ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-1237/2021 от 28.06.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-19420/2022

г. Казань Дело № А65-1237/2021

29 июня 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Карповой В.А.,

судей Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,

при участии:

представителя истца – ФИО1 (доверенность от 15.12.2021),

представителя ответчика – ФИО2 (доверенность от 02.06.2021),

третьего лица – ФИО3 (паспорт),

в отсутствие:

иных третьих лиц – извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности Альметьевского муниципального района Республики Татарстан

на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2022

по делу № А65-1237/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром Трансгаз Казань», г. Казань (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Комитету земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, г. Альметьевск (ОГРН <***>, ИНН <***>), третьи лица: государственное унитарное предприятие Республики Татарстан Головная территориальная проектно-изыскательная научно-производственная фирма «Татинвестгражданпроект», ФИО3, публичное акционерное общество «Татнефть» имени В.Д. Шашина, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, садовое некоммерческое товарищество «Нефтепроводчик», федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», ФИО4, о признании недействительным отказа в выдаче разрешения на размещение газопровода на земельных участках, без предоставления земельного участка и установления сервитута,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Газпром Трансгаз Казань» (далее – ООО «Газпром Трансгаз Казань») обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Палате земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района (далее – Палата земельных и имущественных отношений) о признании недействительным отказа от 26.10.2020 № 14963/203 в выдаче разрешения на размещение газопровода на земельных участках, без предоставления земельного участка и установления сервитута.

В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд привлек к участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований на предмет спора, государственное унитарное предприятие Республики Татарстан Головная территориальная проектно-изыскательная научно-производственная фирма «ТАТИНВЕСТГРАЖДАНПРОЕКТ» (ГУП «ТАТИНВЕСТГРАЖДАНПРОЕКТ»), ФИО3, публичное акционерное общество «Татнефть» имени В.Д. Шашина, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, садовое некоммерческое товарищество «Нефтепроводчик», ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», ФИО4.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.12.2021 в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2022 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.12.2021 отменено. Принят новый судебный акт. Заявление ООО «Газпром Трансгаз Казань» удовлетворено. Признан недействительным отказ Палаты земельных и имущественных отношений от 26.10.2020 № 14963/203 в выдаче разрешения на размещение газопровода на земельных участках, без предоставления земельного участка и установления сервитута. Суд обязал Комитет земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности Альметьевского муниципального района Республики Татарстан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

В кассационной жалобе Комитет земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности Альметьевского муниципального района Республики Татарстан просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить без изменения, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.

Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 29.12.2017 между ООО«Газпром Трансгаз Казань» и ФИО3 был заключен договор о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газопровода, в соответствии с которым заявитель принял на себя обязательства по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства индивидуального жилого дома к сети газораспределения, принадлежащей исполнителю на праве собственности или ином законном основании.

Во исполнение своих обязательств по договору от 29.12.2017 ООО «Газпром Трансгаз Казань» заключен договор № 8675 с НУП РТ «Головная территориальная проектно-изыскательная, научно-производственная фирма «Татинвестгражданпроект» (исполнитель) на выполнение проектных работ.

01 октября 2020 года ГУП «Татинвестгражданпроект» обратился в Исполнительный комитет Альметьевского района Республики Татарстан с заявлением о выдаче разрешения на размещение газопровода, без предоставления земельного участка и установления сервитута, на земельных участках: площадью 869 кв. м, расположенном по адресу: г. Альметьевск, площадью 52 кв. м, расположенном по адресу: г. Альметьевск, сроком на 2 года 11 месяцев.

Письмом от 26.10.2020 за исх. № 14963/203 Палата земельных и имущественных отношений отказала в предоставлении разрешения на размещение объектов газопровода, ссылаясь на то, что проектная документация надлежащим образом не утверждена, не согласована с органами местного самоуправления, не соответствует техническим условиям 01-ю/20-18 от 13.03.2018 на подключение объектов к сети газоснабжения, выданным ООО «Газпром Трансгаз Казань». Кроме того, прокладка газопровода предусмотрена не по прямой как это указано в акте обследования объекта для выдачи технических условий на подключение сети газораспределения, а в обход участков с кадастровыми номерами 16:45:030115:201, 16:45:030115:67, 16:45:030115:90 по проходу, установленных для улиц и проездов.

