ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А64-8127/18 от 08.02.2019 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

11 февраля 2019 года

город Воронеж

Дело № А64-8127/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2019 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 11 февраля 2019 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи

судей

ФИО1,

ФИО2

ФИО3

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Насоновым В.А.,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Бастион» на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 28.11.2018 по делу № А64-8127/2018, далее – ООО «Бастион», заявитель):

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Тамбовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – МИФНС № 4 по Тамбовской области, налоговый орган):

ФИО4, представитель по доверенности от 26.10.2018;

ФИО5, представитель по доверенности от 24.04.2018 № 04-18/5;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Бастион» на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 28.11.2018 по делу № А64-8127/2018 (судья Игнатенко В.А.), принятое по заявлению ООО «Бастион» к МИФНС № 4 по Тамбовской области, УФНС России по Тамбовской области о признании недействительными решения МИФНС № 4 по Тамбовской области от 13.07.2017 № 325 и решения УФНС России по Тамбовской области от 12.01.2018 № 05-09/1/3,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Бастион» обратилось в арбитражный суд с заявлением недействительными решения МИФНС № 4 по Тамбовской области от 13.07.2017 № 325 и решения УФНС России по Тамбовской области от 12.01.2018 № 05-09/1/3.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 28.11.2018 по делу № А64-8127/2018 в удовлетворении требований заявителя отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Бастион» обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя в полном объеме.

Податель жалобы ссылается на то, что для исчисления земельного налога за период 2016 применению подлежит кадастровая стоимость, установленная решением Арбитражного суда Тамбовской области от 24.12.2014 по делу № А64-4833/2014.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.

Представитель налогового органа возражал против доводов апелляционной жалобы, полагал решение законным и обоснованным.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что обществу с ограниченной ответственностью «Бастион» на праве собственности принадлежат земельные участи с кадастровыми номерами 68:25:0000058:424, 68:25:0000058:95, 68:25:0000058:112, 68:25:0000058:426, 68:25:0000058:94, 68:25:0000058:65, 68:25:0000058:626, 68:25:0000058:667.

27.01.2017 налогоплательщиком была подана первичная налоговая декларация по земельному налогу на 2016, в которой отражена исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет в размере 195 105 рублей за все участки.

По результатам проведенной камеральной проверки налоговым органом составлен акт от 15.05.2017 № 11330, и было принято решение от 13.07.2017 № 325 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым ООО «Бастион» доначислен земельный налог в сумме 1 449 578 рублей, а так же пени в размере 139 169 рублей.

Не согласившись с вынесенным решением налогового органа от 13.07.2017 № 325 налогоплательщик обратился в УФНС России по Тамбовской области с апелляционной жалобой.

Решением от 12.01.2018 № 05-09/3 Управление ФНС России по Тамбовской области оставило апелляционную жалобу ООО «Бастион» без удовлетворения, решение МИФНС № 4 по Тамбовской области от 13.07.2017 № 325 – без изменения.

Не согласившись с выводами налогового органа, общество обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области за судебной защитой.

Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу, что налоговым органом при расчете земельного налога была правомерно применена кадастровая стоимость земельных участков, установленная постановлением Администрации Тамбовской области от 28.11.2014 № 1498 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов территории Тамбовской области».

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Посмыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно пункту 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговым периодом по земельному налогу, в силу пункта 1 статьи 393 НК РФ, признается календарный год.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей в спорный период) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В силу статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Пунктом 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03.02.2010 № 165-ОО, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.

Согласно пункту 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Как установлено судом апелляционной инстанции, решением Арбитражного суда Тамбовской области от 24.12.2014 по делу № А64-4833/2014 была определена следующая кадастровая стоимость на земельные участки: 68:25:0000058:424 – 4 563 000 рублей, 68:25:0000058:95 – 4 078 000 рублей, 68:25:0000058:112 – 1 430 000 рублей, 68:25:0000058:426 – 1 180 000 рублей, 68:25:0000058:94 – 86 000 рублей, 68:25:0000058:65 – 485 000 рублей, 68:25:0000058:626 – 356 000 рублей, 68:25:0000058:667 – 54 000 рублей.

