АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-178/2021
г. Казань Дело № А65-13282/2020
16 февраля 2021 года
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Мосунова С.В., Кормакова Г.А.,
при участии представителей:
от Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан -
ФИО1 доверенность от 11.01.2021,
от общества с ограниченной ответственностью "УНИКОР" – ФИО2 доверенность от 12.01.2021, ФИО3 доверенность от 12.01.2021,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.09.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2020
по делу № А65-13282/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УНИКОР" к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан о признании решения № 5116/11 от 20.05.2020 об отказе в предоставлении государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых незаконным, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем предоставления заявителю государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых - песка строительного на участке недр "Северо-Мамадышское", расположенном в 1,0 км севернее г. Мамадыш в Мамадышском муниципальном районе Республики Татарстан с направлением Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в адрес заявителя письма об установлении факта открытия месторождения песка строительного на участке недр "СевероМамадышское", расположенном в 1,0 км севернее г. Мамадыш в Мамадышском муниципальном районе Республики Татарстан с приложением Свидетельства на имя заявителя об установлении факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "УНИКОР" (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее – Министерство экологии) о признании решения от 20.05.2020 № 5116/11 об отказе в предоставлении государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых незаконным, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем предоставления заявителю государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых - песка строительного на участке недр "Северо-Мамадышское", расположенном в 1,0 км севернее г. Мамадыш в Мамадышском муниципальном районе Республики Татарстан с направлением Министерством экологии в адрес заявителя письма об установлении факта открытия месторождения песка строительного на участке недр "СевероМамадышское", расположенном в 1,0 км севернее г. Мамадыш в Мамадышском муниципальном районе Республики Татарстан с приложением свидетельства на имя заявителя об установлении факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.09.2020 заявление удовлетворено, решение Министерства экологии от 20.05.2020 исх. № 116/11 признано незаконным, на Министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления ООО «Уникор» государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых - песка строительного на участке недр "Северо-Мамадышское", расположенном в 1,0 км севернее г. Мамадыш в Мамадышском муниципальном районе Республики Татарстан с направлением Министерством экологии в адрес заявителя письма об установлении факта открытия месторождения песка строительного на участке недр "Северо-Мамадышское", расположенном в 1,0 км севернее г. Мамадыш в Мамадышском муниципальном районе Республики Татарстан с приложением свидетельства на имя заявителя об установлении факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство экологии, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, судебная коллегия не находит основания для ее удовлетворения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ООО «Уникор» на основании лицензии ТАТ ММД №01467 ТП предоставлено право пользования недрами для геологического изучения песка строительного на участке недр «Северо-Мамадышское» на участке в 1,0 км севернее г. Мамадыш в Мамадышском муниципальном районе Республики Татарстан. В лицензии указано, что участок имеет статус геологического отвода. Лицензия выдана на срок до 30.12.2019.
Пунктом 2.1 лицензионного соглашения установлено, что владелец лицензии обязан до 01.09.2019 предоставить на экспертизу в Республиканскую комиссию по запасам полезных ископаемых при Министерстве экологии материалы подсчета запасов промышленных категорий.
Дополнением №1 к лицензии ТАТ ММД №01467 ТП на основании Приказа Министерства экологии от 09.04.2019 №362-п указанный пункт сформулирован в новой редакции, согласно которому владелец лицензии обязан до 20.11.2019 предоставить на экспертизу в Республиканскую комиссию по запасам полезных ископаемых при Министерстве экологии материалов подсчета запасов промышленных категорий.
Общество 18.10.2019 обратилось в Министерство экологии с заявлением о проведении государственной экспертизы документов и материалов по подсчету запасов песка для строительных работ по отчету "Геологическое изучение песка строительного на участке недр "Северо-Мамадышское" в Мамадышском муниципальном районе Республики Татарстан".
Как установлено в ходе судебного разбирательства, в адрес заявителя результат по рассмотрению услуги по проведению государственной экспертизы запасов полезных общераспространенных ископаемых о предоставляемых в пользование участках недр местного значения Министерством не был направлен.
Ввиду длительного отсутствия информации по заявленной услуге по проведению государственной экспертизы запасов полезных общераспространенных ископаемых, заявитель 12.03.2020 обратился в адрес Министерства экологии с заявлением о предоставлении протокола Республиканской комиссии по запасам по указанному участку недр, которое получено последним – 13.03.2020 вх. №5038.
