ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-14527/2021 от 12.04.2022 АС Поволжского округа

334/2022-15378(1)




АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-14681/2022

г. Казань Дело № А65-14527/2021  13 апреля 2022 года 

Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2022 года.  Полный текст постановления изготовлен 13 апреля 2022 года. 

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:  председательствующего судьи Хакимова И.А., 

судей Ольховикова А.Н., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:

открытого акционерного общества «Речной порт «Кама» – до перерыва –  ФИО1, доверенность от 20.04.2021, 

Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан –  ФИО2 доверенность от 18.11.2021 № 14251/08, 

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу  открытого акционерного общества «Речной порт «Кама» 

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.08.2021 и  постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда  от 22.12.2021 

по делу № А65-14527/2021


[A1] по заявлению открытого акционерного общества «Речной порт «Кама»  (ОГРН 1021606952355) к Министерству экологии и природных ресурсов  Республики Татарстан (ОГРН 1021603473616) о признании  недействительным протокола, 

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Речной порт «Кама» (далее –  заявитель, общество, ОАО «Речной порт «Кама») обратилось в  Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Министерству  экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее –  министерство) о признании недействительным протокола  Республиканской комиссии по запасам общераспространенных полезных  ископаемых при министерстве от 18.03.2021 № 709: «об отказе поставить  на баланс ОАО «Речной порт «Кама» запасы вновь изученных полезных  ископаемых песчано-гравийных пород (ПГП), расположенных в контурах  отработанного месторождения «Елабужское» по блокам С1-III, С1-IV, С1- VI, C1-VII с суммарным запасом 1545,8 куб.м.», «о присвоении  месторождению, расположенному в контуре ранее отработанного  месторождения «Елабужское» - название «Елабужское техногенное», и  отнесении вновь разведанные запасы ПГП к 2-ой группе, «об указании  Фонду геологической информации поставить на республиканский баланс  запасы месторождения ПГП «Елабужское техногенное», а разведанные и  утвержденные настоящим протоколом по блокам С1-III, С1-IV, С1-VI, C1- VII с суммарным запасом – в нераспределенный фонд недр Республики  Татарстан»; об обязании устранить допущенные нарушения прав и  законных интересов ОАО «Речной порт «Кама». 

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.08.2021,  оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного  апелляционного суда от 22.12.2021, в удовлетворении заявления отказано. 


[A2] Общество в кассационной жалобе принятые по делу судебные акты  просит отменить, ссылается на неправильное применение судами норм  материального права и нарушение норм процессуального права. 

В судебном заседании Арбитражного суда Поволжского  округа 05.04.2022 в соответствии со статьей 163 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв  до 13 часов 45 минут 12.04.2022. 

Кассационная жалоба по делу рассмотрена в порядке,  предусмотренном статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации. 

Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации кассационная инстанция проверяет законность  судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной  инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и  возражениях относительно жалобы. 

Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы,  проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, правильность  применения судами норм материального права и соблюдение норм  процессуального права, а также соответствие выводов судов имеющимся в  материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Поволжского округа  не находит оснований для удовлетворения жалобы. 

Как следует из обжалуемых судебных актов, обществу выдана  лицензия на право пользования недрами ЕЛА № 00915 ТЭ с целевым  назначением и видами работ – разведка и добыча песчано-гравийной смеси  на месторождении «Елабужское» в Елабужском районе Республики  Татарстан в 1 км. юго-восточнее г. Елабуга, в русле р. Кама, в  пределах 1628,0-1640,35 км. по обе стороны судового хода с учетом  решения министерства от 23.05.2008 № 30/08 «О внесении изменений и  дополнений в лицензионном соглашении к лицензии ЕЛА № 00915 ТЭ», 


[A3] дополнения от 18.11.2008 № 1, решения министерства от 25.01.2017 № 62- п «О внесении изменений и дополнений в лицензионном соглашении к  лицензии ЕЛА № 00915 ТЭ», дополнения от 08.02.2017 № 2. 

В министерство 08.02.2021 поступило заявление ОАО «Речной  порт »Кама» от 03.02.2021 № 19 о проведении государственной экспертизы  документов и материалов по запасам ПГП. К заявлению был приложен  отчет «Эксплуатационная разведка месторождения ПГП «Елабужское» в  русле р. Кама на 1628,0 - 1637,6 км судового хода в Елабужском  муниципальном районе Республики Татарстан (лицензия ЕЛА № 00915  ТЭ)» (далее - Отчет). 

