ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-12353/2023 от 30.01.2024 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-13037/2023

г. Казань Дело № А65-12353/2023

07 февраля 2024 года

Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2024 года.

Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2024 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Мосунова С.В.,

судей Ольховикова А.Н., Хлебникова А.Д.,

при участии представителей:

заявителя – ФИО1, доверенность от 02.02.2023,

Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан – ФИО2, доверенность от 28.12.2023,

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Водоканал Сервис»

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.08.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2023

по делу № А65-12353/2023

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Водоканал Сервис» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, о признании незаконным, необоснованным и об отмене отказа Управления ФАС России по РТ в возбуждении дела, выраженный в письме № АЯ-06/964 от 02.02.2023, об обязании Управление ФАС России по РТ возбудить производство по заявлению ООО «Водоканал Сервис», признать передачу объектов водоснабжения и водоотведения объектов водоснабжения и водоотведения в Октябрьском сельском поселении Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан незаконной, об обязании Исполнительный комитет Октябрьского сельского поселения ЗМР РТ устранить данные нарушения, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц – АО «ЗВКС», «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» РТ, Исполнительный комитет Октябрьского сельского поселения Зеленодольского муниципального района РТ,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Водоканал Сервис» (далее – ООО «Водоканал Сервис», заявитель) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее –Управление, УФАС по РТ, антимонопольный орган):

- о признании незаконным, необоснованным и об отмене отказа Управления в возбуждении дела, выраженногов письме № АЯ-06/964 от 02.02.2023,

- об обязании Управления возбудить производство по заявлению ООО «Водоканал Сервис»,

- признать передачу объектов водоснабжения и водоотведенияв Октябрьском сельском поселении Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан незаконной,

- об обязании Исполнительного комитетаОктябрьского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан устранить данные нарушения.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Акционерное общество «ЗВКС», муниципальное учреждение «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (далее - МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР РТ»), Исполнительный комитет Октябрьского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.08.2023, оставленным без изменения и постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО «Водоканал Сервис» подало кассационную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять новый судебный акт.

В отзыве Управление просит решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.08.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, как необоснованную.

Иные отзывы на кассационную жалобу в суд не представлены.

Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако явку своих представителей, кроме УФАС по РТ и заявителя, не обеспечили.

Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.

Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителейзаявителя и УФАС по РТ, проверив в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов судов имеющимся в материалах дела доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, в Октябрьском сельском поселении Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (далее - Октябрьское сельское поселение ЗМР РТ) имеются наружные сети канализации систем водоотведения, канализационно-насосная станция (статус – муниципальное имущество), кадастровый номер 16:20:000000:4414.

Исполнительным комитетом Октябрьского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан – (далее - Исполнительный комитет) 23.06.2022 было издано постановление № 51, которым статус гарантирующей организации на территории Октябрьского сельского поселения ЗМР РТ в области холодного водоснабжения, водоотведения присвоен АО «ЗВКС».

Муниципальным учреждением «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан» 05.07.2022 издано распоряжение №533, которым во временное владение (на праве аренды) было передано АО «ЗВКС» муниципальное имущество - наружные сети канализации систем водоотведения, канализационно-насосная станция (кадастровый номер 16:20:000000:4414) Октябрьского сельского поселения ЗМР РТ.

В УФАС по РТ 08.09.2022 поступило обращение от ООО «Водоканал Сервис», являющегося гарантирующим поставщиком холодного водоснабжения, водоотведения на территории соседнего Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, о незаконности передачи муниципального имущества (объектов водоснабжения и водоотведения) без торгов в Октябрьском сельском поселении ЗМР РТ.

По результатам рассмотрения жалобы после проведения соответствующей проверки Управление, не установив признаки нарушения антимонопольного законодательства, вынесло решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства от 02.02.2023 №АЯ-06/964.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ООО " Водоканал Сервис" в суд с рассматриваемым заявлением.

В обоснование заявленных требований ООО "Водоканал Сервис" указало, что объекты водоснабжения и водоотведения могли быть переданы только на основании договора аренды или концессионного соглашения, однако, в нарушение действующего законодательства открытого конкурса Исполнительным комитетом не проводилось, порядок предоставления преференций Исполнительным комитетом был нарушен, УФАС по РТ наличие неразрывной технологической связи уже эксплуатируемых АО «ЗВКС» сетей и спорных наружных сетей канализации систем водоотведения, канализационно-насосной станции (кадастровый номер 16:20:000000:4414) не было установлено.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства и предупреждению монополистической деятельности.

Жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, рассматриваются антимонопольным органом (часть 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Антимонопольный орган, в соответствии с частью 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам, обязательные для исполнения предписания.

С учетом изложенного судами первой и апелляционной инстанций констатировано наличие у УФАС по РТ полномочий по рассмотрению жалобы заявителя.

Частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции установлено, что заключение договоров аренды и иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции исключением из указанных положений является, в том числе, предоставление указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения, и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно пункту 24 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

По итогам рассмотрения обращения, а также изучения представленных документов УФАС по РТ было установлено следующее.

АО «ЗВКС» обладает на праве аренды рядом объектов недвижимости, в том числе, муниципальных объектов водоотведения (кадастровый номер 16:20:000000:4393), которые являются составной частью системы водоснабжения и водоотведения в Октябрьском сельском поселении ЗМР РТ.

Эксплуатируемые сети АО «ЗВКС» и спорные сети Исполнительного комитета (кадастровые номера 16:20:000000:4414 и 16:20:000000:4393) являются неразрывно связанными сетями, фактически вода перетекает из сетей и объектов АО «ЗВКС» в сети Исполнительного комитета Октябрьского сельского поселения, что подтверждается представленными сторонами в антимонопольный орган соответствующими схемами.

Признаки технологической связи муниципальных объектов водоотведения сети водоотведения и канализационно-насосной станци, (кадастровые номера 16:20:000000:4414 и 16:20:000000:4393) также подтверждаются данными официального сервиса Росреестра - Публичной кадастровой карты России (ркк.го8гее8п\га).

С учетом изложенного антимонопольный орган при рассмотрении жалобы заявителя не усмотрел нарушений антимонопольного законодательства.

В отзыве в суд первой инстанции АО «ЗВКС» также указало, что очистка стоков п. Октябрьский ЗМР РТ осуществляется на очистных сооружениях, эксплуатируемых АО «ЗВКС» в п.г.т. Васильево ЗМР РТ.

Суды первой и апелляционной инстанций на основании представленных по делу доказательств, в том числе, выписок из кадастровой карты, установили, что спорный передаваемый объект является частью единой сети инженерно-технического обеспечения с объектами, находящимися в пользовании третьих лиц, что подтверждается: наличием точек присоединения объектов, не возможностью эксплуатации объектов автономно, участие в единой технологической системе, а также наличием заключений компетентных органов о соответствии требованиям специальных правил, технической документации, их функциональных свойств.

Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав материалы дела, пришли к выводу, что схема водоснабжения и водоотведения в Октябрьском сельском поселении Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан представляет централизованную сеть водоснабжения и водоотведения, что указывает на их технологическую связь. По смыслу пункта 15 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции централизованные системы холодного водоснабжения и водоотведения могут эксплуатироваться единой организацией (организацией водопроводно - канализационного хозяйства).

Суды первой и апелляционной инстанций, указав, что в действиях Исполнительного комитета Октябрьского сельского поселения ЗМР РТ и МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР РТ» отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства, отказали в удовлетворении заявленных требований.

В кассационной жалобе ООО "Водоканал Сервис" оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, настаивая на отсутствии неразрывной технологической связи уже эксплуатируемых АО «ЗВКС» сетей и спорных наружных сетей канализации систем водоотведения, канализационно-насосной станции (кадастровые номера 16:20:000000:4414 и 16:20:000000:4393), и, соответственно, незаконности решения УФАС по РТ, выраженногов письме № АЯ-06/964 от 02.02.2023, и обжалуемых действий муниципальных органов.

Все доводы кассационной жалобы были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций и рассмотрены судами.

Доводы, указанные в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, а направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при рассмотрении данного дела, и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам (статья 286 АПК РФ).

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанций не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов судов первой и апелляционной инстанций.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.08.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2023 по делу № А65-12353/2023 оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья С.В. Мосунов

Судьи А.Н. Ольховиков

А.Д. Хлебников