Не согласившись с данным отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалованный судебный акт, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка акта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.

Бремя доказывания нарушения своих прав и охраняемых законом интересов в силу статей 4 и 65 АПК РФ возложено на заявителя.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее – Перечень видов объектов), пунктом 6 предусмотрены такие виды объектов, как нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN 300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

Порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен правилами выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 № 1244.

Процедуры и условия размещения на территории Республики Татарстан объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ, размещение которых осуществляется на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, регламентирует утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.06.2015 № 416 Порядок и условия размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 3 Порядка размещение объектов осуществляется на основании разрешения на размещение объектов, выдаваемого органом, осуществляющим в отношении земельных участков полномочия собственника либо наделенным полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Подпункт «г» пункта 14 Порядка предусматривает, что отказ в разрешении на размещение объектов принимается в случае, если планируемый земельный участок предоставлен гражданам или юридическим лицам.

Удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения и мотивировал судебные акты тем, что размещение подземного объекта на испрашиваемых земельных участках является возможным, соответствующим техническим и градостроительным регламентам проектирования на данной территории.

Размещение проектируемого газопровода «Ответвление диаметром 57 мм до границы земельного участка с кадастровым номером 16:45:030126:434, адрес: РТ, г. Альметьевск, СНОГ Нефтепроводчик, д. 84» планируется на частях земельных участков в кадастровых кварталах 16:45:030126, 16:45:030115 и земельном участке с кадастровым номером 16:45:030126:380.

Указанные земельные участки являются государственной (муниципальной) собственностью, что подтверждается имеющимися в деле выписками из ЕГРН, и относятся к территориальной зоне Ж1 – зона застройки индивидуальными жилыми домами в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «город Альметьевск» Альметьевского муниципального района РТ и Картой градостроительного зонирования, утвержденными решением Совета Альметьевского MP РТ от 25.12.2009 № 366.

Отнесение земельного участка с кадастровым номером 16:45:030126:380 к государственной (муниципальной) собственности ответчиком подтверждается и не оспаривается

Учитывая отсутствие в ЕГРН сведений о регистрации права собственности на земельные участки в кадастровом квартале 16:45:030126, включая земельный участок с кадастровым номером 16:45:030126:380, за СТ «Нефтепроводчик» Палата земельных и имущественных отношений не имела оснований для отказа в согласовании размещения газопровода.

Представленные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан материалы не опровергают факт отнесения вышеуказанных земельных участков к государственной (муниципальной) собственности.

Принимая во внимание предмет спора, характер заявленных требований и объем представленных доказательств, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований по газификации жилого дома для многодетной семьи, заключившей договор по газификации в 2017 году.

Отказ Палаты земельных и имущественных отношений от 26.10.2020 № 14963/203 в выдаче разрешения на размещение газопровода на земельных участках, без предоставления земельного участка и установления сервитута не соответствует закону и нарушает законные права и интересы заявителя, поскольку отсутствуют основания для отказа в размещении объекта, предусмотренные в пункте 14 Порядка и условий размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утв. постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан о 05.06.2015 № 416.

К установленным обстоятельствам нормы права судом применены правильно.

Фактически доводы кассационной жалобы и иное толкование заявителем кассационной жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права, указывает о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, которые были проверены судом апелляционной инстанции и признаны необоснованными, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств.

Обжалуемый судебный акт судом принят с учетом установленных фактических обстоятельств спора и при правильном применении норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения сторон.

В силу статьи 286 АПК РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не установлены в решении или постановлении либо отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.

Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 АПК РФ, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 № 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 № 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 № 307-ЭС16-8149

Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц; изложенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьей 288 АПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2022 по делу № А65-1237/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья В.А. Карпова

Судьи Р.В. Ананьев

С.Ю. Муравьев