Заявление и представленные материалы были рассмотрены на  заседании Республиканской комиссии по запасам общераспространенных  полезных ископаемых при министерстве (далее - РКЗ) 18.03.2021 в  соответствии с нормами статьи 29 Закона Российской Федерации  от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах), Положения о  государственной экспертизе запасов полезных ископаемых и подземных  вод, геологической информации о предоставляемых в пользование  участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение,  утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации  от 11.02.2005 № 69, приказа министерства от 23.12.2020 № 1463-п  «О Республиканской комиссии по запасам», а также Административного  регламента министерства предоставления государственной услуги по  проведению государственной экспертизы запасов полезных  общераспространенных ископаемых, геологической, экономической и  экологической информации о предоставляемых в пользование участках  недр местного значения, утвержденного приказом министерства  от 18.11.2013 № 665-п. 

Решение РКЗ по результатам рассмотрения представленных  обществом материалов оформлено обжалуемым протоколом от 18.03.2021   № 709, из содержания которого следует, что представленные на 


[A4] рассмотрение материалы соответствуют действующим «Рекомендациям по  содержанию, оформлению и порядку предоставления на государственную  экспертизу материалов подсчета запасов металлических и  неметаллических полезных ископаемых» (М,2007), достаточны для  геологической оценки месторождения, обоснования и проверки подсчета  запасов и определения его подготовленности для промышленного  освоения. 

По сложности геологического строения и условиям залегания  полезной толщи, в соответствии с «Классификацией запасов  месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых»,  месторождение «Елабужское» относится к категории мелких (до 10 млн.  куб.м), русловые и террасовые залежи песка и ПГП, изменяющие в  годовом или многолетнем цикле пространственные положения, форму и  размеры. 

Заявителем отчета предложены к постановке на баланс запасы ПГП  месторождения «Елабужское» по блокам С1-III, С1-IV, С1-VI, C1-VII с  суммарными запасами 1545,8 тыс. куб. м при объеме вскрыши 1629,0 тыс.  куб.м, утверждая, что данные запасы изучены в процессе  эксплуатационной разведки. 

Однако, по мнению РКЗ и привлеченного эксперта, согласно  требованиям распоряжения Министерства природных ресурсов  Российской Федерации от 05.07.1999 № 83-р «Об утверждении положения  о порядке проведения геологоразведочных работ по этапам и стадиям»,  данная работа не является эксплуатационной разведкой, так как  эксплуатационная разведка проводится с целью получения исходных  данных для безопасного ведения работ, и обеспечения наиболее полной  отработки. При этом задачей эксплуатационной разведки является  уточнение контуров, вещественного состава и внутреннего строения тел  полезного ископаемого и т.д. 


[A5] По результатам эксплуатационной разведки производится уточнение  схем подготовки и отработки полезного ископаемого. 

Также в соответствии с Положением о порядке проведения  геологоразведочных работ по этапам и стадиям № 83-р при проведении  геологоразведочных работ объектом изучения является закрепленная  лицензией в виде горного отвода часть недр, включающая полностью или  частично месторождение полезных ископаемых. 

В соответствии с предоставленной недропользователем  ОАО «Речной порт «Кама» статистической отчетностью по форме 5-гр за  2019 год остаточные запасы месторождения на 01.01.2020  составляли 92,1 тыс. куб. м, а по состоянию на 01.01.2021 месторождение  «Елабужское» полностью выработано. 

На основании изложенного, РКЗ пришла к выводу, что  геологоразведочные работы, проведенные в геометрических границах  ранее отработанного месторождения «Елабужское», являются  полноценным геологическим изучением нового месторождения 

техногенного происхождения и фактически не имеют отношения к ранее  отработанному месторождению «Елабужское». 

Кроме этого, РКЗ указала, что при изучении нового месторождения,  в том числе техногенного происхождения, необходимо применять  требования, предъявляемые к поисковому этапу и геологическое изучение  должно проводиться на основании проекта геологоразведочных работ,  прошедшего государственную экспертизу. 

Лицензия ЕЛА № 00915 ТЭ предоставлена для целей разведки и  добычи ПГП на месторождении «Елабужское». Проведение работ по  геологическому изучению в соответствии с данной лицензией не  предусмотрено. 

Учитывая, что работы по геологическому изучению месторождения  «Елабужское» проведены с нарушением, запасы вновь изученных  полезных ископаемых, расположенные в контурах отработанного 


[A6] месторождения «Елабужское», поставить на баланс ОАО «Речной порт  «Кама» не представляется возможным. 

