ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А64-9587/17 от 22.08.2019 АС Центрального округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

28 августа 2019 года

Дело №А64-9587/2017

г. Калуга

Резолютивная часть постановления объявлена 22.08.2019.

Постановление изготовлено в полном объеме 28.08.2019.

          Арбитражный суд Центрального округа  в составе:

председательствующего

Толкачевой И.Ю.

судей

Платова Н.В.

ФИО1

при участии в заседании:

от истца

ФИО2 (дов. № 2-40-383/19 от 19.03.2019),

ФИО3 (дов. № 2-40-514/19 от 29.03.2019);

от ответчика

от Тамбовской городской Думы Тамбовской области

от иных третьих лиц

  ФИО4 (дов. № 29 от 27.02.2019);

  ФИО5 (дов. № 10 от 22.11.2018)

представители не явились, надлежаще извещены,

рассмотрев в открытом судебномзаседании кассационную жалобу акционерного общества "Тамбовские коммунальные системы" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 06.02.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2019 по делу №А64-9587/2017,

                                                УСТАНОВИЛ:

  Администрация города Тамбова (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к акционерному обществу "Тамбовские коммунальные системы" (далее - ответчик, АО "Тамбовские коммунальные системы") об исполнении обязательства по договору от 14.02.2011 о реализации инвестиционной программы ОАО "Тамбовские коммунальные системы" по водоснабжению на 2011-2015 годы (с дополнительными соглашениями от 25.01.2012, 29.01.2013) и передаче водопровода по Рассказовскому шоссе протяженностью 3 977 м, расположенного по адресу: <...> кадастровый номер 68:29:0000000:1249, в муниципальную собственность городского округа - город Тамбов путем составления акта приема-передачи, осуществлении перехода права собственности на указанный объект недвижимости от АО "Тамбовские коммунальные системы" к муниципальному образованию городской округ - город Тамбов (с учетом уточнения  исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Тамбовская городская Дума Тамбовской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, общество с ограниченной ответственностью "РКС-Холдинг".

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 06.02.2019 (судья Макарова Н.Ю.) исковые требования удовлетворены.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2019 (судьи Щербатых Е.Ю., Кораблева Г.Н., Ушакова И.В.) решение Арбитражного суда Тамбовской области от 30.04.2019 оставлено без изменения.

Не согласившись с вынесенными решением и постановлением, АО "Тамбовские коммунальные системы" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в судебных актах обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права.

В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Представители Администрации города Тамбова и Тамбовской городской Думы Тамбовской области возражали против удовлетворения кассационной жалобы.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области направило в суд кассационной инстанции ходатайство о рассмотрении жалобы без участия его представителя.

Представитель ООО "РКС-Холдинг", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации в Картотеке арбитражных дел на официальном Интернет-сайте "Федеральные арбитражные суды Российской Федерации", открытом для публичного просмотра, не явился.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее Тамбовской городской Думы и Администрации города Тамбова, судебная коллегия полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит в связи с нижеизложенным.

Как установлено судами усматривается из материалов дела, с целью развития системы коммунальной инфраструктуры города Тамбова решением Тамбовской городской Думы от 24.11.2010 № 83 была утверждена инвестиционная программа ОАО "Тамбовские коммунальные системы" на 2011-2015 годы по водоснабжению.

Раздел 4 инвестиционной программы содержит положения, согласно которым в инвестиционную программу ОАО "Тамбовские коммунальные системы" включены первоочередные мероприятия, направленные на решение проблем в системах коммунальной инфраструктуры.

В п. 1 раздела 4  инвестиционной программы предусмотрена модернизация существующей системы водоснабжения микрорайона "Пригородный лес - МНТК", проект предусматривает выполнение мероприятий по строительству водовода по Рассказовскому шоссе от водопроводных сетей города до микрорайона "Пригородный лес - МНТК".

Как указано в разделе 4 программы,  источником финансирования являются средства надбавки к тарифу на холодное водоснабжение.

