ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-13173/18 от 28.01.2019 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

31 января 2019 года                                                                            Дело № А65-13173/2018

г.Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2019 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 31 января 2019 года. 

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Засыпкиной Т.С., Сергеевой Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания Ахмеджановой Э.М. с участием:

от автономной некоммерческой организации «Исполнительная дирекция XXVII всемирной летней универсиады 2013 года в Казани» - представителя Хамидуллина А.И. (доверенность от 09.01.2019),

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - представителя Гайнутдиновой Ф.Р. (доверенность от 29.12.2018),

от третьих лиц: государственного комитета Республики Татарстан по закупкам - представитель не явился, извещен,

от государственного унитарного предприятия Республики Татарстан «Центр развития закупок Республики Татарстан» - представитель не явился, извещено,

от общества с ограниченной ответственностью «Авторемонт» - представитель не явился, извещено,

от ГУП РТ «Центр Развития Закупок Республики Татарстан» - представитель не явился, извещено,

ИП Маринин И.Д. - не явился, извещен,

от общества с ограниченной ответственностью «Праздник для всех» - представитель не явился, извещено,

            рассмотрев в открытом судебном заседании 28 января 2019 года апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан

            на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 октября 2018 года по делу №А65-13173/2018 (судья Хамитов З.Н.), принятое по заявлению автономной некоммерческой организации «Исполнительная дирекция XXVII всемирной летней универсиады 2013 года в Казани», Республика Татарстан, г.Казань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань, третьи лица: государственный комитет Республики Татарстан по закупкам, Республика Татарстан, г.Казань, государственное унитарное предприятие Республики Татарстан «Центр развития закупок Республики Татарстан», Республика Татарстан, г.Казань, общество с ограниченной ответственностью «Авторемонт», Республика Татарстан, г.Казань,   ГУП РТ «Центр Развития Закупок Республики Татарстан», Республика Татарстан, г.Казань,        ИП Маринин И.Д., Республика Татарстан, г.Казань, общество с ограниченной ответственностью «Праздник для всех», Республика Татарстан, г.Казань,       

            о признании недействительными решения по делу №Т04-61/2018 от 20.03.2018, решения и предписания по делу №Т04-151/2018 от 15.05.2018, решения по делу №Т04-60/2018 от 20.03.2018,

У С Т А Н О В И Л:

            Автономная некоммерческая организация «Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г.Казани» (далее - АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов», заявитель, организация) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Татарстанское УФАС России, УФАС России по Республике Татарстан, антимонопольный орган), с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке ст.49 АПК РФ, о признании недействительными решения и предписания по делу №Т04-151/2018 от 15.05.2018 в части, касающейся АНО «Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г.Казани»;  пунктов 2, 3 и 4 решения и пунктов 1 и 3 предписания УФАС по Республике Татарстан по делу №Т04-60/2018 от 20.03.2018; пунктов 2, 3 и 4 решения УФАС по Республике Татарстан по делу №Т04-61/2018 от 20.03.2018, обязании Татарстанского УФАС России устранить нарушение прав и законных интересов АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов».

            К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственный комитет Республики Татарстан по закупкам, государственное унитарное предприятие Республики Татарстан «Центр развития закупок Республики Татарстан», общество с ограниченной ответственностью «Авторемонт», государственное унитарное предприятие Республики Татарстан «Центр развития закупок Республики Татарстан» (далее - ГУП РТ «Центр развития закупок Республики Татарстан»), индивидуальный предприниматель Маринин И.Д. (далее - ИП Маринин И.Д.), общество с ограниченной ответственностью «Праздник для всех» (далее - ООО «Праздник для всех»).

            Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 октября 2018 года заявленные требования удовлетворены, решение и предписание Татарстанского УФАС России по делу Т04-151/2018 от 15.05.2018 в части, касающейся АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов»; п.2, 3 и 4 решения и пункты 1 и 3 предписания УФАС по Республике Татарстан по делу Т04-60/2018 от 20.03.2018; п. 2,3 и 4 решения УФАС по Республике Татарстан по делу №Т04-61/2018 от 20.03.2018 признаны недействительными. На УФАС по Республике Татарстан возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов». С УФАС по Республике Татарстан в пользу АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов» взыскано 9000 руб. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.

