ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-12101/20 от 31.08.2021 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-6684/2021

г. Казань                                                  Дело № А65-12101/2020

02 сентября 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 02 сентября 2021 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Закировой И.Ш.

судей Ольховикова А.Н., Хакимова И.А.,

при участии представителей:

Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан – ФИО1, доверенность от 11.01.2021,

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Тулпар+»

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.02.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2021

по делу №А65-12101/2020

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Тулпар+» (ИНН <***>) 2. Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района РТ 3. МКУ «Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района РТ» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, третьи лица: - Управление Россельхознадзора по РТ - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан - ФИО2 о признании незаконным п. 1, 2, 3 Решения УФАС по РТ по делу № 016/01/15-1431/2019 от 18.02.2020,

УСТАНОВИЛ:

Заявители - Общество с ограниченной ответственностью «Тулпар+» (далее – общество, ООО «Тулпар+»), Исполнительный комитет Высокогорского Муниципального района РТ (далее - Исполнительный комитет), МКУ «Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района РТ» (далее – Палата) обратились в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к ответчику - Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – антимонопольный орган) о признании незаконным решения УФАС по РТ по делу № 016/01/15-1431/2019 от 18.02.2020.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, Арбитражным судом Республики Татарстан к участию в деле привлечены: ФИО2, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, Управление Россельхознадзора по РТ.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.02.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2021 решение Арбитражного суда Республики Татарстан оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой ссылаясь на не исследование всех обстоятельств дела, имеющих значение для правильного разрешения спора, просит решение суда первой инстанции и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции отменить.

В обоснование своей позиции общество указало, что ООО «Тулпар+» как арендатор земельных участков с кадастровыми номерами 16:16:200501:78, 16:16:200501:79, 16:16:200501:80 отвечает признакам, с которыми закон связывает возможность приобретения в собственность земельных участков сельскохозяйственного назначения без проведения торгов.

Представитель антимонопольного органа в судебном заседании отклонил кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия указанных лиц.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав явившегося в судебное заседание представителя антимонопольного органа, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, приходит к нижеследующим выводам.

По результатам рассмотрения дела № 016/01/15-1431/2019 Комиссия Татарстанского УФАС России, вынесла решение о признании Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан (ИНН <***>, ОГРН <***>) и МКУ «Палата земельных и имущественных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан» (ИНН <***>, ОГРН <***>) нарушившими требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в части предоставления Исполкомом земельных участков сельскохозяйственного назначения ООО «Тулпар+» в нарушение действующего законодательства, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Не согласившись с указанными решением антимонопольного органа, ООО «Тулпар+», Палата и Исполнительный комитет, обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о законности и обоснованности оспариваемого решения антимонопольного органа.

Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с правовой позицией судов.

В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства", при наличии спора о соответствии статье 15 Закона № 135-ФЗ правовых актов, решений, действий (бездействия) антимонопольный орган должен доказать факт недопущения, ограничения, устранения конкуренции либо установить угрозу наступления таких последствий на определенном товарном рынке, в том числе в результате нарушения прав и законных интересов отдельных участников рынка, создания для них конкурентных преимуществ или препятствий в конкуренции на товарных рынках.

В силу части 1 статьи 15 Закон о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: 2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; 3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров.

Как установлено проверяющими и подтверждено судами, на основании постановления Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от 07.03.2013 № 590 ФИО2 на праве аренды сроком на 49 лет был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 16:16:200501:77, площадью 688 000 кв.м из земель категории – земли сельскохозяйственного назначения.

Между Палатой и ФИО2 заключен договор аренды от 11.03.2013 № 24- 071-2749 земельного участка с кадастровым номером 16:16:200501:77 площадью 688 000 кв.м из земель категории – земли сельскохозяйственного назначения. Срок аренды установлен с 11.03.2013 по 10.03.2062 (49 лет).

На основании постановления Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от 06.05.2013 № 1030 между Палатой и ФИО2 было заключено соглашение от 18.05.2013 № 2013-05/41 к договору аренды от 11.03.2013, по условиям которого, в связи с разделом земельного участка с кадастровым номером 16:16:200501:77 в аренду предоставлены следующие земельные участки: - площадью 257 355 кв.м с кадастровым номером 16:16:200501:78; - площадью 169 496 кв.м с кадастровым номером 16:16:200501:79; - площадью 261 149 кв.м с кадастровым номером 16:16:200501:80. 1

15.07.2013 Исполнительным комитетом ФИО2 выдано разрешение на строительство (№ RU 16516319-1265/С) склада на земельном участке с кадастровым номером 16:16:200501:80.

14.08.2013 Исполнительным комитетом ФИО2 выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (№ RU 16516319-1074/Э) в отношении склада на земельном участке с кадастровым номером 16:16:200501:80.

