территориальных органов Роскомнадзора поступили обращения Чурилова С.Е. о привлечении АО «Почта России» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) по факту нарушения законодательства в сфере почтовой связи при пересылке почтовых отправлений с почтовыми идентификаторами 39297185456940, 39492131922511, 80102883946478, 39297185463733, 60000483166554, 12525282119929, 12525282120437, 30597184093665, 80094685917964, 39202084002631, 80101185034906, 80082585614533, 39297185453505, 39297185462811, 39380084801048, 80082585105598, 80101785233662, 12525282119882, 80104984203870, 24800084210896, 80094985225851, 68303283283714, 39297286218966, простых почтовых отправлений от 08.06.2023, от 22.06.2023 (л.д.19-106).

В ходе рассмотрения обращений административным органом установлено, что АО «Почта России» осуществляет лицензируемый вид деятельности – оказание услуг почтовой связи, на основании специального разрешения (лицензии) от 11.04.2018 №162571, выданной Роскомнадзором (регистрационный номер лицензии Л030-00114-77/00063784, присвоенный после 01.03.2022).

По представленным материалам (оболочкам почтовых отправлений) установлены признаки несоблюдения порядка обработки (штемпелевания) почтовых отправлений в части отсутствия оттиска календарного штемпеля на оборотной стороне конверта и нарушения контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, что является нарушением пунктов 4, 5 Нормативов частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативов ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольныхсроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденных приказом Минцифры России от 29.04.2022 №400, статьи 14 Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи», подпунктов «а», «в» пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 №234.

Определением Управления Роскомнадзора по Тамбовской области от 01.09.2023 №ОО-68/3/31 в возбуждении дела об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в отношении АО «Почта России» отказано в связи с отсутствием состава административного правонарушения с учетом части 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ и Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», которым ограничены правовые основания для проведения контрольных (надзорных) мероприятий (проверок), поскольку объективная оценка достаточности данных, указывающих на административное правонарушение, для решения вопроса о принятии мер административного воздействия, может быть осуществлена только по результатам проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия (проверки) (л.д.6-7).

Полагая данное определение незаконным, Чурилов С.Е. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Арбитражный суд Тамбовской области в удовлетворении заявленных требований отказал, усмотрев необоснованность выводов Управления Роскомнадзора по Тамбовской области об отсутствии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении
по поступившему от Чурилова С.Е. заявлению, однако установил обстоятельство истечения срока давности привлечения АО «Почта России» к административной ответственности,предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы ввиду следующего.

Статья 30.1 КоАП РФ закрепляет право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении, как и определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

При этом правом на обжалование наделен, в том числе, потерпевший по делу об административном правонарушении (часть 1 статьи 30.1 КоАП РФ).

Порядок рассмотрения дел об оспаривании решений (определений) об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, как и дел об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности определяется исходя из положений статьи 207 АПК РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6 статьи 210 АПК РФ).

Частью 4 статьи 210 АПК РФ установлено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с частью 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи.

В силу пунктов 2, 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, и сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса) выступают поводами к возбуждению дела об административном правонарушении.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 30.03.2021 №9-П указал, что связывая возможность возбуждения дела об административном правонарушении с наличием достаточных данных, указывающих на событие правонарушения, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях исключает возможность начала производства по делу, в частности, при отсутствии события или состава административного правонарушения (пункты 1 и 2 части 1 статьи 24.5). Соответственно, принятие процессуального решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в таковом по обращению заявителя требует, кроме прочего, проверки содержащихся в нем данных, указывающих на имевшее место административное правонарушение, и не предполагает, что это решение принимается по одному только факту поступления названного обращения.

В силу пунктов 1, 2, 3 статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, отнесены, в том числе, наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Отсутствие события административного правонарушения и (или) отсутствие состава административного правонарушения в силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ выступают обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Из приведенных правовых норм следует, что при разрешении вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении на основании поступившего сообщения (заявления) физического или юридического лица административный орган в пределах своих полномочий обязан проверить и оценить, содержатся ли в таком сообщении (заявлении) данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в области предпринимательской деятельности.

Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении лицом, имеющим специальное разрешение (лицензию), видом предпринимательской деятельности на основании указанного специального разрешения (лицензии), с нарушением лицензионных требований и условий.

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, является лицо, имеющее специальное разрешение (лицензию).

Субъективная сторона данного деяния для юридических лиц характеризуется виной, которая заключается в том, что лицом имеющим лицензию не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства при наличии такой возможности.

Как разъяснено в пункте 17 Постановления Пленума Верховного
Суда РФ от 24.10.2006 №18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ следует иметь в виду, что под
осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.

Правоотношения, возникающие между операторами почтовой связи и пользователями услуг почтовой связи, урегулированы Федеральным законом от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи», согласно статье 17 которого операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом «О связи».

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, предусматриваемых лицензиями, и соответствующие перечни лицензионных требований устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

Порядок лицензирования деятельности в области оказания услуг связи, осуществляемой юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, определен Положением о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 №2385 (далее – Положение), согласно пункту 5 которого лицензиат при осуществлении лицензируемого вида деятельности должен выполнять обязательные для соблюдения лицензионные требования осуществления деятельности в области оказания услуг связи в соответствии с перечнем согласно приложению №2.

Пунктом 5 в XX Перечень лицензионных требований, обязательных для соблюдения при осуществлении деятельности по оказанию услуг почтовой связи, являющийся приложением №2 к Положению, включено требование об оказании услуг в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Права и обязанности операторов почтовой связи общего пользования и пользователей услугами почтовой связи на момент пересылки спорных почтовых отправлений были установлены Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 №234, в силу подпунктов «а», «в» пункта 46 которых операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки, а также обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора (с 01.09.2023 Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Приказом Минцифры России от 17.04.2023 №382).

Приказом Минцифры России от 29.04.2022 №400 установлены Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативов ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции (далее Нормативы), согласно пункту 4 которых контрольные сроки пересылки внутренней письменной корреспонденции определяются по нанесенным в объектах почтовой связи по месту приема и доставки (назначения) почтовых отправлений оттискам календарных почтовых штемпелей и (или) сопроводительным документам.

В соответствии с пунктом 5 данных Нормативов контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) составляют: а) между городами федерального значения, административными центрами субъектов Российской Федерации исчисляются в календарных днях согласно приложению №1 к настоящим Нормативам (контрольный срок определяется в календарных днях на пересечении столбца и строки, в которых указаны города федерального значения, административные центры субъектов Российской Федерации, между которыми осуществляется пересылка письменной корреспонденции. При этом городом приема письменной корреспонденции считается город, указанный в первом столбце таблиц приложения №1 к настоящим Нормативам); б) на внутригородской территории городов федерального значения, на территориях административных центров субъектов Российской Федерации, административных центров муниципальных районов и городских округов - 2 календарных дня; в) между административным центром субъекта Российской Федерации и административными центрами муниципальных районов, городских округов на территории данного субъекта Российской Федерации - 2 календарных дня; г) между административным центром муниципального района, городского округа и поселениями, расположенными на территории данного муниципального района или городского округа, - 3 календарных дня; д) между административными центрами муниципальных районов, городскими округами, расположенными в пределах субъекта Российской Федерации, - 4 календарных дня.

Из фактических обстоятельств дела с учетом информации официального сайта АО «Почта России» об отслеживании почтовых отправлений и представленных доказательств усматривается:

почтовое отправление с почтовым идентификатором 39297185456940 было принято в отделении почтовой связи (далее – ОПС) 392000 Тамбов 09.06.2023 и прибыло в место вручения в ОПС 393812 Мезинец 16.06.2023, на оборотной стороне оболочки почтового отправления отсутствует оттиск календарного штемпеля;

почтовое отправление с почтовым идентификатором 39492131922511 было принято в ОПС 394009 Воронеж 08.06.2023 и прибыло в место вручения в ОПС 393812 Мезинец 14.06.2023;

