ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
05 октября 2018 года Дело № А64-9214/2017
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 октября 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Ольшанской Н.А.
ФИО1
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цурган Т.Д., Малюгиным П.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью «Моршанское АТП»: ФИО2, директор, предъявлен паспорт гражданина РФ; ФИО3, представитель по доверенности от 06.07.2018, паспорт гражданина РФ;
от Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта: ФИО4, представитель по доверенности от 09.01.2018 № 2, служебное удостоверение, ФИО5, представитель по доверенности №01 от 09.01.2018, служебное удостоверение;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Моршанское АТП» на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 20.04.2018 по делу № А64-9214/2017 (судья Плахотников М.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Моршанское АТП» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН <***> ИНН <***>) от 15.11.2017 №0041/0242/0994 о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Моршанское АТП» (далее – заявитель, ООО «Моршанское АТП») обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением об отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора, Управление, административный орган) от 15.11.2017 №0041/0242/0994 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 20.04.2018 по делу № А64-9214/2017 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО «Моршанское АТП» обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Указывает, что не является субъектом вмененного административного правонарушения. Считает, что состав административного правонарушения не доказан, в связи с чем, постановлением административного органа является незаконным.
К материалам дела приобщены письменные пояснения, поступившие от ООО «Моршанское АТП», отзыв Управления на апелляционную жалобу.
В судебном заседании объявлялся перерыв до «09» часов «55» минут «28» сентября 2018 года.
В судебном заседании представитель ООО «Моршанское АТП» поддержал доводы апелляционной жалобы, просил суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Управления не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленном суду отзыве, просил оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
ООО «Моршанское АТП» (заказчик) и АО «Автовокзалы» Московской области» заключили договор на оказание услуг на объектах транспортной инфраструктуры №ЗП/44 от 10.04.2017.
В соответствии с п.2.2.1.1 исполнитель обязан в рамках оказания услуги реализации билетов и багажных квитанций на заказные рейсы осуществлять текущую и предварительную реализацию билетов и багажных квитанций на заказные рейсы пассажирам согласно заявкам Заказчика.
Исполнитель обеспечивает передачу сведений в отношении пассажирских перевозок о следующих регистрируемых операция: приобритение билета у Исполнителя, возврат билета исполнителю, посадка пассажира на тренспортное средство на территории АС, указанного в п.1,3 настоящего Договора. Передачу сведений о пассажирских перевозках в отношении иных регистрируемых операций обеспечивает Заказчик (п.2.2.1.4 Договора).
Управлением получены материалы об осуществлении ООО «Моршанское АТП» перевозок пассажиров и багажа между субъектами Российской Федерации (письмо и приложенные документы государственного казенного учреждения г.Москвы «Организатор перевозок» от 27.09.2017 №32-18-14713/17, путевой лист №000419 от 20.09.2017).
По данному факту административным органом направлен запрос в ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» об осуществлении передачи и соблюдении порядка представления сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств (далее - АЦБПДП) от 05.10.2017 №4.1.9-2359.
В ответе от 10.10.2017 №ЗИТ-3056-Ш ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» указало, что ООО «Моршанское АТП» в Реестре перевозчиков и субъектов транспортной инфраструктуры АЦПБДП зарегистрировано, регистрационный номер (идентификатор поставщика информации) 1269. Соглашение с ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» о передаче в установленном порядке в АЦПБДП персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств ООО «Моршанское АТП» заключено 01.04.2014. Проверка наличия в АЦБПДП сведений о пассажирских перевозках, выполненных ООО «Моршанское АТП» за 21.10.2017 по транспортному направлению г. Москва - г. Моршанск Тамбовской области, показала, что указанные сведения от перевозчика с регистрационным номером 21269 в АЦБПДП не поступали.
Также 17.10.2017 административным органом направлен запрос от 17.10.2017 №41-2,7/102 в ООО «КВЦ-сервис» г.Тула, в ответ на который получено письмо от 17.10.2017 №31, согласно которому по транспортному направлению г.Москва - г.Моршанск Тамбовской области указанные сведения о передачи данных о пассажирах и экипаже от перевозчика с регистрационным номером 21269 через ООО «КВЦ-сервис» не проходили.
В ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Управлением направлен повторный запрос об осуществлении передачи и соблюдении порядка представления сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств (далее - АЦБПДП) от 18.10.2017 №4.1.9-2523 с уточнением по всем промежуточным пунктам (г. Рязань, г. Шацк) по транспортному направлению г. Москва - г.Моршанск 21.09.2017.