При таких обстоятельствах РКЗ постановила:

- Отчет «Эксплуатационная разведка месторождения ПГП  «Елабужское» в русле р. Кама на 1628,0-1637,6 км судового хода в  Елабужском муниципальном районе Республики Татарстан» принять к  сведению; 

- присвоить месторождению, расположенному в контурах ранее  отработанного месторождения «Елабужское», название «Елабужское  техногенное» и вновь разведанные запасы по сложности геологического  строения отнести ко 2-ой группе; 

- Фонду геологической информации учесть и поставить на  республиканский баланс «Песчано-гравийные материалы» запасы  месторождения ПГП «Елабужское техногенное», разведанные и  утвержденные настоящим протоколом по блокам С1-III, С1-IV, С1-VI, C1- VII с суммарными запасами по категории 0=1545,8 тыс.куб.м, в  нераспределенный фонд недр Республики Татарстан; 

- ОАО «Речной порт «Кама» Отчет «Эксплуатационная разведка  месторождения ПГП «Елабужское» в русле р. Кама на 1628,0-1637,6 км  судового хода в Елабужском муниципальном районе Республики  Татарстан» сдать на хранение в фонд геологической информации  Республики Татарстан. 

Заявитель, полагая, что эксплуатационная разведка также может  проводиться на уже погашенных площадях, поскольку тип 

месторождения говорит об его изменчивости в годовом и многолетнем  цикле, сама эксплуатационная разведка является геологическим изучением  недр, следовательно, проведение разведки в границах горного отвода,  предоставленного для добычи полезных ископаемых допускается;  однозначное отнесение отработанных русловых месторождений к  техногенным является не верным, прирост запасов по данным 


[A7] эксплуатационной разведки в границах действующего участка недр не  ведет к образованию нового участка недр в его границах, обратился в  арбитражный суд с соответствующим требованием. 

Разрешая спор, суды исходили из произведенной в порядке статьи 71  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценки  представленных в материалы дела доказательств и руководствовались  подлежащими применению нормами материального права. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса  Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень  которых определяется законом, юридические лица могут заниматься  только на основании специального разрешения (лицензии). 

Из статьи 1.2 Закона о недрах следует, что недра в границах  территории Российской Федерации, включая подземное пространство и  содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные  ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения,  пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении  Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. 

Согласно статье 2.3 Закона о недрах к участкам недр местного  значения относятся: 


[A8] бытового водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и  (или) огороднических некоммерческих товариществ. 

К полномочиям федеральных органов государственной власти  органов государственной власти в сфере регулирования отношений  недропользования относится государственная экспертиза информации о  разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр,  определяющих их ценность или опасность, за исключением информации  об участках недр местного значения (пункт 5 части 1 статьи 3 Закона о  недрах). 

Как следует из статьи 6 Закона о недрах, одним из видов  недропользования является разведка и добыча полезных ископаемых. 

Согласно статьям 9 и 11 Закона о недрах предоставление недр в  пользование оформляется специальным государственным разрешением в  виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее  владельца на пользование участком недр в определенных границах в  соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при  соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (часть 3 статьи 11).  Права и обязанности пользователя недр возникают с момента  государственной регистрации лицензии на право пользования участком  недр. Между уполномоченными органами государственной власти и  пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий  условия пользования участком недр, а также обязательства сторон по  выполнению указанного договора. 

В соответствии с абзацем 1 статьи 29 Закона о недрах в целях  создания условий для рационального комплексного использования недр,  определения платы за пользование недрами, границ участков недр,  предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых  разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе, за  исключением запасов подземных вод на участках недр местного значения,  предоставляемых для добычи подземных вод, которые используются для 


[A9] целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой  объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного  назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических  метров в сутки. 

Согласно абзацу 2 указанной статьи предоставление недр в  пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после  проведения государственной экспертизы их запасов, за исключением  предоставления участков недр местного значения для добычи подземных  вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или  технологического обеспечения водой объектов промышленности либо  объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых  составляет не более 100 кубических метров в сутки. 

В силу абзаца 7 статьи 29 Закона о недрах проведение  государственной экспертизы запасов полезных ископаемых,  геологической, экономической и экологической информации о  предоставляемых в пользование участках недр осуществляется  федеральным органом управления государственным фондом недр и (в  части участков недр местного значения) органами государственной власти  субъектов Российской Федерации в порядке, установленном  Правительством Российской Федерации. 

Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет  исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами  в соответствии с предоставленной лицензией (статья 7 Закона о недрах). 

Пунктом 6 части 1 статьи 22 Закона о недрах предусмотрено, что  пользователь недр имеет право проводить без дополнительных  разрешений геологическое изучение недр за чет собственных средств в  границах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с  лицензией или соглашением о разделе продукции, в том числе для поиска  месторождений общераспространенных полезных ископаемых и их  последующего освоения в соответствии со статьей 19.1 Закона о недрах. 


[A10] Судами установлено, что ОАО «Речной порт «Кама» предоставлено  право пользования недрами в целях разведки и добычи ПГП на  месторождении «Елабужское» на основании лицензии серии ЕЛА № 00915  ТЭ, зарегистрированной 24.07.2003. 

Права и обязанности пользователя недр, виды и сроки проведения  работ в соответствии с лицензией, срок действия лицензии, а также иные  условия пользования недрами установлены лицензионным соглашением об  условиях недропользования с целью разведки и добычи ПГП в пределах  месторождения «Елабужское» в акватории р. Кама на участке 1628,01640,35 по обе стороны судового хода ОАО «Речной порт «Кама» на  территории Елабужского муниципального района Республики Татарстан. 

На основании дополнения № 1 к лицензионному соглашению ЕЛА  от 18.11.2008 № 00915 ТЭ, являющейся приложением № 5 к лицензии  Раздел 1 «Основание предоставления лицензии, объект недропользования»  изложен в следующей редакции: 

«1.1 лицензия предоставляется ОАО «Речной порт «Кама» на право  пользования недрами месторождения «Елабужское» с целью разведки и  добычи песчано-гравийной смеси в русле р. Кама, в пределах 1628,01640,35 км по обе стороны судового хода в Елабужском муниципальном  районе Республики Татарстан (Атлас ЕГС, том 9, часть II, изд. 2001) в  границах, обозначенных на прилагаемом плане угловыми точками:14, 15,  16,14 (блок С1-III); 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 17 (блок С1-IV),  23, 24, 28, 29, 23 (блок С1-VI), 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41,  42, 30 (блок С1-VII), 43,44, 45, 46, 43 (С1-VIII). 

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому  изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых,  использования отходов горнодобывающего и связанных с ним 


[A11] перерабатывающих производств, использования недр в целях, не  связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо  охраняемых геологических объектов, сбора минералогических,  палеонтологических и других геологических коллекционных материалов. 

Допускается предоставление лицензий на несколько видов  пользования недрами. Следовательно, законодательство в области  недропользования различает понятия геологического изучения, разведки и  добычи полезных ископаемых, поиск и оценку месторождений. 

Порядок проведения работ, связанных с поиском, оценкой и  разработкой твердых полезных ископаемых, геолого-разведочных работ,  регламентируется Положением о порядке проведения геологоразведочных  работ по этапам и стадиям (твердые полезные ископаемые), утвержденным  распоряжением министерства от 05.07.1999 № 83-р (далее – Положение). 

Пункт 1.4 Положения в зависимости от целей процесс  геологического изучения недр подразделяет на 3 этапа и 5 стадий: 

- работы общегеологического и минералогического назначения  (региональное геологическое изучение недр и прогнозирование полезных  ископаемых); 

- поиски и оценка месторождений (поисковые работы и оценочные  работы); 

- разведка и освоение месторождений (разведка месторождения и  эксплуатационная разведка. 

Региональное геологическое изучение недр производится с целью

получения комплексной геологической информации, составляющей  фундаментальную основу системного геологического изучения территории  страны и оценки ее минерагенического потенциала. Включает в себя  определение закономерностей формирования и размещения полезных  ископаемых, обоснование и удовлетворение потребностей различных  отраслей промышленности и сельского хозяйства в геологической  информации для решения широкого круга вопросов в областях 


[A12] геологоразведочного производства, горного дела, мелиорации,  строительства, обороны, рационального природопользования, охраны  окружающей природной среды, прогнозирования опасных, включая  катастрофические, природных процессов и явлений (землетрясения,  вулканизм, сели, оползни, обвалы и т.д.) (пункт 2.1 Положения). 

