ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-14660/2009 от 23.09.2010 АС Поволжского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань

Дело № А65-14660/2009

30 сентября 2010 года

Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Герасимовой Е.П.,

судей Газизовой Г.Ю., Гильмановой Э.Г.,

при участии представителей:

заявителя – ФИО1, доверенность от 09.02.2010 № 446,

ответчика – ФИО2, доверенность от 04.08.2010 № 14/1334,

третьего лица – муниципального учреждения «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» ФИО1 ¸ доверенность от 25.12.2009 № 21820,

закрытого акционерного общества «Казанский экологический комплекс» ФИО3, доверенность от 20.01.2010,

в отсутствие:

третьих лиц – извещены, не явились,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Казанский экологический комплекс»

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.03.2010 (судья Сальманова Р.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2010 (председательствующий судья Марчик Н.Ю., судьи Холодная С.Т., Кузнецова В.В.)

по делу № А65-14660/2009

по заявлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, г. Казань, к Исполнительному комитету Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, пос. ж/д, ст. Высокая Гора, о признании недействительным постановления от 14.01.2008 № 2, с участием третьих лиц: закрытое акционерное общество «Казанский экологический комплекс», г. Казань, муниципальное учреждение «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», г. Казань, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань, федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Республике Татарстан, г. Казань, Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, пос. ж/д, ст. Высокая Гора,

УСТАНОВИЛ:

Исполнительный комитет муниципального образования города Казани (далее – заявитель) обратился к Исполнительному комитету Высокогорского муниципального района Республики Татарстан (далее – ответчик, Исполком Высокогорского МР) с заявлением о признании недействительным постановления от 14.01.2008 № 2 «О предоставление земельного участка в аренду ЗАО «Казанский экологический комплекс».

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: закрытое акционерное общество «Казанский экологический комплекс» (далее ЗАО «КЭК»), муниципальное учреждение «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Республике Татарстан, Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.03.2010 заявление удовлетворено.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2010 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.03.2010 оставлено без изменения.

ЗАО «КЭК» в кассационной жалобе просит судебные акты отменить, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Заявитель жалобы считает, что на момент вынесения спорного постановления от 14.01.2008 № 2 «О предоставление земельного участка в аренду ЗАО «КЭК», ответчик не обладал полномочиями по распоряжению земельными участками и, следовательно, по принятию постановления об их изъятии. Кроме того, постановление было вынесено с нарушением требований, установленных пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании 22.09.2010 был объявлен перерыв до 16 часов 00 минут 23.09.2010. Соответствующая информация была размещена на сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа.

Проверив законность обжалованных судебных актов в порядке, установленном статьями 286, 287 АПК РФ, изучив материалы дела и исходя из доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, 14.01.2008 Исполкомом Высокогорского МР принято постановление № 2 о предоставлении на праве аренды ЗАО «КЭК» на оставшийся срок субаренды до 02.02.2027 земельного участка площадью 189400 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Высокогорский район, в трех километрах по направлению на восток от н.п. Самосырово, имеющий кадастровый номер 16:16:120602:0300, под размещение свалки, категория земель земли промышленности; ЗАО «КЭК» предложено заключить договор аренды земельного участка с Палатой имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района, обеспечить государственную регистрацию договора аренды земельного участка.

Во исполнение указанного постановления между Палатой имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района и ЗАО «КЭК» 14.01.2008 заключен на оставшийся срок субаренды до 26.02.2027 договор № ТО-24-071-1136 аренды земельного участка, кадастровый номер 16:16:120602:0300, местоположение: в трех километрах по направлению на восток от н.п. Самосырово, категория земельного участка: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с разрешенным использованием: для размещения свалки.

Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, считая постановление от 14.01.2008 № 2 не соответствующим Закону Республики Татарстан от 28.12.2007 № 69-ЗРТ «О преобразовании, изменении границ отдельных муниципальных образований и внесении изменений в некоторые законы Республики Татарстан», нарушающим права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности. В случае установления названных обстоятельств арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного акта недействительным (часть 2 статьи 201 Кодекса).

Заявленное требование может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным ненормативным актом прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое постановление принято с нарушением требований закона.

Статьей 10 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) установлено, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11-13 настоящего Федерального закона.

Как следует из пункта 1 статьи 12 Федерального закона № 131-ФЗ, изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта Российской Федерации об изменении границ муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.

