ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-11844/18 от 21.11.2018 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

26 ноября 2018 года                                                                            Дело № А65-11844/2018

г.Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2018 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 26 ноября 2018 года. 

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Корнилова А.Б., Засыпкиной Т.С.,

при ведении протокола судебного заседания ФИО1 с участием:

от ФИО4 Мелих – до и после перерыва представителя ФИО2 (доверенность от 23.03.2018),

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Республики Татарстан – до перерыва представителя ФИО3 (доверенность от 31.01.2018), после перерыва представитель не явился, извещена,

от третьих лиц: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Республики Татарстан - до и после перерыва представитель не явился, извещена,

от Управления по вопросам миграции МВД по Республике Татарстан - до и после перерыва представитель не явился, извещено,

            рассмотрев в открытом судебном заседании 19-21 ноября 2018 года апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Республики Татарстан

            на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 сентября 2018 года по делу №А65-11844/2018 (судья Хамитов З.Н.), принятое по заявлению ФИО4 Мелих, Республика Татарстан, г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Республики Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань, третьи лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №14 по Республики Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань, Управление по вопросам миграции МВД по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань,

            о признании незаконным решения от 08.02.2018 по внесению записи в ЕРИП о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, об обязании восстановить указанную запись,

У С Т А Н О В И Л:

            Индивидуальный предприниматель ФИО4 Мелих (далее - ИП ФИО4 Мелих, заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением (с учетом уточнения, принятого судом первой инстанции) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган, регистрирующий орган, инспекция) о признании незаконным решения от 08.02.2018 по внесению записи в ЕГРИП о прекращении деятельности его в качестве индивидуального предпринимателя, об обязании восстановить указанную запись.

            К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №14 по Республики Татарстан, Управление по вопросам миграции МВД по Республике Татарстан.

            Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 сентября 2018 года производство по делу в части уточненных требований о признания законными действий, совершенных ИП ФИО4 Мелих за ОГРН <***> в период с 08.02.2018 года по 05.03.2018 года включительно, а также обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан №18 аннулировать запись за государственным регистрационным номером <***> от 16.02.2018 в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и привести записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в отношении ФИО4 Мелих в соответствие с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» прекращено. В оставшейся части требования удовлетворены. Запись МРИ ФНС №18 по Республике Татарстан от 16.02.2018 №<***> о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с окончанием срока действия документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, признана недействительной. С Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Республике Татарстан в пользу ИП ФИО4 Мелих (ОГРН <***>) взысканы судебные расходы по уплате госпошлины в размере 300 руб.

В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что при изменении сведений о документе, подтверждающем право иностранного гражданина или лица без гражданства временно или постоянно проживать на территории Российской Федерации в регистрирующий орган представляется заявление о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в ЕГРИП по форме Р24001.

По мнению инспекции, если иностранный гражданин своевременно не представит в регистрирующий орган обновленный документ, подтверждающий его право временно или постоянно проживать в Российской Федерации, регистрирующий орган на основании содержащихся в ЕГРИП сведений (об окончании срока действия названного документа) вносит в данный реестр запись о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с окончанием срока действия документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации.

Кроме того, не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

Инспекция исполнила решение Арбитражного суда Республики Татарстан делу №А65-11844/2018 от 07.09.2018 путем внесения в ЕГРИП 12.09.2018 за ГРН: 418169000874485 соответствующей записи.

Вышеизложенное привело к содержанию в ЕГРИП двух ОГРНИП у физического лица ФИО4 Мелих: ОГРНИП <***> от 30.03.2010 и ОГРНИП <***> от 06.03.2018.

В отзыве на апелляционную жалобу Тавлы Мелих просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.

В отзыве на апелляционную жалобу Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №14 по Республики Татарстан просит удовлетворить апелляционную жалобу.

В порядке ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 19 ноября 2018 года объявлялся перерыв до 14 час 20 мин 21 ноября 2018 года. Рассмотрение дела продолжено в судебном заседании 21 ноября 2018 года.

            Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Республики Татарстан, Управления по вопросам миграции МВД по Республике Татарстан, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

В судебном заседании представитель МРИ ФНС №18 по Республике Татарстан поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, отказать в удовлетворении заявленных предпринимателем требований.