В апелляционной жалобе Татарстанское УФАС России просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на Арбитражный суд Республики Татарстан в своем решении акцентирует свое внимание на том, что жалобы ООО «Авторемонт» и ООО «Праздник для всех» не могли являться основанием для выявления нарушений в действиях АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов». Указанные жалобы решением антимонопольного органа были оставлены без рассмотрения, что подтверждается материалами дела и не опровергается судом. При этомжалоба ООО «Праздник для всех» содержит адрес: 424000, Республика Марий Эл, Йошкар-Ола, бульвар Чавайна, д. 16, оф. 18 (согласно жалобе ООО «Праздник для всех»). По мнению антимонопольного органа, судом проигнорирован довод антимонопольного органа, что законодательством не установлено требование о необходимости проверки достоверности данных, указанных в жалобе. В данном случае жалоба содержала все необходимые данные, была подписана живой подписью, содержала адрес.

Изучив заявку заявителя ИП Маринина И.Д., комиссия Татарстанского УФАС России установила, что к заявке участника были приложены 3 договора, подтверждающие опыт выполнения работ в рамках проведения международных мероприятий: №5/0114 от 05.01.2014, заключенный с ООО «ТК «Буревестник»; №17/0615 от 20.06.2015, заключенный с ООО «Буревестник». -№179/17 от 25.05.2017, заключенный с АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов».

Согласно пояснениям уполномоченного органа договоры, заключенные с ООО «Буревестник», выполнены не в рамках проведения международных мероприятий. Следовательно, они не были учтены при рассмотрении и оценки заявка ИП Маринина И.Д. и заявителю было присвоено 0 баллов по критерию «Опыт выполнения работ».

На заседании комиссии Татарстанского УФАС России заявителем представлены доказательства оказания услуг в рамках международных соревнований, а именно фотографии автобусов с изображением символики Зимних Олимпийских игр 2014 года, Чемпионата мира по водным видам спорта 2015 года, Кубка конфедераций 2017 года.

Комиссия Татарстанского УФАС России пришла к выводу о том, что уполномоченным органом, заказчиком неправомерно не учтен опыт участия в брендировании международных соревнований при рассмотрении и оценки заявки участника ИП Маринина И.Д. Уполномоченным органом, заказчиком нарушены требования части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции). При этом является необоснованным вывод суда, что заявитель не является субъектом Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон №223-ФЗ), так как исполняет полномочия, переданные ей государственными органами.

В отзывах на апелляционную жалобу АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов», государственный комитет Республики Татарстан по закупкам просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.

Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей государственного комитета Республики Татарстан по закупкам, государственного унитарного предприятия Республики Татарстан «Центр развития закупок Республики Татарстан», ООО «Авторемонт», ГУП РТ «Центр развития закупок Республики Татарстан», ИП Маринин И.Д., ООО «Праздник для всех», надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

В судебном заседании представитель Татарстанского УФАС России поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Представитель АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов» возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов», Татарстанского УФАС России арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта. 

Как следует из материалов дела, Татарстанским УФАС России были рассмотрены следующие жалобы:

- ООО «Праздник Для Всех» (вх. № 3202/ж от 28.02.2018) на действия заказчика -АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов» при проведении закупки №0011318038DP на предмет: право заключения договора на оказание услуг по организации мероприятий международного этапа Эстафеты Флага WorldSkills;

- ООО «Авторемонт» (вх. № 2969/ж от 26.02.2018) на действия заказчика - АНО «Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г.Казани» при проведении закупки №0011318028DP на предмет: право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и мелкосрочному ремонту служебных автомобилей АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов»;

- ИП Маринина И.Д. на действия уполномоченного органа государственный комитет Республики Татарстан по закупкам, заказчика АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов» при проведении закупки 0011318091DP на право заключения договора на брендирование транспорта в рамках транспортного обеспечения Чемпионата мира по футболу 2018 года.