простое почтовое отправление от 08.06.2023 было принято в ОПС 392000 Тамбов 08.06.2023, на оборотной стороне оболочки почтового отправления отсутствует оттиск календарного штемпеля;

почтовое отправление с почтовым идентификатором 80102883946478 было принято в ОПС 393800 Староюрьево 25.04.2023 и прибыло в место вручения в ОПС 393810 Большая Дорога 28.04.2023, на оборотной стороне оболочки почтового отправления присутствует оттиск календарного штемпеля;

почтовое отправление с почтовым идентификатором 39297185463733 было принято в ОПС392000 Тамбов 10.06.2023 и прибыло в место вручения в ОПС 393812 Мезинец 14.06.2023, на оборотной стороне оболочки почтового отправления отсутствует оттиск календарного штемпеля;

почтовое отправление с почтовым идентификатором 60000483166554 было принято в ОПС 600004 Владимир 06.06.2023 и прибыло в место вручения в ОПС 393812 Мезинец 16.06.2023, на оборотной стороне оболочки почтового отправления отсутствует оттиск календарного штемпеля;

почтовое отправление с почтовым идентификатором 12525282119929 было принято в ОПС 125252 Москва 20.06.2023 и прибыло в место вручения в ОПС393812 Мезинец 28.06.2023, на оборотной стороне оболочки почтового отправления отсутствует оттиск календарного штемпеля;

почтовое отправление с почтовым идентификатором12525282120437 было принято в ОПС 125252 Москва 20.06.2023 и прибыло в место вручения в ОПС 393812 Мезинец 28.06.2023;

почтовое отправление с почтовым идентификатором30597184093665 было принято в ОПС 305000 Курск 22.06.2023 и прибыло в место вручения в ОПС 393812 Мезинец 28.06.2023, на оборотной стороне оболочки почтового отправления отсутствует оттиск календарного штемпеля;

почтовое отправление с почтовым идентификатором80094685917964 было принято в ОПС 800946 Россия 16.06.2023 и прибыло в место вручения в ОПС 393812 Мезинец 17.06.2023, на оборотной стороне оболочки почтового отправления отсутствует оттиск календарного штемпеля;

почтовое отправление с почтовым идентификатором39202084002631 было принято в ОПС 392020 Тамбов 10.06.2023 и прибыло в место вручения в ОПС 393812 Мезинец 16.06.2023, на оборотной стороне оболочки почтового отправления отсутствует оттиск календарного штемпеля;

почтовое отправление с почтовым идентификатором 80101185034906 было принято в ОПС 801011 Россия 22.06.2023 и прибыло в место вручения в ОПС 393812 Мезинец 28.06.2023;

почтовое отправление с почтовым идентификатором 80082585614533 было принято в ОПС 610000 Киров 23.06.2023 и прибыло в место вручения в ОПС 393812 Мезинец 28.06.2023, на оборотной стороне оболочки почтового отправления отсутствует оттиск календарного штемпеля;

почтовое отправление с почтовым идентификатором 39297185453505 было принято в ОПС 392000 Тамбов 08.06.2023 и прибыло в место вручения в ОПС 393812 Мезинец 10.06.2023, на оборотной стороне оболочки почтового отправления отсутствует оттиск календарного штемпеля;

почтовое отправление с почтовым идентификатором 39297185462811 было принято в ОПС 392000 Тамбов 10.06.2023 и прибыло в место вручения в ОПС 393812 Мезинец 14.06.2023, на оборотной стороне оболочки почтового отправления отсутствует оттиск календарного штемпеля;

почтовое отправление с почтовым идентификатором 39380084801048 было принято в ОПС 393800 Староюрьево 15.06.2023 и прибыло в место вручения в ОПС393812 Мезинец 17.06.2023;

почтовое отправление с почтовым идентификатором 80082585105598 было принято в ОПС 109992 Москва 05.06.2023 и прибыло в место вручения в ОПС 393812 Мезинец 28.06.2023, на оборотной стороне оболочки почтового отправления отсутствует оттиск календарного штемпеля;