Представитель Тавлы Мелих возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей МРИ ФНС №18 по Республике Татарстан, ФИО4 Мелих, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта. 

Как следует из материалов дела, 16.02.2018 регистрирующим органом МРИ ФНС № 18 по Республике Татарстан внесена запись в ЕГРИП о прекращении деятельности ИП (ОГРНИП <***> ИНН <***>) 08.02.2018 в связи с окончанием действия документа, подтверждающего право физического лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации. В конце февраля 2018 года заявителю стало известно об исключении из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) после получения выписки, запрошенной на государственном портале www.nalog.ru.

Свое решение регистрирующий орган мотивировал тем, что согласно сведениям, содержащимся в ЕГРИП, деятельность физического лица ФИО4 Мелих ОГРНИП <***> в качестве индивидуального предпринимателя была прекращена в связи с окончанием срока действия документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать иностранному гражданину в Российской Федерации, о чем 16.02.2018 в ЕГРИП внесена запись ГРН <***>.

Из сведений, содержащихся в ЕГРИП, следует, что ФИО4 Мелих является иностранным гражданином, документом, подтверждающим его право временно или постоянно проживать в Российской Федерации, является вид на жительство в Российской Федерации, который выдан УФМС России по Республике Татарстан 20.02.2013. Дата прекращения деятельности в связи с окончанием действия документа, подтверждающего право физического лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, указана: 08.02.2018.

При этом в срок до 08.02.2018, ФИО4 Мелих в установленный срок с заявлением о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащихся в ЕГРИП, по форме Р24001 в регистрирующий орган с приложением документа, подтверждающего его право временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не обращался.

По состоянию на 12.04.2018 уведомления и решения МРИ ФНС № 18 о принятии решения по вопросу исключения ИП из ЕГРИП заявителем не получены и по адресу регистрации не поступали.

Возражая на доводы инспекции, заявитель указал на то, что 19.01.2018 УФМС России по г. Казани ФИО4 Мелих продлен срок действия вида на жительство до 08.02.2023. УФМС по г. Казани внесена соответствующая запись о продлении срока действия вида на жительство в документ ВНЖ 82 № 0024418 до 08.02.2023.

Кроме того, в судебном заседании представителем истца были уточнены заявленные требования: заявлен отказ от требований в части признания всех действий, совершенных ИП ФИО4 Мелих в период с 08.02.2018 по 05.03.2018 включительно, законными.

Отказ судом первой инстанции был принят, и производство по делу в этой части прекращено.

УФНС России по Самарской области поддержало позицию инспекции.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП), регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129 -ФЗ).

Статьей 1 Закона № 129-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 4 Закона № 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие сведения о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона № 129-ФЗ сведения, содержащиеся в государственном реестре, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.

Согласно подпункту «и» пункта 2 статьи 5 Закона № 129 -ФЗ в случае, если индивидуальный предприниматель является иностранным гражданином, в государственный реестр вносится вид, данные и срок действия документа, подтверждающего право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать в Российской Федерации.

Такими документами, подтверждающими право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать в Российской Федерации, исходя из Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 115-ФЗ), являются разрешение на временное проживание и вид на жительство.

Как полагает Управление, согласно пункту 5 статьи 5 Закона № 129-ФЗ подтвердить право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать в Российской Федерации является обязанностью самого индивидуального предпринимателя.

Таким образом, для внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о внесении в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей изменений по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; копия документа, подтверждающего изменение ранее внесенных в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений об индивидуальном предпринимателе.

Согласно пункту 15.9 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ (зарегистрировано в Минюсте России 14.05.2012 № 24139), лист Д (Сведения о документе, подтверждающим право иностранного гражданина или лица без гражданства временно или постоянно проживать на территории Российской Федерации) заявления по форме Р24001 (Заявление о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в ЕГРИП) заполняется в случае изменения данных вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Таким образом, утвержденная законодателем форма заявления Р24001 предусматривает подачу таких сведений в заявительном порядке.

Однако на 08.02.2018 (дату окончания действия вида на жительство иностранного гражданина ФИО4 Мелих) в регистрирующий орган заявление о продлении вида на жительство не поступило.

