ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-10631/13 от 25.09.2014 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань                                                 Дело № А65-10631/2013

02 октября 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2014 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,

судей Гариповой Ф.Г., Хабибуллина Л.Ф.,

при участии представителей:

заявителя – ФИО1 (доверенность от 18.12.2013),

ответчика – ФИО2 (доверенность от 23.10.2013),

в отсутствие:

третьего лица – извещено надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Республике Татарстан

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от28.03.2014 (судья Воробьев Р.М.) ипостановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2014 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Бажан П.В., Рогалева Е.М.)

по делу №А65-10631/2013

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Канон», г. Казань (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Республике Татарстан, г. Казань, о признании недействительным решения от 25.03.2013 № 2272, третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Канон», г. Казань (далее – ООО «Канон», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Республике Татарстан (далее – Межрайонная ИФНС России № 19 по РТ, налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 25.03.2013 № 2272.

Решением Арбитражный суд Республики Татарстан от 04.07.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2013, заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным решение Межрайонной ИФНС России № 19 по РТ от 25.03.2013 № 2272 в части доначисления земельного налога за 2011 год по земельному участку с кадастровым номером 16:50:90107:12 в сумме, превышающей 186 600 рублей, соответствующих сумм пени и штрафа. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24.12.2013 судебные акты первой и апелляционной инстанций по данному делу отменены в части признания незаконным решения налогового органа от 25.03.2013 № 2272 в части доначисления земельного налога за 2011 год по земельному участку с кадастровым номером 16:50:90107:12 в сумме, превышающей 186 600 рублей, соответствующих сумм штрафа. Дело в этой части направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении суду первой инстанции надлежало правильно определить налоговую базу по указанному земельному участку и, исходя из нее, определить сумму земельного налога, подлежащую уплате обществом в рассматриваемый период, иных налоговых обязательств и принимая во внимание все обстоятельства дела в соответствии с требованиями закона вынести обоснованный и соответствующий нормам права судебный акт.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.03.2014 по делу № А65-10631/2013 заявленное требование удовлетворено частично. Решение Межрайонной ИФНС России № 19 по Республике Татарстан от 25.03.2013 № 2272 признано незаконным как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации в части доначисления земельного налога за 2011 год по земельному участку с кадастровым номером 16:50:90107:12 в сумме, превышающей 875 292 рублей, соответствующих сумм пени и штрафа. На налоговый орган возложена обязанность устранить нарушение прав заявителя. В остальной части в удовлетворении заявления ООО «Канон» отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2014 вышеуказанное решение суда первой инстанции от 28.03.2014 отменено. Принят новый судебный акт о признании незаконным решения налогового органа от 25.03.2013 № 2272 в части доначисления земельного налога за 2011 год по земельному участку с кадастровым номером 16:50:90107:12 и соответствующих сумм пени и штрафа.

В кассационной жалобе Межрайонная ИФНС России № 19 по РТ с принятыми по делу судебными актами не согласилась, просит отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований заявителя, постановление суда апелляционной инстанции и отказать обществу в удовлетворении требований.

Арбитражный суд кассационной инстанции, заслушав представителей заявителя, ответчика, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к следующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, налоговым органом по представленной налогоплательщиком 28.11.2012 уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт проверки от 25.02.2013 № 3314, а 25.03.2013 принято решение № 2272 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения».

Основанием вынесения данного решения послужил вывод налогового органа о неправомерном применении ООО «Канон» при расчете земельного налога за 2011 год по земельному участку с кадастровым номером 16:50:90107:12 кадастровой стоимости, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.08.2012 по делу № А65‑19103/2012 равной его рыночной стоимости в размере 12 440 000 рублей, и налоговой ставки 0,55%.

Налоговый орган считает, что при исчислении земельного налога за 2011 год подлежала применению кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:90107:12, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 № 1102 «Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан».

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 15.05.2013 № 2.14-0-18/010389@ апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение инспекции утверждено.

Полагая, что решение Межрайонной ИФНС России № 19 по РТ от 25.03.2013 № 2272 нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и экономической деятельности, заявитель оспорил его в судебном порядке.

Судебные инстанции правомерно пришли к следующим выводам.

Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Исходя из требований пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).

Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 № 1102 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.

Указанное постановление опубликовано в официальном издании «Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти» от 02.02.2011 № 5.

Судебные инстанции с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.02.2010 № 165-0, обоснованно указали, что поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 № 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.

Поскольку изменение кадастровой стоимости земельных участков в 2012 году не предоставляет налогоплательщику права изменять свои налоговые обязательства за предыдущий налоговый период, то для исчисления земельного налога, как правильно указали судебные инстанции, необходимо исходить из сведений о размере кадастровой стоимости, имевшихся до постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 № 1102, а именно, в постановлении Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 № 478 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани».

Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.08.2012 по делу № А65-19103/2012 установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере рыночной.

Указанное судебное решение основано на правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11, согласно которой в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в абзаце 4 пункта 2.2 определения от 01.03.2011 № 275‑0‑0, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. При этом пересмотр результатов определения кадастровой стоимости земельного участка осуществляется при установлении в отношении этого земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной, такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.

Как усматривается из материалов дела и установлено судами, во исполнение решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.08.2012 по делу № А65-19103/2012 в государственный кадастр недвижимости внесены изменения в сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка, что влечет возможность применения новой кадастровой стоимости с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.

Поэтому, как верно указано судами, возможность применения новой кадастровой стоимости, установленной решением суда от 29.08.2012, для исчисления земельного налога за 2011 год основан на ошибочном толковании заявителем норм налогового законодательства.

Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 16:50:90107:12 представлялся заявителю с видом разрешенного использования «Под строительство административных и служебных зданий». 11 апреля 2011 года произведена государственная регистрация права собственности заявителя и оформлено свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество «Административное здание, назначение: нежилое» по адресу: <...>, построенное на земельном участке с кадастровым номером 16:50:90107:12.

В связи с государственной регистрацией прав на построенный объект недвижимости и возникновением у налогоплательщика права на применение иной ставки налога арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что при расчете земельного налога за 2011 год по земельному участку с кадастровым номером 16:50:90107:12 в первоначально поданной налоговой декларации заявитель был обязан применить налоговую ставку 1,5% за период с 01.01.2011 по 01.04.2011, а с 01.04.2011 по 31.12.2011 с момента государственной регистрации права собственности на построенный объект недвижимости налоговую ставку, установленную решением Представительного органа муниципального образования г. Казани от 08.10.2010 № 8 (в редакции решения городской думы от 03.03.2011 № 14‑4) в размере 0,55%, независимо от того были ли внесены изменения в кадастр недвижимости о виде разрешенного использования указанного земельного участка, поскольку изменение налоговой ставки названным постановлением не связывается с изменением вида разрешенного использования земельного участка, а связано исключительно с государственной регистрацией прав на построенный объект недвижимости.

При этом апелляционным судом установлено, что ООО «Канон» уплатило в бюджет земельный налог в сумме 332 116 рублей, т.е. в размере, превышающем на 89 222 рублей 47 копеек реальную обязанность по уплате налога.

При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что заявитель исполнил свою обязанность по уплате земельного налога за 2011 в сумме 242 893 рублей 53 копеек.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2014 по делу № А65-10631/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                                  Р.Р. Мухаметшин

Судьи                                                                                Ф.Г. Гарипова

                                                                                           Л.Ф. Хабибуллин