почтовое отправление с почтовым идентификатором 80101785233662 было принято в ОПС 393800 Староюрьево 23.06.2023 и прибыло в место вручения в ОПС 393812 Мезинец 28.06.2023, на оборотной стороне оболочки почтового отправления отсутствует оттиск календарного штемпеля;

почтовое отправление с почтовым идентификатором 12525282119882 было принято в ОПС 125252 Москва 20.06.2023 и прибыло в место вручения в ОПС 393812 Мезинец 28.06.2023, на оборотной стороне оболочки почтового отправления отсутствует оттиск календарного штемпеля;

почтовое отправление с почтовым идентификатором80104984203870 было принято в ОПС 393800 Староюрьево 30.05.2023и прибыло в место вручения в ОПС 393812 Мезинец 31.05.2023, на оборотной стороне оболочки почтового отправления отсутствует оттиск календарного штемпеля;

почтовое отправление с почтовым идентификатором 24800084210896 было принято в ОПС 248000 Калуга 20.06.2023 и прибыло в место вручения в ОПС393812 Мезинец 28.06.2023, на оборотной стороне оболочки почтового отправления отсутствует оттиск календарного штемпеля;

почтовое отправление с почтовым идентификатором 80094985225851 было принято в ОПС 650000 Кемерово 23.06.2023 и прибыло в место вручения в ОПС 393812 Мезинец 28.06.2023, на оборотной стороне оболочки почтового отправления отсутствует оттиск календарного штемпеля;

почтовое отправление с почтовым идентификатором 68303283283714 было принято в ОПС 683032 Петропавловск-Камчатский 25.05.2023 и прибыло в место вручения в ОПС 393812 Мезинец 31.05.2023, на оборотной стороне оболочки почтового отправления отсутствует оттиск календарного штемпеля;

простое почтовое отправление от 22.06.2023 было принято в ОПС 398000 Липецк 22.06.2023, на оборотной стороне оболочки почтового отправления отсутствует оттиск календарного штемпеля;

почтовое отправление с почтовым идентификатором39297286218966 было принято в ОПС 392000 Тамбов 16.08.2023 и прибыло в место вручения в ОПС 127572 Москва 23.08.2023, на оборотной стороне оболочки почтового отправления присутствует оттиск календарного штемпеля.

В силу статьи 27 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» и пункта 2 Положения лицензирование деятельности в области оказания услуг связи, а также федеральный государственный контроль (надзор) в области связи, в том числе на предмет соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами лицензионных требований в области связи, осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Оспариваемым определением от 01.09.2023 №ОО-68/3/31 Управление Роскомнадзора по Тамбовской области отказало в возбуждении дела об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в отношении юридического лица оператора почтовой связи АО «Почта России» с учетом части 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ и Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», которым ограничены правовые основания для проведения контрольных (надзорных) мероприятий (проверок), поскольку поступившие в Управление материалы по обращению Чурилова С.Е. не являются основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в отношении оператора связи АО «Почта России».

Таким образом, вопрос о наличии или отсутствии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, Управлением как таковой не разрешался по мотивам, по его мнению, введения моратория на проведение внепланового контрольного (надзорного) мероприятия по доводам поступившего заявления
Чурилова С.Е.

Применительно к основаниям принятия оспариваемого определения, судебная коллегия учитывает следующее.

В пункте 1 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – Постановление №336) предусмотрено, что в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий), за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящего постановления.

Пунктом 3 Постановления №336 установлены исключительные основания проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок в 2022 - 2023 годах в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий).

В силу пункта 9 Постановления №336 должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности).

Указанные нормативные положения распространяются только на правоотношения, возникающие в связи с осуществлением должностными лицами контрольных (надзорных) мероприятий в рамках Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон №294-ФЗ) и Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее -Закон №248-ФЗ), в том числе касающихся рассмотрения соответствующих обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в этой сфере.