На основании пункта 6 статьи 22.3 Закона № 129-ФЗ в связи с окончанием срока действия документа, подтверждающего право иностранному гражданину проживать в Российской Федерации, регистрирующим органом 16.02.2018 в ЕГРИП внесена запись ГРН <***>.

Кроме того, в ЕГРИП содержится запись от 06.03.2018 ГРН <***> о государственной регистрации ФИО4 Мелих в качестве индивидуального предпринимателя.

Запись от 06.03.2018 ГРН <***> внесена на основании заявления ФИО4 Мелих о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

УФНС России по Республике Татарстан полагает, что в связи с непредставлением до 08.02.2018 иностранным гражданином ФИО4 Мелих (ИНН <***>) заявления по форме Р24001 о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащим сведения о документе, подтверждающем право временно или постоянно проживать на территории Российской Федерации, в ЕГРИП 16.02.2018 за ОГРН <***>, правомерно была внесена запись о прекращении деятельности в связи с окончанием срока действия документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в Российской Федерации, в отношении иностранного гражданина ФИО4 Мелих.

Удовлетворяя заявленные в соответствии с уточнением требования, суд первой инстанции исходил из следующего.

Пунктом 5 ст. 5 Закона № 129-ФЗ предусмотрено, что если иное не установлено настоящим Федеральным законом, юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах «м», «о», «р», и индивидуальный предприниматель в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 2 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах «м», «н», «п», а также за исключением случаев изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица - физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, и индивидуального предпринимателя, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства. В случае, если изменение указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI настоящего Федерального закона.

Законом № 129-ФЗ определен перечень документов, представляемых для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

В случае, если физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства, указанным лицом должна быть представлена копия документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать на территории Российской Федерации (подпункт «е» пункта 1 статьи 22.1 Закона № 129-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона №115-ФЗ подтверждением права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство является разрешение на временное проживание, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.

Вид на жительство является документом, выданным иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство не может быть выдан в форме электронного документа. Исходя из п. 3 ст. 8 Закона №115-ФЗ, вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет.

По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина, поданному в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за два месяца до истечения срока действия имеющегося у него вида на жительство, может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.

Пунктом 4.1. ст. 8 Закона № 115-ФЗ установлено, что территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляют обработку персональных данных лиц без гражданства, которые подали заявление о выдаче вида на жительство, или лиц без гражданства, в отношении которых такое заявление подано, в объеме, необходимом для оформления и выдачи вида на 4 жительство, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции ведет учет видов на жительство, выданных лицам без гражданства и содержащих электронный носитель информации, а также персональных данных их владельцев в государственной информационной системе миграционного учета.

Условия хранения и использования таких данных, содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета, определяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пунктом 5 ст.8 Закона № 15-ФЗ установлено, что порядок выдачи или продления срока действия вида на жительство, форма заявления о выдаче или продлении срока действия вида на жительство, а также порядок подачи заявлений в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Пунктом 3 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) предусмотрено, что органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, органы опеки и попечительства обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника, о фактах рождения и смерти физических лиц, о фактах заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, о фактах установления и прекращения опеки и попечительства в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанных лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц.

Приказом ФНС России от 17.09.2007 № ММ-3-09/536@ (ред. от 12.01.2015) «Об утверждении форм сведений, предусмотренных статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации» утверждено приложение № 6 «Сведения о регистрации иностранного гражданина (лица без гражданства) по месту жительства на территории Российской Федерации». Таким образом, органы миграционного учета предоставляют соответствующую государственную услугу по выдаче (продлению) иностранным гражданам вида на жительство в РФ, ведут соответствующие государственные реестры таких данных.

При этом в соответствии со ст. 85 НК РФ указанные сведения органы миграционного учет обязаны предоставлять в налоговые органы в установленные сроки.

Согласно пункту 9 статьи 22.3 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящей статьи.

Основания и порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя установлены ст. 22.3 Закона № 129-ФЗ. Приведенный перечень не подлежит расширительному толкованию по усмотрению налогового органа.