По мнению заявителей указанных жалоб, в действиях заказчика при проведении закупок содержатся нарушения норм действующего законодательства.

Антимонопольный орган, по результатам рассмотрения вышеуказанных жалоб принял решение:

- №Т04-60/2018 от 20.03.2018 согласно которому жалоба ООО «Праздник Для Всех» (вх. № 3202/ж от 28.02.2018) на действия заказчика - АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов» при проведении закупки №0011318038DP на предмет: право заключения договора на оказание услуг по организации мероприятий международного этапа Эстафеты Флага WorldSkills, оставлена без рассмотрения в соответствии с ч.9 ст.18.1 Закона №135-ФЗ и возвращена заявителю. АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов» признана нарушившей требования ч.5.1 ст.8 Закона 223-ФЗ в части неприменения заказчиком при проведении закупки положений ФЗ от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее -Закон №44-ФЗ), в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе (ЕИС, на сайте http://zakupki.gov.ru) положения о закупке, что повлекло также нарушение заказчиком ст.22, ч.1 ст.24, ст.31, ст.39 Закона №44-ФЗ в части отсутствия обоснования начальной (максимальной) цены контракта в соответствии с данным законом; в части неосуществления выбора способа определения поставщика (исполнителя, подрядчика), предусмотренного данным законом; в части неприменения требований к участникам закупок в соответствии с данным законом; в части несоздания и нефункционирования комиссии по осуществлению закупок в соответствии с данным законом; ч.2 ст.4 Закона 223-ФЗ в части неразмещения заказчиком в единой информационной системе (ЕИС, на сайте http://zakupki.gov.ru) плана закупки товаров, работ, услуг на срок не менее, чем один год; ч.5 ст.4 Закона 223-ФЗ в части неразмещения заказчиком в единой информационной системе (ЕИС, на сайте http://zakupki.gov.ru) извещения о проведении закупки и документации о закупке.

Заказчику - АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов» выдано предписание об устранении нарушений части 2 и 5 статьи 4, части 5.1 статьи 8 Закона 223-ФЗ и статьи 22, части 1 статьи 24, статьи 31, статьи 39 Закона № 44-ФЗ, а именно: об отмене результата закупки 0011318038DP на предмет: право заключения договора на оказание услуг по организации мероприятий международного этапа Эстафеты Флага WorldSkills, в том числе всех протоколов и решений по нему, проведения закупки в соответствии с действующим законодательством, а именно: с применением утвержденного и размещенного в единой информационной системе (ЕИС, на сайте http://zakupki.gov.ru) положения о закупке в соответствии со статьей 2, статьей 4 Закона № 223-ФЗ, а в случае отсутствия утвержденного и размещенного в единой информационной системе (ЕИС, на сайте http://zakupki.gov.ru) Положения о закупке проведение закупки в соответствии с частью 5.1 статьи 8 Закона 223-ФЗ, а также о необходимости размещения в единой информационной системе (ЕИС, на сайте http://zakupki.gov.ru) в соответствии с частью 2 статьи 4 Закона 223-ФЗ плана закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. В случае заключения заказчиком договора по результатам закупки в течение срока получения настоящего предписания, и невозможности его исполнения, антимонопольному органу, или заказчику, либо любому заинтересованному лицу направить иск в суд о расторжении указанного договора, о признании торгов незаконными и применении последствий недействительности сделок, заключенных по результатам данных торгов;