Министерство экологии в адрес заявителя направило письмо от 15.04.2020 №3874/11 с приложением копии протокола Республиканской комиссии по запасам (далее по тексту - РКЗ) от 13.12.2019 № 615 по участку недр «Северо-Мамадышское».
Получив результат экспертизы ООО «Уникор» обратилось в Министерство экологии с заявлением от 24.04.2020 № 1 о признании факта открытия месторождения песка строительного на участке недр "СевероМамадышское", расположенного в 1,0 км севернее г. Мамадыш в Мамадышском муниципальном районе Республики Татарстан.
Письмом от 20.05.2020 за №5116/1 Министерство экологии отказало заявителю в предоставлении государственной услуги со ссылкой на пропуск срока, поскольку заявление общества от 24.04.2020 №1 подано более чем 120 дней со дня утверждения заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых (протоколом РКЗ от 13.12.2019 № 615).
Считая данный отказ незаконным и нарушающим права заявителя, посчитав, что Министерство экологии, в нарушение Административного регламента № 665-п, не произвело необходимые мероприятия, направленные на информирование заявителя о предоставлении государственной услуги по проведению государственной экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых, поскольку результат государственной услуги по проведению экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых стал известен заявителю лишь спустя 177 дней (с 22.10.2019 до 15.04.2020), что лишило возможности заявителя предпринять следующие действия по получению второй государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых, ООО «Уникор» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходили из следующего.
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер, регулирует Закон Российской Федерации "О недрах" от 21.02.1992 № 2395-1 (далее - Закон о недрах).
Статья 29 Закона о недрах, устанавливает, что в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе.
Правительством Российской Федерации утверждено Положение от 11.02.2005 № 69 о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение (далее - Положение), которое определяет порядок проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр (далее - государственная экспертиза), размер и порядок взимания платы за ее проведение.
В соответствии с пунктом 2 Положения, государственная экспертиза проводится в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, государственного учета запасов полезных ископаемых и участков недр, предоставляемых для добычи полезных ископаемых и для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, оценки достоверности информации о количестве и качестве разведанных запасов полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность.
Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, что представляемые геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их промышленного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи (пункт 3).
При этом, согласно пункту 4 Положения, предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых. Постановка запасов полезных ископаемых на государственный учет осуществляется на основании заключения государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных полезных ископаемых (пункт 5).
Согласно пункту 8 Положения, государственная экспертиза осуществляется путем проведения анализа документов и материалов. Требования к составу и правилам оформления материалов определяются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 9).
Стандарт и порядок предоставления государственной услуги по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения по Республике Татарстан установлен Административным регламентом №665‑п, который также определяет административные процедуры по предоставлению государственной услуги, которые включает в себя: консультирование заявителя, оказание помощи заявителю, в том числе в части оформления заявления; принятие документов и регистрация заявления; подготовка и утверждение заключения государственной экспертизы Уполномоченным экспертным органом; вручение (направление) заявителю: заключения государственной экспертизы; письма о мотивированном отказе в предоставлении государственной услуги; исправление технической ошибки.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, ООО "Уникор" представило в экспертную комиссию по запасам общераспространенных полезных ископаемых Министерства экологии следующий комплект документов: заявление, отчет «Геологическое изучение песка строительного на участке недр «Северо-Мамадышское» в Мамадышском муниципальном районе РТ» в 2-х экземплярах; отчет в электронном виде на CD-дисках в 1-м экземпляре; копию платежного поручения оплаты экспертизы подсчета запасов №1110 от 21.10.2019.
Ввиду длительного отсутствия информации по заявленной услуге по проведению государственной экспертизы запасов полезных общераспространенных ископаемых, заявитель 12.03.2020 обратился в адрес Министерства с заявлением о предоставлении протокола Республиканской комиссии по запасам по указанному участку недр, которое получено последним – 13.03.2020 вх. №5038.
15.04.2020 Министерство экологии направило в адрес заявителя письмо за №3874/11 с приложением копии протокола Республиканской комиссии по запасам от 13.12.2019 №615 по участку недр «Северо-Мамадышское».
Получив 15.04.2020 результат экспертизы, заявитель, в рамках 60-дневного срока, установленного для подачи заявления о предоставлении государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых, обратился в Министерство с заявлением от 24.04.2020 № 1 о признании факта открытия месторождения песка строительного спорном на участке недр.