В случае аннулирования документа, подтверждающего право иностранного гражданина либо лица без гражданства временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончания срока действия указанного документа государственная регистрация данных гражданина либо лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу со дня аннулирования указанного документа или окончания срока его действия (п. 11).

Ссылка налогового органа на п. 5 ст. 5 Закона № 129-ФЗ несостоятельна, поскольку указанная норма права относится к содержанию государственного реестра индивидуальных предпринимателей, но не устанавливает оснований для внесения в реестр соответствующих записей о прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ) органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 названного Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

В силу части 6 статьи 7.1 Закона № 210-ФЗ непредставление (несвоевременное представление) органом или организацией по межведомственному запросу документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, в орган, указанный в абзаце первом части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, не может являться основанием для отказа в предоставлении заявителю государственной или муниципальной услуги. При этом органы ФМС обязаны были предоставить данные сведения в налоговые органы в порядке и сроки, установленные вышеуказанными нормативными актами. Неисполнение (несвоевременное исполнение) органами миграционного учета данной обязанности не может нести каких-либо неблагоприятных последствий для заявителя.

При таких обстоятельствах налоговый орган не имел права требовать с заявителя представления документов и сведений, которые налоговый орган и так должен был получить от другого государственного органа, предоставляющего государственные услуги.

С учетом изложенного суд первой инстанции посчитал, что действия налогового органа по внесению в ЕГРИП записи о прекращении ФИО4 Мелих деятельности в качестве индивидуального предпринимателя являются незаконными и удовлетворил требования заявителя.

В соответствии ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При этом суд первой инстанции требования об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан №18 аннулировать запись за государственным регистрационным номером <***> от 16.02.2018 в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и привести записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в отношении ФИО4 Мелих в соответствие с требованиями Закона № 129-ФЗ прекратил, т.к. они тождественны требованию о признании записи незаконной.

Доводы апелляционной жалобы о том, что при изменении сведений о документе, подтверждающем право иностранного гражданина или лица без гражданства временно или постоянно проживать на территории Российской Федерации в регистрирующий орган представляется соответствующее заявление по установленной форме, отклоняется. Само по себе несообщение предпринимателем указанных сведений и непредставление заявления не исключает самого факта наличия у предпринимателя вида на жительства в указанный период.

Суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку инспекции на то, что непредставление иностранным гражданином в регистрирующий орган обновленного документа, подтверждающего его право временно или постоянно проживать в Российской Федерации,  влечет внесение регистрирующим органом в ЕГРИП записи о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с окончанием срока действия документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации.

В данном конкретном случае оснований для внесения в ЕГРИП записи о прекращении иностранным гражданином ФИО4 Мелих деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не имелось, поскольку предприниматель получил вид на жительство в Российской Федерации на новый срок 19.01.2018. УФМС России по г. Казани продлило ФИО4 Мелих срок действия вида на жительство до 08.02.2023 и внесло соответствующую запись о продлении срока действия вида на жительство в документ ВНЖ 82 № 0024418 до 08.02.2023.

Аналогичные выводы содержатся в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 марта 2017 года оп делу № А56-43826/2016.

Довод апелляционной жалобы о том, что в ЕГРИП содержатся сведения о двух ОГРНИП у физического лица ФИО4 Мелих: ОГРНИП <***> от 30.03.2010 и ОГРНИП <***> от 06.03.2018, отклоняется. Указанное налоговым органом обстоятельство не исключает вывода суда о наличии оснований для признания оспариваемой записи в ЕГРИП недействительной. Что касается устранения возникшей правовой коллизии с двумя ОГРНИП у одного индивидуального предпринимателя, она может быть разрешена путем предложения индивидуальному предпринимателю в заявительном порядке исключить из ЕГРИП один из ОГРНИП по его выбору.

Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда в соответствии со статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного решение суда от 07 сентября 2018 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.

   Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина налоговым органом в федеральный бюджет не уплачивается.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд            

П О С Т А Н О В И Л:

            Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 сентября 2018 года по делу №А65-11844/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

            Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                      Е.Г. Филиппова

Судьи                                                                                                     А.Б. Корнилов

                                                                                                                Т.С. Засыпкина