АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-7382/2023
г. Казань Дело № А65-12050/2022
10 октября 2023 года
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2023 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Королёвой Н.Н.,
судей Вильданова Р.А., Ананьева Р.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани»
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.04.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2023
по делу № А65-12050/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Гвардейский» (ОГРН 1021602846913, ИНН 1655058758) к муниципальному казенному учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (ОГРН 1061655000582, ИНН; 1655065674) о признании незаконным отказа Исполнительного комитета Казани муниципального образования города Казани, выраженного в письме от 21.02.2022 № 1534/ИК, об отмене приказа от 23.09.2021 №1664/КЗИО-ПК, о признании незаконным приказа от 23.09.2021 №1664/КЗИО-ПК,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Гвардейский» (далее – ООО «Гвардейский», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее – Исполнительный комитет), муниципальному казенному учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее - Комитет) о признании незаконным отказа Исполнительного комитета, выраженного в письме от 21.02.2022 № 1534/ИК, о признании незаконным приказа от 23.09.2021 №1664/КЗИО-ПК и его отмене.
Требования заявлены в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и мотивированы следующими обстоятельствами: 28.11.2019 заявитель обратился в Комитет с заявлением о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения объектов, виды которых установлены в Перечне видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 (далее – Перечень № 1300), сроком на 10 лет на использование земельного участка площадью 4 кв. м, расположенного в границах земельного участка кадастровый номер 16:50:000000:18397 с целью размещения информационного табло (стелы); письмом от 05.02.2020 № 1579/КЗИО-ИСХ Комитет отказал в выдаче разрешения; вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.09.2020 по делу № А65-10230/2020 отказ Комитета признан незаконным; во исполнение решения арбитражного суда Комитет приказом от 23.09.2021 № 1664/КЗИО-ПК установил срок использования земельного участка 5 лет, что не соответствует заявлению, а также - обязал заявителя представить в муниципальное казенное учреждение «Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» (далее – МКУ «Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г. Казани») на согласование проект (паспорт) на размещение объекта в установленном порядке, что не соответствует пункту 13 Порядка и условий размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.06.2015 № 416 (далее – Порядок № 416); заявитель 17.01.2022 обратился в Исполнительный комитет с жалобой, письмом от 21.02.2022 Исполнительный комитет в удовлетворении жалобы отказал со ссылкой на пункт 3 Порядка № 416 с учетом изменений, внесенных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2020 № 1227, что является незаконным и нарушающим права заявителя.
Определением от 14.06.2022 Арбитражный суд Республики Татарстан прекратил производство по делу по требованию к Исполнительному комитету, привлек его к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Заявитель в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил требования и просил признать незаконными пункты 2, 4.2, 6 приказа Комитета от 23.09.2021, обязать Комитет установить срок использования земельного участка – 10 лет.
Определением от 06.07.2022 Арбитражный суд Республики Татарстан привлек к участию в деле МКУ «Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением от 05.04.2023, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2023, Арбитражный суд Республики Татарстан заявление удовлетворил.
В кассационной жалобе Комитет просит состоявшиеся судебные акты отменить как не соответствующие нормам права.
Заявитель кассационной жалобы со ссылкой на пункт 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), пункт 3 Порядка № 416, действующий на момент принятия оспоренного приказа с учетом изменений, внесенных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2020 № 1227, указывает, что разрешение на размещение объектов выдается на срок, указанный заявителем, но не более чем на 5 лет; пункт 4.2 приказа соответствует требованиям главы 5 Правил благоустройства города Казани, пункт 6 приказа – Порядка № 416.
В отзыве на кассационную жалобу ООО «Гвардейский» просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Арбитражный суд Поволжского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Удовлетворяя заявление, суды обеих инстанций, оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 198, 200 АПК РФ, пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ, пунктом 8 Перечня № 1300, Порядком № 416 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.12.2018 № 1152, действующий на момент обращения заявителя с заявлением о выдаче разрешения, пришли к выводу о том, что пункты 2, 4.2, 6 приказа от 29.09.2021 №1664/КЗИО-ПК противоречат требованиям действующего законодательства и нарушают права заявителя.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов судов обеих инстанций.
Доводы кассационной жалобы отклоняются судом кассационной инстанции в силу следующего.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.06.2015 № 416 утвержден Порядок и условия размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Порядком № 416 в редакции, действовавшей до 17.01.2021, не был установлен срок, на который выдается разрешение на использование земельного участка, находящегося в публичной собственности, без предоставления и установления сервитута, для размещения объектов, включенных в Перечень № 1300.
