ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-12319/06 от 18.01.2007 АС Поволжского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 543-99-41

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань                                                                                            Дело №А65-12319/06-сг3-25

«18» января 2007 года

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего Меленьтевой Р.Р., судей: Аглиуллиной Ф.Г., Петрушкина В.А.,

с участием представителей сторон:

от истца – извещен, не явился;

от ответчика – ФИО1 по доверенности от 10.11.2006 №1024/1,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобуМинистерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, г. Казань,

на решение от 26.09.2006 (судья Салимзянов И.Ш.) арбитражного суда Республики Татарстан по делу №А65-12319/06-СГ3-25,

по искуМинистерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, г. Казань, к открытому акционерному обществу «Птицефабрика «Казанская», п. Осиново Республики Татарстан, о взыскании 730.968 руб. 37 коп. за негативное воздействие на окружающую среду,

УСТАНОВИЛ:

Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, г. Казань, обратилось в арбитражный суд Республики Татарстан с иском к открытому акционерному обществу «Птицефабрика «Казанская», п. Осиново Республики Татарстан, о взыскании 730.968 руб. 37 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 кварталы 2004 года.

Решением от 26.09.2006 арбитражный суд в удовлетворении заявления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан отказал.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого по делу решения не проверялись.

Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, не согласившись с принятым по делу решением, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, как не соответствующее нормам материального права, и принять по делу новый судебный акт о взыскании с ОАО «Птицефабрика «Казанская» 730.968 руб. 37 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Представитель Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, извещен.

Представитель ОАО «Птицефабрика «Казанская» в судебном заседании суда кассационной инстанции с доводами кассационной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил оставить без изменения обжалуемый судебный акт.

Проверив законность обжалуемого судебного акта, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта.

В соответствии с подпунктом «д», пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

В силу пункта 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Статьей 1 Закона Российской Федерации №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» установлено, что негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В силу данного закона, негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.

Статьей 6 названного выше закона установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится и государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) за объектами хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

В Республике Татарстан органом государственной власти в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, выступало Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.

В соответствии с Положением «О Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан», утвержденным Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан №433 от 09.07.2001 истец имел право предъявлять в установленном законом порядке иски о возмещении ущерба, причиненного недрам, водным объектам, лесному фонду, окружающей природной среде (подпункт 17 пункта 4.1 раздела 4 Положения) и осуществлять взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду в порядке, предусмотренном действующим законодательством (подпункт 85 пункта 3.3 раздела 3 Положения).

С 27.12.2004 вступили в силу изменения в Федеральный закон от 15.08.1996 №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации», которыми администрирование неналоговых доходов бюджетов Российской Федерации было закреплено за администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации (федеральными органами государственной власти, осуществляющими контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, а также начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним).

В соответствии с указанными изменениями администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду был определен Ростехнадзор, который возложил осуществление соответствующих функций по контролю правильности исчисления, полноты и своевременностью уплаты рассматриваемых платежей на свои территориальные управления.

Плата за негативное воздействие является федеральным фискальным сбором, и ее администрирование закреплено за федеральным органом государственной власти, субъекты Российской Федерации в соответствии с абзацем 4 статьи 2 Федерального закона «О бюджетной классификации Российской Федерации» не вправе закреплять администрирование данной платы за своими органами (в том числе и в части платежа, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 №401 нормативное правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие отнесено к компетенции Ростехнадзора.

Данным органом 29.03.2006 был издан Приказ №251 «О распределении полномочий по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду», согласно которому функции по контролю за полнотой и своевременностью уплаты платежей за негативное воздействие, оформлению актов сверок с плательщиками, выставлению требований об уплате и принудительному взысканию неуплаченных платежей, принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) сумм были возложены на территориальные управления Ростехнадзора.

Объем же контрольных полномочий органов экологического контроля субъекта Российской Федерации, которые могут быть реализованы по итогам проверок объектов, не относящихся к объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю, заключается в возможности предъявления в суд требований о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, об ограничении (приостановлении, запрещении) хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды (статья 6 Закона об охране окружающей среды)

На основании вышеизложенного суд кассационной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции при принятии решения нормы процессуального права не нарушены, нормы материального права применены правильно и сделаны выводы, соответствующие материалам дела.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 26.09.2006 арбитражного суда Республики Татарстан по делу №А65-12319/06-СГ3-25 оставить без изменения, кассационную жалобу-без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ

СУДЬЯ                                                                                                       Р.Р.Меленьтева

СУДЬЯ                                                                                                       Ф.ФИО2

СУДЬЯ                                                                                                       В.ФИО3