ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-11651/20 от 07.10.2020 АС Республики Татарстан

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

13 октября 2020 года                                                                            Дело № А65-11651/2020

г.Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2020 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 13 октября 2020 года. 

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Засыпкиной Т.С., Бажана П.В.,

при ведении протокола судебного заседания Ахмеджановой Э.М. с участием:

от общества с ограниченной ответственностью жилищно-строительная компания «Комфортное жилье» - представителя Заварзова Д.Б. (доверенность от 17.06.2020),

от муниципального казенного учреждения «Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан» - представитель не явился, извещено,

            рассмотрев в открытом судебном заседании 07 октября 2020 года апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью жилищно-строительная компания «Комфортное жилье»

            на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 августа 2020 года по делу №А65-11651/2020 (судья Мазитов А. Н.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью жилищно-строительная компания «Комфортное жилье» (ОГРН 1121650004662, ИНН 1650239510), Республика Татарстан, г.Набережные Челны, к муниципальному казенному учреждению «Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан» (ОГРН 1051614258740, ИНН 1650135166), Республика Татарстан, г.Набережные Челны,

            о признании незаконным отказа в выдаче заключения, выраженного в письме исх. №02/1904 от 12.05.2020,

У С Т А Н О В И Л:

            Общество с ограниченной ответственностью жилищно-строительная компания «Комфортное жилье» (далее - ООО ЖСК «Комфортное жилье», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к муниципальному казенному учреждению «Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан» (далее - МКУ «Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан», ответчик, исполнительный комитет) о признании незаконным отказа, выраженного в письме исх. №02/1904 от 12.05.2020.

            Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 августа 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе ООО ЖСК «Комфортное жилье» просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на отсутствие в Федеральном законе от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 214-ФЗ), в редакции, действовавшей до 22.04.2020, ограничений для застройщиков по срокам достижения 30 % готовности объекта и обращения заявителя за заключением в контрольный орган. Застройщики, начавшие строительство объектов в рамках Федерального закона № 214-ФЗ и соответствовавшие требованиям закона, могли завершить строительство объектов без использования счетов эскроу, получив соответствующее заключение контрольного органа.

Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя МКУ «Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан», надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

В судебном заседании представитель ООО ЖСК «Комфортное жилье» поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя ООО ЖСК «Комфортное жилье», арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта. 

Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:52:020602:1199, площадью 14 400 кв.м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г.Набережные Челны, на пересечении проспекта В.Фоменко и ул.В.Гостева, разрешенное использование - многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), категория земельного участка: земли населенных пунктов. Право собственности зарегистрировано за заявителем 27.06.2017, номер регистрации 16:52:020602:1199­16/022/2017-1.

Заявителем 25.05.2018 получено положительное заключение экспертизы проекта объекта капитального строительства многоэтажного жилого дома №1 с наружными инженерными сетями №16-2-1-3-0029-18.

Заявителем 14.06.2018 получено разрешение №RU16302000-155-2018 на строительство на земельном участке с кадастровым номером 16:52:020602:1199 многоэтажного жилого дома №1 с наружными инженерными сетями жилого комплекса в 27 микрорайоне жилого комплекса Замелекесье г.Набережные Челны.

Исполнительным комитетом 16.05.2019 выдано заявителю заключение о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям.

Между заявителем и ООО Подрядная организация «Комфортное жилье» 24.05.2019 заключены договоры участия в долевом строительстве №Д27-1/1-19 и №Д27-1/20-34, в соответствии с которыми заявитель обязался построить объект «Многоэтажный жилой дом №1 с наружными инженерными сетями жилого комплекса в 27 микрорайоне жилого района Замелекесье г.Набережные Челны и после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию передать участнику долевого строительства в собственность поименованные в данном договоре квартиры вышеуказанного объекта, а участник долевого строительства уплатить обусловленную договором цену и принять в эксплуатацию квартиру.

Заявитель 22 апреля 2020 года обратился к ответчику с заявлением о выдаче заключения о степени готовности многоэтажного жилого дома №1 с наружными инженерными сетями жилого комплекса в 27 микрорайоне жилого района Замелекесье г.Набережные Челны и возможности заключения договоров участия в долевом строительстве без использования счетов эскроу.

Письмом №02/1904 от 12 мая 2020 года ответчик отказал заявителю в выдаче заключения о степени готовности объекта и возможности заключения договоров участия в долевом строительстве без использования счетов, предусмотренных ст.15.4 Закона №214-ФЗ, по объекту «Многоэтажный жилой дом №1 с наружными инженерными сетями жилого комплекса в 27 микрорайоне жилого района Замелекесье г.Набережные Челны».

В обоснование отказа указано на пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22.04.2019 № 480 «О критериях, определяющих степень готовности многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (проекта строительства) и количество заключенных договоров участия в долевом строительстве, при условии соответствия которым застройщику предоставляется право на привлечение денежных средств участников долевого строительства без использования счетов, предусмотренных статьей 15.4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», согласно которому застройщик может направить в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, заявление о выдаче заключения о степени готовности объекта и возможности заключения договоров участия в долевом строительстве без использования счетов, предусмотренных статьей 15.4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», в период до 01 октября 2019 года.