15.08.2013 ФИО2 зарегистрировано право собственности на склад (запись регистрации № 16-16-18/031/2013-563). 04.02.2014 ООО «Тулпар+» письмом (исх. № 1 от 04.02.2014; вх. № 816 от 04.02.2014) ставит Исполнительный комитет в известность, что земельные участки с кадастровым номером 16:16:200501:78, 16:16:200501:79, 16:16:200501:80 предоставленные ФИО2, переходят в субаренду ООО «Тулпар+».

19.02.2014 между ФИО2 и ООО «Тулпар+» (ИНН <***>) заключен договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельных участков, по условиям которого все права и обязанности по договору аренды от 11.03.2013 № 24-071- 2749 перешли к ООО «Тулпар+» (дата государственной регистрации – 05.03.2014 № 16- 16-18/005/2014-528).

04.12.2014 ООО «Тулпар+» была выдана лицензия на пользование недрами Республики Татарстан (серия ТАТ ВСК, номер 01402, вид ТП) с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение известняков на участке недр «ЮжноКазакларское». Срок окончания действия лицензии 30.11.2017.

07.09.2017 ООО «Тулпар+» обращается в Исполнительный комитет в целях предоставления в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 16:16:200501:78 (площадь 257 355 кв.м), 16:16:200501:79 (площадью 169 496 кв.м), 16:16:200501:80 (площадью 261 149 кв.м) по правилам пункта 9 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Постановлением Исполнительного комитета от 31.01.2018 № 293, № 294, № 295 определено предоставить в собственность ООО «Тулпар+» земельные участки с кадастровыми номерами 16:16:200501:78 (площадь 257 355 кв.м), 16:16:200501:79 (площадью 169 496 кв.м), 16:16:200501:80 (площадью 261 149 кв.м).

 Между Палатой и ООО «Тулпар+» 02.02.2018  были заключены договоры купли-продажи № 24-072-4795, № 24-072-4796, № 24-072-4797 от 02.02.2018 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 16:16:200501:78 (площадь 257 355 кв.м, кадастровая стоимость 339 708 руб. 60 коп.), 16:16:200501:79 (площадью 169 496 кв.м, кадастровая стоимость 223 734 руб. 72 коп.), 16:16:200501:80 (площадью 261 149 кв.м, кадастровая стоимость 344 716 руб. 68 коп.).

Таким образом, с 02.02.2018 ООО «Тулпар+» стало собственником земельных участков с кадастровыми номерами 16:16:200501:78, 16:16:200501:79, 16:16:200501:80. Данные земельные участки отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения.

В 2019 году в результате перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 16:16:200501:78, 16:16:200501:79, 16:16:200501:80 были образованы земельные участки с кадастровыми номерами 16:16:200501:128, 16:16:200501:129.

Согласно сведениям из ЕГРН, земельные участки с кадастровыми номерами 16:16:200501:128 (общая площадь 489 775 кв.м) и 16:16:200501:129 (общая площадь 198 223 кв.м), отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, расположенные Республики Татарстан, Высокогорский муниципальный район, Село-Алатское сельское поселение, поставлены на кадастровый учет 10.06.2019, имеют статус актуальные, право собственности зарегистрировано за ООО «Тулпар+».

Антимонопольным органом установлено и в решении от 18.02.2020 № 016/01/15-1431/2019 отражено нарушение Исполнительным комитетом и Палатой требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, заключающееся в предоставлении ООО «Тулпар+» в собственность земельных участков сельскохозяйственного назначения без проведения торгов.

Признавая выводы антимонопольного органа правомерными, суды указали, что в соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, предоставляются в собственность только по результатам аукциона, и ООО «Тулпар+» не попадает под исключение, установленное подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ.

Таким образом, как обоснованно указали суды, Палата и Исполнительный комитет не имели оснований для совершения действий, направленных на предоставление земельных участков с кадастровыми номерами 16:16:200501:78, 16:16:200501:79, 16:16:200501:80 в собственность без проведения торгов.

Довод кассационной жалобы о том, что ООО «Тулпар+» как арендатор земельных участков с кадастровыми номерами 16:16:200501:78, 16:16:200501:79, 16:16:200501:80 отвечает признакам, с которыми закон связывает возможность приобретения в собственность земельных участков сельскохозяйственного назначения без проведения торгов, не принимается судом кассационной инстанции в силу следующего.

Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101- ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

Согласно пункту 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности, по общему правилу осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов. Пункт 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации выделяет ряд исключений из общего правила, продажи земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности, определяя случаи, когда земельные участки могут быть проданы без проведения аукциона.

Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов может быть осуществлена продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора куплипродажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научноисследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) (пункт 1 статьи 78 ЗК РФ).

Следовательно, исходя из системного анализа норм ЗК РФ, необходимыми условиями для приобретения арендатором земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на льготных условиях (без проведения торгов) являются: использование арендатором земельного участка в соответствии с его назначением на протяжении трёх лет на праве аренды (сельскохозяйственное производство); отсутствие нарушений законодательства при использовании земельного участка.

В рассматриваемом случае судами установлено, что ООО «Туплар+» не использовало земельные участки по целевому назначению на протяжении трёх лет на праве аренды, и подтверждается письменными пояснениями самого общества, представленными антимонопольному органу в ходе рассмотрения дела № 016/01/15-1431/2019.

Кроме того, в ответ на запрос, изложенный в определении об отложении антимонопольного дела № 016/01/15- 1431/2019, общество представило пояснительную записку за подписью генерального директора ООО «Тулпар+» ФИО3, в пункте 9.4 которой подтверждается на участках 16:16:200501:78, 16:16:200501:79, 16:16:200501:80 отсутствие сельскохозяйственной деятельности.

В ответе на запрос Татарстанского УФАС России Министерство также сообщило, что информация об осуществлении ООО «Тулпар+» (ИНН <***>) сельскохозяйственной деятельности на земельных участках с кадастровыми номерами 16:16:200501:80, 16:16:200501:79, 16:16:200501:78 за период с 2015 года на дату получения настоящего запроса, а также о принадлежности указанной организации к сельскохозяйственным предприятиям, отсутствует. Отчетность в Управление сельского хозяйства и продовольствия в Высокогорском муниципальном районе не представлялась.

После начала проверки УФАС по РТ в ЕГРЮЛ внесен  дополнительный вид деятельности ООО «Тулпар+» - выращивание прочих однолетних культур (код 01.19). Между тем данное обстоятельство не позволяет говорить об ООО «Тулпар+» как о сельскохозяйственной организации, поскольку основной вид деятельности ООО «Тулпар+» это добыча камня, песка и глины и до 15.010.2019 оно не имело права осуществлять эту деятельность.

Совокупность представленных контролирующим органом доказательств позволила сделать вывод о том, что ООО «Тулпар+» не использовало земельные участки с кадастровыми номерами 16:16:200501:80, 16:16:200501:79, 16:16:200501:78 для осуществления сельскохозяйственной деятельности к моменту заключения договоров купли-продажи №24-072-4795, № 24-072-4796, № 24-072-4797 от 02.02.2018 указанных земельных участков.

Антимонопольным органом установлено, что на территории Высокогорского муниципального района, в период с 2017 - 2019 годы, сельскохозяйственную деятельность осуществляло 137 хозяйствующих субъектов, ООО «Тулпар+» в этот список не входит.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Обоснованность изложенной позиции подтверждается сложившейся судебной практикой (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 № 8799/11 по делу № А66-7056/2010, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2015 № 307КГ15-1408).

Не установив наличие у общества предусмотренных статьей 39.3 ЗК РФ оснований продажи земельных участков без проведения торгов, суды пришли к выводу о том, что Управление правомерно признало Исполнительный комитет и Палату нарушившими требования части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Правовых оснований для предоставления данных земельных участков ООО «Тулпар+» в собственность без проведения торгов не имелось.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия признает обоснованными выводы судов о соответствии оспоренного решения антимонопольного органа нормам действующего законодательства.

Довод кассационной жалобы о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 16:16:200501:78, 16:16:200501:79, 16:16:200501:80 в результате перераспределения перестали существовать, и из указанных земельных участков образованы новые земельные участки с кадастровыми номерами 16:16:200501:128 и 16:16:200501:129, отклоняется судом кассационной инстанции как не имеющий правового значения для разрешения настоящего спора, так как в данном деле рассматривается законность (соблюдение антимонопольного законодательства) при предоставлении органами местного самоуправления Высокогорского муниципального района Республики Татарстан земельных участков с кадастровыми номерами 16:16:200501:78, 16:16:200501:79, 16:16:200501:80 ООО «Тулпар+» 02.02.2018. События, произошедшие с земельными участками с кадастровыми номерами 16:16:200501:78, 16:16:200501:79, 16:16:200501:80 после того, как они перешли в собственность ООО «Тулпар+», выходят за рамки настоящего спора.

Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных по делу фактических обстоятельств, не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права и не является основанием для отмены принятых по делу судебных актов.

Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.

Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.02.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2021 по делу № А65-12101/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                                   И.Ш.Закирова

Судьи                                                                                    А.Н. Ольховиков

                                                                                                   И.А.Хакимов