- №Т04-61/2018 от 20.03.2018, которым жалоба ООО «Авторемонт» (вх. № 2969/ж от 26.02.2018) на действия заказчика - АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов» при проведении закупки №0011318028DP на предмет: право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и мелкосрочному ремонту служебных автомобилей АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов», оставлена без рассмотрения в соответствии с ч.9 ст.18.1 Закона №135-ФЗ и возвращена заявителю. АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов» признана нарушившей требования ч.5.1 ст.8 Закона 223-ФЗ, в части неприменения заказчиком при проведении закупки положений Закона №44-ФЗ, в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе (ЕИС, на сайте http://zakupki.gov.ru) Положения о закупке, что повлекло также нарушение заказчиком ст.22, ч.1 ст.24, ст.31, ст.39 Закона №44-ФЗ в части отсутствия обоснования начальной (максимальной) цены контракта в соответствии с данным законом; в части неосуществления выбора способа определения поставщика (исполнителя, подрядчика), предусмотренного данным законом; в части не применения требований к участникам закупок в соответствии с данным законом; в части несоздания и нефункционирования комиссии по осуществлению закупок в соответствии с данным законом; ч.2 ст.4 Закона 223-ФЗ, в части неразмещения заказчиком в единой информационной системе (ЕИС, на сайте http://zakupki.gov.ru) плана закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год; ч.5 ст.4 Закона 223-ФЗ в части неразмещения заказчиком в единой информационной системе (ЕИС, на сайте http://zakupki.gov.ru) извещения о проведении закупки и документация о закупке;

- №Т04-151/2018 от 15.05.2018, в соответствии с которым жалоба ИП Маринина И.Д. на действия уполномоченного органа - государственного комитета Республики Татарстан по закупкам, заказчика - АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов» при проведении конкурентного отбора 0011318091DP на право заключения договора на брендирование транспорта в рамках транспортного обеспечения Чемпионата мира по футболу 2018 года признана обоснованной. Уполномоченный орган - государственный комитет Республики Татарстан по закупкам, заказчик - АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов» признаны нарушившими требования ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции. АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов» признана нарушившей требования ч.5.1 ст.8 Закона №223-ФЗ, в части не применения заказчиком при проведении закупки положений Закона № 44-ФЗ, в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе (ЕИС, на сайте http://zakupki.gov.ru) положения о закупке, что повлекло также нарушение заказчиком ст. 22, ч.1 ст.24, ст.31, ст.39 Закона № 44-ФЗ, в части отсутствия обоснования начальной (максимальной) цены контракта в соответствии с данным законом; в части неосуществления выбора способа определения поставщика (исполнителя, подрядчика), предусмотренного данным законом; в части не применения требований к участникам закупок в соответствии с данным законом; в части не создания и не функционирования комиссии по осуществлению закупок в соответствии с данным законом; ч.2 ст.4 Закона 223-ФЗ, в части неразмещения заказчиком в единой информационной системе (ЕИС, на сайте http://zakupki.gov.ru) плана закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год; ч.5 ст.4 Закона 223-ФЗ в части неразмещения заказчиком в единой информационной системе (ЕИС, на сайте http://zakupki.gov.ru) извещения о проведении закупки и документация о закупке.

Уполномоченному органу - государственному комитету Республики Татарстан по закупкам, заказчику - АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов» выдано предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

Не согласившись с вынесенными решениями и предписаниями, заявитель обжаловал их в Арбитражный суд Республики Татарстан.

Исследовав обстоятельства дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 99 Закона № 44-ФЗ контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок.

Полномочиями по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - государственная функция) антимонопольные органы наделены на постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 № 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» (Российская газета, 10.04.2004, № 75, Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 15, ст. 1482); постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» (Российская газета, 31.07.2004, № 162, Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 31, ст. 3259); постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 02.09.2013, № 35, ст. 4514); Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15 (зарегистрирован Минюстом России 24.08.2015, регистрационный № 38653), с изменениями, внесенными приказом ФАС России от 12.01.2016 № 22/16 (зарегистрирован Минюстом России 12.02.2016, регистрационный № 41075).

Порядок выполнения государственной функции описан в Административном регламенте Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном приказом Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 года №727/14 (далее - Административный регламент).

Как следует из материалов дела, антимонопольный орган жалобы ООО «Праздник Для Всех» (вх. № 3202/ж от 28.02.2018) и ООО «Авторемонт» (вх. № 2969/ж от 26.02.2018) оставил без рассмотрения в соответствии с ч.9 ст.18.1 Закона №135-ФЗ, возвратив их заявителям.