При этом судом первой инстанции учтено, что в рамках дела № А64-4833/2014 общество оспаривало кадастровую стоимость земельных участков, установленную постановлением Администрации Тамбовской области от 11.11.2013 № 1276 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области», в соответствии с которым были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области по состоянию на 1 января 2013 года.

В свою очередь, постановлением Администрации Тамбовской области от 28.11.2014 № 1498 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов территории Тамбовской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Тамбовской области по состоянию на 1 января 2014 года, признано утратившим силу постановление Администрации Тамбовской области от 11.11.2013 № 1276.

Кадастровая стоимость спорных земельных участков, установленная постановлением Администрации Тамбовской области от 28.11.2014 № 1498, не была оспорена обществом.

Как следует из письма филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тамбовской области от 10.05.2017 № 3012, кадастровая стоимость спорных земельных участков, определенная на основании постановления администрации Тамбовской области от 28.11.2014 № 1498 была установлена в следующих размерах: 68:25:0000058:424 – 41 767 635 рублей, 68:25:0000058:95 – 36 851 905,65 рублей, 68:25:0000058:112 – 8 515 375,03 рублей, 68:25:0000058:426 – 9 463 046,74 рублей, 68:25:0000058:94 – 9 890 769,56 рублей, 68:25:0000058:65 – 3 594 158,54 рублей, 68:25:0000058:626 – 2 570 316 рублей, 68:25:0000058:667 – 325 573,36 рублей  и была внесена в государственный кадастр недвижимости 13.12.2014, следовательно, подлежала применению с 01.01.2015.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Определениях от 22.01.2013 № ВАС-15853/12, от 21.04.2014 № ВАС-4246/14 также указал, что в случае, если на момент вступления в законную силу судебного акта уполномоченным органом утверждены результаты новой кадастровой оценки земель, установленная судом по состоянию на дату предыдущей оценки кадастровая стоимость не может быть внесена в кадастр. В этом случае кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит определению по состоянию на дату утверждения новой кадастровой оценки земель.

Судом также учитывается, что постановление Администрации Тамбовской области от 28.11.2014 № 1498 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов территории Тамбовской области» было принято и опубликовано в установленном порядке на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) и на сайте сетевого издания «Тамбовская жизнь» (www.tamlife.ru) 28.11.2014, вступило в силу 28.12.2014, сведения о кадастровой стоимости, установленной в отношении спорных земельных участков, внесены в государственный кадастр недвижимости 23.12.2014, что подтверждается письмом филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тамбовской области от 10.05.2017 № 3012 (л.д. 105-106), в связи с чем, порядок утверждения кадастровой стоимости указанным постановлением не нарушен.

Принимая во внимание изложенные правовые позиции высших судебных инстанций, руководствуясь положениями статьи 5 Налогового кодекса РФ, апелляционная коллегия соглашается с выводом о том, что результаты государственной кадастровой оценки земель, утвержденные указанным постановлением, подлежат применению для целей налогообложения с 1 января 2015 года, а установленная решением Арбитражного суда Тамбовской области от 24.12.2014 по делу № А64-4833/2014 кадастровая стоимость спорного земельного участка не подлежит применению в целях налогообложения с 01.01.2015.

Сделанный вывод также поддержан постановлениями Арбитражного суда Центрального округа по делу № А64-5254/2016 и по делу № А64-7635/2016.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.

Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию подателя жалобы при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашли свое отражение в решении суда первой инстанции. Они были подробно исследованы судом, и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка.

Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 28.11.2018 по делу № А64-8127/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Бастион» – без удовлетворения.

Возвратить ООО «Бастион» (ОГРН <***>, ИНН <***>) излишне уплаченную по платежному поручению от 14.12.2018 № 664 государственную пошлину в размере 1 500 рублей из доходов федерального бюджета.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья

ФИО1

Судьи

ФИО2

ФИО3