Поиски и оценка проводятся с целью прогноза, выявления и  предварительной оценки месторождений полезных ископаемых, которые  по своим геологическим, экологическим условиям и технико-экономическим показателям пригодны для рентабельного освоения (пункт  3 Положения). 

Геологоразведочные работы на данном этапе проводятся с целью  изучения геологического строения вновь выявленных и ранее  разведывавшихся месторождений, получения информации о количестве и  качестве запасов, минеральном и химическом составе полезного  ископаемого, его технологических свойствах и других особенностях  месторождения с полнотой и достоверностью, обеспечивающих  промышленную оценку месторождения, обоснование решения о порядке и  условиях вовлечения его в промышленное освоение, а также о  проектировании строительства или реконструкции на его базе горного  предприятия. 

Эксплуатационная разведка проводится в течение всего периода  освоения месторождения с целью получения достоверных исходных  данных для безопасного ведения работ, оперативного планирования горно- подготовительных, нарезных и очистных работ и обеспечения наиболее  полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними  залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов. Объектами  изучения и оценки являются эксплуатационные этажи, блоки, уступы и  другие участки месторождения в зависимости от принятой системы  вскрытия, подготовки и отработки месторождения (пункт 4.2 Положения). 


[A13] Пунктом 4.2.2 Положения установлено, что основными задачами  эксплуатационной разведки являются уточнение контуров, вещественного  состава и внутреннего строения тел полезного ископаемого, количества и  качества запасов по технологическим типам и сортам руд с их  геометризацией, уточнение гидрогеологических, горнотехнических и  инженерно-геологических условий отработки по отдельным участкам,  горизонтам, блокам. 

Разделом 2 «Условия пользования недрами, основные права и  обязанности владельца лицензии» (в редакции дополнительного  соглашения № 1 к лицензионному соглашению, зарегистрированного  18.11.2008) являющейся приложением № 5 к лицензии ЕЛА № 00915 ТЭ  установлены следующие обязанности владельца лицензии, ограниченные  временными сроками: 

- до 01.11.2008 провести эксплуатационную разведку блока C1-VI;

- до 10.03.2009 представить на экспертизу в Комиссию по запасам  общераспространенных полезных ископаемых министерства материалы  подсчета запасов ПГП промышленных категорий блока C1-VI, а также  материалы по переводу балансовых запасов блока C1-VIII в количестве  590,5 тыс.куб.м. в забалансовые в связи с его расположением в охранной  зоне линии электропередач на 1640 км судового хода; 

- до 30.05.2009 уточнить в установленном порядке границы горного  отвода в соответствии с результатами проведенного комплекса работ и  перевода балансовых запасов блока C1-VIII в забалансовые; 

- до 15.06.2009 документы, удостоверяющие уточненные границы  горного отвода месторождения «Елабужское» в Елабужском  муниципальном районе Республики Татарстан представить в министерство  для включения в лицензию в качестве неотъемлемой части. 

Учитывая изложенное, суды пришли к выводу, что проведение  эксплуатационной разведки и каких-либо иных геологоразведочных работ  заявителем в границах месторождения «Елабужское» после 01.11.2008 на 


[A14] этапе добычи полезных ископаемых лицензионным соглашением не  предусмотрено. 

В соответствии с предоставленной недропользователем  ОАО «Речной порт КАМА» статистической отчетностью по форме 5-гр за  2019 год, остаточные запасы месторождения на 01.01.2020 составляли 92,1  тыс. куб.м, а по состоянию на 01.01.2021 месторождение «Елабужское»  полностью выработано. 

Соответственно, геологоразведочные работы, проведенные в  геометрических границах ранее отработанного месторождения  «Елабужское», являются полноценным геологическим изучением нового  месторождения техногенного происхождения и фактически не имеют  отношения к ранее отработанному месторождению «Елабужское». 

Довод заявителя о том, что эксплуатационная разведка также может  проводиться на уже погашенных площадях, поскольку тип месторождения  говорит об его изменчивости в годовом и многолетнем цикле, отклонен  судами, так как цели проведения такой стадии геологоразведочных работ,  как эксплуатационная разведка, определены в пункте 4.2.1 Положения,  первой из которых установлено получение достоверных исходных данных  для безопасного ведения работ, а также оперативного планирования горно- подготовительных, нарезных и очистных работ и обеспечения наиболее  полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними  залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов. 

Вскрытие очередного неразработанного горизонта без проведения  соответствующих разведывательных работ не соответствует целям,  установленным порядком проведения геологоразведочных работ, как и  противоречит основным правилам недропользования, установленным  действующим законодательством. 