Постановление Кабинет Министров Республики Татарстан от 30.12.2020 № 1227, вступивший в силу с 18.01.2021, пункт 3 Порядка № 416 был дополнен абзацем следующего содержания: разрешение исполнительного органа государственной власти Республики Татарстан или органа местного самоуправления выдается на срок, указанный заявителем, но не более чем на пять лет.
Земельное законодательство не содержит норм о действии во времени норм земельного законодательства, в связи с чем действует общий принцип права, согласно которому применение закона с обратной силой может иметь место только в исключительных случаях и такое применение допускается только в силу прямого указания закона. В частности, данный принцип реализован в пункте 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Указанный принцип может быть также применен и к земельному законодательству.
На существование данного общего принципа неоднократно указывал и Конституционный Суд Российской Федерации: нормотворческая практика введения в действие закона свидетельствует о том, что основным принципом существования его во времени является немедленное действие. Придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится лишь к прерогативе законодателя. При этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма. Законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений. Обратная сила закона применяется преимущественно в отношениях, которые возникают между индивидом и государством в целом, и делается это в интересах индивида. (уголовное законодательство, пенсионное законодательство) (решение от 01.10.1993 № 81-р, определения от 25.01.2007 № 37-О-О, от 15.04.2008 № 262-О-О, от 20.11.2008 № 745-О-О, от 16.07.2009 № 691-О-О, от 23.04.2015 № 821-О, постановление от 15.02.2016 № 3-П и др.).
Отношения по рассмотрению вопроса о выдаче разрешения на размещение спорного объекта являются длящимися и возникают с момента подачи соответствующего заявления заинтересованным лицом.
В пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при разрешении споров, рассматриваемых по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд применяет нормы материального права, которые действовали во время возникновения правоотношения с участием административного истца (заявителя), если из федерального закона не вытекает иное (часть 5 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 5 статьи 3 и часть 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В связи с этим изменение правового регулирования ко времени рассмотрения дела, как правило, не может служить основанием для отказа в восстановлении права, которое было незаконно нарушено органом или лицом, наделенными публичными полномочиями.
Поскольку заявитель обратился с заявлением о выдаче разрешения 28.11.2019, к спорным правоотношениям подлежит применению Порядок № 416 в редакции, действующей на момент подачи заявления.
Согласно пункту 9 Порядка № 416 в редакции, действовавшей до 17.01.2021, к заявлению прилагаются схема расположения объектов на земельном участке (ситуационный план в масштабе 1:500, адрес), позволяющая однозначно определить его местоположение и расположение соседних земельных участков, копии документов, удостоверяющих личность заявителя и представителя заявителя, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, в случае, если заявление подается представителем заявителя.
В соответствии с пунктом 13 Порядка № 416 разрешение на размещение объектов должно содержать: а) указание об обязанности лиц, получивших разрешение на размещение объектов, выполнить предусмотренные статьей 39.35 Земельного кодекса Российской Федерации требования в случае, если использование земель или земельных участков привело к порче или уничтожению плодородного слоя почвы в границах таких земель или земельных участков; б) размер платы за размещение объектов - в случае, если использование земельного участка в целях размещения предполагаемого вида объектов осуществляется за плату; в) срок использования земельного участка; г) примерный срок представления лицами, получившими разрешение на размещение объектов, описания местоположения границы зоны с особыми условиями использования земель, в случае необходимости ее установления в соответствии с законодательством Российской Федерации; д) сведения, позволяющие соотнести разрешение на размещение объектов с объектами, размещение которых разрешается, и с местом (земельным участком, частью земельного участка), на которых такое размещение разрешается.
Пунктом 4.2 приказа от 29.09.2021 №1664/КЗИО-ПК на заявителя возложена обязанность представить в МКУ «Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» на согласование проект (паспорт) на размещение объекта в установленном порядке.
Однако положениями Порядка № 416 представление на согласование проекта (паспорта) на размещение объекта не предусмотрено.
При этом пунктом 18 Порядка № 416 как в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, так и в редакции, действующей в настоящее время, предусмотрено, что в случае предоставления земельного участка с размещенными объектами на каком-либо праве гражданам или юридическим лицам уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении земельного участка направляет заявителю уведомление о предоставлении земельного участка таким лицам. Действие разрешения на размещение объектов в этом случае не прекращается.
В связи с этим пункт 6 оспоренного приказа о прекращении досрочно действия этого приказа со дня предоставления земельного участка в установленном законом порядке гражданину или юридическому лицу противоречит пункту 18 Порядка № 416.
При таких условиях доводы кассационной жалобы не соответствуют закону и материалам дела.
Оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.04.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2023 по делу № А65-12050/2022 оставить без изменений, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Н.Н. Королёва
Судьи Р.А. Вильданов
Р.В. Ананьев