Решением Тамбовской городской Думы от 29.12.2010 № 128 "Об условиях реализации инвестиционной программы ОАО "Тамбовские коммунальные системы" по водоснабжению на 2011-2015 годы" утверждены Условия реализации инвестиционной программы.

В ч. 4 Условий определено, что источником финансирования инвестиционных проектов, включенных в инвестиционную программу ОАО "Тамбовские коммунальные системы" на 2011-2015 годы, является надбавка к тарифу на услугу холодного водоснабжения, утвержденная решением Тамбовской городской Думы от 24.11.2010 № 84.

В соответствии с ч. 5 Условий ОАО "Тамбовские коммунальные системы" обязано направлять средства, полученные за счет надбавки к тарифу на услугу холодного водоснабжения, на финансирование инвестиционных проектов "Модернизация существующей системы водоснабжения микрорайона "Пригородный лес - МНТК", "Строительство водовода для водоснабжения детских садов "Аленушка" и "Белочка" от централизованных источников микрорайона "Пригородный лес - МНТК" с установкой насосного оборудования в скважине № 64, "Строительство водопровода в районе ул. Полынковской, в районе ул. Железнодорожной, от пр. Энергетиков до ул. Урожайной г. Тамбова", "Строительство второго "напорного" водовода от ВЗУ № 7" (ч. 5 в редакции решения Тамбовской городской Думы от 26.12.2012 № 795).

Согласно ч. 6 Условий аккумулирование средств, поступающих за счет надбавки к тарифу на холодное водоснабжение, должно производиться на отдельном банковском счете.

В ч. 10 Условий указано, что определение права собственности на объекты системы коммунальной инфраструктуры, вновь созданные и модернизируемые согласно инвестиционной программе ОАО "Тамбовские коммунальные системы" по водоснабжению на 2011-2015 годы, осуществляется в рамках договора о реализации инвестиционной программы, заключаемого Администрацией города Тамбова с ОАО "Тамбовские коммунальные системы".

Вновь созданный на средства надбавки к тарифу на холодное водоснабжение водопровод по Рассказовскому шоссе по мероприятию "Модернизация существующей системы водоснабжения микрорайона Пригородный лес - МНТК" подлежал оформлению в собственность инвестора и передаче в муниципальную собственность городского округа - город Тамбов после полного фактического возмещения инвестору затрат, связанных с реализацией инвестиционной программы ОАО "Тамбовские коммунальные системы" по водоснабжению на 2011-2015 годы.

14.02.2011 между Администрацией города Тамбова и ОАО "Тамбовские коммунальные системы" (инвестор) был заключен договор о реализации инвестиционной программы ОАО "Тамбовские коммунальные системы" на 2011-2015 годы, утвержденной решением Тамбовской городской Думы от 24.11.2010 № 83.

Согласно п. 2.1, п. 2.2 договора объем финансовых потребностей на реализацию инвестиционной программы составляет 143 155 000 руб., источником финансирования является надбавка к тарифу на услугу холодного водоснабжения, утвержденная решением Тамбовской городской Думы от 24.11.2010 № 84.

В соответствии с разделом 3 договора о реализации инвестиционной программы ОАО "Тамбовские коммунальные системы" обязано выполнить все работы по реализации инвестиционной программы в соответствии с условиями договора; использовать средства, поступающие инвестору при реализации инвестиционной программы за счет инвестиционных надбавок к тарифу на холодное водоснабжение, получаемые от оказания услуг от населения городского округа - город Тамбов, по целевому назначению - на реализацию инвестиционной программы.

Определение права собственности на объекты системы коммунальной инфраструктуры, вновь созданные и модернизируемые согласно инвестиционной программе, осуществляется в соответствии с приложением № 1 к договору (п. 5.5 договора).

В приложении № 1 к договору от 14.02.2011 предусмотрена модернизация существующей системы водоснабжения микрорайона "Пригородный лес - МНТК"; результат реализации мероприятий - неотделимые улучшения/новое строительство; собственник объекта - городской округ - город Тамбов.

