ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-1152/17 от 19.10.2017 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-26216/2017

г. Казань Дело № А65-1152/2017

20 октября 2017 года

Резолютивная часть постановления объявлена – 19.10.2017.

Полный текст постановления изготовлен – 20.10.2017.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,

судей Ананьева Р.В., Карповой В.А.

при участии представителей:

ответчика – муниципального казенного учреждения «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» – Тахавутдиновой Р.З., доверенность,

в отсутствие:

истца – общества с ограниченной ответственностью «Универсал плюс» – извещено надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», г. Казань,

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.04.2017 (судья Мазитов А.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2017 (председательствующий судья Балакирева Е.М., судьи Пышкина Н.Ю., Терентьев Е.А.)

по делу № А65-1152/2017

по иску обществу с ограниченной ответственностью «Универсал плюс», г. Казань, к муниципальному казенному учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», г. Казань, об определении условий договора купли-продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Универсал плюс» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к муниципальному казенному учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» (далее – комитет) об определении условий договора купли-продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности – земельного участка общей площадью 727 кв. м с кадастровым номером 16:50:080213:69, категория земель: земли населенных пунктов, адрес расположения земельного участка: г. Казань, ул. Тульская, д. 56, изложив: пункт 2.1 договора купли-продажи в следующей редакции: «2.1 Цена продаваемого земельного участка составляет 389 900 руб. 39 коп. Расчет цены продажи земельного участка указан в Приложении № 1. НДС не облагается»; пункты , 3 Приложения № 1 к договору: расчет цены продажи, в следующей редакции: «2. Разрешенное использование земельного участка: гараж с пристроем», «3. Цена продажи земельного участка составляет: Триста восемьдесят девять тысяч восемьсот рублей 39 коп.».

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.04.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2017, требования удовлетворены.

Комитет, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 28.01.2016 между обществом и комитетом подписан договор купли-продажи, согласно которому комитет передал в собственность, а общество приняло и оплатило имущество: нежилые помещения, расположенные по адресу: РТ, г. Казань, ул. Тульская, д. 56, общей площадью 20 813,8 кв. м (помещения контрольно-технического пункта, литера В, общей площадью 283,1 кв. м; помещения центрального склада, литера Д, Д1, Д2, общей площадью 817,7 кв. м; помещения линии ТО-1, литера Ж1, общей площадью 592,1 кв. м; помещения гаража с пристроем, литера Л1, Л2, общей площадью 118,2 кв. м; помещения охраны, литера Н, общей площадью 20,1 кв. м; помещения охраны, литера П, общей площадью 18.6 кв. м; сооружения открытой стоянки, литера 1, обшей площадью 18 964,0 кв.м.

12.07.2016 обществом зарегистрировано право собственности на помещения гаража с пристроем, литера Л1, Л2, общей площадью 118,2 кв. м, сооружения открытой стоянки, литера 1, обшей площадью 18 964,0 кв. м, здание контрольно-технического пункта, литера В, общей площадью 283,1 кв. м, здание дома охраны, литера Н, общей площадью 20,1 кв. м, здания линии ТО-1. литера Ж1, общей площадью 592,1 кв. м, здание дом охраны, литера П, общей площадью 18.6 кв. м; здание центрального склада, литера Д, Д1, Д2, общей площадью 817,7 кв. м, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 12.07.2016.

Общество обратилось к комитету с заявлением от 28.07.2016 № 15492/кзио-вх о предоставлении земельных участков в собственность, в том числе и земельного участка с кадастровым номером 16:50:080213:69, на котором расположен гараж с пристроем, кадастровый номер 16:16:50:080213:38.

07.12.2016 истец получил от ответчика для подписания договор № 24551 купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:16:50:080213:69, согласно пункту 2.1 которого цена продаваемого земельного участка определена в размере 1 266 851 руб. 26 коп.

При расчете цены продажи земельного участка, занятого зданием гаража с пристроем комитетом использована ставка земельного налога в размере 1,3%, предусмотренная пунктами 1.5.1, 1.5.2 решения Казанской городской Думы от 11.11.2013 № 5-26 «О земельном налоге».