Как было отмечено ранее, статьей 6 Закона о недрах установлены  виды пользования недрами. В их число входят - геологическое изучение, 


[A15] включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых;  разведка и добыча полезных ископаемых. 

Согласно пункту 4.1.1 Положения при разведочных работах  объектом геологического изучения является закрепленная лицензией в  виде горного отвода часть недр, включающая полностью или частично  месторождение полезных ископаемых. По результатам разведочных работ  разрабатывается технико-экономическое обоснование (ТЭО) постоянных  разведочных кондиций. Технико-экономическое обоснование освоения  месторождения, материалы подсчета запасов и результаты геолого-экономической оценки, включая обоснование постоянных разведочных 

кондиций, подлежат государственной геологической, экономической и  экологической экспертизе (пункт 4.1.8 Положения). 

Из содержания статьи 36.1 Закона о недрах (в редакции,  действующей на момент выдачи лицензии) следует, что выполнение  геологоразведочных работ допускается только при наличии утвержденной  в установленном порядке проектной документации. 

Из материалов дела, в том числе из Отчета, представленного на  государственную экспертизу в министерство, ОАО «Речной порт «Кама» в  2020 году (в период навигации) были проведены следующие работы: 

- геологоразведочные работы (разведочное бурение, отбор рядовых  проб, отбор проб на лабораторные исследования, отбор проб на  радиологические исследования); 

- топографо-геодезические работы (перенесение в натуру  расположения скважин и их привязка, плановое расположение выработок  на схеме); 

- лабораторные работы (определение гранулометрического состава  ПГС, определение гранулометрического состава песка, физико-механические испытания). 

При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что  заявителем проведены геологические работы по изучению нового 


[A16] месторождения техногенного происхождения, при которых им должны  соблюдаться требования, предъявляемые к поисковому этапу и  геологическому изучению, являющейся Стадией 4. «Разведка  месторождения», предусмотренной Положением. 

Таким образом, проведение заявителем геологических работ в  геометрических границах ранее отработанного месторождения  «Елабужское», не установленное в лицензии ЕЛА № 00915 ТЭ и его  лицензионном соглашении, в отсутствии проекта геологоразведочных  работ, прошедшего государственную экспертизу, является нарушением  лицензионных требований и условий. 

Поскольку объект геологического изучения не закреплен в лицензии  ЕЛА № 00915 ТЭ в виде горного отвода, довод заявителя о допустимости  проведения разведки в границах горного отвода, предоставленного для  добычи полезных ископаемых, подлежит отклонению, как  противоречащий положениям действующего законодательства Российской  Федерации. 

Перечисленные в отчете проведенные работы заявителем не имеют  отношения к добыче общераспространенных полезных ископаемых,  которая согласно условиям лицензионного соглашения, являющейся  неотъемлемой частью лицензии ЕЛА № 00915 ТЭ, должна осуществляться  ОАО «Речной порт «Кама». 

Доводы заявителя со ссылкой на подпункт 6 части 1 статьи 22 Закона  о недрах, что пользователю недр предоставлено право проводить без  дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет  собственных средств в границах горного отвода, предоставленного ему в  соответствии с лицензией, отклонены судами по следующим основаниям. 

Подпункт 6 части 1 статьи 22 Закона о недрах не освобождает  пользователя недр от соблюдения условий лицензионного соглашения, а  также от утверждения проектной документации на проведение работ по  геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений 


[A17] полезных ископаемых, а также разведке месторождений полезных  ископаемых в соответствии с требованиями части 4 статьи 36.1 Закона о  недрах и Правилами подготовки проектной документации на проведение  геологического изучения недр и разведки месторождений полезных  ископаемых по видам полезных ископаемых, утвержденными приказом  Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации от  14.06.2016 № 352. 

Из материалов дела судами установлено, что проектная  документация на проведение в 2020 году ОАО «Речной порт «Кама» работ  по геологическому изучению недр на основании лицензии серии ЕЛА №  00913 ТЭ министерством не утверждалась. 

Кроме того, в соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 10 Закона о  недрах участки недр для добычи полезных ископаемых предоставляются  на определенный срок - на срок отработки месторождения полезных  ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования  разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего  рациональное использование и охрану недр. 

Срок действия лицензии серии ЕЛА № 00915 ТЭ согласно 4.2  лицензионного соглашения (в редакции дополнения от 18.11.2008 № 1)  установлен до 31.12.2020. 