Татарстанское УФАС России в ходе анализа документов установило, что жалоба ООО «Праздник Для Всех» подписана исполнительным директором Смирновым А.Ю. «живой» подписью, - лицом, не являющимся законным представителем юридического лица. При этом документы, подтверждающие полномочия данного лица, к жалобе не были приложены. Указанные обстоятельства являются основанием для оставления заявления без рассмотрения.

В ходе рассмотрения дела как в УФАС по Республике Татарстан, так и в Арбитражном суде Республики Татарстан заявитель пояснил, что юридического лица с указанным наименованием и ИНН в Российской Федерации не существует.

Антимонопольный орган, в свою очередь, заявил, что жалоба была оставлена заявителем в почтовом ящике УФАС России по Республике Татарстан без указания юридического или почтового адреса общества, но с указанием электронной почты, оператора mail.ru.

Между тем по письменному запросу суда оператор mail.ru, сообщил что электронный адрес livereklama2017@mail.ru не существует.

Следовательно, вышеуказанная жалоба является анонимной.

В силу положений ч.2 ст.18.1 Закона №135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно п.2 ч.6 ст.18.1 Закона №135-ФЗ жалоба на акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов подается в письменной форме в антимонопольный орган и должна содержать, в том числе, наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) заявителя, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса.

По правилам ч.8 ст.18. Закона №135-ФЗ, жалоба подписывается заявителем или его представителем. К жалобе, поданной представителем заявителя, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий полномочия представителя заявителя на подписание жалобы документ.

П.1, 2 ч.9 ст.18.1 Закона №135-ФЗ установлено, что жалоба возвращается заявителю в случае, если жалоба не содержит сведения, предусмотренные ч.6 ст.18.1 Закона №135 -ФЗ если жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами.

Согласно ч.17 ст.18.1 Закона РФ №135-ФЗ при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Из указанной нормы следует, что антимонопольный орган вправе выйти за пределы доводов жалобы только в случаях ее принятия и рассмотрения по существу.

Как следует из материалов дела Татарстанским УФАС России принято решение об оставлении жалоб ООО «Праздник Для Всех» и ООО «Авторемонт» без рассмотрения и об их возврате.

Таким образом у антимонопольного органа отсутствовали законные основания для проведения по вышеуказанным жалобам проверочных мероприятий.

Комиссия Татарстанского УФАС России при рассмотрении жалобы ИП Маринина И.Д. пришла к выводу, что уполномоченным органом, заказчиком неправомерно не учтен опыт участия в брендировании международных соревнований при рассмотрении и оценки заявки участника

Извещение о проведении конкурентного отбора №0011318091DP было размещено на электронной площадке http://etpzakupki.tatar 18.04.2018.

Уполномоченный орган - государственный комитет Республики Татарстан по закупкам.

Заказчик - АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов».

Начальная (максимальная) цена контракта - 3 335 616 руб.

По результатам оценки и сопоставления предложений на участие в конкурентном отборе комиссия приняла решение присвоить первый номер предложению на участие в конкурентном отборе и признать победителем конкурентного отбора № 0011318091DP/91: ООО «СБИМ СЕРВИС», предложившего лучшие условия исполнения договора, с ценой договора 2 962 000 руб.

Согласно пункту 2 раздела 3 «Оценка предложений по критерию «Опыт выполнения работ» документации установлено, что оценка и сопоставление предложений на участие в конкурентном отборе осуществляется методом балльной оценки. Каждый рассматриваемый критерий предложения получает оценку в баллах. Баллы, набранные участником конкурентного отбора по каждому критерию, суммируются. Победителем конкурентного отбора признается участник, набравший максимальное количество баллов и в предложении которого содержатся лучшие условия исполнения договора и присвоен первый номер.

