ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-13383/16 от 19.09.2017 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-24769/2017

г. Казань Дело № А65-13383/2016

22 сентября 2017 года

Резолютивная часть постановления объявлена – 19.09.2017.

Полный текст постановления изготовлен – 22.09.2017.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,

судей Коноплевой М.В., Петрушкина В.А.,

при участии представителей:

истца – закрытого акционерного общества «Бахир» – ФИО1, доверенность, ФИО2, доверенность,

ответчика – Исполнительного комитета муниципального образования города Казани – ФИО3, доверенность,

муниципального казенного учреждения «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» – ФИО3, доверенность,

третьего лица – муниципального казенного учреждения «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» – ФИО4, доверенность,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Бахир», г. Казань,

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.02.2017 (судья Шайдуллин Ф.С.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2017 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Бажан П.В., Корнилов А.Б.)

по делу № А65-13383/2016

по иску закрытого акционерного общества «Бахир», г. Казань, к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, г. Казань, муниципальному казенному учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», г. Казань, о признании незаконным решения, с участием: муниципального казенного учреждения «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», г. Казань,

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество «Бахир» (далее – общество, ЗАО «Бахир») обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее – исполком), муниципальному казенному учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее – комитет) о признании незаконным решения об отказе, изложенное в письме от 18.03.2016 № 3471/кзио-исх, в предоставлении земельного участка, расположенного на территории земельного участка с кадастровым номером 16:50:090921:3, расположенного по адресу: г. Казань, Кировский район, ул. Болотникова, общей площадью 380 кв. м на праве собственности под объектом недвижимости: нежилое здание (торговый павильон) 1-этажное, общая площадь 190,70 кв. м, инвентарный номер 7972, литера А, А1, объект № 1, с кадастровым номером 16:50:03:01873:001, согласно схеме расположения земельного участка, изложенного в письме муниципального казенного учреждения «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее – управление) от 09.11.2015 № 15/20-085-15710.

Определением Арбитражного суда Республики Татарстан, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное учреждение «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани».

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.02.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.

ЗАО «Бахир» является собственником нежилого здания (торгового павильона) с кадастровым номером 16:50:03:01873:001, площадью 190,70 кв. м расположенного по адресу: <...> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.04.2002 серии 16-АА № 073629.

Постановлением администрации города Казани от 23.04.2001 № 826 ЗАО «Бахир» отведен во временное пользование на условиях аренды сроком на 5 лет земельный участок площадью 0,038 га. для установки торгового павильона по ул. Болотникова.

Между ЗАО «Бахир» и администрацией заключен договор аренды от 25.10.2001 № 5425 земельного участка сроком до 23.04.2006, согласно которому обществу предоставлен в аренду земельный участок площадью 0,038 га., расположенный по вышеуказанному адресу.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.02.2011 по делу № А65-24956/2010 названный договор аренды спорного земельного участка признан незаключенным.

Судебными актами по делу № А65-12883/2016 с общества в пользу комитета взыскано неосновательное обогащение за пользование спорным земельным участком. При этом в иске комитета к обществу о признании вышеуказанного торгового павильона самовольным строением, обязании освободить испрашиваемый по настоящему делу земельный участок от указанного строения отказано по мотиву пропуска истцом срока исковой давности.

21.04.2015 ООО «Бахир» обратилось в исполком и комитет с заявлением о предоставлении указанного земельного участка площадью 0,038 га. с кадастровым номером 16:50:090421:3 на праве собственности.

Комитет письмом от 28.04.2015, сообщив, что граница запрашиваемого земельного участка пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:090421:10 и 16:50:090421:1, а также что часть принадлежащего заявителю объекта расположена за границами земельного участка с кадастровым номером 16:50:090421:3, указал, что предоставление данного земельного участка возможно в порядке статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации с предварительным согласованием предоставления земельного участка. Указанным письмом запросил схему расположения земельного участка, для изготовления которой рекомендовал обратиться в управление.