Постановлением Правительства Российской Федерации  от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных  особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021  годах» срок действия лицензии продлен до 31.12.2021. 

На основании дополнения № 1 к лицензионному соглашению ЕЛА  от 18.11.2008 № 00915 ТЭ, являющейся приложением № 5 к лицензии,  запасы ПГП месторождения «Елабужское» были утверждены протоколом  РКЗ при министерстве от 25.12.2003 № 107 по категории C1 в объеме  6537,481 тыс. куб. м, забалансовые - по категории C1 - 655,3 тыс.куб. м. 


[A18] По состоянию на 01.01.2017 остаток балансовых запасов ПГП на  Елабужском месторождении по категории C1 составил 795,5 тыс. куб. м;  по состоянию на 01.01.2020 балансовые запасы месторождения по  категории C1 составляли 92,1 тыс.м.куб. (указано в представленном на  государственную экспертизу Отчете и подтверждается данными формы 5- гр); по состоянию на 01.01.2021, согласно данным, содержащимся в  представленной ОАО «Речной порт «Кама» статистической отчетности по  форме 5-гр, запасов ПГП на месторождении «Елабужское» не имелось, то  есть оно было полностью отработано недропользователем. Данный факт  заявителем не оспаривается. 

Проведение работ по геологическому изучению недр с выявлением  прироста запасов в геометрических границах уже отработанного  месторождения противоречит нормам законодательства Российской  Федерации о недрах, устанавливающим ограниченность срока пользования  участком недр и обязательность соблюдения пользователем недр условий  пользования недрами, установленных лицензионным соглашением. 

Довод общества о том, что однозначное отнесение отработанных  русловых месторождений к техногенным является неверным, прирост  запасов по данным эксплуатационной разведки в границах действующего  участка недр не ведет к образованию нового участка недр в его границах,  отклонен судами, исходя из следующего. 

Характер современных русловых и террасовых залежей песка и ПГП,  изменяющих в годовом или многолетнем цикле пространственное  положение, форму и размеры, ответчиком не оспаривается. 

Между тем, обоснование проведения геологоразведочных работ в  границах месторождений ПГП, расположенных в акваториях, характером  таких залежей, необоснованно, поскольку приведет к бесконечному  приросту их запасов и, соответственно, к такому же бесконечному  продлению срока пользования недрами одним недропользователем, что  противоречит установленному Законом о недрах принципу предоставления 


[A19] права пользования недрами в целях разведки и добычи полезных  ископаемых на основании соответствующих аукционов. 

Кроме того, понятия «залежь» и «месторождение», применительно к  установленному законодательством порядку предоставления права  пользования недрами, не являются тождественными. 

В соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи  полезных ископаемых участок недр предоставляется пользователю в виде  горного отвода - геометризованного блока недр (статья 7 Закона о недрах). 

При определении границ горного отвода учитываются  пространственные контуры месторождения полезных ископаемых,  положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений,  границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от  вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород,  контуры предохранительных целиков под природными объектами,  зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие  факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с  процессом геологического изучения и использования недр. 

Предварительные границы горного отвода устанавливаются при  предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки  технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием  недрами, получения положительного заключения государственной  экспертизы и согласования указанного проекта оформляются документы,  которые удостоверяют уточненные границы горного отвода  (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию  в качестве ее неотъемлемой составной части. 

Из содержания указанных норм следует, что запасы месторождения,  в отношении которых пользователь недр может осуществлять добычу,  полезных ископаемых в соответствии с условиями лицензии,  утверждаются в границах горного отвода на момент их оформления. 


[A20] Какие-либо дополнительные условия отдельно для месторождений ПГП,  исходя из их характера, законодательством не предусмотрены. 

Таким образом, суды пришли к выводу о том, что установленные  законодательством и условиями лицензионного соглашения основания для  проведения геологоразведочных работ в границах горного отвода  месторождения «Елабужское» у заявителя отсутствовали. 

Доводы заявителя о том, что недропользователю, владеющему  лицензией на разведку и добычу полезных ископаемых, предоставлено  право проводить геологическое изучение недр в границах горного отвода  без соответствующей лицензии, также отклонены судами. 

На основании дополнения № 1 к лицензионному соглашению ЕЛА  от 18.11.2008 № 00915 ТЭ, являющейся приложением № 5 к лицензии  Раздел 1 «Основание предоставления лицензии, объект недропользования»  изложен в следующей редакции: «1.2. Целевым назначением работ  является разведка и добыча ПГП на месторождении «Елабужское» в  Елабужском муниципальном районе Республики Татарстан». 