Оценка предложений по критерию «Опыт выполнения работ»**

Наличие подтверждающих документов** - 10 баллов

Непредставление документов - 0 баллов

**подтверждается предоставлением копий(-и) договоров(-а) с надлежаще оформленными документами, подтверждающими исполнение договора на выполнение работ по брендированию (наружному оформлению) не менее 50 транспортных средств (автобусов туристического или городского класса) по каждому договору в рамках проведения международного(-ых) мероприятия(-й) - не менее 3 договоров за последние 5 лет до даты размещения документации о закупке, с приложением не менее 3х фотографий к каждому договору.

В случае непредставления документов участнику закупки ставится 0 баллов.

При изучении заявки заявителя ИП Маринина И.Д. комиссия уполномоченного органа установила, что к заявке участника были приложены договоры:

- №5/0114 от 05.01.2014, заключенный с ООО «ТК «Буревестник»;

- №17/0615 от 20.06.2015, заключенный с ООО «Буревестник»;

- №179/17 от 25.05.2017, заключенный с АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов».

При этом из договора №5/0114 от 05.01.2014, заключенного с ООО «ТК «Буревестник», невозможно установить, что работы по брендированию (наружному оформлению) транспортных средств выполнялись в рамках олимпиады, имеющей статус международного мероприятия.

Письмо (исх. 60 от 24.04.2018) от ООО «Буревестник» (ИНН 1655064889), из содержания которого следует, что оформление транспорта по договору №5 от 05.01.2014, заключенному между ИП Марининым И.Д. и ООО «Буревестник», произведено в рамках проведения Международного спортивного мероприятия XXII Олимпийские зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры 2014 в г. Сочи, представлено ИП Марининым И.Д. только при обращении с жалобой в Татарстанское УФАС России.

Вместе с тем договор №5 от 05.01.2014, указанный в письме (исх. 60 от 24.04.2018) ИП Марининым И.Д., комиссии уполномоченного органа в составе заявки не представлялся.

Как следует из материалов дела, договор №5/0114 от 05.01.2014 был заключен между ИП Марининым И.Д. и ООО ТК «Буревестник» (ИНН1655153810), а не с ООО «Буревестник».

При указанных обстоятельствах следует, что комиссия уполномоченного органа при оценке предложений по критерию «Опыт выполнения работ», основываясь на требованиях, изложенных в закупочной документации и представленных ИП Марининым И.Д. документов, обоснованно присвоила заявителю жалобы 0 балов.

Татарстанское УФАС России пришло к выводу о том, что на заявителя распространяется действие Закона №223-ФЗ, поскольку АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов» является автономным учреждением.

Суд первой инстанции не согласился с позицией антимонопольного органа по следующим основаниям.

В соответствии с ч.2 ст.1 Закона №223-ФЗ настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг:

1) государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;

2) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 1 настоящей части юридическим лицам;

3) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 2 настоящей части дочерним хозяйственным обществам;

4) бюджетным учреждением при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении им закупок:

а) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

в) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию);

5) государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении закупок:

а) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

6) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

в) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственными, муниципальными унитарными предприятиями, являющимися аптечными организациями;

б) федеральными государственными унитарными предприятиями, имеющими существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации.

Следовательно, Закон 223-ФЗ направлен на создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков, а именно: юридических лиц, указанных в ч.2 ст.1 данного закона. Указанный перечень лиц, на которых распространяется действие Закона №223 -ФЗ, является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.

Таким образом, заказчиками по смыслу Закона №223 -ФЗ являются только лица, прямо указанные в ч. 2 ст.1 названного Закона.

АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов» не является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, федеральным государственным унитарным предприятием, бюджетным или автономным учреждением, а также дочерним хозяйственным обществом в уставном капитале, которого доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

В целях организации и проведения XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г.Казани Правительством Российской Федерации принято распоряжение от 25 июня 2009 года №870-р об учреждении совместно с Республикой Татарстан и общероссийской общественной организацией «Российский студенческий спортивный союз» - АНО «Исполнительная дирекция Всемирной летней универсиады 2013 года в г.Казани». Полномочия учредителя от имени Российской Федерации поручено осуществлять министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации.