10.09.2015 ООО «Бахир» обратилось в управление с заявлением о подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по ул. Болотникова.

10.11.2015 после подготовки указанной схемы ООО «Бахир» обратилось в комитет с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Комитет письмом от 23.11.2015 со ссылкой на пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации указал, что предоставление земельного участка возможно в краткосрочную аренду, в связи с тем, что запрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий застройки, которые являются границами, отделяющими территории кварталов, микрорайнов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов, площадей, с установлением особого режима их использования. Красные линии обозначают границы территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц и устанавливаются для прокладки и эксплуатации систем транспортной и инженерной инфраструктур.

23.12.2015 общество обратилось в управление с заявлением о предоставлении информации по расположению земельного участка относительно красных линий.

Управление письмом от 23.12.2015 сообщило, что земельный участок по ул. Болотникова расположен в красных линиях ул. Болотникова, согласно Генеральному плану г. Казани, утвержденного решением Казанской Думы от 28.12.2007 № 23-26, ул. Болотникова и ул. Фрунзе являются магистральными улицами общегородского значения, в перспективе предусматривается реконструкция и расширение проезжей части, а также то, что разработанного и утвержденного проекта планировки на данную территорию не имеется.

В последующем в исполком в интересах общества направлены адвокатские запросы на получение сведений о правовом статусе красных линий, о том, в какой зоне градостроительного регламента расположен испрашиваемый земельный участок, о возможности предоставления сведений о красных линиях из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности и геослужбы.

Управлением указано, что согласно схеме общегородской улично-дорожной сети и транспорта Генерального плана <...> являются магистральными улицами общегородского значения, проект планировки на которую не разрабатывался, пояснив, что красные линии по ул. Болотникова являются проектными, которые обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессах проектирования, межевания и строительства на территории г. Казани (письмо от 03.03.2016 № 15/02-05-2986). Земельный участок находится на городской территории, выделенной как территория, предлагаемая к резервированию для муниципальных нужд; расположен в границах перспективной автомагистрали, в планируемых границах территории общего пользования.

Исполком письмами от 03.03.2016, 28.03.2016 сообщил, что красные линии являются проектными, поскольку на обозначенную территорию не имеется разработанного и утвержденного проекта планировки территории.

Общество 16.03.2016 повторно обратилось в комитет с просьбой о предоставлении земельного участка в собственность, принять решение об утверждение схемы расположения земельного участка, направленной в адрес ЗАО «Бахир» письмом управления от 09.11.2015 № 15/20-05-15710, а также решение о предварительном согласовании предоставления данного земельного участка, и направить подписанный проект договора купли-продажи.

Исполком письмом от 18.03.2016 № 3471/кзиоисх на повторное обращение о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка сообщил о возможности предоставления земельного участка в краткосрочную аренду до начала строительства бульвара, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах проектных красных линий застройки, в зоне инженерной и транспортной инфраструктур (в границах улицы общегородского значения) и на нем запланирована организация бульвара.

Не согласившись с отказом в предоставлении земельного участка в собственность, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды двух инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из отсутствия достаточных оснований для признания действий исполкома и комитета незаконными.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, ненормативный акт, решение и действие (бездействие) органа, осуществляющего публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данный ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствует закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.

В силу пункта 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно пункту 7 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон № 178) предоставление земельных участков собственникам расположенных на этих земельных участках зданий, строений, сооружений в аренду или в собственность осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них.

Статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения и проверки заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

В статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации в числе прочих приведены следующие самостоятельные основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка, указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования, указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов, границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

В абзаце 4 пункта 4 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» содержится разъяснение, подлежащее применению при разрешении споров по искам собственников недвижимости о понуждении к заключению договора купли- продажи земельного участка, о том, что суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.

Следовательно, при решении вопроса о возможности продажи земельного участка, расположенного на территории городского округа, уполномоченный орган местного самоуправления обязан учитывать содержащиеся в генеральном плане городского округа сведения о планируемых к размещению в пределах границ данного земельного участка объектах местного значения, в том числе автомобильных дорогах.

