ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-10281/17 от 21.12.2017 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-28191/2017

г. Казань Дело № А65-10281/2017

25 декабря 2017 года

Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2017 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2017 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Коноплёвой М.В.,

судей Фатхутдиновой А.Ф., Хайруллиной Ф.В.,

при участии представителей:

федерального государственного бюджетного учреждения «Управление по гидрометерологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан» – Немцевой Т.Г., доверенность от 21.12.2017 № 237,

муниципального казенного учреждения «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» – Усановой Ю.А., доверенность от 16.10.2017 № 15/15-04-19903,

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, муниципального казенного учреждения «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани»

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.07.2017 (судья Назырова Н.Б.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2017 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Бажан П.В., Засыпкина Т.С.)

по делу № А65-10281/2017

по заявлению федерального государственного бюджетного учреждения «Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан» (ОГРН 1021602835320, ИНН 1654005351) к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, муниципальному казенному учреждению «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», третьи лица: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан, о признании незаконным отказа,

УСТАНОВИЛ:

федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан» (далее – Управление гидрометеорологии) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее – Исполком), к муниципальному казенному учреждению «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее – Управление архитектуры) о признании незаконным отказа от 20.03.2017 № 15/01-05-10-964 в утверждении границ охранных зон стационарных пунктов наблюдений: г. Казань, ул. Дубравная, 45в; г. Казань, Кировский район, ул. Горьковское шоссе; г. Казань, Вахитовский район, ул. Татарстан; г. Казань, Вахитовский район, ул. Право-булачная; г. Казань, ул. Декабристов; г. Казань, ул. Степана Халтурина; г. Казань, на пересечении улиц Д.Файзи и Х.Бигичева; г. Казань, ул. Побежимова; г. Казань, Ново-Савиновский район, ул. Академика Лаврентьева; г. Казань, в районе моста «Милленум»; г. Казань, Приволжский район, озеро Средний Кабан; об обязании утвердить границы охранных зон стационарных пунктов наблюдений, находящихся на территории г. Казани в форме постановления.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области и федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.07.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2017, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Исполком и Управление архитектуры просят принятые по делу судебные акты отменить, заявленные требования оставить без удовлетворения, мотивируя неправильным применением судами норм материального права. Заявители жалобы указывают, что статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) и Уставом муниципального образования г. Казани, утвержденного решением Казанской городской Думы от 19.12.2005 № 3-5, установление охранных зон с особыми условиями использования не отнесено к вопросам местного значения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.

Как установлено судами и следует из материалов дела, на территории муниципального образования город Казань Управление гидрометеорологии имеет одиннадцать стационарных пунктов наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, которые являются обособленными подразделениями Управления гидрометеорологии и перечислены в приложении к Уставу, утвержденному приказом Росгидромета от 03.10.2016 № 452.

Земельные участки под пунктами наблюдений являются собственностью Российской Федерации (за исключением одного участка, расположенного по адресу г. Казань, Ново-Савиновский район, в районе моста «Миллениум») и переданы в постоянное бессрочное пользование Управлению гидрометеорологии, что подтверждается представленными в дело свидетельствами.

Управление гидрометеорологии обратилось к руководителю Исполкома с заявлением от 31.10.2016 № 02/2739 об утверждении границ охранных зон одиннадцати стационарных пунктов наблюдений.

На данное обращение Управление архитектуры письмом от 21.11.2016 сообщило, что установление охранных зон не относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Аналогичные обращения об утверждении границ охранных зон направлены Управлением гидрометеорологии на имя начальника Управления архитектуры 09.12.2016 и 22.02.2017.

Письмами от 22.12.2016 № 15/01-05-10-5079 и от 20.03.2017 № 15/01-05-10-964 Управление архитектуры отказало в совершении указанных действий по причине отсутствия соответствующих полномочий у органа местного самоуправления.

Управление гидрометеорологии, ссылаясь на то, что установление охранной зоны вокруг стационарных пунктов наблюдения является обязательным, а отказ в установлении данных зон является незаконным и нарушающим его права, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

При принятии решения об удовлетворении заявленных требований суды правомерно исходили и из следующего.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 19.07.1998 № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» (далее – Закон № 113-ФЗ) стационарный пункт наблюдения за состоянием окружающей природной среды – комплекс, включающий в себя земельный участок или часть акватории с установленными на них приборами и оборудованием, предназначенным для определения характеристик окружающей природной среды, ее загрязнения.

К числу основных принципов, на основе которых гидрометеорологическая служба осуществляет свою деятельность, относятся глобальность и непрерывность наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением; обеспечение достоверности информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и ее доступности для пользователей (потребителей); соответствие деятельности гидрометеорологической службы задачам охраны здоровья населения, защиты окружающей среды и обеспечения экологической и гидрометеорологической безопасности (статья 4 Закона № 113-ФЗ).

Часть 3 статьи 13 указанного Закона № 113-ФЗ предусматривает, что в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность.

В силу пунктов 3 и 6 Положения о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.1999 № 972 (далее – Постановление от 27.08.1999 № 972), охранные зоны создаются в виде земельных участков и частей акваторий, ограниченных на плане местности замкнутой линией, отстоящей от границ этих пунктов на расстоянии, как правило, 200 метров во все стороны. В пределах охранных зон стационарных пунктов наблюдений устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность, которая может отразиться на достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении.

Из приведенных норм однозначно усматривается обязательность установления охранной зоны вокруг стационарных пунктов наблюдений, включающей земельный участок с установленным на нем оборудованием.

Ввиду того, что ни Закон № 113-ФЗ, ни Постановление от 07.08.1999 № 972 не предусматривают орган, полномочный принимать решение о создании охранных зон, следует руководствоваться общими положениями земельного и градостроительного законодательства о разграничении компетенции между органами государственной власти и местного самоуправления в области земельных отношений и установления правил землепользования.

Пунктом 1 части 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что ограничения прав могут устанавливаться на землю, в том числе особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.

Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации для таких зон.

В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Отклоняя довод Исполкома и Управления архитектуры об отсутствии у Исполкома полномочий по утверждению границ охранных зон со ссылкой на статью 16 Закона № 131-ФЗ и Устав муниципального образования г. Казани, судебные инстанции правомерно указали, что частью 1 статьи 4 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Земельный кодекс Российской Федерации, являясь федеральным нормативным актом, наряду с другими нормативными актами составляет правовую основу местного самоуправления.

Поскольку обращение Управления гидрометеорологии об утверждении границ охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, направлено на определение этих зон в виде земельных участков, расположенных в городе Казани, то суды пришли к правильному выводу о том, что этот вопрос в силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации относится к вопросам местного значения в области использования и охраны земель и относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Доводы заявителей кассационной жалобы не опровергают правильность выводов судебных инстанций и не могут служить основанием для отмены принятых по делу судебных актов, основанных на материалах дела при правильном применении норм материального и процессуального права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.07.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2017 по делу № А65-10281/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья М.В. Коноплёва

Судьи А.Ф. Фатхутдинова

Ф.В. Хайруллина