На основании указанного распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 июня 2009 года №870-р, принято распоряжение Президента Республики Татарстан об учреждении совместно с Российской Федерацией, муниципальным образованием города Казани и   общероссийской общественной организацией   «Российский студенческий спортивный союз» - АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов».

Учредителями АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов» явились:

- от имени Российской Федерации - министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации;

- от имени Республики Татарстан - кабинет министров Республики Татарстан;

- от имени муниципального образования города Казани - комитет земельных и имущественных отношении Исполнительного комитета муниципального образования города Казани;

- общероссийская общественная организация «Российский студенческий спортивный союз».

По мнению Татарстанского УФАС России, АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов» является автономным учреждением.

Однако согласно ч.1 ст.2 ФЗ от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее - Закон № 174-ФЗ) автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Из устава АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов» следует, что АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов» является не имеющей членства автономной некоммерческой организацией, учрежденной на основе добровольных имущественных взносов учредителей, с целью подготовки и проведения XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г.Казани (далее по тексту - «Универсиада»), XVI Чемпионата мира по водным видам спорта 2015 года в г.Казани (далее по тексту - «Чемпионат»), внедрения в Российской Федерации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), других международных спортивных соревнований, социальных, культурных, образовательных и иных мероприятий (п.1.1.). Дирекция вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них (п.1.11.). Учредители дирекции не приобретают права собственности на имущество дирекции, в том числе на ту его часть, которая образовалась за счет их взносов и пожертвований (п.4.6.).

Согласно Закону №174-ФЗ автономное учреждение, в отличие от автономной некоммерческой организации:

- осуществляет полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в сферах деятельности, перечень которых ограничен федеральным законом (ч.1 ст.2);

- создается на базе имущества учредителя (ч.3 ст.2);

- имущество, переданное учредителем, закрепляется на праве оперативного управления (ч.1 ст.3);

- осуществляет свою деятельность в соответствии с заданиями (государственным или муниципальным) учредителя частично за плату или бесплатно (ст.4).

В соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (далее - Указ Президента РФ № 314) в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Согласно п.3 Указа Президента РФ № 314 федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности.

Из п.1 Положения о Министерстве спорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 607, следует, что Министерство спорта Российской Федерации (Минспорта России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, а также по оказанию государственных услуг (включая предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), это деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

П.1 ст.10 Федерального закона №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ) предусмотрено, что автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта, и иных услуг. Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация.

При этом автономные некоммерческие организации не наделены полномочиями по осуществлению государственных функций, в отличие от бюджетных и автономных учреждений, которые в силу ст.9.2 Закона №7-ФЗ создаются Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Из указанного следует, что организационно-правовые формы юридических лиц, создаваемых с целью осуществления государственных функций и наделенных правами оказания государственных услуг, прямо предусмотрены действующим федеральным законодательством, расширительному толкованию данные нормы закона не подлежат.

Различные услуги в области спорта, в том числе по организации соревнований, вправе оказывать любые коммерческие и некоммерческие организации. Действующее законодательство РФ не содержит запретов и ограничений по данному виду деятельности.

Следует отметить, что суд апелляционной инстанции по делу № А65-18403/2014 от 26.01.2015 признал ошибочным вывод антимонопольного органа о наделении заявителя полномочиями органа государственной власти, в частности, полномочиями министерства спорта Российской Федерации. Указанные выводы подтверждены постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 13.04.2015 и определением ВС РФ от 09.07.2015.

Таким образом, АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов» - автономная некоммерческая организация, не является органом исполнительной власти либо бюджетным/автономным учреждением, которое наделено государственными полномочиями и оказывает государственные услуги.

Согласно действующему законодательству, свою деятельность АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов» осуществляет в соответствии с уставом.