Целью составления документации по планировке территории является выделение как элементов существующей структуры, так и параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, в частности нанесению подлежат как существующие красные линии, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.

Согласно подпункту «а» пункта 1 части 3 статьи 42, пункту 1 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии подлежат включению в основные части проектов планировки и межевания территории, которые подлежат утверждению.

По смыслу пунктов 4.1-4.3 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 № 18-30 (далее – Инструкция), проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, на основании проектов панировки и застройки градостроительных объектов. В отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. При разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления (пункт 4.4 Инструкции).

Согласно пункту 4.6 Инструкции корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения.

Решением Казанской городской Думы от 28.12.2007 № 23-26 «О генеральном плане муниципального образования города Казани» с учетом протокола публичных слушаний от 25.12.2006 и заключения по результатам публичных слушаний от 23.02.2007, утвержден Генеральный план муниципального образования города Казани согласно приложению.

Таким образом, на момент обращения общества с заявлением о выкупе земельного участка Генеральный план муниципального образования города Казани утвержден решением Казанской городской Думы от 28.12.2007 № 23-26.

Пунктом 3.2.2. Положения о территориальном планировании муниципального образования города Казани Генерального плана муниципального образования города Казани (Приложение к решению Казанской городской Думы от 28.12.2007 № 23-26) предусмотрено развитие общегородской улично-дорожной сети, заключающееся в создании на территории города развитой сети основных улиц и дорого путем строительства новых улиц и дорог, реконструкции существующей уличной сети в сторону увеличения ее плотности, ширины дорог, а также путем строительства транспортных развязок в разных уровнях.

В перечень общегородских улиц и дорог, предлагаемых к строительству и реконструкции на расчетный срок реализации Генерального плана, входят, в том числе, улицы районного значения и городские дороги - всего 59,0 км.

Судами двух инстанций при оценке имеющихся в деле доказательств в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что испрашиваемый земельный участок в соответствии со Схемой функциональных зон Генерального плана муниципального образования г. Казани, утвержденного решением Казанской городской Думы от 28.12.2007 № 23-26 расположен в зоне скоростных дорог, дорог общегородского непрерывного и регулируемого движения с расчетным сроком Генерального плана 2011 - 2020 г.г.

Из представленной схемы общегородской улично-дорожной сети и транспорта Генерального плана муниципального образования г. Казани, утвержденного решением Казанской городской Думы от 28.12.2007 № 23-26 «О генеральном плане муниципального образования города Казани» следует расположение спорного земельного участка в зоне улицы общегородского значения с координированным светофорным движением по «зеленой волне».

Согласно пункту 11 статьи 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее – линейные объекты). При этом, согласно подпункту а пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии включаются в основную часть проекта планировки территории, которая, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа.

Суды двух инстанций, дали оценку доводам общества о том, что указанные красные линии не утверждены в установленном порядке.

Между тем, по смыслу статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.

При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.

В абзаце 4 пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснено, что правомерным основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.

Таким образом, земельный участок, в пределах границ которого проходят, как существующие, так и планируемые автомобильные дороги, не может быть приватизирован.

В связи с чем суды двух инстанций пришли к правильному выводу, что наличие в Генеральном плане населенного пункта сведений о запланированном на испрашиваемом заявителями земельном участке строительстве, в том числе путем расширения (реконструкции) автомобильной дороги как территории общего пользования, и разграничение данной территории от других участков красными линиями, является самостоятельным основанием для отказа в выкупе земельного участка.

К установленным судами обстоятельствам нормы права применены правильно.

Фактически доводы кассационной жалобы указывают на иную оценку судом кассационной инстанции установленных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.

Однако в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции таких полномочий не предоставлено.

Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.02.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2017 по делу № А65-13383/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья С.Ю. Муравьев

Судьи М.В. Коноплева

В.А. Петрушкин