В пунктах 6.2, 6.3 постановления Верховного Совета Российской  Федерации от 15.07.1992 № 3314-1 «О порядке введения в действие  Положения о порядке лицензирования пользования недрами» (далее - Положение № 3314-1) содержатся разъяснения относительно объема работ,  право на выполнение которых дает та или иная лицензия, в том числе на  геологическое изучение недр или на добычу полезного ископаемого. 

Лицензии выдаются для геологического изучения недр на срок до 5  лет, для добычи полезных ископаемых и в целях, не связанных с их  добычей, - на срок до 20 лет, при совмещении геологического изучения  недр и добычи полезных ископаемых - на срок до 25 лет (пункт 7.1  Положения № 3314-1). 

В силу пункта 6.6 Положения № 3314-1 владелец лицензии на право  добычи полезных ископаемых имеет право проводить в пределах  предоставленного ему горного отвода работы по геологическому изучению 


[A21] недр, связанные с проводимой им добычей, без дополнительной лицензии,  но с согласованием условий их проведения с органами государственного  санитарного, горного надзора и государственного экологического  контроля. 

Вместе с тем у заявителя отсутствовала лицензия, дающая право на  выполнение работ по геологическому изучению недр полезных  ископаемых. Ни лицензией ЕЛА № 00915 ТЭ, ни техническим проектом  разработки месторождения не предусмотрен такой вид пользования  недрами как геологическое изучение. Указанная лицензия не являлась  совмещенной. 

Как установлено судами, в спорный период у ОАО «Речной порт  «Кама» фактически отсутствовала лицензия, дающая право на выполнение  работ по геологическому изучению недр полезных ископаемых (ни  лицензией ЕЛА № 00915 ТЭ, ни техническим проектом разработки  месторождения не предусмотрен такой вид пользования недрами как  геологическое изучение, указанная лицензия не являлась совмещенной). 

Основываясь на установленном, суды пришли к выводу о том, что  протокол РКЗ от 18.03.2021 № 709: «об отказе поставить на баланс ОАО  «Речной порт «Кама» запасы вновь изученных полезных ископаемых ПГП,  расположенных в контурах отработанного месторождения «Елабужское»  по блокам С1-III, С1-IV, С1-VI, C1-VII с суммарным запасом 1545,8  куб. м.», «о присвоении месторождению, расположенному в контуре ранее  отработанного месторождения «Елабужское» - название «Елабужское  техногенное», и отнесении вновь разведанные запасы ПГП к 2-ой группе,  «об указании Фонду геологической информации поставить на  республиканский баланс запасы месторождения ПГП «Елабужское  техногенное», а разведанные и утвержденные настоящим протоколом по  блокам С1-III, С1-IV, С1-VI, C1-VII с суммарным запасом – в  нераспределенный фонд недр Республики Тататрсан», является законным  и обоснованным. 


[A22] Не установив совокупности оснований, предусмотренных частью 1  статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, для признания оспариваемого ненормативного правового акта  недействительным, суды на основании части 3 статьи 201 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации отказали обществу в  удовлетворении заявленных требований. 

Кассационная инстанция считает, что выводы судов соответствуют  фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении  норм материального права. 

Установленные судами обстоятельства дела в нарушение статьи 65  Арбитражного процессуального кодекса Российской обществом в  кассационной жалобе не опровергнуты, в том числе ссылками на  конкретные документы, имеющиеся в материалах дела.  

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, тождественны  доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов первой 

апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. По  существу они свидетельствуют о несогласии с оценкой доказательств и  установленными по делу фактическими обстоятельствами, сводятся к  переоценке выводов судов, что в силу положений статьи 286 и части 2  статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  не допускается в суде кассационной инстанции. 

Иное толкование заявителем жалобы положений действующего  законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не  свидетельствует о неправильном применении судами норм права. 

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно  части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации в любом случае основаниями для отмены обжалуемых  судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. 


[A23] Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  Арбитражный суд Поволжского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.08.2021 и  постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда  от 22.12.2021 по делу № А65-14527/2021 оставить без изменения,  кассационную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и  может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда  Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные  статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации. 

Председательствующий судья И.А. Хакимов

Судьи Р.Р. Мухаметшин 

 А.Н. Ольховиков