Письмом от 20.05.2020 за № 5116/1 Министерство отказало заявителю в предоставлении государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых со ссылкой на пункт 2.9 Приказа Минэкологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 18.11.2013 № 666-п "Об утверждении Административного регламента Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан предоставления государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых" указав, что заявление общества от 24.04.2020 №1 подано заявителем позднее более чем 120 дней со дня утверждения заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых (протоколом РКЗ от 13.12.2019 № 615).
Исследовав представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанции, установили, что Министерство экологиии, получив заявление ООО "Уникор» от 18.10.2019 о предоставлении государственной услуги по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, нарушило порядок, установленный Административным регламентом № 665-п и не исполнило обязанность по вручению или направлению заявителю заключения государственной экспертизы. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
С момента направления заявителем заявления о предоставлении услуги от 22.10.2019 и до 15.04.2020 ООО «Уникор» не было известно, приняты ли документы, подготовлена и проведена ли экспертиза Уполномоченным органом, имеется ли заключение государственной экспертизы, либо мотивированный отказ или исправление технической ошибки.
Судами установлено, что результат государственной услуги по проведению экспертизы стал известен заявителю спустя 177 дней (с 22.10.2019 до 15.04.2020).
Неисполнение ответчиком пункта 3.5 Административного регламента № 665-п и несвоевременным направлением (вручением) заявителю заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, подтверждающего промышленную значимость месторождения, а именно протокола РКЗ от 13.12.2019 № 615 повлияло на позднее обращение заявителя в адрес Министерства экологии для предоставления второй государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых (24.04.2020), что в результате явилось основанием для отказа в предоставление указанной услуги.
Заявитель кассационной жалобы, наставая на своей позиции, указывает, что согласно явочному листу на заседании присутствовали как ответственный исполнитель работ - ООО «ГеоМаркСервис», так и представитель ООО «Уникор» ФИО4, и на заседании было озвучено положительное экспертное заключение и решение о постановке на государственный баланс выявленных запасов ОПИ месторождение песка «Северо-Мамадышское», о чем сообщено представителю недропользователя, который находился в зале заседаний.
Данный довод был предметом рассмотрения, как в суде первой, так и в суде апелляционной инстанции и обоснованно отклонен в связи со следующим.
Пунктом 3.5 Административного регламента №
665-п оговорена отдельная процедура и на Министерство экологии возложена обязанность по вручению (направлению) заявителю заключения государственной экспертизы либо письма о мотивированном отказе в предоставлении государственной услуги.
Указание в явочном листе заседания РКЗ от 13.12.2019 в столбце 3 строке 29 «водитель ООО «Уникор» под фамилией ФИО4 не освобождает Министерство экологии от соблюдения требований Административного регламента №665-п, поскольку устное оглашение протокола заседаний РКЗ от 13.12.2019 № 615 не предоставляет возможности донесения полного текста протокола, который изложен на 3 листах с указанием таблиц подсчета запасов песка «Северо-Мамадышское» месторождения.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, представители заявителя, уполномоченные в установленном законом порядке представлять интересы ООО «Уникор», на заседании Республиканской комиссии не присутствовали.
Таким образом, суды пришли к выводу, что ответчиком не представлены доказательства о наличии у лиц, участвовавших в заседании РКЗ полномочий представлять интересы ООО«Уникор».
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суды пришли к правильному выводу, что Министерством экологии при предоставлении заявителю услуги по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, нарушены условия Административного регламента №665-п, которые привели в последующем к нарушению прав и законных интересов заявителя по предоставлению услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых, в результате которых было отказано в признании факта открытия месторождения.
Доказательства применения Министерством экологии необходимой меры по законному предоставлению государственных услуг с учетом требований справедливости, адекватности, пропорциональности, соразмерности и необходимости для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов субъектов недропользования и иных лиц, в материалы дела не представлены.
Согласно пункту 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Ответчиком в материалы дела не представлены документальные доказательства правомерности отказа в предоставлении государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых, выраженного в решении от 20.05.2020 № 5116/11, в связи с чем, он правомерно признан незаконным.
Таким образом, судебная коллегия считает, что судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебных актах, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценить выводы судебных инстанций, основанные на представленных в материалы дела доказательствах, переоценивать данные доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций (статьи 286, 287 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.09.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2020 по делу № А65-13282/2020 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья И.Ш. Закирова
Судьи С.В. Мосунов
Г.А. Кормаков