Дополнительным соглашением № 1 от 25.01.2012 к договору стороны внесли изменения в договор от 14.02.2011, при этом редакция приложения № 1  относительно системы водоснабжения микрорайона "Пригородный лес - МНТК" не изменилась.

Дополнительным соглашением № 2 от 29.01.2013 к договору стороны внесли изменения в договор от 14.02.2011, предусмотрев в приложении № 1 в отношении модернизации существующей системы водоснабжения микрорайона "Пригородный лес - МНТК" в качестве результата мероприятий неотделимые улучшения.

27.03.2013 принято решение Тамбовской городской Думы № 899 о внесении изменений в решение Тамбовской городской Думы от 29.12.2010     № 128, согласно которому результатом реализации мероприятий по модернизации существующей системы водоснабжения микрорайона "Пригородный лес - МНТК" является строительство нового объекта, объект оформляется в собственность инвестора и передается в муниципальную собственность городского округа - город Тамбов после возмещения инвестору затрат, связанных с реализацией инвестиционной программы ОАО "Тамбовские коммунальные системы" на 2011-2015 годы.

Судами установлено, что строительство спорного объекта АО "Тамбовские коммунальные системы" осуществлено.

На основании постановления Администрации города Тамбова от 04.12.2013 № 10374 АО "Тамбовские коммунальные системы" выдано разрешение на ввод построенного объекта в эксплуатацию                            (№ RU 68306000-531).

21.03.2014 АО "Тамбовские коммунальные системы" получено свидетельство о государственной регистрации права собственности на водопровод по Рассказовскому шоссе протяженностью 3 977 м, расположенный по адресу: <...> кадастровый номер 68:29:0000000:1249.

Судами установлено, что объем начисленных АО "Тамбовские коммунальные системы" средств от надбавки к тарифу составил 16 703 000 руб. (с НДС).

Общая сумма освоенных средств (строительно-монтажные работы) АО "Тамбовские коммунальные системы"  составила 15 390 400 руб. (с НДС) и отражена в отчетах АО "Тамбовские коммунальные системы", предоставляемых в Администрацию города Тамбова во исполнение условий договора от 14.02.2011, а также подтверждена формами КС-2, КС-3 и документами бухгалтерской отчетности АО "Тамбовские коммунальные системы" о фактически произведенных затратах.

В адрес АО "Тамбовские коммунальные системы" Администрацией было направлено письмо от 16.05.2016 № 2-40-535/16 с предложением   передать водопровод по Рассказовскому шоссе в муниципальную собственность городского округа - город Тамбов.

Ссылаясь на неисполнение АО "Тамбовские коммунальные системы" обязательств по договору от 14.02.2011 о реализации инвестиционной программы в добровольном порядке, Администрация города Тамбова обратилась в Арбитражный суд Тамбовской области с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, суды руководствовались нормами  Гражданского кодекса Российской Федерации о подряде с учетом разъяснений, содержащихся в п. 4, п. 5 постановления Пленума ВАС   РФ от 11.07.2011 № 54 "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем", а также исходили из условий инвестиционной программы АО "Тамбовские коммунальные системы" по водоотведению на 2011-2015 годы, договора от 14.02.2011 о реализации инвестиционной программы с учетом дополнительных соглашений к нему, предусматривающих в качестве источника финансирования инвестиционного проекта надбавку к тарифу на услуги водоотведения на 2011-2015 годы и обязанность АО "Тамбовские коммунальные системы" направлять полученные за счет этой надбавки средства на финансирование реализации указанной инвестиционной программы, в том числе в части системы водоснабжения микрорайона "Пригородный лес - МНТК", с оформлением спорного объекта в собственность инвестора и с последующей его передачей в муниципальную собственность городского округа - город Тамбов после полного фактического возмещения инвестору затрат, связанных с реализацией инвестиционной программы.

Судами установлено, что ответчиком построен водопровод   протяженностью 3977 м, расположенный по адресу: <...> кадастровый номер 68:29:0000000:1249, понесенные ответчиком затраты при строительстве водопровода были возмещены в полном объеме посредством надбавки к тарифу на услугу холодного водоснабжения, однако  спорный водопровод не был передан в муниципальную собственность  муниципальному образованию городской округ - город Тамбов.  