Пунктом 1.10 устава АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов» предусмотрено, что Дирекция не отвечает по обязательствам государства. Государство не отвечает по обязательствам дирекции. Учредители не отвечают по обязательствам дирекции, а дирекция не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Нормативные правовые акты, предусматривающие передачу дирекции государственных функций, либо предусматривающие наделение АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов» государственными властными полномочиями, отсутствуют.

Из изложенного следует, что АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов» не относится к лицам, перечисленным в ч.2 ст.1 Закона №223-ФЗ, в связи с чем требования данного Закона не распространяются на заявителя.

Указанные обстоятельства явились основанием для удовлетворения заявленных требований о признании недействительными решение и предписание Татарстанского УФАС России по делу №Т04-151/2018 от 15.05.2018 в части, касающейся АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов»; п.2, 3 и 4 решения и пункты 1 и 3 предписания Татарстанского УФАС России по делу Т04-60/2018 от 20.03.2018; п. 2,3 и 4 решения Татарстанского УФАС России по делу №Т04-61/2018 от 20.03.2018.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

С учетом изложенного суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, признав недействительными оспариваемые решения и предписания антимонопольного органа в обжалованной части.

Доводы апелляционной жалобы о том, что жалобы ООО «Авторемонт» и ООО «Праздник для всех» решением антимонопольного органа были оставлены без рассмотрения, не свидетельствуют о незаконности выводов суда первой инстанции в части отсутствия у антимонопольного органа оснований для проведения по вышеуказанным жалобам проверочных мероприятий.

Ссылка антимонопольного органа на то, чтожалоба ООО «Праздник для всех» содержала адрес, а законодательством не установлено требование о необходимости проверки достоверности данных, указанных в жалобе, подлежит отклонению. В данном случае материалами дела подтверждено, что такого юридического лица не существует. Данное обстоятельство антимонопольным органом не опровергнуто.

Довод Татарстанского УФАС России о том, что уполномоченным органом, заказчиком неправомерно не учтен опыт участия в брендировании международных соревнований при рассмотрении и оценки заявки участника ИП Маринина И.Д., несостоятелен, так как договор №5 от 05.01.2014, указанный в письме (исх. 60 от 24.04.2018) ИП Марининым И.Д., комиссии уполномоченного органа в составе заявки не представлялся. При этом договор №5/0114 от 05.01.2014 был заключен между ИП Марининым И.Д. и ООО ТК «Буревестник» (ИНН1655153810), а не с ООО «Буревестник». Письмо (исх. 60 от 24.04.2018) от ООО «Буревестник» (ИНН 1655064889), из содержания которого следует, что оформление транспорта по договору №5 от 05.01.2014, заключенному между ИП Марининым И.Д. и ООО «Буревестник», произведено в рамках проведения Международного спортивного мероприятия XXII Олимпийские зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры 2014 в г. Сочи, представлено ИП Марининым И.Д. только при обращении с жалобой в Татарстанское УФАС России.

Ссылка антимонопольного органа на то, что заявитель является субъектом Закона №223-ФЗ, так как исполняет полномочия, переданные ему государственными органами, необоснованна. АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов» создана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации принято от 25 июня 2009 года №870-р «Об учреждении автономной некоммерческой организации «Исполнительная дирекция Всемирной летней универсиады 2013 года в г.Казани». При этом организационно-правовой форма данной организации - «автономная некоммерческая организация», а не «автономное учреждение», как указывает антимонопольный орган. Между тем Закон № 223-ФЗ распространяет свое действие на организации, указанные в п.1 ч.2 ст.1 данного закона, в число которых автономные некоммерческие организации не включены.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, который дал им правильную оценку. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения им норм материального и процессуального права.

Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.

На основании изложенного решение суда от 21 октября 2018 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу антимонопольного органа - без удовлетворения.

   Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина Татарстанским УФАС России в федеральный бюджет не уплачивается.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд            

П О С Т А Н О В И Л:

            Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 октября 2018 года по делу №А65-13173/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

            Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                      Е.Г. Филиппова

Судьи                                                                                                     Т.С. Засыпкина

                                                                                                                Н.В. Сергеева