Не согласившись с данным отказом органа местного самоуправления, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Рассмотрев заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1.2 ст.3 Закона № 214-ФЗ застройщик вправе осуществлять строительство (создание) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в пределах одного или нескольких разрешений на строительство с привлечением денежных средств участников долевого строительства, в частности, при условии размещения денежных средств участников долевого строительства на счетах эскроу в порядке, предусмотренном ст. 15.4 Закона № 214- ФЗ.

В силу части 1 статьи 15.4 Закона № 214-ФЗ в целях привлечения застройщиком денежных средств участников долевого строительства на строительство (создание) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости путем размещения таких средств на счетах эскроу все участники долевого строительства в отношении многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости вносят денежные средства в счет уплаты цены договоров участия в долевом строительстве на счета эскроу, открытые в уполномоченном банке в соответствии со статьей 15.5 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 16 статьи 8 Федерального закона от 25.12.2018 № 478-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №478-ФЗ) привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, связанное с возникновением у них права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, которые на момент привлечения таких денежных средств не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается только с использованием счетов, предусмотренных статьей 15.4 Закона № 214-ФЗ, по договорам участия в долевом строительстве, представленным на государственную регистрацию после 01.07.2019, в отношении многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (проекта строительства), если договоры участия в долевом строительстве с участниками долевого строительства таких объектов недвижимости заключались до 01.07.2019, за исключением договоров участия в долевом строительстве, заключенных в отношении многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (проекта строительства), которые соответствуют установленным Правительством Российской Федерации критериям, определяющим степень готовности таких объектов и количество заключенных договоров участия в долевом строительстве. Методика определения соответствия многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (проекта строительства) указанным в настоящей части критериям, перечень документов, необходимых для определения соответствия таких объектов этим критериям, и период, в течение которого застройщик может направить в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, заявление о выдаче заключения о степени готовности объекта и возможности заключения договоров участия в долевом строительстве без использования счетов, предусмотренных статьей 15.4 Федерального закона № 214-ФЗ, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Исходя из положений части 16 статьи 8 Закона №478-ФЗ, право застройщика привлекать денежные средства участников долевого строительства без использования счетов, предусмотренных статьей 15.4 Закона № 214-ФЗ, зависит и от периода, в течение которого застройщик может направить в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, заявление о выдаче заключения о степени готовности объекта и возможности заключения договоров участия в долевом строительстве без использования счетов, предусмотренных статьей 15.4 Закона № 214-ФЗ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2019 года №480 утверждены Критерии, определяющие степень готовности многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и количество заключенных договоров участия в долевом строительстве, при условии соответствия которым застройщику предоставляется право на привлечение денежных средств участников долевого строительства без использования счетов, предусмотренных статьей 15.4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», по договорам участия в долевом строительстве, представленным на государственную регистрацию после 01 июля 2019 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2019 года №1191 в указанное постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2019 года №480 введен пункт 3, согласно которому застройщик может направить в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, заявление о выдаче заключения о степени готовности объекта и возможности заключения договоров участия в долевом строительстве без использования счетов, предусмотренных статьей 15.4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», в период до 01 октября 2019 года.

Заявление о степени готовности объекта и возможности заключения договоров участия в долевом строительстве без использования счетов эскроу было подано заявителем в орган местного самоуправления 22 апреля 2020 года, то есть после установленного постановлением Правительства Российской Федерации срока.

Таким образом, орган местного самоуправления обоснованно отказал в выдаче заявителю заключения о степени готовности объекта и возможности заключения договоров участия в долевом строительстве без использования счетов, предусмотренных ст.15.4 Закона от 30.12.2004 №214-ФЗ, по объекту «Многоэтажный жилой дом №1 с наружными инженерными сетями жилого комплекса в 27 микрорайоне жилого района Замелекесье г.Набережные Челны», с ссылкой на пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22.04.2019 № 480.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ органа местного самоуправления соответствует закону, не нарушает прав и законных интересов заявителя, и в удовлетворении заявленных требований отказал.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в Законе № 214-ФЗ, в редакции, действовавшей до 22.04.2020, ограничений для застройщиков по срокам достижения 30 % готовности объекта и обращения заявителя за заключением в контрольный орган; с ссылкой на то, что застройщики, начавшие строительство объектов в рамках Закона № 214-ФЗ и соответствовавшие требованиям закона, могли завершить строительство объектов без использования счетов эскроу, получив соответствующее заключение контрольного органа, подлежат отклонению ввиду установленного законодательством (постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2019 года №1191) ограничения по срокам обращения за указанным заключением в контрольный орган до 01 октября 2019 года.

   В соответствии п.2 ст.115 Конституции Российской Федерации постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда в соответствии со статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного решение суда от 17 августа 2020 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд            

П О С Т А Н О В И Л:

            Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 августа 2020 года по делу №А65-11651/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

            Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                      Е.Г. Филиппова

Судьи                                                                                                           Т.С. Засыпкина

                                                                                                                П.В. Бажан