Оценив представленные доказательства в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что при определении размера набавки к тарифу для потребителей на услугу водоотведения на 2011-2015 годы учитывались все возможные расходы АО "Тамбовские коммунальные системы" в отсутствие доказательств получения ответчиком посредством надбавки объема денежных средств в меньшем размере, а также того, что понесенные затраты при строительстве системы водоснабжения  микрорайона "Пригородный лес - МНТК" не были возмещены посредством надбавки к тарифу, учитывая согласованный сторонами порядок передачи спорного имущества и отсутствие доказательств совершения ответчиком действий по его передаче в муниципальную собственность городского округа - город Тамбов, суды  признали  исковые требования Администрации обоснованными.

Судам были известны доводы ответчика о том, что в соответствии с дополнительным соглашением № 2 от 29.01.2013 к договору о реализации инвестиционной программы от 14.02.2011 сторонами предусмотрена модернизация существующей системы водоснабжения микрорайона "Пригородный лес - МНТК" и передача неотделимых улучшений в собственность городского округа - город Тамбов, а не нового объекта, передача которого была предусмотрена договором от 14.02.2011 в редакции дополнительного соглашения № 1 от 25.01.2012; решение № 899 от 27.03.2013 Тамбовской городской Думы, в соответствии с которым предусмотрена передача АО "Тамбовские коммунальные системы" в муниципальную собственность вновь построенного объекта, не обязывает  общество передать вновь построенный водопровод в муниципальную собственность, поскольку соответствующие изменения не были внесены в договор от 14.02.2011.

Эти доводы ответчика являлись предметом оценки судов и обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых судебных акта.

Суды, в том числе, исходили из толкования условий договора от 14.02.2011 в порядке ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации и сделали вывод о том, что воля сторон при заключении этого договора была направлена на создание нового объекта и передачу его в муниципальную собственность.

Суд апелляционной инстанции указал, что земельный участок предоставлен в аренду АО "Тамбовские коммунальные системы" для строительства водопровода на основании постановления Администрации города Тамбова № 9653 от 22.12.2011 и договоров аренды.

Из технического задания по проектированию и строительству водопровода по Рассказовскому шоссе, разработанного АО "Тамбовские коммунальные системы" 24.01.2011, следует, что для выполнения проекта решения "О программе комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры города Тамбова на период 2011-2015 годы" и региональной программы "Чистая вода" необходимо предусмотреть модернизацию существующей системы водоснабжения микрорайона "Пригородный лес - МНТК", провести строительство участка водопровода и предусмотреть "закольцовку" существующей системы водоснабжения с подключением к централизованным сетям города.

Разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию выданы на новый объект.

Свидетельство о праве собственности от 21.03.2014 выдано ответчику на водопровод по Рассказовскому шоссе; назначение: сооружение коммунального хозяйства; протяженность 3 977 м.

Суд апелляционной инстанции установил, что АО "Тамбовские коммунальные системы" исполняло условия договора от 14.02.2011 в части представления ежеквартальных отчетов о своей деятельности по реализации инвестиционного проекта (п. 4.1 договора) и расценил письма ответчика от 18.06.2016 и от 04.07.2016 как выражающие намерение передать в муниципальную собственность спорный водопровод.

      Что касается заявления ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, то суды признали, что  срок исковой давности истцом не пропущен с учетом исполнения ответчиком работ в рамках инвестиционной программы на период 2011-2015 годы и срока действия договора от 14.02.2011 до 31.12.2015 (п.1.5 договора), об исполнении которого заявлен иск, а также с учетом направления ответчиком в адрес истца вышеуказанных писем.

Нарушений норм процессуального права или материального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, кассационной коллегией не установлено.

Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 06.02.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2019 по делу №А64-9587/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                                И.Ю. Толкачева

Судьи                                                                                               Н.В. Платов                   

                                                                                                   ФИО1