Ответ от 23.10.2017 №ЗИТ-3311-Ш на данный запрос содержит информацию о том, что ООО «Моршанское АТП» в Реестре перевозчиков и субъектов транспортной инфраструктуры АЦПБДП зарегистрировано (идентификатор поставщика информации) 21269, соглашение с ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» о передаче в установленном порядке в АЦПБДП персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств им заключено 01.04.2014, но передача данных по транспортному направлению г. Москва - г.Моршанск 21.09.2017 в том числе и по промежуточным пунктам не осуществлялась.
10.11.2017 государственным инспектором отдела НОТБ УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора в отношении ООО «Моршанское АТП» в присутствии защитника Общества составлен протокол №0041/0242/0994 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.7.9 КоАП РФ.
Согласно протоколу, Общество осуществляя перевозку автомобильным транспортом между субъектами Российской Федерации г. Москва - г. Моршанск Тамбовской области ООО «Моршанское АТП» не исполнило требования законодательства Российской Федерации в области транспортной безопасности, а именно: не предоставило информацию о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств в АЦБПДП, осуществляя такую перевозку.
15.11.2017 государственным инспектором отдела НОТБ УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора в отношении ООО «Моршанское АТП» в присутствии защитника Общества вынесено постановление №0041/0242/0994 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 19.7.9 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 1 статьи 19.7.9 КоАП РФ непредставление сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств или представление недостоверных сведений либо нарушение порядка формирования и ведения указанных баз, совершенные по неосторожности, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, образуют действия или бездействие, выразившиеся в непредставлении или несвоевременном представлении, а также предоставление в неполном объеме или в искаженном виде в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), предоставление которых предусмотрено законом.
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон № 16-ФЗ) обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9 статьи 1 Закона о транспортной безопасности).
В силу пункта 7 статьи 1 названного Закона о транспортной безопасности под перевозчиком понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю).
На основании части 1 статьи 11 Закона № 16-ФЗ в целях осуществления мер по обеспечению транспортной безопасности уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти создается единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности, являющаяся собственностью Российской Федерации.
Информационная система, указанная в части 1 данной статьи, состоит в том числе из автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств. Такие базы формируются при осуществлении, в том числе перевозок автомобильным транспортом, в том числе по заказу, в международном сообщении и в междугородном сообщении между населенными пунктами, расположенными на территориях разных субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 11 Закона № 16-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 11 указанного Закона автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств формируются на основании информации, предоставленной, в том числе субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Согласно части 5 статьи 11 Закона № 16-ФЗ при оформлении проездных документов (билетов) и формировании персонала (экипажей) транспортных средств передаче в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств подлежат следующие данные: фамилия, имя, отчество; дата рождения; вид и номер документа, удостоверяющего личность, по которому приобретается проездной документ (билет); пункт отправления, пункт назначения, вид маршрута следования (беспересадочный, транзитный); дата поездки; пол; гражданство.
В силу части 5.2 ст. 11 Закона № 16-ФЗ при осуществлении перевозок по заказу, передаче в АЦБПДП подлежат те же данные, что и при осуществлении регулярных перевозок, т.е. перевозок, подчиняющихся расписанию.
В соответствии с п. 5.3 ч. 5 ст. 11 Закона № 16-ФЗ для персонала транспортных средств (экипажа) в дополнение к сведениям, предусмотренным частью 5 настоящей статьи, обязательной передаче в АЦБПДП подлежит информация о занимаемой должности в экипаже транспортного средства.
На основании пункта 2 Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112 (далее - Правила перевозки), «автовокзал» -объект транспортной инфраструктуры, включающей в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам осуществлении перевозок пассажиров и багажа, обеспечивающий возможность отправления более 1000 человек в сутки,
«автостанция» - объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, обеспечивающий возможность отправления от 250 до 1000 человек в сутки.
В силу пункта 47 Правил если в соответствии с законодательством Российской Федерации персональные данные о пассажирах подлежат передаче в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах, регулярные перевозки осуществляются с использованием именных билетов.
Именные билеты оформляются на основании документа, удостоверяющего личность пассажира в соответствии с законодательством Российской Федерации (для детей в возрасте до 14 лет - свидетельства о рождении).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» «персональные данные» понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;
информационная система персональных данных - совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.
В силу ст. 7 Закона о персональных данных операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с частью 8 статьи 9 Федерального закона № 152-ФЗ персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, в том числе указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Порядок формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также предоставления содержащихся в них данных устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 6 статьи 11 Закона № 16-ФЗ).
Такой порядок утвержден Приказом Минтранса России от 19.07.2012 № 243 (далее - Порядок от 19.07.2012 № 243).
Согласно пункту 7 Порядка от 19.07.2012 № 243 перевозчики и субъекты транспортной инфраструктуры обеспечивают передачу сведений по перевозкам пассажиров, включая персональные данные о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, полученные:
при совершении регистрируемых операций в ходе оформления проездных документов (билетов);
при формировании списков пассажиров при осуществлении перевозки пассажиров заказными (перевозками по заказу) рейсами;
при формировании персонала (экипажей) транспортных средств.