При этом при поступлении обращения гражданина или объединения граждан уполномоченное должностное лицо обязано с учетом характера и содержания обращения определить в пределах своих полномочий, в каком порядке оно подлежит рассмотрению, принимая во внимание тот факт, что наряду с общим порядком рассмотрения обращений граждан, предусмотренным Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», федеральными конституционными законами или иными федеральными законами может устанавливаться особый порядок рассмотрения отдельных видов обращений граждан и их объединений (часть 2 статьи 1).

Так, согласно статье 28.1 КоАП РФ сообщения и заявления физических и юридических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, за исключением правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 КоАП РФ, являются поводами к возбуждению дела об административном правонарушении (пункт 3 часть 1 статьи 28.1 КоАП РФ), подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях (часть 2 статьи 28.1 КоАП РФ) и которые при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения, могут возбудить дело об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 названной статьи (часть 3 статьи 28.1 КоАП РФ).

Частью 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ установлено, что дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1-3 части 1 настоящей статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2-3.5 настоящей статьи и статьей 28.6 настоящего Кодекса.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено до оформления результатов контрольного (надзорного) мероприятия, проверки, контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда в случае необходимости применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьями 27.10, 27.14 и 27.16 настоящего Кодекса (часть 3.2 статьи 28.1 КоАП РФ).

Примечанием к статье 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что положения частей 3.1 и 3.2 настоящей статьи распространяются на случаи возбуждения дел об административных правонарушениях, выражающихся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» или Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30.03.2021 №9-П, проверка содержащихся в обращении физического или юридического лица данных, указывающих на событие административного правонарушения, в целях установления наличия или отсутствия оснований для возбуждения дела об административном правонарушении может осуществляться путем проведения мероприятий по контролю, предусмотренных Законом №294-ФЗ или иными нормативными актами, при наличии закрепленных в них оснований для контрольных мероприятий. Вместе с тем проведение контрольных мероприятий не меняет порядка рассмотрения обращений, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, предполагая в итоге принятие должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, процессуального решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении.

Как указано в решении Судебной коллегии по административным
делам Верховного Суда РФ от 30.08.2022 №АКПИ22-494, введение Правительством Российской Федерации ограничений для возбуждения дел об административных правонарушениях по результатам государственного контроля (надзора), муниципального контроля не отменяет предусмотренные КоАП РФ процессуальные механизмы получения доказательств по делу и производства по нему, включая возможность проведения административного расследования, которое согласно подпункту «а» пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Комплекс контрольных (надзорных) мероприятий и действий, осуществляемых в соответствии с главами 13, 14 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ при проведении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не подменяет собой порядок возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренный КоАП РФ.
Положение Постановления направлено на регулирование полномочий должностных лиц контрольного (надзорного) органа по возбуждению дел об административных правонарушениях. При этом указанное нормативное положение связывает осуществление данных полномочий с необходимостью оценки нарушений обязательных требований, являющихся предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В свою очередь в соответствии с частью 1 статьи 1 Закона №248-ФЗ под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации (далее - государственный контроль (надзор), муниципальный контроль) в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

Для целей Закона №248-ФЗ к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относятся производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях (пункт 3 части 3 статьи 1 Закона №248-ФЗ).

Таким образом, установление пунктом 3 Постановления №336 в
2022-2023 году исключительных оснований для проведения контрольно-надзорных мероприятий не препятствует возбуждению административного дела, в том числе по жалобам потерпевших, в соответствии с правилами, предусмотренными КоАП РФ.

Аналогичный вывод содержится в постановлениях Арбитражного суда Центрального округа от 21.07.2023 по делу №А64-8563/2022, от 26.07.2023 по делу №А64-8902/2022, от 08.08.2023 по делу №А64-8562/2022, от 29.08.2023 по делу №А64-8561/2022.