Обществом подписан договор с протоколом разногласий и с сопроводительным письмом от 13.12.2016 № 25175 направлен ответчику протокол разногласий от 09.12.2016, в котором цена приобретаемого земельного участка указана в размере 389 800 руб. 39 коп. с учетом ставки земельного налога в размере 0,4% согласно пункту 1.5 вышеуказанного решения городской думы.

Спор о размере ставки земельного налога, применяемой для выкупа земельного участка, послужил основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Суды двух инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из следующего.

В соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

Согласно статье 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

В силу положений статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений, осуществляется без проведения торгов.

Исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду в соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, определяется в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. Как усматривается из материалов дела, разногласия у сторон при заключении договора купли-продажи земельного участка возникли исключительно в части выкупной цены земельного участка, а именно в применении при расчете выкупной цены земельного участка под гаражом с пристроем ставки земельного налога.

По мнению общества в данном случае должна применяться ставка в размере 0,4% от кадастровой стоимости согласно пункту 1.5 решения Казанской городской Думы от 11.11.2013 № 5-26 «О земельном налоге», в связи с чем, согласно расчету выкупная цена земельного участка составляет 389 800 руб. 39 коп.

Однако комитет полагает, что следует применять ставку земельного налога в размере 1,3% на основании пунктов 1.5.1, 1.5.2 решения Казанской городской Думы от 11.11.2013 № 5-26 «О земельном налоге», что составляет сумму в размере 1 266 851 руб. 26 коп.

Доводы комитета о том, что не имеется оснований для удовлетворения иска, поскольку использование земельного участка с расположенным на нем гаражом для предпринимательской деятельности свидетельствует о неправомерности применения ставки земельного налога в размере 0,4% от кадастровой стоимости, в данном случае ставка земельного налога для земельного участка истца составляет 1,3% от кадастровой стоимости, судами отклонены, поскольку постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 03.10.2012 № 827 «О продаже земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан или государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что цена земли, применяемая в Республике Татарстан для определения стоимости земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан или государственная собственность на которые не разграничена, при продаже собственникам расположенных на них зданий, строений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, составляет семнадцатикратный размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка - в населенных пунктах Республики Татарстан с численностью населения свыше 500 тыс. человек.

Пунктами 1.5, 1.5.1 Решения Казанской городской Думы от 11.11.2013 № 5-26 «О земельном налоге» установлен земельный налог в размере 0,4% в отношении земельных участков, занятых гаражами, в том числе гаражно-строительными кооперативами. При этом как правомерно указано судами двух инстанций в данном решении не имеется ограничения по применению ставки земельного налога в 0,4% исключительно в отношении земельных участков, занятых гаражами, используемыми для размещения и хранения личных транспортных средств граждан.

В связи с этим довод комитета в данной части о применении ставки земельного налога в размере 1,3% относящегося к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания обоснованно признаны судами несостоятельным.

Судами установлено, что принадлежащий обществу на праве собственности объект недвижимости – гараж с пристроем с кадастровым номером 16:50:080213:38, расположен на спорном земельном участке с кадастровым номером 16:16:50:080213:69, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 04.09.2016, в котором также указан вид разрешенного использования земельного участка – гараж с пристроем.

Таким образом, судами признан правильным расчет выкупной цены земельного участка в размере 389 800 руб. 39 коп., исходя из ставки земельного налога – 0,4% и повышающего коэффициента кратности величины земельного налога равного 17 (л.д.21).

При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили заявленные требование.

Доводы кассационной жалобы повторяют позицию комитета в судах первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка.

Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.

Приложенный кассатором к кассационной жалобе акт обследования земельного участка органом муниципального контроля от 24.08.2017 отношения к законности судебных актов не имеет, поскольку составлен после принятия обжалуемых судебных актов. Кроме того, суд кассационной инстанции в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не вправе приобщать и исследовать доказательства, которые не были предметом исследования и оценки нижестоящих судов.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.04.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2017 по делу № А65-1152/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья С.Ю. Муравьев

Судьи Р.В. Ананьев

В.А. Карпова