Состав регистрируемых операций определяется технологиями передачи сведений различными видами транспорта, указанными в главе III настоящего Порядка.
Для персонала транспортных средств (экипажа) в дополнение к сведениям, предусмотренным пунктом 8 настоящего Порядка, обязательной передаче в АЦБПДП подлежит информация о занимаемой должности в экипаже транспортного средства (п.8.3 Порядка).
В соответствии с п.11-12,15 Порядка участниками информационного взаимодействия при формировании и ведении АЦБПДП являются поставщики и потребители информации о пассажирских перевозках, а также оператор ЕГИС ОТБ.
Перевозчики и субъекты транспортной инфраструктуры (далее - поставщики информации) в соответствии с установленной сферой ведения при оформлении проездных документов (билетов) обеспечивают передачу сведений о пассажирских перевозках оператору ЕГИС ОТБ.
Предоставление данных в АЦБПДП поставщиками информации осуществляется в электронной форме в автоматическом режиме по расписанию путем отбора требуемых данных из информационной системы субъекта транспортной инфраструктуры или перевозчика и их выгрузки в обменный файл (сообщение) согласованного формата в соответствии с положениями, указанными в главе III настоящего Порядка, или в интерактивном режиме путем ввода сведений о пассажирских перевозках на Интернет-портале АЦБПДП.
В силу п. 30 Порядка перевозчик (субъект транспортной инфраструктуры) должен обеспечивать передачу данных о пассажирах в АЦБПДП с задержкой не более 30 минут после ввода данных в информационную систему перевозчика (субъекта транспортной инфраструктуры), если технологией передачи сведений о пассажирских перевозках конкретным видом транспорта не установлено иное.
Информация о персонале (экипаже) транспортных средств передается в АЦБПДП по завершении формирования экипажей транспортных средств, но не позднее чем за 24 часа до момента отправления транспортного средства (п. 31 Порядка).
В случае изменения (дополнения) состава экипажа транспортного средства сведения об изменениях передаются в АЦБПДП незамедлительно, но не позднее момента отправления транспортного средства.
Режим передачи данных – круглосуточный (п. 32 Порядка).
Из анализа приведенных норм, суд приходит к выводу о том, что обязанность по передаче данных о перевозке возникает в силу Закона, и ее выполнение не может быть обусловлено договором о предоставлении услуг автовокзала и поставлено в зависимость от исполнения его условий, в том числе, касающихся расчетов.
Обязанность по передаче персональных данных возникает альтернативно либо у перевозчика, либо у субъекта транспортной инфраструктуры в соответствии с установленной сферой ведения, то есть по передаче только тех данных, которые получены при осуществлении регистрируемых операций каждым из них самостоятельно, поскольку обмен персональными данными ограничен законом и не мог быть осуществлен между ООО «Моршанское АТП» и субъектами инфраструктуры по спорной перевозке.
В рассматриваемом случае, перевозчик не осуществлял реализацию именных проездных документов,
Доказательств осуществления Обществом операций, в ходе которых оно получило персональные данные пассажиров, административным органом не представлено.
Из представленных договоров, которые по сути являются договорами на оказание услуг автовокзалов усматривается, что субъектам транспортной инфраструктуры их обязанность была известна.
Таким образом, вины Общества по эпизоду вмененного нарушения, выразившегося в непередаче информации о пассажирах – не усматривается.
Вместе с тем, именно на ООО «Моршанское АТП», как на перевозчике, формирующим экипаж транспортных средств при осуществлении перевозки автомобильным транспортом между субъектами Российской Федерации г. Москва – г. Моршанск Тамбовской области 21.09.2017 лежала обязанность по передаче информации о персонале транспортных средств (членах экипажа) в АЦБПДП.
Однако, указанная обязанность не была исполнена.
Обстоятельств, исключающих вину Общества по данному эпизоду судом не установлено.
Допущенное в нарушение требований законодательства о регулировании автомобильных перевозок, обоснованно квалифицировано Ространснадзором в качестве административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах в деянии Общества усматривается состав административного правонарушения по ч. 1 ст. 19.7.9 КоАП РФ.
Постановление вынесено в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Административное наказание назначено в минимальном размере санкции, предусмотренной для юридических лиц ч. 1 ст. 19.7.9 КоАП РФ.
Нарушений процедуры рассмотрения дела об административном правонарушении судом не установлено.
Таким образом, по существу решение является верным.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не усматривается.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 20.04.2018 по делу №А64-9214/2017оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Председательствующий судья Н.Д. Миронцева
судьи Н.А. Ольшанская
ФИО1