С учетом изложенного, при получении соответствующего заявления, содержащего сведения о наличии события административного правонарушения, административный орган обязан рассмотреть его в установленном КоАП РФ порядке.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 29.09.2015 №2315-О, связывая возможность возбуждения дела об административном правонарушении с наличием достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях исключает возможность начала производства по делу об административном правонарушении, в частности, в случае отсутствия события административного правонарушения и отсутствия состава административного правонарушения (часть 1 статьи 24.5). Соответственно, принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении, которое согласно части 5 статьи 28.1 КоАП Российской Федерации должно быть мотивированным, требует, в частности, проверки указанных в заявлении об административном правонарушении сведений и не предполагает, что такое решение принимается по факту поступления заявления.

В рассматриваемом случае какая-либо проверка на наличие или отсутствие состава административного правонарушения фактически не проводилась.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Исходя из положений статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, в числе иных обстоятельств, выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Как усматривается из обжалуемого определения, процессуальные требования, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом административного органа не выполнены.

В этой связи, без надлежащего исследования обозначенных в сообщении, заявлении данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, вынесение определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, не соответствует требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Аналогичный вывод содержится в постановлениях Верховного Суда РФ от 02.06.2023 №67-АД23-4-К8, от 10.05.2023 №44-АД23-4-К7, от 10.01.2023 №45-АД22-25-К7, от 19.12.2022 №45-АД22-43-К7.

На основании приведенных нормативных положений, применительно к установленным по делу обстоятельствам, суд первой инстанции правомерно признал выводы Управления о наличии оснований для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении по мотиву отсутствия правовых оснований для проведения контрольно-надзорных мероприятий необоснованными (немотивированными и преждевременными).

При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что Управлением надлежащим образом не были исследованы юридически значимые обстоятельства, которые бы позволили всесторонне, полно и объективно установить подлежащие выяснению обстоятельства по поступившему заявлению.

В свою очередь, в силу пункта 6 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ установлено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

Исходя из статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.1
КоАП РФ, не может быть вынесено по истечении трех месяцев (девяноста календарных дней) со дня совершения административного правонарушения (пункт 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №3 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017).

Следуя разъяснениям, изложенным в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

При этом невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

С учетом пунктов 4 и 5, приложений Нормативов применительно к обстоятельствам пересылки спорных почтовых отправлений в период апрель-август 2023 года АО «Почта России» могло быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в течение девяностодневного (трехмесячного) срока давности привлечения к административной ответственности, в том числе по эпизоду нарушения при пересылке почтового отправления с почтовым идентификатором 39297286218966 – до 18.11.2023 включительно по эпизоду нарушения пункта 5 Нормативов и до 21.11.2023 включительно по эпизоду нарушения пункта 4 Нормативов.

Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 18 Постановлении Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 №2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

Поэтому при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 Кодекса.

Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (часть 2 статьи 211 АПК РФ).

В пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 №2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что лицо не может быть привлечено к административной ответственности, если к моменту вынесения нового судебного акта истекли сроки давности, установленные статьей 4.5 Кодекса.

Следуя правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 05.12.2008 «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2008 года», исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ при прекращении производства по делу за истечением установленного срока давности привлечения к административной ответственности вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения обсуждаться не может.

Указанные нормативные положения и приведенные разъяснения высших судебных инстанций применительно к фактическим обстоятельствам дела свидетельствуют об истечении срока(ов) давности привлечения АО «Почта России» к административной ответственности как на момент рассмотрения дела в суде первой (за период апрель-июнь 2023 года), так и апелляционной инстанций.

При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что отмена судом области оспариваемого определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении также с учетом срока давности привлечения к административной ответственности не привела бы к реальной возможности рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности.

С учетом приведенных нормативных положений и установленных по делу обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для признания определения от 01.09.2023 №ОО-68/3/31 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении незаконным и, в этой связи, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта суда первой инстанции.

Таким образом, приведенные нормативные положения и установленные по делу обстоятельства свидетельствуют, что у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.

Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Согласно части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 17.11.2023 (принято в виде резолютивной части 07.11.2023) по делу №А64-8085/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Н.А. Песнина