Объединение поселения с городским округом осуществляется с согласия населения поселения и городского округа, выраженного представительным органом соответствующих поселения и городского округа, а также с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района. Поселение, объединенное с городским округом, утрачивает статус муниципального образования (пункт 3.1 статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ).

Статьей 1 Закона Республики Татарстан от 28.12.2007 № 69-ЗРТ «О преобразовании, изменении границ отдельных муниципальных образований и внесении изменений в некоторые законы Республики Татарстан» (далее – Закон № 69-ЗРТ) установлено – преобразовать муниципальные образования города Казани и «Константиновское сельское поселение» путем объединения муниципального образования «Константиновское сельское поселение» с муниципальным образованием города Казани.

Как следует из пунктов 2 и 3 вышеназванной статьи, преобразование муниципальных образований, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется одновременно с включением деревни Белянкино, села Константиновка, деревни Самосырово, села Чебакса в состав города Казани. Муниципальное образование города Казани и муниципальное образование «Константиновское сельское поселение» считаются преобразованными со дня вступления в силу настоящего закона.

Со дня вступления в силу Закона № 69-ЗРТ:

- Константиновское сельское поселение утрачивает статус муниципального образования; полномочия органов местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования «Константиновское сельское поселение» прекращаются;

- органы местного самоуправления муниципального образования города Казани становятся правопреемниками органов местного самоуправления муниципального образования «Константиновское сельское поселение», осуществлявших полномочия в соответствующей сфере деятельности, в том числе в отношениях, осуществлявшихся в соответствии с законодательством с органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, включая осуществление полномочий собственника муниципального имущества, прав акционера (участника) хозяйственных обществ, а также иных прав и обязанностей муниципального образования «Константиновское сельское поселение», осуществлявшихся органами местного самоуправления муниципального образования «Константиновское сельское поселение» (пункт 4 статьи 1 Закона № 69-ЗРТ).

Статьей 8 Закона № 69-ЗРТ установлено, что настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 года, но не ранее дня официального опубликования настоящего Закона.

Таким образом, судами сделан законный вывод, что на момент издания оспариваемого постановления, Закон Республики Татарстан от 28.12.2007 № 69-ЗРТ «О преобразовании, изменении границ отдельных муниципальных образований и внесении изменений в некоторые законы Республики Татарстан» вступил в силу.

Текст Закона опубликован в газете «Республика Татарстан» от 29.12.2007 № 260, газете «Ватаным Татарстан» от 01.01.2008 № 1, Ведомостях Государственного Совета Татарстана, № 12 (II часть), декабрь 2007 года.

Согласно статье 10 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого постановления, распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Руководствуясь положениями вышеназванной статьи, суды правомерно пришли к выводу о том, что у Исполкома Высокогорского МР на дату вынесения оспариваемого постановления от 14.01.2008 № 2 отсутствовали полномочия по предоставлению земельного участка в собственность ЗАО «КЭК» ввиду вступления в силу Закона № 69ЗРТ «О преобразовании, изменении границ отдельных муниципальных образований и внесении изменений в некоторые законы Республики Татарстан».

Доводы заявителя кассационной жалобы со ссылкой на положения статьи 7 Закона № 69-ЗРТ и статьи 85 Федерального закона № 131-Ф3 об отсутствии в материалах дела надлежащих доказательств передачи земельных участков соответствующих районов, в том числе Высокогорского РТ в муниципальную собственность г. Казани, и, как следствие, законность распоряжения спорным земельным участком, не могут быть признаны судом кассационной инстанции обоснованными.

Из буквального толкования статьи 7 Закона № 69-ЗРТ следует, что названная норма регламентирует порядок разграничения муниципального имущества, между муниципальными образованиями в связи с изменением их границ, тогда как спорным земельным участком является участок, государственная собственность на который не разграничена, на что и было указано Комитетом земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани.

Ссылка заявителя на постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.03.2008 по делу № А72-3359/06 не может быть принята во внимание, поскольку в силу статьи 69 АПК РФ не обладает преюдициальным значением для рассмотрения настоящего дела.

Таким образом, коллегия считает, что суды полно и всесторонне в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ исследовали все обстоятельства по делу и, правильно применив нормы действующего законодательства, правомерно удовлетворили заявленные требования.

Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела.

Другие доводы, которые могли бы повлечь отмену судебных актов, в кассационной жалобе не заявлены.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.03.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2010 по делу № А65-14660/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья Е.П. Герасимова

Судьи Г.Ю. Газизова

Э.Г. Гильманова